Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский".
Технолия - проблемное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literatury_konflikt_k.p._troekurova_i_a.g._dubrovskogo._6_klass.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского".
Анализ эпизодов "Шабашкин у Троекурова", "Суд". 6-й класс
Цель:
- формировать навык анализ эпизода художественного произведения с целью анализа характеров героев, их взаимоотношений;
- формировать умение интерпретировать текст художественного произведения
Технология: проблемного обучения
Методические приемы:
- анализ проблемного вопроса, исследовательская работа, аналитическое прочтение произведения;
- беседа;
- составление ассоциограммы;
- литературный эксперимент;
- устное монологическое высказывание;
- составление сопоставительной таблицы.
Ход урока
- Оргмомент
- Литературный эксперимент
Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.
Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.
Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:
- “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного”
(К.П.Троекуров)
- “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”.
(А.Г.Дубровский)
Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?
Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).
К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.
3.Формулировка темы и цели урока
Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.
4. Постановка проблемного вопроса
Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?
5. 1-й этап рефлексии
Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).
Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.
6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)
Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:
Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.
Что обозначают эти слова?
В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”?
Приведите примеры употребления данных слов.
Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.
7. Актуализация ЗУНов.
Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.
Работа в парах:
На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:
пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости
Распределить данные качества в таблице:
К.П.Троекуров | А.Г.Дубровский |
Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.
Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?
Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.
Работа в парах:
Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях.
Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?
Покровское | Кистенёвка |
Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями | Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. |
Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают?
К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).
Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).
Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?
Говорящими являются и имена героев.
Запись на доске:
Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель
Петр - скала, утес, камень.
Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.
О чем говорят имена героев?
Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.
Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?
На чем основывается их дружба?
Что стало причиной ссоры героев?
8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.
Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?
Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)
Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.
Прочитайте портретное описание Шабашкина. Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.
Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)
Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?
С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)
В чем особенность его речи?
Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)
Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)
Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)
Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”
Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?
Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?
Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).
Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?
Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.
Проведем исследовательскую работу (работа в парах)
Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро?
Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось всевозможные указы”)
Что значит “толкуя вкривь и вкось”, “всевозможные указы”?
Почему Дубровский не предпринял ответных мер?
Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?
Анализ эпизода “Суд”.
Работа в группах:
1, 2 группа:
Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу:
Приезд в суд |
|
Слушание протокола |
|
Подписывание решения |
|
Отъезд из суда |
|
3, 4 группа:
Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу:
Приезд в суд |
|
Слушание протокола |
|
Подписывание решения |
|
Отъезд из суда |
|
Анализ работы группы:
В чем особенности поведения героев? Какие черты характера героев подчеркивает А.С.Пушкин, на что особенно обращает внимание?
Как ведут себя чиновники после оглашения решения суда?
Как принимает решение суда Троекуров? (торжествует)
А Дубровский?
Как вы думаете, чем вызвано сумасшествие Дубровского: тем, что он лишился последнего имения, разорен или чем- то другим? (тем, что все совершено не по закону, бесчестием, подлостью).
Итак, мы видим, что задуманное совершилось, Троекуров “торжествует”, но его торжество недолго, он очень скоро уехал, а судьи не дождались благодарности. Почему? (внезапное сумасшествие Дубровского поразило его, он понял, что совершил подлость)
9. Проблемный вопрос, 2-й этап рефлексии
Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?
(Троекурову нужна не Кистеневка, он хочет наказать своего непокорного соседа, сломить его гордость, независимость, сломить его достоинство)
Записать в тетрадь (5-6 предложений) ответ на поставленный вопрос, сравнить с первоначальной записью. Что изменилось в вашем восприятии этих эпизодов?
10. Итог.
Ссора героев, суд – это испытание героев, испытание на честность и чувство собственного достоинства.
Фактически судебную тяжбу выиграл Троекуров? А морально?
У вас на карточках дано определение слова “честь”, взятое из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля:
Честь:
- внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть
- высокое звание, чин, должность.
Какое из значений вам кажется более близким к описанной ситуации?
Кто из героев сохраняет человеческое достоинство, а кто – нет?
11. Домашнее задание.
Выполнить одной из заданий по выбору:
- Ответить письменно на вопрос: “Почему “внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его (Троекурова) воображение и отравило его торжество”?
- Подобрать пословицы о чести и достоинстве, проанализировать их, соотнеся с событиями главы 2 произведения А.С.Пушкина “Дубровский”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; определять, явл...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Конспект урока литературы в 6 классе «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Урок в рамках нового ФГОС...
Урок литературы в 6 классе Тема: «История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Цель: раскрыть своеобразие взаимоотношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, рассмотреть понятие «романтическая любовь»помочь учащимся разобраться в нравственных проблем...
Урок литературы в 6 классе "Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой"
Урок изучения нового материала с элементами ФГОС"...
Разработка урока литературы в 6 классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
Тема урока: Ссора друзей...