Разработка урока литературы в 6 классе по сказу Н.С.Лескова "Левша"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Лизякина Ирина Константиновна

Тема: «Кто такой Левша?»

Метапредметная тема «Способности и возможность их реализовать»

Порядковый номер урока: 49.  «Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе "Левша"»

Базовый учебник:  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014

Главная методическая цель урока:  – создание   условий для проявления познавательной и творческой  активности учеников.

Деятельностная цель:  формирование новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности (развитие умения сравнивать героев, их мысли, чувства, поступки, выделять логические части в стихотворении, понимать и оценивать изображаемое, делать обобщения и выводы);

Содержательная цель: показать тесную кровную связь писателя с национальными русскими традициями; воспитать патриотизм, уважение к Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по сказу "Левша"78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературе

ФИО: Лизякина Ирина Константиновна

Место работы: МБОУ Сосновская средняя школа  №2  п. Сосновское Нижегородской области

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет : Литература

Класс: 6 класс

Тема: «Кто такой Левша?»

Метапредметная тема «Способности и возможность их реализовать»

Порядковый номер урока: 49.  «Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе "Левша"»

Базовый учебник:  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014

Главная методическая цель урока:  – создание   условий для проявления познавательной и творческой  активности учеников.

Деятельностная цель:  формирование новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности (развитие умения сравнивать героев, их мысли, чувства, поступки, выделять логические части в стихотворении, понимать и оценивать изображаемое, делать обобщения и выводы);

Содержательная цель: показать тесную кровную связь писателя с национальными русскими традициями; воспитать патриотизм, уважение к Родине

Задачи урока:

Образовательные:

  • знать об основных фактах жизни и творчества Н.С.Лескова, содержание сказа "Левша", отличие сказа от сказки;
  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, помочь выявить основную идею произведения;
  • увидеть авторское отношение к персонажу произведения; раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;
  • учить школьников анализу литературного произведения; вырабатывать навыки комментированного чтения.
  • уметь давать сравнительную характеристику героев;
  • владеть приёмами диалогической речи, способами самоконтроля при выполнении заданий.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
  • воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Развивающие:

  • развивать навык смыслового чтения обучающихся  (в т.ч. обогащать и активизировать словарный запас),  мышление, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;
  • совершенствовать навыки решения  заданий;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Вид урока: смешанный.

Формы работы учащихся: групповая,  индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа.

Межпредметные связи:

  • с историей - при знакомстве с историческими лицами (Александр I, НиколайI, Платов и др.)
  • с искусством – при сопоставлении художественного текста, репродукций картин художников и собственных иллюстраций.

Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, выполненная совместно с подготовленными заранее учащимися, карточки, карта-путеводитель,  иллюстрации, рисунки детей, оформленные в выставку, видеоматериал.

Технологическая карта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока

1.Вступительное слово учителя о роли и назначении литературы

2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся

3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока

 Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Называют ассоциации, связанные со  словом ПУТЕШЕСТВИЕ

Выдвигают предположения о теме урока

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

3 минуты

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Активизирует знания учащихся. Организовывает  работу по  повторению биографии писателя.

Создает проблемную ситуацию.

Организует обсуждение словарных статей слов "роль" и "позиция"

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос "Что удивило вас в творческой биографии Лескова?"

Обращают внимание на подзаголовок "Левши", предполагают, на что он настраивает читателя.  Определяются с целями путешествия, определяют, какую роль они будут выполнять на уроке.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

10-12 минут

3

Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения

Организовывает обсуждение о жанре произведения

Организует работу следующего этапа "История в лицах", предлагает сравнить роли и позиции названных героев, организует работу по заполнению схемы в путеводителе.

Организовывает групповую работу по осмыслению содержания текста с помощью картинок.

Слушают учителя. Работают в парах, определяют сходства и отличия сказа и сказки, систематизируют материал в таблицу.

Рассказывают об исторических лицах и событиях, которые лежат в основе сказа Лескова. Определяют, какие цитаты о народе относятся к каждому из героев, сравнивают роли и позиции названных героев, выражают свою позицию по этому вопросу. Работают в группах и составляют план сказа по картинкам

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

10 минут

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА — 2 мин.

http://www.youtube.com/watch?v=-6zfjESxMgI (сайт инфоурок).

4

Построение проекта выхода из затруднения. Работа над смыслом текста

Ставит цель на выявление темы, идеи сказа. Организует индивидуальную работу по рядам по обсуждению характера  героя произведения с подтверждением из текста.

Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле произведения.

Организовывает чтение по ролям эпизода "Левша на приеме у царя", творческий пересказ от имени левши о его пребывании в Англии.  Организовывает  обсуждение  последних глав сказа.

Анализируют произведение с целью определения:

  • темы, идеи сказа;
  • характера героев;
  • роли и значения героя;
  • смысла произведения;

Участвуют в беседе  по обсуждению характера левши, с помощью символов, слов и картинок раскрывают составляющие образа левши, делают  обобщающий вывод по обсуждению сказа "Левша"

Читают по ролям эпизод "Левша на приеме у царя", пересказывают от имени левши о его поездке в Англию.  

Рассуждают о том, что вкладывает левша в понятие "Отечество", делают вывод о том, кто же виноват в страшной судьбе левши.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

10 минут

5

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить свое умение применять полученные знания;
  • развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

5 минут

6

Рефлексия деятельности

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

Организовывает работу по обсуждению иллюстраций Н.Кузьмина,  Кукрыниксов и учащихся. Организовывает просмотр видеофрагмента "Современный левша Андрей Рыкованов"  (https://www.youtube.com/watch?v=gQnplZa7oR4 ) Организовывает обсуждение "Мои впечатления от урока".

Организовывает фронтальную беседу.

Предлагает выбрать домашнее задание

Сравнивают рисунки художников и собственные иллюстрации к сказу. Смотрят видеофрагмент о современных левшах, слушают сообщение ученика об искусных мастерах, выражают свою жизненную позицию. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.  

Домашнее здание:

1.Сообщения «Левши Сосновского района (о людях, занимающихся подобным удивительным занятием ).

2. Сочинение

Темы:

  • «Н.С. Лесков – писатель будущего (Л.Н. Толстой)
  • «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»
  • Мое отношение к Левше

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: доказательство

5 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...

Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"

Разработка урока  литературы 6 класс  Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....