конспект интегрированного занятия по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта
план-конспект урока по теме
Проблема социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта в настоящее время является актуальной. Работа по коррекции речи и развитию эмоционально – волевой сферы, коммуникативных способностей проходит в комплексе. Корригирующие компоненты психической деятельности играют большую роль в процессе адаптации к условиям жизни.
Цель занятий – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное достояние Краснодарского края и достижение органичного единства условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта
(Разработка Елены Владимировны Ребрик учитель – логопед,
Светланы Геннадьевны Ермоленко учитель – олигофренопедагог )
Тема: Мой край- Кубань.
Цель: расширение кругозора детей о родном крае.
Задачи: 1.Коррекционные:
- Развитие слухового внимания;
- Развитие зрительной и слуховой памяти;
- Развитие восприятия и запоминания;
- Развитие фонетико – фонематических представлений;
- Развитие операции внимания, переключения, распределения, концентрации;
- Развитие общей моторики;
- Развитие тонкой моторики рук;
- Развитие речи, обогащение словаря;
- Развитие связной речи, звуковой стороны речи;
- Развитие лексико – грамматического строя речи;
- Развитие координации движений.
2. Обучающие:
- Познакомить детей с малой родиной;
- Формировать у учащихся общее представление о Краснодарском крае;
- Обогащать знания детей о богатстве Краснодарского края;
- Формировать умение соблюдать правила поведения в обществе;
- Стимулировать желание общаться, быть активными.
3. Воспитательные:
- Воспитывать умение любить свой край;
- Воспитывать интерес к знаниям о своём крае.
- Воспитывать любовь к спорту;
- Бережно относиться к природе, животным;
- Беречь и уважать труд людей.
Звуковой ряд: песня « Край родной на век любимый».
Технические средства: магнитофон, фланелеграф интерактивная доска.
Дидактические пособия: фотографии с изображением гор, лесов, рек, моря и города; рисунки (поезд, билеты, лыжи); листы белой бумаги; прищепки; корзинки с карточками фруктов и овощей; семена подсолнечника, кукурузы, гороха; картинки и силуэты с изображением этих растений.
Ход урока
Организационный момент. Введение в тему занятия.
Урок начинается под звуки песни « Край родной на век любимый, где найти ещё такой…
Активизация внимания.
На доске выставлены картинки, на которых нарисованы горы, поля, реки, моря, дома, сады.
Учитель: - Мы сегодня отправимся в путешествие по Краснодарскому краю. Наш край очень большой и богатый. В нем есть леса и горы, реки и моря, сады и поля. На полях нашего края растет пшеница, фрукты и овощи. В лесах водятся звери и растут ягоды. В реках и морях водится рыба. А ещё наш край это столица будущей Олимпиады. Это большой праздник физкультуры и спорта.Поедем мы на поезде, ведь край наш большой и путешествие будет долгим. На парте лежат билеты, а вот и поезд. (выставляется рисунок поезда)
-Занимаем места по билетам в вагонах.
(Детям раздаются билеты с начальными буквами своего имени.Вагон определяют по цвету билета.)
-Дети повторяют за учителем чистоговорку: Чу – чу – чу – всех сейчас я прокачу! Цепляются друг за друга и ходят между парт.
Паровоз гудит: Ду – ду, я иду, иду, иду. (дети повторяют за учителем)
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
Так, так, так, так, так, так.
(Руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу, повороты корпусом.)
-Дети, посмотрите налево – какие густые леса, а в лесу сладкие ягоды. (имитация сбора ягод).
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Упражнение « Сладкоежка»(улыбнуться, открыть рот.Языком облизнуть верхнюю губу сверху вниз, затем нижнюю).
-Посмотрите направо – какие глубокие реки. (на длительном сильном выдохе отрывисто произнести звук С – с – с –с.)
- Впереди показались высокие горы. (Дети делают упражнение «Горка». Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх.)
И вдруг пошел дождь.
Пальчиковая гимнастика.
Дождик капал понемножку,
Протянули мы ладошки.
Дождь пошел сильней, сильней
Убегайте в дом скорей.
(движения по тексту)
-Ребята, а высоко в горах лежит снег.
Чистоговорка: Ма – мА – мА- здесь пришла зима.
Паровозом ехали,
До горы доехали. У – у – у!
(Руки сжаты в локтях и прижаты к туловищу, движения вперед назад согнутыми руками в локтях).
Учитель: Давайте сделаем остановку и поднимемся в горы.
Сколько снегу навалило
Не проехать, не пройти
Будем мы играть в снежки.
(движения по тексту)
А теперь возьмите бумагу такого же цвета что и снег. Лепим «снежки». Кто больше налепит и дальше бросит, тот и выиграет. (Мнут бумагу и считают «снежки» и бросают в корзину.)
- Ребята, снежки лепят из снега. Покажите и назовите, какого цвета снег?
Дети показывают полоску белого цвета и проговаривают: «Белый».
Логопед: Какие, молодцы, а теперь сядем, отдохнём и восстановим дыхание.
Дыхательная гимнастика.
-Снег ещё и легкий, пушистый, он умеет летать.
(упражнение «Снежинка» - сделайте снежные рыхлые комочки из ваты. Положите «снежинку» на ладонь, пусть правильно сдует её.
Снег, снег кружится.
Белая вся улица!
Собрались мы все в кружок,
Завертелись как снежок.
Учитель: Отдохнули и снова в путь кататься на лыжах.
Посреди леса – гора
А на горе детвора
Заберемся высоко
А спускаться нам легко.
(движение по тексту)
-Вот только лыжи все перепутались. Давайте каждый выберет себе лыжи. (По цвету и величине). Девочки берут себе лыжи розового и красного цвета, а мальчики синего и зеленого. По величине в соответствии со своим ростом. (работа у доски)
Чистоговорка: Ах – ах – ах – мы были в горах.
Логопед: А теперь спустились вниз и поплывем по реке. Вот и лодочка стоит.
Пальчиковая гимнастика:
Мы на лодочке плывем,
Песни весело поём.
( дети соединяют ладони друг с другом по линии мизинцев, образуя ковшик.Подушечки пальцев соединены, кроме большого.)
-Выходим и идем дальше.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,
кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.
(движения по тексту )
-На лесной полянке живут разные звери. Давайте спрячемся и понаблюдаем за ними. (игра с прищепками)
Лисичка – сестричка пробежала.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
(рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцем. «Ритмично открывать и закрывать ротик» прищепки).
Пальчиковая гимнастика.
Зайчик –попрыгайчик:
Под высокой сосной,
Скачет зайка косой.
У корней за сосной
Скачет зайка второй.
(три пальца левой руки согнуты, указательный и средний подняты вверх, пальцы правой руки все подняты вверх, затем пальцы обеих рук опущены вниз соприкасаясь тыльной стороной рук.)
- Паровоз гудит, ду–ду – ду!
В путь всех жду -дуу –уууууу! Ду !
(Руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу, движения согнутыми локтями вперед назад ).
-Едем дальше мы лесами – посмотрите направо (дети поворачивают корпус тела в правую сторону).
-Едем дальше мы садами - поднимают голову вверх (дети поднимают руки вверх имитируя ветви деревьев).
Учитель: Посмотрите, дети, как много садов и огородов в нашем крае. (работа у доски)
На доске выставляются две корзинки и карточки с фруктами и овощами. Детям предлагается разложить по корзинкам овощи и фрукты.
-Ребята, давайте вспомним, что растет в саду на деревьях, (дети показывают фрукты и проговаривают их названия .)
- А как это называется одним словом? (Дети отвечают:«Фрукты».)
Назовите, а что растет на грядках? (дети показывают овощи и проговаривают их названия.)
-Поможем взрослым собрать урожай: в одну корзину складываем фрукты, в другую овощи.
-Едем дальше мы полями – посмотрите налево (дети поворачивают корпус тела в левую сторону).
А что же растет на полях?!
Выставляются картинки с подсолнухом, початком кукурузы, колосом пшеницы.
На парте перед детьми ставят тарелочки с семечками, кукурузой и гороха.
Детям предлагается разложить семена в соответствии с картинками по форме плода.
Итог:
Работа с фланелеграфом: выставляется плакат с изображением контуров гор, моря, радуги, корзин с овощами и фруктами, колосьями пшеницы. (Детям предлагается наклеить на контуры соответствующие силуэты.)
-Дети, давайте вспомним, что мы сегодня видели и составим картинку увиденного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.
Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-145538-1360067886.jpg)
Бинарное занятие по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта « Прогулка Колобка»
Социальная адаптация и интеграция детей с тяжелой умственной отсталостью актуальна в настоящее время. У воспитанников наряду с глубокими дефектами познавательной деятельности отмечается на...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-346462-1384633073.jpg)
Конспект урока по развитию речи во 2 классе со сложной структурой дефекта
Конспект урока "Мамин день" во 2 классе со сложной структурой дефекта в школе для детей с нарушениями слуха...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-358811-1385916552.jpg)
методические разработки по развитию речи в классах со сложной структурой дефекта
Уроки развития речи являются наиважнейшими для слабослышащих вспомогательных классов. Почти полное отсутствие речи, неподготовленность к обучению, низкий уровень умственного разви...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-742918-1453711275.jpg)
Рабочая программа по развитию речи 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа разработана для обучения детей со множественным нарушениями....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/17/picture-832797-1476724413.jpg)
Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».
Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....