Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе
рабочая программа по литературе (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_9_kl.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»
«Рассмотрено» на МО учителей естественно-математического и гуманитарного цикла Протокол № 1 От Руководитель МО ………….(Т.В.Медведева) | «Согласовано» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2020 г. | «Утверждаю» Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» Приказ
…………(А.В.Шевандин) |
Рабочая программа
по чтению и развитию речи
в 9 классе
Шпаковой Е.А.
(первая категория)
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы для обучающихся с УО (ИН) вариант 1 по чтению и развитию речи для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2019 г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа по предмету «Чтение» реализуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
-приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год;
-учебником, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации: Чтение. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова.-12-е изд.- М.:Просвещение,2019
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа согласно учебному плану рассчитана в 10 классе - на 3 часа в неделю, 102 часа за учебный год. При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.
Учащиеся должны:
- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с особыми возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьникам с особыми возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Чтение и развитие речи»
количество часов в неделю - 3ч , в год - 102ч
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
Введение | 1 | |
1 | Устное народное творчество | 10 |
5 | Из произведений Русской литературы XIX века | 49 |
6 | Из произведений Русской литературы XX века | 33 |
Зарубежная литература | 9 | |
Всего: | 102 |
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф; А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова, Ф. Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, над средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; высказывать свое отношение к героям и их поступкам; пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка Литература
Учебник: Аксёнова А.К.Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение,2019 г.. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник.- М.: ВЛАДОС, 20019
2.Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»
3.Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ А.К. Ассенова.; М.И. Шишкова - М.: Просвещение, 2019г
Календарно-тематическое планирование
по чтению и развитию речи (102 часа)
9 класс
№ урока | № по теме | Дата по плану | Дата факт. | Тема урока
| Цель урока | На уроке | Домашнее задание |
Введение 1ч. | |||||||
1 | 1 | 02.09 | Роль книги в жизни человека |
| Обсуждение прочитанного за лето | ||
Устное народное творчество 10ч. | |||||||
2 | 1 | 03.09 | Устное народное творчество. Жанры | Повторение жанров устного народного творчества | с. 6-9 | Написать изложение по сказке о животных | |
3 | 2 | 07.09 | Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем синичка жила». Чтение, беседа по вопросам | Привитие интереса к народным песням, отработка выразительного чтения | с. 10-12 | Выразительное чтение колыбельной с.12 | |
4 | 3 | 09.09 | Былины как жанр. Знакомство с особенностями жанра | Познакомить с данным жанром, с его особенностями | |||
5 | 4 | 10.09 | Былина «На заставе богатырской». | Чтение басни, работа над особенностями былины. | с.13-16 | с. 17-18, ответить на вопросы | |
6 | 5 | 14.09 | В/чтение. Былина «Вольга и Микула Селенинович» | Привитие учащимся положительного отношения к чтению, к УНТ | Работа над былиной | Составление плана былины | |
7 | 6 | 16.09 | Контрольный урок. Проверка техники чтения | Контроль уровня техники чтения на начало года | Работа с текстом | ||
8 | 7 | 17.09 | Народная сказка « Сказка про Василису Премудрую» | Работа над отработкой правильного, осознанного чтения | с. 19-23 | Прочитать и озаглавить части сказки | |
9 | 8 | 21.09 | « Сказка про Василису Премудрую» | Воспитание любви к народным сказкам, работа над навыками чтения | с.24-28 | Прочитать и озаглавить части сказки | |
10 | 9 | 23.09 | Беседа, обсуждение сказки, вопросы | научить анализировать текст; развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. | с. 29, вопросы | Пересказ сказки | |
11 | 10 | 24.09 | Сказка «Лиса и тетерев». Чтение, беседа об особенностях сказок о животных. Язык сказок. Герои | Чтение сказки, работа над изучением особенностей сказок данного вида | с.30-31, работа с басней | Ответить на вопросы, с.31-32 | |
Из произведений русской литературы XIX века 49 ч. | |||||||
12 | 1 | 28.09 | В.А. Жуковский. Биография. Сказка «Три пояса». | Знакомство с биографией автора, работа над навыками чтения | с.35-38 | Чтение сказка с.38-41 | |
13 | 2 | 30.09 | Сказка «Три пояса». | Чтение сказки, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. | с.41-45 | Вопросы с.45-46 | |
14 | 3 | 01.10 | Беседа по содержанию сказки | Научить анализировать текст; воспитывать любовь к предмету | Работа над содержанием сказки | Пересказ сказки | |
15 | 4 | 05.10 | И.А. Крылов. Знакомство с жизнью и творчеством | Знакомство с биографией баснописца, с его творчеством | с.48-51 | Ответить на вопросы с. 51 | |
16 | 5 | 07.10 | И.А. Крылов. Басня «Кот и повар». Чтение по ролям | Ознакомление с особенностями басни, развитие навыка выразительного чтения | с.51-53 | Выразительное чтение басни | |
17 | 6 | 08.10 | Басня «Слон и Моська». Чтение, беседа об особенностях жанра басни. Мораль в басне | Привитие положительного отношения к чтению | |||
18 | 7 | 12.10 | А.С. Пушкин. Биография. Рассказ учителя | Знакомство с биографией писателя, повторение ранее изученных произведений | с. 54-57 | Вопросы на с.58 | |
19 | 8 | 14.10 | А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» | Знакомство с особенностями поэмы, привитие любви к чтению | с. 58-62 | Вопросы с.62 | |
20 | 9 | 15.10 | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» | Развитие навыка осознанного, правильного, выразительного чтения | с.62-72 | Вопросы с.71 | |
21 | 10 | 19.10 | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» | Работа над текстом поэмы, воспитание любви к предмету | с. 72-81 | Пересказ поэмы | |
22 | 11 | 21.10 | Повесть «Барышня - крестьянка». Чтение | Знакомство с повестью, с ее особенностями | с. 82-92 | Ответить на вопросы с.92 | |
23 | 12 | 22.10 | А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка» | Развитие навыка осознанного, правильного, выразительного чтения | с. 93-102 | Чтение повести | |
24 | 13 | 26.10 | Беседа о поступках, характерах героев | Работа над повестью. Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. | Работа над содержанием | Пересказ эпизода повести | |
25 | 14 | 28.10 | А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Итоговый урок | Обобщение знаний по повести. Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. | Ответы на вопросы. Пересказ эпизода повести | Составить план повести | |
26 | 15 | 29.10 | А.С. Пушкин. Внеклассное чтение по произведениям | Привитие положительного отношения к чтению, к произведениям А.С. Пушкина | Работа с произведениями Пушкина | Пересказ любого произведения А.С. Пушкина | |
27 | 16 | 02.11 | М.Ю. Лермонтов. Знакомство с жизнью и творчеством поэта по учебнику | Знакомство с биографией поэта, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. | с.105-108 | ||
28 | 17 | 11.11 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». | Изучение особенностей ст-я «Тучи», развитие выразительного чтения | Чтение, беседа по вопросам с.109 | Выучить стихотворение наизусть | |
29 | 18 | 12.11 | М.Ю. Лермонтов «Баллада» | Изучение особенностей ст-я «Баллада», развитие выразительного чтения | с. 110-112 | Выразительное чтение баллады | |
30 | 19 | 16.11 | Баллада «Морская царевна» | Изучение особенностей баллады «Морская царевна», развитие выразительного чтения | с. 113-115 | Выразительное чтение стихотворения | |
31 | 20 | 18.11 | Чтение, работа по содержанию баллады | Развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. | Работа с балладой | Нарисовать иллюстрацию | |
32 | 21 | 19.11 | Внеклассное чтение по стихотворениям М.Ю. Лермонтова. | Привитие положительного отношения к чтению, к произведениям М.Ю. Лермонтова, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. | Работа со стихотворениями М.Ю. Лермонтова | Взять в библиотеке стихотв-я М.Ю.Лермонтова | |
33 | 22 | 23.11 | Стихи о Родине, о природе: «Выхожу один я на дорогу», «Листок». Беседа по вопросам | Воспитание интереса к чтению, развитие связной речи, навыков выразительного чтения | Работа со стих-ми | Выучить стих-е на выбор | |
34 | 23 | 25.11 | Чтение стихотворения наизусть (на выбор) | Работа над навыками правильного, осознанного, выразительного чтения | Работа со стихами | ||
35 | 24 | 26.11 | Н.В. Гоголь. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством | Знакомство с биографией автора, повторение его произведений, развитие памяти, мышления | с. 117-118 | ||
36 | 25 | 30.11 | Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» Чтение, пересказ | Знакомство с повестью, работа над правильным, беглым, выразительным чтением | с.119-124 | Подготовка к чтению по ролям | |
37 | 26 | 02.12 | Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» | Комментированное чтение повести, словарная работа | с. 125-129 | ||
38 | 27 | 03.12 | Чтение, знакомство с особенностями языка повести | Развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. | с. 129-132 | ||
39 | 28 | 07.12 | Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». | Работа с содержанием повести, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. | Чтение, беседа по содержанию | ||
40 | 29 | 09.12 | Н.В. Гоголь «Майская ночь» | Отработка навыка правильного, осознанного, выразительного чтения | |||
41 | 30 | 10.12 | Пересказ эпизода (на выбор). Рисование иллюстраций к повести | Привитие интереса к предмету, к произведениям Гоголя | с.132 | Нарисовать иллюстрацию | |
42 | 31 | 14.12 | Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» | Привитие положительного отношения к чтению, к произведениям Н.В. Гоголя, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. | Работа с повестью | ||
43 | 32 | 16.12 | Устное рисование портретов героев повести, особенности языка | Обобщение знаний по повести. Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы | Работа с повестью | Пересказ эпизода | |
44 | 33 | 17.12 | Контрольный урок. Проверка техники чтения | Контроль уровня техники чтения на конец I полугодия | Работа с текстом | ||
45 | 34 | 21.12 | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» | Чтение повести. Пересказ эпизода | Работа с повестью | Рисование иллюстрации | |
46 | 35 | 23.12 | Н.А. Некрасов. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра «Аукцион знаний» | Знакомство с биографией поэта. Развитие внимания, памяти, мышления | с. 134-136 | Вопросы с.136 | |
47 | 36 | 24.12 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час». | Знакомство с содержанием стихотворения, работа над речью учащихся | с. 137 | Выразительное чтение | |
48 | 37 | 28.12 | Н.А. Некрасов «Рыцарь на час». Беседа по вопросам, обсуждение | Обобщение знаний. Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы | Работа со стихотв-ем | ||
49 | 38 | 11.01 | Поэма «Саша» (отрывок). Чтение поэмы | Знакомство с содержанием поэмы, работа над речью учащихся | с. 138-140 | Выучить наизусть часть стихотворения | |
50 | 39 | 13.01 | Беседа по вопросам, работа с текстом поэмы «Саша» | Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы | Работа с поэмой | ||
51 | 40 | 14.01 | Внеклассное чтение. Викторина по произведениям Некрасова | Привитие положительного отношения к чтению, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. | Работа по ВЧ | Выразительное чтение любого произв-я | |
52 | 41 | 18.01 | А.А. Фет. Биография. Знакомство со статьей в учебнике. Беседа по вопросам | Знакомство с биографией поэта, развитие внимания, умения рассуждать и выделять главное | с. 143-144 | ||
53 | 42 | 20.01 | Стихотворение «На заре ты ее не буди». Выразительное чтение | Работа над навыками правильного, осознанного, выразительного чтения | с.144-145 | Выразительное чтение | |
54 | 43 | 21.01 | «Это утро» и др. стихи. Изображение природы и внутренний мир лирического героя | Привитие интереса к предмету, развитие навыка выразительного чтения | с. 146 | Выучить любое стих-е А.А. Фета | |
55 | 44 | 25.01 | Чтение стихотворения наизусть (на выбор) | Формирование внимательного, вдумчивого читателя, развитие навыков чтения | Работа со стихотв-ми | ||
56 | 45 | 27.01 | А.П. Чехов. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра «снежный ком» | Знакомство с биографией автора, с особенностями его творчества. | с.148-150 | Вопросы с.150 | |
57 | 46 | 28.01 | А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник». | Чтение рассказа. Беседа по вопросам. Развитие умения правильно излагать свои мысли и чувства | с. 150-154 | Чтение рассказа | |
58 | 47 | 01.02 | А.П. Чехов «Злоумышленник» | Характеристика чеховских героев. Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы | Работа с текстом рассказа. | Пересказ рассказа | |
59 | 48 | 03.02 | А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил». Чтение, беседа об особенностях юмора писателя | Чтение рассказа. Беседа по вопросам. Развитие умения правильно излагать свои мысли и чувства. | с. 156-160 | Чтение рассказа по ролям | |
60 | 49 | 04.02 | Внеклассное чтение по рассказам Чехова | Привитие положительного отношения к чтению, развитие речи учащихся, | Работа по рассказам Чехова | ||
Из произведений русской литературы XX века 33 ч. | |||||||
61 | 1 | 08.02 | М. Горький. Знакомство с биографией | Знакомство с биографией писателя, повторение ранее изученных произведений | с. 164-165 | ||
62 | 2 | 10.02 | М. Горький «Песня о Соколе». Чтение, знакомство с особенностями песни | Формирование внимательного, вдумчивого читателя, развитие навыков чтения | с.166-169 | Вопросы с.169 | |
63 | 3 | 11.02 | «Песня о Соколе». Отработка навыков выразительного чтения | Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; | с.166-169 | Выразительное чтение | |
64 | 4 | 15.02 | М. Горький и Нижегородский край. Заочная экскурсия по горьковским местам | Формирование читательской компетенции школьника. Воспитание чувства патриотизма. | Работа с доп. материалами | ||
65 | 5 | 17.02 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче» и др. Выразительное чтение учителем стихотворений. | Знакомство с биографией писателя. Знакомство с особенностями стихов Маяковского | с. 171-172 | Чтение стихотворения с. 172-176 | |
66 | 6 | 18.02 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче». | Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы | Выразительное чтение на оценку | Вопросы с.177 | |
67 | 7 | 22.02 | М. Цветаева Поэзия и жизнь поэтессы | Познакомить детей с творчеством поэтессы, воспитывать любовь к поэзии | с. 178-179 | ||
68 | 8 | 24.02 | Чтение стихов, беседа по вопросам («Красною кистью», «Вчера еще в глаза глядел») | Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы, работать над выразительным чтением | с.179-180 | Выучить стих-е «Красною кистью» | |
69 | 9 | 25.02 | Стихотворения М Цветаевой. Отработка навыка выразительного чтения | Формирование внимательного, вдумчивого читателя, развитие навыков чтения | Работа со стихотв-ями | ||
70 | 10 | 01.03 | К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный мастер» | Знакомство с биографией автора, с особенностями его творчества | с. 181-183 | Чтение рассказа | |
71 | 11 | 03.03 | К.Г. Паустовский «Стекольный мастер» | Чтение рассказа, формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; | Беседа по содержанию, словарная работа | Вопросы с.189 | |
72 | 12 | 04.03 | К.Г. Паустовский «Стекольный мастер» Чтение наизусть абзаца, в котором автор дает описание природы | Привитие интереса к предмету, развитие навыка выразительного чтения, памяти | Работа с рассказом | Пересказ рассказа | |
73 | 13 | 10.03 | Пересказ рассказа, описание картин природы и чувства героев, письменный ответ на вопросы | Привитие положительного отношения к чтению, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. | Работа с текстом | Работа в тетради – ответить на вопросы | |
74 | 14 | 11.03 | Внеклассное чтение. К. Паустовский «Старик в потертой шинели» | Привитие интереса к предмету, развитие навыков чтения | Работа с рассказом | ||
75 | 15 | 15.03 | С. А. Есенин. Слово о поэте. | Формирование внимательного, вдумчивого читателя, развитие навыков чтения | с.192 | Пересказ воспоминаний о детстве | |
76 | 16 | 17.03 | Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы». Выразительное чтение наизусть, беседа по вопросам | Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы, работать над выразительным чтением | с.193-194 | Выучить наизусть | |
77 | 17 | 18.03 | С.А. Есенин «Собаке Качалова» | Чтение стих-я, беседа по вопросам. Работа над развитием речи | с.194-195 | ||
78 | 18 | 22.03 | «Стихи о природе». Конкурс чтецов | Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста. | Работа со стих-ми | Выразительное чтение одного стихотв-я | |
79 | 19 | 24.03 | М.А. Шолохов. Биография. Разбор статьи учебника, беседа по плану | Знакомство с биографией автора, с особенностями его творчества | с.196 | ||
80 | 20 | 25.03 | М.А. Шолохов «Судьба человека» | Чтение, знакомство с содержанием рассказа, развитие навыков чтения | с. 197-204 | Чтение рассказа | |
81 | 21 | 05.04 | М.А. Шолохов «Судьба человека» | Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы, работать над осознанным и правильным чтением | с. 197-204 | Чтение рассказа | |
82 | 22 | 07.04 | Выразительное чтение по ролям эпизода, характеристика главного героя | Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста. | с. 205 | Пересказ | |
83 | 23 | 08.04 | Внеклассное чтение. Шолохов «Донские рассказы» | Привитие положительного отношения к чтению, к произведениям Шолохова, формирование умений применять полученные знания на практике. | Работа с «Донскими рассказами» | Пересказ рассказа | |
84 | 24 | 12.04 | Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». | Знакомство с биографией писателя, привитие интереса к предмету | с.206 | Чтение рассказа | |
85 | 25 | 14.04 | Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Первичное восприятие рассказа, беседа по вопросам | Чтение рассказа, работа над отработкой правильного, осознанного чтения | с.207-212 | Ответить на вопросы | |
86 | 26 | 15.04 | Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». | Обобщение знаний по рассказу. Отработка умения выделять главное, обобщать и делать выводы. | Пересказ, составление плана | Пересказ рассказа | |
87 | 27 | 19.04 | Н.М. Рубцов. Биография поэта. Деревенская тема поэзии | Знакомство с биографией поэта, с особенностями его творчества. Воспитание чувства патриотизма. | с. 214 |
| |
88 | 28 | 21.04 | Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонек», «Зимняя ночь» и др. | Привитие положительного отношения к чтению, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. | Чтение, беседа по вопросам | Выразительное чтение стих-я | |
89 | 29 | 22.04 | Устное рисование картин природы в поэзии Рубцова. | Воспитание интереса к чтению, развитие связной речи, навыков выразительного чтения | с. 216-220 | Чтение, беседа по вопросам | |
90 | 30 | 26.04 | Ю.И. Коваль. Слово о писателе | Знакомство с биографией автора, с особенностями его творчества. Воспитание чувства патриотизма. | с. 221 | Чтение 1-3 главы | |
91 | 31 | 28.04 | Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». | Чтение отрывка из повести, работа над первоначальным восприятием | с.222-229 | Чтение текста | |
92 | 32 | 29.04 | Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». | Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста. | с.229-233 | Пересказ произв-я | |
93 | 33 | 05.05 | Написание отзыва о книге Ю. Коваля (чем понравилась повесть) | Учить писать отзыв по произведению, обобщение знаний, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы | Работа над отзывом | ||
Зарубежная литература 9 ч. | |||||||
94 | 1 | 06.05 | Р. Стивенсон. «Вересковый мед». | Знакомство с биографией автора, чтение баллады | с.236 | Чтение баллады | |
95 | 2 | 12.05 | Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Работа над содержанием баллады | Работа над содержанием баллады, воспитание интереса к чтению, развитие связной речи, навыков выразительного чтения | Работа над содержанием баллады | Выразительное чтение баллады | |
96 | 3 | 13.05 | Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап». | Чтение рассказа, беседа по содержанию | с.242-248 | с.250-254 | |
97 | 4 | 17.05 | Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап». | Работа над содержанием баллады, воспитание интереса к чтению, развитие связной речи, навыков чтения | Составление плана рассказа с.254 | Выразительное чтение эпизода рассказа. | |
98 | 5 | 19.05 | Дж. Даррелл. Слово о писателе. Чтение рассказа «Живописный жираф» | Знакомство с биографией автора, с особенностями его творчества. | с.255-260 | Чтение рассказа | |
99 | 6 | 20.05 | Дж. Даррелл. «Живописный жираф» | Работа с содержанием повести, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. | Беседа по содержанию рассказа | Пересказ рассказа | |
100 | 7 | 24.05 | Контрольный урок. Проверка техники чтения | Проверка навыков чтения учащихся, приобретенных за период обучения | Работа с текстом | ||
101 | 8 | 26.05 | Контрольные вопросы и задания по пройденному материалу | Проверка знаний, полученных учащимися за год | с.267-268 | Задание в тетради | |
102 | 9 | 27.05 | Заключительный урок. Викторина « Герои книг». Задание на лето | Подведение итогов работы, проверка знаний учащихся, привитие интереса к чтению, | |||
Общее количество часов - 102 |
Текст для проверки техники чтения 9 класс (сентябрь)
Лоси М. Пришвин Как-то вечером к нашему костру пришёл дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории. - Да какие они, лоси-то? - спросил кто-то из нас. - Хорошенькие, - ответил дед. - Ну какие же они хорошенькие! - сказал я. - Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога — как лопаты. Скорее безобразные. - Очень хорошенькие, - настаивал дед. - Раз вижу, лосиха плывёт с двумя лосятами. Хотел было бить её с ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну вот, она плывёт, а дети за ней не поспевают. Она идёт по грязи, а они тонут, отстали. Думаю, покажусь ей: что, убежит она или... не кинет детей? - Ты же убить её хотел? - Вот вспомнил! - удивился дед. - Я в то время всё забыл, только думаю, убежит она от детей или то же и у них, как у нас? Ну как вы думаете? - Думаю, - сказал я, - она отбежит к лесу и будет наблюдать. - Нет, - перебил меня дед. Оказалось — у них, как и у нас. Мать так яро на меня посмотрела. И что же вы думаете? Что они делать стали? Играть! Чисто дети! Наигрались и она их повела... - И ты их не тронул? - Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие... | 13 18 26 29 41 47 51 65 81 95 101 106 120 136 146 162 175 180 185 196 |
Вопросы: 1. О ком дед рассказывал истории? 2. Почему дед не стал стрелять в лосиху? 3. Что делали лосята? |
Текст для проверки техники чтения 9 класс (декабрь)
Как ворона на крыше заблудилась По Е. Носову и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный. Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба. Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Итак, можно закусить! Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и покатился по скату крыши. Хлеб не упал на землю, ещё на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы. Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом. Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх – крыша пуста! | 12 23 35 43 54 63 73 75 83 95 106 121 131 142 153 157 169 179 191 195 |
Вопросы: 1. Как жилось вороне зимой? |
Текст для проверки техники чтения 9 класс (май)
Лесной доктор М. Пришвин Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес. – Эх вы, проказники! – сказали мы и указали им на срезанную осинку. – Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали? – Дятел дырки наделал, – ответили ребята. – Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт. Стали всем вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый… Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея. – Видите, – сказали мы ребятам, – дятел – это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали. Пареньки подивились. | 13 26 39 41 55 69 81 93 105 107 118 125 135 138 150 161 172 183 195 206 210 219 232 242 |
Вопросы: 1. Для чего заготавливали дрова? 2. Откуда около осины появились пустые шишки? 3. Как дятел спасал осину? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы / И.М. Бгажнокова. – М.: Про...
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 6 класс
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 6 класс № п.Тема урокаКоличество часовДатаОборудованиеСловарьОбразовательные и воспитательные целиКоррекцион...
Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.
На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа...
конспект интегрированного занятия по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта
Проблема социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта в настоящее время является актуальной. Работа по коррекции речи и развитию эмоционально – в...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы: Развитие речи, мышления, воо...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...