. М.Е. Кильчичаков. Стихотворение «Живая кровь».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Тип урока: внеклассное чтение.
Оборудование: портреты А.Т. Твардовского, М. Джалиля и М.Е. Кильчичакова, эпиграф на хакасском и русском языках «Пос тiлiне тайанып, орыс тiлiнеy таныстым», «Опираясь на свой язык, знакомлюсь с русским языком», интерактивная доска, мультимедиа, рисунки учащихся, посвященных Великой Отечественной войне, книжная выставка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_kilchichakov.novaya.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Урок внеклассного чтения. М.Е. Кильчичаков. Стихотворение «Живая кровь».
Класс: 8.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | -Предметные. |
- понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений; научиться выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме, осознание значимости урока, смыслообразование, духовно – нравственное оценивание собственных действий; | - организация своего рабочего места, использование учебного материала как источника информации, ученик умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность. | - знать биографию писателя, уметь работать с текстом, анализировать и выделять главную тему стихотворения «Живая кровь». |
Тип урока: внеклассное чтение.
Оборудование: портреты А.Т. Твардовского, М. Джалиля и М.Е. Кильчичакова, эпиграф на хакасском и русском языках «Пос тiлiне тайанып, орыс тiлiнеy таныстым», «Опираясь на свой язык, знакомлюсь с русским языком», интерактивная доска, мультимедиа, рисунки учащихся, посвященных Великой Отечественной войне, книжная выставка.
Этап урок | Деятельность учителя. | Деятельность ученика | Формы и методы работы. | Формирование УУД. |
1. Орг. момент. Задача: Мотивация к действию на уроке. | Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение целей и задач урока, этапов и форм работы. | Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение целей и задач урока, этапов и форм работы. | Коллективная работа учитель и учащиеся. | Регулятивные: - умение понимать ход работы; - определять цели; - ставить задачи; - развивать мотивы и интересы. Познавательные: - научиться выполнять работу данного вида. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества. Личностные: - понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений. |
2. Проверка домашнего задания. Задача: Проверить знания и умения по пройденной теме. | Учитель предлагает повторить домашнее задание по внеклассному чтению «Биография М.Е. Кильчичакова». (Слайд ы №2,3,4,5,6,7.) | На материале домашнего задания актуализируются знания по теме урока Ученики выступают со своими докладами по биографии М.Е. Кильчичакова. | Проверка и актуализация домашнего задания по теме урока. | Познавательные действия: - выделение необходимой информации. |
3. Работа с художественным текстом. Задача: чтение стихотворения и его анализ. | На интерактивной доске прочитайте эпиграф «Пос тiлiне тайанып, пасха тiлнеy таныстым». (Слайд №1) Определите, чьи эти слова? (М.Е. Кильчичакова). (Слайд №2) Внеклассное чтение у нас посвящается хакасскому писателю и поэту М.Е. Кильчичакову. Чтение учителем стихотворения «Живая кровь» вслух. Философия нравственного долга советских людей в стихотворении. (Слайд №8) Определение основной мысли и лейтмотив стихотворения. | Ученики отмечают, что лирический герой вспоминает волнующую страницу своей фронтовой жизни: его тяжело ранило и спасло переливание крови, взятой у неизвестного солдата. Он становится ему родным человеком. Поэт постоянно задает себе вопрос «Кто он, мой спаситель?» в котором названо эмоциональное состояние героя. Объяснение учениками основной мысли (Дружба народов всех национальностей, лейтмотив – это тема памяти, верности фронтовому прошлому). Запись в рабочую тетрадь формулировки ответа на вопрос: «Почему герой испытывает именно это эмоциональное состояние?» (для этого ученики должны найти в тексте такие слова и предложения, которые ответят нам на этот вопрос). Пересказ своими словами сюжетных обоснований (они должны ответить на вопрос: «Почему герой грустит, радуется и т.д.?»). Запись этих объяснений обобщенно-абстрактно и проверка, подходят ли они к объяснению эмоционального состояния. Формулировка ответа на вопрос «Какую нравственную истину понял герой текста?» Формулировка и запись проблемного обобщения, чему учит это стихотворение. . | Творческая работа в парах, работа с текстом учебника. | Регулятивные: - узнать алгоритм (модель учебных действий при создании текста сочинения-рассуждения на основе аналитического комментирования прочитанного стихотворения). Познавательные: - научиться комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения. Коммуникативные: - научиться полно и ясно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них; - научиться контролировать, корректировать и оценивать действий партнера. Личностные: - научиться выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме. |
4. Самостоятельная работа. Задача: Работа в рабочих тетрадях. | Учитель просит учащихся сформулировать, какие средства выразительности отражены в стихотворении. Найти метафоры, сравнения, аллегории, эпитеты. К какой поэзии оно близко по духу. | Запись объяснений обобщенно-абстрактного и проверка: подходят ли они к объяснению эмоционального состояния. Формулировка ответа на вопрос «Какую нравственную истину понял герой текста?» Формулировка и запись проблемного обобщения, что стихотворение учит понимать, насколько трудным оказалось для человека испытание войной. В творчестве М.Е. Кильчичакова идет активное переосмысление исторического прошлого, опыта военных лет в нашей современности. | Творческая самостоятельная работа по содержанию стихотворения «Живая кровь». Беседа по проделанной работе. | Регулятивные: - освоить осмысленные действия при речевом оформлении текста. Познавательные: - научиться преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию при самостоятельной работе. Коммуникативные: - научиться полно и ясно выражать свои мысли, слушать и оценивать деятельность собеседника. |
5. Проверка умений, полученных в процессе работы. Задача: корректировка работы учащихся. | Проверка самостоятельной работы | Учащиеся читают свои работы поочередно и анализируют свои высказывания и мнения. | Корректировка самостоятельной работы учащихся. | Регулятивные: - посткоммуникативная рефлексия. Познавательные: - работа с текстом стихотворения. Коммуникативные: - контроль, коррекция и оценка действий партнера. Личностные: - нравственно-моральное оценивание. |
6. Обобщение. Задача: подвести учащихся к осмыслению дружбы и единства между народами разных национальностей. | Учитель дополняет высказывание учащихся, что стихотворение «Живая кровь» -поэтическое повествование о воине – хакасе, тяжело раненном в бою. Оно построено на характерном для поэтического творчества хакасов в сопоставлении человека с цветком: вода вливает в жизнь , увядающий от засухи цветок, так и кровь неизвестного брата или сестры воскрешают умирающего от потери крови раненого бойца. | Учащиеся обобщают тему стихотворения «Живая кровь», высказывают, что созвучно стихотворению «Живая кровь» также стихотворение «Клятва» и поэма А.Т. Твардовского «Два бойца», «Мои песни» Мусы Джалиля. Они близки по духу к народной поэзии, что находят свое отражение в метафорах, сравнениях, аллегориях и эпитетах Делают выводы: на защиту Родины поднялся весь советский народ и поэты всех национальностей вели ожесточенную борьбу рядом с защитниками Отечества, сражая фашистов своим метким пером. | Беседа по теме урока. | Регулятивные: осмысленное действие Коммуникативные: - контроль и оценка своих действий. Личностные: - содействие гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. |
7. Итог урока. Рефлексия. (Слайд № 11) Задача: Обсудить, что их заинтересовало на уроке, узнали ли что – то новое, чему научились, в чем испытали трудности, хотели бы они еще встретиться на таких уроках. Сделать общий вывод по произведению. | Назвать ключевые слова урока. Ответьте на вопросы: - Воин – хакас сугубо индивидуальный или обобщенный образ? - Какие черты народного характера, знакомые вам по произведениям русских и хакасских писателей или поэтов несет обобщенный образ?
| Учащиеся аргументируют свои ответы на заданные учителем вопросы. Анализ и оценка проделанной работы. - Что я узнал сегодня на уроке? - Чему я научился? - Что мне еще нужно узнать? | Индивидуальная работа. | Регулятивные: - речевое оформление. Познавательные: - анализ проделанной работы, полученных знаний и умений. Коммуникативные: - развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи. Личностные: - осознание значимости урока, духовно-нравственное оценивание собственных действий. |
8. Домашнее задание. Задача: Дать установку на тренировку определенных умений | Дается упражнение на закрепление изученного материала Провести сравнительный анализ произведений М. Е. Кильчичакова , А.Т. Твардовского и Мусы Джалиля на военную тему. Учениками озвучиваются умения, которые помогали проведению анализа стихотворения «Живая кровь». | Письменная работа (сочинение). | Коммуникативные: - научиться задавать вопросы и выражать мысли |
Использованная литература:
1. «Хакасская литература» Мамышева Н.А., Боргоякова М.П., Тиникова В.С.,Толмашова Н.А., Топоев Р.П., 7 класс, Абакан, Хакасское книжное издательство, 2008.
2 . « Я б хотел…», М.Е. Кильчичаков, Москва 2009.
3. «Мои песни», Муса Джалиль, Гос. Изд., Министерства Просвещения РСФСР, Москва, 1968.
4. «Русская литература», Т.Ф. Коровина, Н.А. Демидова, Москва, Дрофа, 2010.
5. «В мире литературы», А.Т. Кутузов, 8 класс, Москва, Дрофа, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Где я счастливо живу… (Опыт интерпретации стихотворения Н. Веселовой « Где родился – там сгодился»…)
В поэтическом созвездии Верхневолжья Надежда Веселова занимает особое место. Это яркая поэтесса, у которой свое поэтическое лицо, свое мироощущение. Ее стихи философичны. Ее находки в области яз...
Я живу на родине Есенина. Стихотворения рязанских поэтов о С.А.Есенине
Данный материал поможет учителю в подготовке уроков по лирике С.А.Есенина. Стихотворения рязанских поэтов сопровождаются иллюстративным материалом....
Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.
изучение состава, строения и функций крови...
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
Стихотворения на тему "Край, в котором я живу".
Стихотворения, занявшие призовые места в краевом конкурсе "Край, в котором я живу"....
«Стану буйством я жизни живым отголоском …» (мастерская по творчеству А.А.Фета, анализ стихотворения « Я пришел к тебе с приветом …»)
«Стану буйством я жизни живым отголоском …» (мастерская по творчеству А.А.Фета, анализ стихотворения « Я пришел к тебе с приветом …»)Цель : - глубже раскрыть внутренний мир писателя ...
Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)
Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....