Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organ_zhivoy.docx | 18.81 КБ |
lermontov_organ_zhivoy.pptx | 472.01 КБ |
materialy_k_uroku_organ_zhivoy.docx | 15.05 КБ |
dokladnaya_benkendorfa.docx | 11.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Орган живой».
Цель: выявление того, как мировоззрение отражается на творчестве поэтов
Ход:
О. А.: Приветствие. Тема, особенность урока и его цель. (сл. 1,2)
С.В.: (Сл. 3.) Некролог Одоевского. Отрывок из обращение Жуковского В. А. к Бенкендорфу – «второму лицу государства». Передайте эмоциональное состояние автора, подтвердив словами из текста.
О. А.: Николай I запретил хоронить пышно, потому что…? Закончите предложение после рассказа.
Не допустить волнений
Жена поэта Наталья Николаевна Пушкина поначалу просила «пожаловать к отпеванию мужа в Исаакиевский собор, состоящий в Адмиралтействе 1-го числа февраля в 11 часов до полудня». Но неожиданно родственник Натальи Николаевны, граф Строганов, занимавшийся по ее просьбе похоронами, получил от настоятеля этого храма отказ. Священник, знавший хорошо семью Пушкина, а главное, всю историю с дуэлью Александра Сергеевича, принял решение, что это было самоубийством. А самоубийц в храмах, как известно, не отпевают.
Семья Пушкина в течение двух суток искала церковь, где можно будет отпеть Александра Сергеевича. Гроб с телом поэта простоял уже трое суток. Рядом с домом Пушкиных была небольшая Конюшенная церковь. Поэт Василий Жуковский, бывший одним из распорядителей похорон, писал: «О Конюшенной нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особое позволение».
Тем не менее граф Строганов через Беккендорфа (начальника царской канцелярии и главного жандарма России) устроил прошение Николаю I. Неожиданно для многих царь дал согласие на отпевание камер-юнкера Пушкина в Конюшенной церкви. Таким образом, Николай I сделал так, чтобы отпевание поэта стало торжественным, государственным актом.
Одновременно царь распорядился Беккендорфу, чтобы тот не допустил массовых беспорядков во время отпевания Пушкина. За три дня, пока гроб с телом поэта стоял в его доме, с ним пришли попрощаться 32 тысячи человек.
Настроения в столице в те дни были таковы, что русские могли устроить погром против иноземной элиты, которую они и считали главным виновником смерти Пушкина. Василий Жуковский вспоминал про эти настроения:
«Все население Петербурга, а в особенности чернь и мужичье, волнуясь, как в конвульсиях, страстно жаждало отомстить Дантесу. Никто от мала до велика не желал согласиться, что Дантес не был убийцей. Хотели расправиться даже с хирургами, которые лечили Пушкина, доказывая, что тут заговор и измена, что один иностранец ранил Пушкина, а другим иностранцам поручили его лечить».
Бенкендорф распорядился полиции сопровождать гроб с телом Пушкина от дома до церкви, окрестности наводнили агенты охранки в штатском. Жуковский писал: «В минуту выноса, на которую собралось не более десяти друзей Пушкина, жандармы наполнили ту горницу, где молились об умершем, нас оцепили, и мы под стражей проводили тело до церкви».
При отпевании присутствовали представители императорского двора, высшие чиновники, почти все иностранные послы, генералы, творческая интеллигенция, большинство академиков. В общем, попрощаться с Пушкиным пришла почти вся элита того общества.
Задержка с похоронами Пушкина была связана с тем, что долго не могли найти место погребения. Как известно, в своем завещании Пушкин просил не хоронить его на петербургских кладбищах, называя их болотом.
После смерти Пушкина в семье оставалось 300 рублей. Имение Михайловское заложено и должно было пойти с молотка. Жуковский позже признавался, что «к весне Пушкину нечем было бы кормить семью, а его самого ждала долговая яма. Даже хоронить поэта было не на что — их на свои средства организовал граф Строганов.
Николай I уплатил все долги Пушкина из казны — 138 тысяч рублей, из которых 94 тысячи составили карточные проигрыши поэта. Если суммировать уплаченные долги, пансион жене и детям, то забота о Пушкине обошлась казне в 450 тысяч золотых рублей.
В обмен на улаживание финансовых дел семьи Пушкина, царь распорядился цензурировать архив поэта. Николай I поручил Жуковскому вместе с Третьим отделением разбирать бумаги Пушкина.
Таковы были действия правительства. Можно по действиям правительства оценить отношение Николая I к поэту?
С. В.: Отклик людей – кто как мог. Кто словами, КТО делами, а кто стихами… М. Ю. Лермонтов. Работа с текстом.
Найдите 5 слов, помогающих понять замысел стихотворения. Озвучьте опорные слова и, опираясь на них, озвучьте замысел автора.
О. А.:
– Как же отреагировала власть на стихотворение Лермонтова (сл.4)?
– Правомерна ли была реакция властей на стихотворение М. Ю. Лермонтова? Соответствует ли она духу времени?
– В чем и почему М. Ю. Лермонтов обвиняет власть?
С. В.: инвектива – это… зачем она нужна?
О. А.:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Зачем Лермонтов написал последние строки?
С. В.: Тот же год… то же событие, но другой автор и другой взгляд. Тютчев Ф. И.
Анализ стихотворения – работа с текстом.
Каким предстает А. С. Пушкин в этих двух произведениях?
О. А.: Что такое диалог в культуре и философии?
С. В.:
Диалог поэтов об А. С. Пушкине.
Диалог поэтов о значении Пушкина для России.
Диалог о роли Дантеса.
О чем еще ведут диалог авторы?
О. А.:
Рефлексия:
- Что оказалось на занятии новым для меня?
- Что я постараюсь запомнить?
- Кто и что более всего мне сегодня помогли, а что мешало?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: выявление авторской позиции через произведение Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. М.Горький
В. Ф. Одоевский. Некролог в газете «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“. Официальное обращение В. А. Жуковского к А. Х. Бенкендорфу.
Николай I запретил хоронить пышно, потому что…?
Военный министр (из доклада царю): «Л.-гвардии Гусарского полка, корнета Лермонтова, за сочинение известных вашему сиятельству стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк: а губернского секретаря Раевского за распространение стихов и в особенности за намерение тайно доставить сведение корнету Лермонтову о сделанном им показании, выдержать под арестом в течение одного месяца, а потом отправить в Олонецкую губернию для употребления на службу, – по усмотрению тамошнего гражданского губернатора». (1837)
29-е января 1837 Ф.И.Тютчев
Диалог?
Рефлексия Что оказалось на занятии новым для меня? Что я постараюсь запомнить? Кто и что более всего мне сегодня помогли, а что мешало?
Словарь - комментарий Сень ( в тв. п. сенью, устар. – сению ) – 1) крона или ветви деревьев, образующие полог, шатёр, 2) защита, покровительство. Ипостась(и) - (греч. hypostasis лицо, сущность) лики, формы проявления сущности, качества.___ Инвектива [позднелат. invectiva] - резкое обличение или сатирическое осмеяние реального лица или группы лиц; обычно сопровождается некоторым сдвигом в реальности изображения; характеризуется структурной и смысловой двуплановостью, нередко выдвигающей на первый план личные обвинения в целях общественного опорочивания. Яндекс. Словари. › Большая советская энциклопедия
Словарь - комментарий Корнет - в российской армии до 1917 г. - первое офицерское звание в кавалерии и войсках пограничной стражи, соответствующее подпоручику в пехоте. Гауптвахта - помещение для содержания под арестом военнослужащих (в России 19 в. - также и гражданских лиц). Олонецкая губерния (на восток и север от Ладожского озера и вокруг Онежского, Карелия) - место ссылки друга Лермонтова С.А.Раевского - за распространение стихов. Нижегородский драгунский полк - на Кавказе - место первой ссылки поэта (с февраля 1837 года). ______________________ Светоч (устар.) - факел. Наперсник - доверенное лицо, которому поверяют сокровенные мысли и тайны; любимец. Фиал - сосуд, широкая плоская чаша с тонкими стенками, слегка загнутыми внутрь краями (употреблялась в древней Греции для пиров и возлияний богам). Сосуд скудельный - глиняный. Хоругвь - церковное знамя, икона на полотнище, прикрепленная к древку.
Предварительный просмотр:
«Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете своих лет, в средине своего великого поприща! Более говорить о сём не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! Наша радость, наша народная слава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть. 29 января 2 ч. 45 м. пополудни».
В. Ф. Одоевский. Некролог в газете
«Литературные прибавления
к „Русскому инвалиду“
«Каково было бы Вам, когда бы Вы в зрелых летах были обременены такой сетью, видели каждый шаг ваш истолкованным предубеждением, не имели возможности произвольно переменить места без навлечения на себя подозрения или укора? В Ваших письмах нахожу выговоры за то, что Пушкин поехал в Москву, что Пушкин поехал в Арзрум. Но какое же это преступление?»
Официальное обращение
В. А. Жуковского к А. Х. Бенкендорфу
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
М. Ю. Лермонтов
29-е января 1837
Из чьей руки свинец смертельный
Поэту сердце растерзал?
Кто сей божественный фиал
Разрушил, как сосуд скудельный?
Будь прав или виновен он
Пред нашей правдою земною,
Навек он высшею рукою
В "цареубийцы" заклеймён.
Но ты, в безвременную тьму
Вдруг поглощённая со света,
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!..
Назло людскому суесловью
Велик и свят был жребий твой!..
Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах... знойной кровью.
И сею кровью благородной
Ты жажду чести утолил -
И осенённый опочил
Хоругвью горести народной.
Вражду твою пусть тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь...
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..
Ф. И. Тютчев
Предварительный просмотр:
Докладная Бенкендорфа
Я уже имел честь сообщить вашему Императорскому Величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермантова генералу Верману, дабы он препроводил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшем участи, и о взятии его бумаг, как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к сему сочинению дерзко, а конец -бесстыдное вольнодумство, чем более преступное. По словам Лермантова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не хотел назвать.
А. Бенкендорф
Резолюция Николая 1
Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермантова и, буде обнаружится еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться , не мешал ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1 Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы...
лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу..."
Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство ...
Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"
в данной презентации содержатся репродукции картин М,Ю.Лермонтова, сравнительная таблица, обозначены средства художественной выразительности....
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" и А.С.Пушкина "Монастырь на скале". Предназначена для учащихся и учителей....
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
Материал представляет собой сопоставительный анализ двух стихотворений - собственно анализ и материал в виде таблицы, помогающей сравнить произведения по разным позициям. Можетиспользоваться как приме...
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И.
для аттестации...
Урок литературы в 6 классе "Анализ стихотворения Тютчева "Листья"
Урок литературы в 6 классе (анализ лирического произведения) Тютчев "Листья"...