Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Панферова Лариса Ивановна

Разработка урока  литературы 6 класс  Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.

Определены задачи, цели урока, тип урока.

Работа с текстом 1-2 глав. Сбор материала для характеристики Тараса Бульбы и его сыновей.

Найти отличительные черты в портретах Остапа и Адрия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 7

Тема: Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, её героями.

Дата: ноябрь 2018года

Цель: выявить  основные характеристики персонажей повести.

Задачи:

Обучающая: учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль.;

Развивающая: развивать умение анализировать художественный текст;

Воспитывающая: формировать ценностное отношение к слову.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Ноутбук
  • Презентация
  • Аудиозапись (Встреча Бульбы с сыновьями)
  • Иллюстрации портрета Н.В.Гоголя.
  • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
  • Поощрительные фишки

План урока:

1.Орг.момент

2.Включение в материал

3.Изучение нового материала

4.Подведение итогов

5.Домашнее задание

Ход урока:

1.Орг.момент.

Здравствуйте! Сегодня мы познакомимся с ещё одним вызывающим восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу, писателем Николаем Васильевичем Гоголем. (Портрет на интерактивной доске).И с его повестью «Тарас Бульба».

Открыли тетради, записали число, классная работа, тема Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».Содержание повести и его герои.

2.Включение в материал.

Показать портрет Гоголя на интерактивной доске.

Н. В. Гоголь, родившийся в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, создавал свои произведения в XIX веке.

Он хорошо знал местные национальные обычаи и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.

В XVI в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов.

Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру.

О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в повести «Тарас Бульба».

3.Повторение ранее изученного.

Ребята,а давайте вспомним какие литературные жанры мы знаем? Чем отличается повесть от других жанров. (Дают определение повести как литературного жанра). Открываем тетради записываем повесть-  художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему.


4.Изучение нового материала.

Прослушайте аудиозапись встречи Тараса с детьми. (аудиозапись)

  • Как Тарас обращается к своим сыновьям?
  • Как Остап относится к отцу?
  • Рад ли Тарас к встрече с сыновьями?
  • Над чем он смеется?
  • Понимает ли мать Тараса и своих сыновей?

Сегодня мы рассмотрим первые две главы.


(Портрет Бульбы)

– Какую характеристику автор дает Бульбе? (Тарас был… во славу христианства».) (I ч.)

– В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.)

– Как отнеслась к решению мужа мать? («…Она не могла удержаться от слез…».) (I ч.)

Задание: зачитать – «Одна бедная мать…».

– Какова судьба жены, женщины того времени? (I ч.. «В самом деле … глядела…)

– На что надеялась? («Бульба, проснувшись, отсрочит…»)

ФИЗМИНУТКА:

Весёлая разминка с тропами

От скрытого сравнения метафоры устали,

И с олицетворением тихонечко привстали.

Эпитет и гиперболу за руки крепко взяли,

И вместе дружно, весело из книги зашагали.

Вперёд два шага сделав, литоту повстречали,

Остановились, прыгнули и, наконец, сказали:

«Пора нам возвращаться вприскочку и вприпрыжку,

Мы славно погуляли, нас заждалась уж книжка!»

А теперь мы рассмотрим как автор, Николай Васильевич Гоголь, показывает внешность Остапа и Андрия.

Портреты на интерактивной доске.

Задания по тексту:

  • Зачитайте описание внешности Остапа. Какие черты выделяются в его потрете?
  • Объясните почему он закапывал свой букварь?
  • Как он относился к учебе?
  • Почему он все-таки стал учиться?
  • Как он относился к наказаниям за проделки?
  • Какие черты характера вы можете выделить в Остапе?

Портрет Андрия.

  • Прочитайте как выглядит Андрий.
  • Какие черты выделяются в его портрете?
  • Как Андрию давалась учеба?
  • Как он вел себя в проделках?
  • Наказывали его? Почему?
  • Какие выводы о качествах характера Андрия вы можете сделать?


5.Подведение итогов.

Какой жанр литературы мы сегодня вспомнили?

С каким писателем и произведением мы сегодня познакомились?

Каких персонажей повести вы сегодня узнали?

Какие у вас впечатления от прочтения первых двух глав?

6.Домашнее задание.

(7 слайд) Открыли тетради, начертите таблицу и заполните её дома.

Открыли дневники записали домашнее задание: заполнить таблицу в тетради, читать 3 и 4 главу.

Кто не записал?

Сегодня активными были…вы получаете оценки…( судя по количеству фишок которые раздавались в течение урока, за ответы)

Спасибо за внимание, урок окончен, до свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Урок литературы по исторической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Урок развития речи

Слайд 2

2 Две жизни- две судьбы Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия

Слайд 3

3 Сопоставлять- сравнивать, находить сходства и отличия.

Слайд 4

4 Годы учёбы Остап. Художник Е. Кибрик . 1945 Андрий . Художник Е. Кибрик . 1945

Слайд 5

5 Кто? открытый упрямый настойчивый честный верный замкнутый способный изобретательный хитрый любит рисковать

Слайд 6

6 Возвращение домой «Тарас Бульба ». Глава 1. «А поворотись-ка, сын!» Художник А. Герасимов. 1952

Слайд 7

7 «Тарас Бульба ». Глава 1. «Ну, давай на кулаки! – говорил Тарас Бульба . засучив рукава, – посмотрю я, что за человек ты в кулаке!». Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба ». Глава 1. «Ну, здорово, сынку, почеломкаемся!» Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба ». Глава 1. «Вишь, какой батько ! – подумал про себя старший сын, Остап, – все, старый собака, знает, а еще и прикидывается!» Художник А. Герасимов. 1952

Слайд 8

8 «А ты, бейбас , что стоишь и руки опустил?...что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?» «Э, да ты мазунчик ,…» «…Добрый будет козак !... Добре, сынку!» «…приникла к изголовью дорогих сыновей своих…» « вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться…» «…просидела до самого рассвета и желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше…»

Слайд 9

9 Запорожская Сечь « Тарас Бульба » . Глава 2. « Черт вас возьми, степи, как вы хороши! » Художник А. Герасимов. 1952

Слайд 10

10 « Тарас Бульба » . Глава 2. Первая встреча Андрия с полькой. Художник П. Соколов. 1869 « Тарас Бульба » . Глава 1. « Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас? » Художник А. Герасимов. 1952

Слайд 11

11 « Тарас Бульба » . Глава 1. « Прощайте и детство, и игры, и все, и все! » Художник А. Герасимов. 1952 « Тарас Бульба » . Глава 2. « Эх, как важно развернулся! фу ты, какая пышная фигура! » Художник А. Герасимов. 1952 « Тарас Бульба » . Глава 2. « При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах... » Художник А. Герасимов. 1952

Слайд 12

12 мысли о матери законы жизни Запорожской Сечи принимает спокойно в бою хладнокровный уверенный способен вести за собой мысли о панночке приходит в ужас от жизненного уклада запорожцев наслаждается опасностью готов к безрассудному риску

Слайд 13

Мир чувств Остап-патриот. Любовь к Родине, матери, товарищам. Андрий - ? Любовь к прекрасной панночке. 13

Слайд 14

14 В какой момент происходит нравственное падение Андрия ?

Слайд 15

- А что мне отец, товарищи и отчизна! <…>- Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! <...> Кто сказал, что моя отчизна Украйна ? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну! 15

Слайд 16

16 «Тарас Бульба ». Глава 6. «И погиб козак ! Пропал для всего козацкого рыцарства!» Художник А. Герасимов. 1952

Слайд 17

Последние минуты 17

Слайд 18

«Тарас Бульба ». Глава 9. Смерть Андрия . Художник Е. Кибрик . 1945 «Тарас Бульба ». Глава 6. «Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет день и час, в который породил на позор себе такого сына». Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба ». Глава 9. «Я тебя породил, я тебя и убью!» Художник А. Герасимов. 1952

Слайд 19

19 «Тарас Бульба ». Глава 11. Казнь Остапа. Художник М. Деригус . 1952 «Тарас Бульба ». Глава 11. Остап перед казнью. Художник Е. Кибрик . 1945 «Тарас Бульба ». Глава 11. « Батько ! где ты? Слышишь ли ты?» Художник А. Герасимов. 1952

Слайд 20

20 Открытый, упрямый, настойчивый, честный, верный. Замкнутый, способный, изобретательный, хитрый, любит рисковать. Готов вступить в драку с отцом. Сдерживается на насмешки отца. Мысли о матери, законы жизни Запорожской Сечи принимает спокойно, в бою хладнокровный, уверенный, способен вести за собой. Мысли о панночке, приходит в ужас от жизненного уклада запорожцев, наслаждается опасностью, готов к безрассудному риску . Любовь к Родине, матери, товарищам. Видит красоту природы, ценит женскую красоту. Любовь к прекрасной панночке. Выносит все муки пыток, героическая смерть. Убит отцом. Бесславная смерть предателя.

Слайд 21

21 «Два дюжие молодца…» Остап верен казачеству, товариществу, Родине , он- достойный сын своего отца, своего народа. Остап-герой. Андрий верен своим чувствам, личное для него выше общественного. В этом его предательство.

Слайд 22

22

Слайд 23

Д / з . Написать сочинение «Две жизни- две судьбы» 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Урок,  обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести.  В центре урока проблемный вопрос: "Может л...

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

«Подвиг Тараса Бульбы» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Подвиг Тараса Бульбы» (6 класс)...