Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Разработка урока литературы 6 класс Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.
Определены задачи, цели урока, тип урока.
Работа с текстом 1-2 глав. Сбор материала для характеристики Тараса Бульбы и его сыновей.
Найти отличительные черты в портретах Остапа и Адрия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Н.В. Гоголь "Тарас Бульба". 2 жизни - 2 судьбы. | 17.68 КБ |
Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия. | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 7
Тема: Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, её героями.
Дата: ноябрь 2018года
Цель: выявить основные характеристики персонажей повести.
Задачи:
Обучающая: учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль.;
Развивающая: развивать умение анализировать художественный текст;
Воспитывающая: формировать ценностное отношение к слову.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Ноутбук
- Презентация
- Аудиозапись (Встреча Бульбы с сыновьями)
- Иллюстрации портрета Н.В.Гоголя.
- Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
- Поощрительные фишки
План урока:
1.Орг.момент
2.Включение в материал
3.Изучение нового материала
4.Подведение итогов
5.Домашнее задание
Ход урока:
1.Орг.момент.
Здравствуйте! Сегодня мы познакомимся с ещё одним вызывающим восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу, писателем Николаем Васильевичем Гоголем. (Портрет на интерактивной доске).И с его повестью «Тарас Бульба».
Открыли тетради, записали число, классная работа, тема Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».Содержание повести и его герои.
2.Включение в материал.
Показать портрет Гоголя на интерактивной доске.
Н. В. Гоголь, родившийся в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, создавал свои произведения в XIX веке.
Он хорошо знал местные национальные обычаи и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.
В XVI в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов.
Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру.
О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в повести «Тарас Бульба».
3.Повторение ранее изученного.
Ребята,а давайте вспомним какие литературные жанры мы знаем? Чем отличается повесть от других жанров. (Дают определение повести как литературного жанра). Открываем тетради записываем повесть- художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему.
4.Изучение нового материала.
Прослушайте аудиозапись встречи Тараса с детьми. (аудиозапись)
- Как Тарас обращается к своим сыновьям?
- Как Остап относится к отцу?
- Рад ли Тарас к встрече с сыновьями?
- Над чем он смеется?
- Понимает ли мать Тараса и своих сыновей?
Сегодня мы рассмотрим первые две главы.
(Портрет Бульбы)
– Какую характеристику автор дает Бульбе? (Тарас был… во славу христианства».) (I ч.)
– В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.)
– Как отнеслась к решению мужа мать? («…Она не могла удержаться от слез…».) (I ч.)
Задание: зачитать – «Одна бедная мать…».
– Какова судьба жены, женщины того времени? (I ч.. «В самом деле … глядела…)
– На что надеялась? («Бульба, проснувшись, отсрочит…»)
ФИЗМИНУТКА:
Весёлая разминка с тропами
От скрытого сравнения метафоры устали,
И с олицетворением тихонечко привстали.
Эпитет и гиперболу за руки крепко взяли,
И вместе дружно, весело из книги зашагали.
Вперёд два шага сделав, литоту повстречали,
Остановились, прыгнули и, наконец, сказали:
«Пора нам возвращаться вприскочку и вприпрыжку,
Мы славно погуляли, нас заждалась уж книжка!»
А теперь мы рассмотрим как автор, Николай Васильевич Гоголь, показывает внешность Остапа и Андрия.
Портреты на интерактивной доске.
Задания по тексту:
- Зачитайте описание внешности Остапа. Какие черты выделяются в его потрете?
- Объясните почему он закапывал свой букварь?
- Как он относился к учебе?
- Почему он все-таки стал учиться?
- Как он относился к наказаниям за проделки?
- Какие черты характера вы можете выделить в Остапе?
Портрет Андрия.
- Прочитайте как выглядит Андрий.
- Какие черты выделяются в его портрете?
- Как Андрию давалась учеба?
- Как он вел себя в проделках?
- Наказывали его? Почему?
- Какие выводы о качествах характера Андрия вы можете сделать?
5.Подведение итогов.
Какой жанр литературы мы сегодня вспомнили?
С каким писателем и произведением мы сегодня познакомились?
Каких персонажей повести вы сегодня узнали?
Какие у вас впечатления от прочтения первых двух глав?
6.Домашнее задание.
(7 слайд) Открыли тетради, начертите таблицу и заполните её дома.
Открыли дневники записали домашнее задание: заполнить таблицу в тетради, читать 3 и 4 главу.
Кто не записал?
Сегодня активными были…вы получаете оценки…( судя по количеству фишок которые раздавались в течение урока, за ответы)
Спасибо за внимание, урок окончен, до свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Две жизни- две судьбы Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия
3 Сопоставлять- сравнивать, находить сходства и отличия.
4 Годы учёбы Остап. Художник Е. Кибрик . 1945 Андрий . Художник Е. Кибрик . 1945
5 Кто? открытый упрямый настойчивый честный верный замкнутый способный изобретательный хитрый любит рисковать
6 Возвращение домой «Тарас Бульба ». Глава 1. «А поворотись-ка, сын!» Художник А. Герасимов. 1952
7 «Тарас Бульба ». Глава 1. «Ну, давай на кулаки! – говорил Тарас Бульба . засучив рукава, – посмотрю я, что за человек ты в кулаке!». Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба ». Глава 1. «Ну, здорово, сынку, почеломкаемся!» Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба ». Глава 1. «Вишь, какой батько ! – подумал про себя старший сын, Остап, – все, старый собака, знает, а еще и прикидывается!» Художник А. Герасимов. 1952
8 «А ты, бейбас , что стоишь и руки опустил?...что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?» «Э, да ты мазунчик ,…» «…Добрый будет козак !... Добре, сынку!» «…приникла к изголовью дорогих сыновей своих…» « вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться…» «…просидела до самого рассвета и желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше…»
9 Запорожская Сечь « Тарас Бульба » . Глава 2. « Черт вас возьми, степи, как вы хороши! » Художник А. Герасимов. 1952
10 « Тарас Бульба » . Глава 2. Первая встреча Андрия с полькой. Художник П. Соколов. 1869 « Тарас Бульба » . Глава 1. « Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас? » Художник А. Герасимов. 1952
11 « Тарас Бульба » . Глава 1. « Прощайте и детство, и игры, и все, и все! » Художник А. Герасимов. 1952 « Тарас Бульба » . Глава 2. « Эх, как важно развернулся! фу ты, какая пышная фигура! » Художник А. Герасимов. 1952 « Тарас Бульба » . Глава 2. « При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах... » Художник А. Герасимов. 1952
12 мысли о матери законы жизни Запорожской Сечи принимает спокойно в бою хладнокровный уверенный способен вести за собой мысли о панночке приходит в ужас от жизненного уклада запорожцев наслаждается опасностью готов к безрассудному риску
Мир чувств Остап-патриот. Любовь к Родине, матери, товарищам. Андрий - ? Любовь к прекрасной панночке. 13
14 В какой момент происходит нравственное падение Андрия ?
- А что мне отец, товарищи и отчизна! <…>- Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! <...> Кто сказал, что моя отчизна Украйна ? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну! 15
16 «Тарас Бульба ». Глава 6. «И погиб козак ! Пропал для всего козацкого рыцарства!» Художник А. Герасимов. 1952
Последние минуты 17
«Тарас Бульба ». Глава 9. Смерть Андрия . Художник Е. Кибрик . 1945 «Тарас Бульба ». Глава 6. «Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет день и час, в который породил на позор себе такого сына». Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба ». Глава 9. «Я тебя породил, я тебя и убью!» Художник А. Герасимов. 1952
19 «Тарас Бульба ». Глава 11. Казнь Остапа. Художник М. Деригус . 1952 «Тарас Бульба ». Глава 11. Остап перед казнью. Художник Е. Кибрик . 1945 «Тарас Бульба ». Глава 11. « Батько ! где ты? Слышишь ли ты?» Художник А. Герасимов. 1952
20 Открытый, упрямый, настойчивый, честный, верный. Замкнутый, способный, изобретательный, хитрый, любит рисковать. Готов вступить в драку с отцом. Сдерживается на насмешки отца. Мысли о матери, законы жизни Запорожской Сечи принимает спокойно, в бою хладнокровный, уверенный, способен вести за собой. Мысли о панночке, приходит в ужас от жизненного уклада запорожцев, наслаждается опасностью, готов к безрассудному риску . Любовь к Родине, матери, товарищам. Видит красоту природы, ценит женскую красоту. Любовь к прекрасной панночке. Выносит все муки пыток, героическая смерть. Убит отцом. Бесславная смерть предателя.
21 «Два дюжие молодца…» Остап верен казачеству, товариществу, Родине , он- достойный сын своего отца, своего народа. Остап-герой. Андрий верен своим чувствам, личное для него выше общественного. В этом его предательство.
22
Д / з . Написать сочинение «Две жизни- две судьбы» 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"
Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...
Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""
Урок, обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести. В центре урока проблемный вопрос: "Может л...
Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...
"Тарас Бульба — народный герой. "Тарас Бульба" — героическая повесть"
Конспект урока в 7 классе...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
«Подвиг Тараса Бульбы» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Подвиг Тараса Бульбы» (6 класс)...