Разработка урока литературы в 6 классе по сказу Н.С.Лескова "Левша"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Тема: «Кто такой Левша?»
Метапредметная тема «Способности и возможность их реализовать»
Порядковый номер урока: 49. «Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе "Левша"»
Базовый учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014
Главная методическая цель урока: – создание условий для проявления познавательной и творческой активности учеников.
Деятельностная цель: формирование новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности (развитие умения сравнивать героев, их мысли, чувства, поступки, выделять логические части в стихотворении, понимать и оценивать изображаемое, делать обобщения и выводы);
Содержательная цель: показать тесную кровную связь писателя с национальными русскими традициями; воспитать патриотизм, уважение к Родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по сказу "Левша" | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе
ФИО: Лизякина Ирина Константиновна |
Место работы: МБОУ Сосновская средняя школа №2 п. Сосновское Нижегородской области |
Должность: учитель русского языка и литературы |
Предмет : Литература |
Класс: 6 класс |
Тема: «Кто такой Левша?» Метапредметная тема «Способности и возможность их реализовать» Порядковый номер урока: 49. «Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе "Левша"» Базовый учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014 |
Главная методическая цель урока: – создание условий для проявления познавательной и творческой активности учеников.
Деятельностная цель: формирование новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности (развитие умения сравнивать героев, их мысли, чувства, поступки, выделять логические части в стихотворении, понимать и оценивать изображаемое, делать обобщения и выводы);
Содержательная цель: показать тесную кровную связь писателя с национальными русскими традициями; воспитать патриотизм, уважение к Родине
Задачи урока:
Образовательные:
- знать об основных фактах жизни и творчества Н.С.Лескова, содержание сказа "Левша", отличие сказа от сказки;
- помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, помочь выявить основную идею произведения;
- увидеть авторское отношение к персонажу произведения; раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;
- учить школьников анализу литературного произведения; вырабатывать навыки комментированного чтения.
- уметь давать сравнительную характеристику героев;
- владеть приёмами диалогической речи, способами самоконтроля при выполнении заданий.
Воспитательные:
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
- воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
- воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.
Развивающие:
- развивать навык смыслового чтения обучающихся (в т.ч. обогащать и активизировать словарный запас), мышление, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- совершенствовать навыки решения заданий;
- развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Вид урока: смешанный.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа.
Межпредметные связи:
- с историей - при знакомстве с историческими лицами (Александр I, НиколайI, Платов и др.)
- с искусством – при сопоставлении художественного текста, репродукций картин художников и собственных иллюстраций.
Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, выполненная совместно с подготовленными заранее учащимися, карточки, карта-путеводитель, иллюстрации, рисунки детей, оформленные в выставку, видеоматериал.
Технологическая карта урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) |
1 | Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель:
| 1.Вступительное слово учителя о роли и назначении литературы 2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся 3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока | Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Называют ассоциации, связанные со словом ПУТЕШЕСТВИЕ Выдвигают предположения о теме урока | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. | 3 минуты |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель:
| Активизирует знания учащихся. Организовывает работу по повторению биографии писателя. Создает проблемную ситуацию. Организует обсуждение словарных статей слов "роль" и "позиция" | Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос "Что удивило вас в творческой биографии Лескова?" Обращают внимание на подзаголовок "Левши", предполагают, на что он настраивает читателя. Определяются с целями путешествия, определяют, какую роль они будут выполнять на уроке. | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. | 10-12 минут |
3 | Постановка учебной задачи (проблемы) Цель:
| Организовывает обсуждение о жанре произведения Организует работу следующего этапа "История в лицах", предлагает сравнить роли и позиции названных героев, организует работу по заполнению схемы в путеводителе. Организовывает групповую работу по осмыслению содержания текста с помощью картинок. | Слушают учителя. Работают в парах, определяют сходства и отличия сказа и сказки, систематизируют материал в таблицу. Рассказывают об исторических лицах и событиях, которые лежат в основе сказа Лескова. Определяют, какие цитаты о народе относятся к каждому из героев, сравнивают роли и позиции названных героев, выражают свою позицию по этому вопросу. Работают в группах и составляют план сказа по картинкам | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. | 10 минут ФИЗКУЛЬТМИНУТКА — 2 мин. http://www.youtube.com/watch?v=-6zfjESxMgI (сайт инфоурок). |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. Работа над смыслом текста | Ставит цель на выявление темы, идеи сказа. Организует индивидуальную работу по рядам по обсуждению характера героя произведения с подтверждением из текста. Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле произведения. Организовывает чтение по ролям эпизода "Левша на приеме у царя", творческий пересказ от имени левши о его пребывании в Англии. Организовывает обсуждение последних глав сказа. | Анализируют произведение с целью определения:
Участвуют в беседе по обсуждению характера левши, с помощью символов, слов и картинок раскрывают составляющие образа левши, делают обобщающий вывод по обсуждению сказа "Левша" Читают по ролям эпизод "Левша на приеме у царя", пересказывают от имени левши о его поездке в Англию. Рассуждают о том, что вкладывает левша в понятие "Отечество", делают вывод о том, кто же виноват в страшной судьбе левши. | Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи. | 10 минут |
5 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель:
| Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний | Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка | 5 минут |
6 | Рефлексия деятельности Цель:
| Организовывает работу по обсуждению иллюстраций Н.Кузьмина, Кукрыниксов и учащихся. Организовывает просмотр видеофрагмента "Современный левша Андрей Рыкованов" (https://www.youtube.com/watch?v=gQnplZa7oR4 ) Организовывает обсуждение "Мои впечатления от урока". Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание | Сравнивают рисунки художников и собственные иллюстрации к сказу. Смотрят видеофрагмент о современных левшах, слушают сообщение ученика об искусных мастерах, выражают свою жизненную позицию. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. Домашнее здание: 1.Сообщения «Левши Сосновского района (о людях, занимающихся подобным удивительным занятием ). 2. Сочинение Темы:
| Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство | 5 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"
Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....
Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...
Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы 6 класс Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....