Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Фоменко Лариса Леонидовна

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

Фоменко Лариса Леонидовна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красномихайловская СОШ»

Яшалтинского района Республики Калмыкия

Урок литературы в 6 классе

Тема урока: … «Я природой живу и дышу…» И. Северянин. (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века).

Цели и задачи: 1) чтение и обсуждение пейзажных стихотворений русских поэтов о природе;

                        2) показать, что каждый из поэтов находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок поэтического творчества.

Технология: на групповой основе.

Словарная работа: пейзаж, картина, репродукция

Эпиграф к уроку:

… Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на земле в красоте!

И. Северянин.  «На земле в красоте», 1925г.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. За неделю до урока класс разбить на 4 группы по временам года: 1группа - «Зима»; 2 группа – «Весна»; 3 группа – «Лето»;                      4 группа – «Осень».
  2. Подготовить каждой команде эмблему и девиз.
  3. Подготовить пословицы, поговорки и загадки о своём времени года.

План и ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями русских поэтов XIX века, посвящённых природе. Эти стихи относятся к пейзажной лирике. Описать природу можно кистями при помощи красок, как это делают

художники; можно при помощи  музыки передать красоту природы, чувства, впечатления человека, бывающего на природе, как это делают композиторы; а также можно художественного слова, как это делают поэты.

Мир природы в стихах русских поэтов несёт высокие нравственные ценности. А каждое поэическое слово предстаёт  перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны. Эпиграфом к нашему уроку являются слова из стихотворения Игоря Северянина «На земле  красоте».

… Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на земле в красоте!

И. Северянин.  «На земле в красоте», 1925г.

Некоторые люди не любят читать  поэзию, считая, что, читая стихи, они тратят зря время.  По этому поводу очень тонко подметил Н.В. Гоголь, что: «Прочесть, как следует, произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать… нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и се5рдцем почувствовать всякое слово его» (Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч. – М.  1937.- 1952.- т.8- с.234)

  1. Объяснение нового материала.

Наш класс разделён на четыре группы по временам года. Каждая группа подготовила  к уроку эмблемы и девицы. Сейчас, ребята, представят нам свои команды. Отгадайте загадку и тогда вы поймёте, какая команда вначале будет себя представлять.

Первая команда

Я раскрываю почки                                  Посевы поливаю,

В зелёные листочки                                  Движения полна

Деревья одеваю,                                         Зовут меня …. (Весна)

Вторая команда.

Оно за весною                                             Я соткано из зноя

К нам в гости идёт,                                  Несу тепло с собою.

Немало забот.                                            Я реки согреваю,

Горячие, долгие                                         Купайтесь – приглашаю

Дарит деньки,                                           И любите за это

Чтоб зрели скорей,                                  Вы все меня. Я… (Лето)

На полях колоски. (Лето)

Третья команда.

Несу я урожаи,                                          Деревья раздеваю,

Поля вновь засеваю,                                Но не касаюсь сосен

Птиц к югу отправляю,                         И ёлочек. Я … (Осень )

И четвёртая команда.

Тройка, тройка прилетела                     Снег на полях,

Скакуны в той тройке белы,                  Лёд на реках,

А в санях сидит девица,                           Ветер гуляет.

Белокоса, белолица.                                  Когда это бывает? (Зимой)                                              

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (Зима)

- Ребята, а  что значит весна в жизни природы и человека? Лето? Осень? Зима?

- Ребята,  вы представили свои команды, эмблемы, девизы. А теперь мы проведём конкурс чтецов. По одному учащемуся от каждой команды необходимо прочитать стихотворение наизусть о своём времени года. Ответить на вопрос: «В чём  особенность этого стихотворения? Что им хотел сказать и показать автор?»

- Сейчас по одному учащемуся от каждой команды приглашаются за первые столы. Вы будете работать самостоятельно с текстами о своём времени года. Вы должны выписать из данного текста все прилагательные и определить их разряд.

- Ребята, с незапамятных времён существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает  для них самые точные слова, шлифует силу мысли. Вы, ребята, должны  были подготовить к уроку  пословицы и поговорки о своём времени года.  Проведём конкурс «Кто больше и лучше знает пословицы и поговорки».   

- Вы, ребята, обратили внимание, что на доске и на стендах повешены картины известных художников. Как было сказано в начале урока, природа занимает важное место в творчестве поэтов и художников. Она помогает раскрыть внутренний мир человека, является его пристанищем и прибежищем. Сейчас вы    всей группой в течение 5 минут напишите сочинение о природе. Можете использовать репродукции картин.

- Сейчас проведём  игру «У кого вторая часть пословицы?» Перед вами листочки, на которых записана только часть пословицы. Вы должны соединить воедино пословицу и прочитать (работают в паре по две команды – «Зима», «Весна» и «Лето», «Осень»).

IV. Закрепление изученного материала.

Ребята, давайте теперь вернёмся к стихотворениям. Стихи классиков позволяют убедиться в том, что природа выступает для поэта как источник вдохновения. У некоторых поэтов в стихотворениях о природе трудно не уловить предпочтения какому-нибудь времени года. У Пушкина любимым временем года была осень.  Мы можем вспомнить стихотворение «Осень», где изображение русской природы удивительно    верна действительности:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я  пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса…

У Ф.И. Тютчева в стихотворениях о природе проскальзывает мысль, о том, что нужно искать гармонию в природе, ведь в ней должна быть воплощена красота и целесообразность. Показательны в этом  отношении его мысли о наличии души и разума в природе: Не то, что мните вы, природа,

                     Не слепок, не бездушный лик

В ней  есть душа, в ней есть  свобода

В ней есть  любовь, в ней есть  язык.

У Тютчева в стихотворениях о природе предпочтение отдаётся весне. И шедевром творчества является стихотворение «Весенние воды», получившее торжественную оценку Н.А. Некрасова: «Сколько жизни, весёлости, весенней свежести в стихах:… Весна идёт, весна идёт,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд! »

- Ребята, а какие стихотворения о природе поэтов XIX века вы подготовили к сегодняшнему уроку. Давайте послушаем выразительное чтение этих стихотворений.

-Итак, тема природы в творчестве поэтов тесно связана с темой родины; восприятие природы поэтом всегда согласуется с его настроением; природа, как вы уже убедились, у русских поэтов одушевлена. Ребята, сегодня на уроке с творчеством каких поэтов, писавших о природе, вы познакомились?

V. Итог урока. Подведение результатов.

Сейчас мы подведём итоги урока. Но в начале я хотела бы вам прочитать стихотворение В. Смирнова:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущими руки

                 Навстречу солнцу и ветрам.  

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт хоть какую-нибудь пользу.           Что вы будете бережней относится к природе.

к  уроку литературы

«Родная природа в стихотворениях

русских поэтов  XIX века»

           Зима.                   Иван Захарович Суриков.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.  

          Снежинка.               Константин Дмитриевич Бальмонт  

Светло-пушистая,                                   Под ветром веющим

Снежинка белая,                                      Дрожит, взметается,

Какая чистая,                                           Н нём, лелеющем,

Какая смелая!                                           Светло качается.

Дорогой бурною                                       Его качелями

Легко проносится,                                   Она утешена,

Не в высь лазурную,                               С его метелями

На землю просится.                                 Крутится бешено.

Лазурь чудесную                                      Но вот  кончается

Она покинула,                                           Дорога дальняя.

 Себя в безвестную                                    Земли касается

Страну низринула.                                   Звезда кристальная.

В лучах блистающих                                Лежит пушистая,

Скользит,  умелая,                                     Снежинка   смелая.

Средь хлопьев тающих                              Какая чистая,  

Сохранно-белая.                                          Какая белая!  

                                Первый снег.           Иван Алексеевич Бунин

Зимним холодом  пахнуло                      И сегодня на широкой

Первым снегом понесло.                         Белой скатертью полей

Ярким  пурпуром зажглися                    Мы простились с запоздалой  

Перед закатом небеса.                              Вереницею гусей.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.              


Награждается  учени__  6 класса МБОУ «Красномихайловская средняя  школа» Яшалтинского района Республики Калмыкия ______________________, участник команды __________________, показавш___ лучшие знания по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века».

Директор школы:                       БулановаЛ.Г.

Учитель литературы:              Фоменко  Л.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...

Урок литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»

Урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» с применением компьютерных технологий....