Живое стихотворение
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе Клешнева И.С. 21.02.2020
Тема «Живое» стихотворение»
Сверхзадача: осознать ценность поэтических произведений для современного человека; повысить интерес к чтению.
Цель (планируемый результат): научить выразительно читать поэтический текст.
Метапредметные:
формировать умение:
- организовывать учебное сотрудничество;
- работать индивидуально и в группе;
- осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике);
- публично выступать;
- владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации.
№ | Этапы | Содержание | Формируемые УУД | Формы взаимодействия | Способы контроля |
I | Мотивационный | Психологическая минутка. Чтение отрывков из разных текстов. Перед вами отрывки из разных текстов. Прочитайте их. Постановка проблемных вопросов: Что объединяет данные тексты? Почему? Составьте логическую цепочку. Чем отличаются данные тексты? Чем именно отличается стихотворный текст от прозаического текста? Текст 1 Александр Грин «Алые паруса» Пока она шьет, посмотрим на нее ближе — во внутрь. В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая — живое стихотворение, со всеми чудесами ее созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое. Текст 2 Юрий Лотман Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я не понимаю. А иногда мы говорим. Я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи. Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда начинает для нас свою жизнь. Дело в том, что понять поэта – значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит. Текст 3 Стихотворение Самуила Маршака «О чем твои стихи?» — Не знаю, брат. Ты их прочти, коли придет охота. Стихи живые сами говорят, И не о чем-то говорят, а что-то. Текст 4 Стихотворение и музыка Владимира Ланцберга «Алые паруса» С друзьями легче море переплыть На доску выписываем словосочетание «живое стихотворение» - это тема урока.
Показ видеопослания 11 класса. Постановка проблемных вопросов:
Чему мы должны научиться сегодня на уроке?/Цель нашего урока? Какие шаги надо предпринять, чтобы достичь результата?
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности. Личностные: проявляют интерес к теме урока и готовность к учебной деятельности. | Фронтальный опрос | Самооценка |
II | Мини-исследование | Проверка домашнего задания. Отчет по мини-исследованиям.
| Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. | Групповая работа | Взаимооценка |
III | Практическая работа | «Живое стихотворение» - это стихотворение, которое прошло через сердце человека и оставило след в душе. Это стихотворение, которое звучит. Но как это сделать? (читать, понимать смысл, читать выразительно, наизусть, читать – моделировать ситуацию, читать - петь, читать – танцевать, читать - инсценировать и т.д.) Ребята, поделимся своими секретами, как оживить стихотворение. А сейчас давайте вспомним пройденный материал. Проанализируйте памятку «Выразительное чтение». Вы согласны со всеми пунктами. Практическая работа с текстом памятки. Выявление ошибочных пунктов. Анализ. Памятка выразительного чтения стихотворения
Вывод: А где нам может пригодиться такой навык, как выразительное чтение? На каких уроках? Почему? Практическая работа по анализу текста с критериями. Давайте определимся, по каким критериям будем оценивать выразительное чтение стихотворений. Выберите критерии, по которым будем оценивать «живые стихотворения». Почему?
Вывод: проводить взаимооценку и самооценку – а это умение на каких уроках важно? | Познавательные: осознают познавательную задачу; извлекают нужную информацию; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. | Фронтальный опрос | Самооценка |
IV | Моделирование ситуации |
Начинаем мастер-класс «Живое стихотворение». Оценивать будем по группам. В это время работает счетная палата, которая обрабатывает результаты. К1 интонация К2 темп К3 грамотная речь К4 эмоциональность К5 высота и сила голоса К6 оригинальность К7 артистизм Баллы: 2 – критерий просматривается полностью, без недочетов (великолепно, отлично, изумительно) 1 – критерий просматривается частично, есть небольшие недочеты (хорошо, но можно лучше) 0 - критерий отсутствует (увы, надо еще поработать) Работает группа по подсчету баллов и заполнению таблицы. Максимум 14 баллов. «5» - 80%-100%/ 12-14 баллов «4» - 60%-79%/ 9-11 баллов «3» - 40% -59% /6-8 баллов | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Групповая работа | Взаимооценка |
V | Творческая работа | Давайте составим памятку для всех ребят и для 11 класса тоже «Как сделать стихотворение «живым»? | Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. | Групповая работа | Взаимооценка |
VI | Рефлексия. | Учащиеся отвечают на вопросы:
| Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Познавательные: самостоятельно решают проблемы творческого характера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. | Фронтальный опрос | Самооценка |
VII | Домашнее задание | Составление сценария видеоответа 11 классу « Как сделать стихотворение «живым»? | Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с членами семьи) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с членами семьи с учетом конкретных учебно-познавательных задач; вступают в учебный диалог с членами семьи, учителем, одноклассниками; строят небольшое монологическое высказывание. | Самостоятельная групповая/парная/ индивидуальная работа | Взаимооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Где я счастливо живу… (Опыт интерпретации стихотворения Н. Веселовой « Где родился – там сгодился»…)
В поэтическом созвездии Верхневолжья Надежда Веселова занимает особое место. Это яркая поэтесса, у которой свое поэтическое лицо, свое мироощущение. Ее стихи философичны. Ее находки в области яз...
Я живу на родине Есенина. Стихотворения рязанских поэтов о С.А.Есенине
Данный материал поможет учителю в подготовке уроков по лирике С.А.Есенина. Стихотворения рязанских поэтов сопровождаются иллюстративным материалом....
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
Стихотворения на тему "Край, в котором я живу".
Стихотворения, занявшие призовые места в краевом конкурсе "Край, в котором я живу"....
«Стану буйством я жизни живым отголоском …» (мастерская по творчеству А.А.Фета, анализ стихотворения « Я пришел к тебе с приветом …»)
«Стану буйством я жизни живым отголоском …» (мастерская по творчеству А.А.Фета, анализ стихотворения « Я пришел к тебе с приветом …»)Цель : - глубже раскрыть внутренний мир писателя ...
Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)
Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....
. М.Е. Кильчичаков. Стихотворение «Живая кровь».
Тип урока: внеклассное чтение.Оборудование: портреты А.Т. Твардовского, М. Джалиля и М.Е. Кильчичакова, эпиграф на хакасском и русском языках «Пос тiлiне тайанып, орыс тiлiнеy таныст...