Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе
рабочая программа по литературе (8 класс)

Шпакова Елена Александровна
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_8_kl.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

«Рассмотрено»

на МО учителей

 естественно-математического и гуманитарного цикла

Протокол № 1

От

Руководитель МО

………….(Т.В.Медведева)

«Согласовано» на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 29.08.2019 г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Приказ

   …………(А.В.Шевандин)

Рабочая  программа

по чтению и развитию речи

в 8 классе

Шпаковой Е.А.

(первая категория)

2019-2020 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, на основе программ 
специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Учебный предмет «Чтение и развитие речи» в 8 классе проводится  3ч.  в неделю. Всего в учебном году - 102ч.,  в том числе внеклассное чтение 7ч.

   В школе для обучающихся с УО (ИН) вариант 1 в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся  должны:

   - овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

   - научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

   - быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

   Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

   На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Обучающиеся с УО (ИН) вариант 1    школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

   На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

      Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ

В конце учебного курса по чтению 8 класса

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
  • пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Тематика изучаемых произведений.

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А.Некрасова, Н.А. Некрасова, И.С. Никитина, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова,  В.Г.Короленко.

Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, С.А. Есенина, Р.И.Фраермана, А.Т.Твардовского, К.Г.Паустовского, Л.А. Кассиль В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина.

I четверть

  1. Устное народное творчество.

Сказки. Русская народная сказка "Волшебное кольцо".

Пословицы и поговорки.

Баллады.

В.А.Жуковский «Перчатка», И.З.Суриков «Нашла коса на камень»

Былины. Былина «Садко»(отрывок)

Урок внеклассного чтения «Любимые сказки школьников». Просмотр фильма-сказки на выбор.

  1. Произведения русских писателей XIX века.

А. С. Пушкин. Биографические сведения.

М.Я.Басина «Публичное испытание», И.И.Пущин «записки о Пушкине», А. С. Пушкин, "Цветок", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне». Любовная лирика «Сожженое письмо», «Я вас любил». Сказка «Сказка о попе и работнике его Балде»  Просмотр мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» по мотивам сказки А.С.Пушкина.

Урок внеклассного чтения. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

 М. Ю. Лермонтов. Биографические сведения. Стихотворение "Смерть поэта", "Родина", «Парус», «Сосна». Отрывки из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.

II четверть

И. А. Крылов. Биографические сведения. Жанр басни. Особенности басен Крылова.

И. А. Крылов "Волк на псарне", "Осел и соловей", «Муха и пчела». Урок внеклассного чтения. Викторина по басням  И.А. Крылова.

Н. А. Некрасов. Биографические сведения.

Н. А. Некрасов "Размышления у парадного подъезда"(отрывок), "В полном разгаре страда деревенская", отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».

И.С. Никитин «Утро на берегу озера».

Урок внеклассного чтения «Н. А. Некрасов "Крестьянские дети".

И.С.Тургенев. Биографическая справка. И.С.Тургенев «Муму». Проверка техники чтения.

III четверть

Л. Н. Толстой. Биографические сведения. "После бала" (в сокращении).

3.Произведения русских писателей 1-й половины XX века

А. П. Чехов. Биографические сведения. «Лошадиная фамилия».

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (отрывки). Просмотр фильма по повести Короленко «Слепой музыкант»

Урок внеклассного чтения. «У книжной полки»

М.Горький. биографическая справка. Отрывок из повести «Макар Чудра»

С. А. Есенин. Биографические сведения. «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая...»

А.П.Платонов. Биографичечская справка. «Разноцветная бабочка»

А.Н.Толстой. Биографические сведения. «Русский характер».

Н.А.Заболоцкий. Биографическая справка. «Некрасивая девочка»

Урок внеклассного чтения  «"Стихи С. А. Есенина".»

4.Произведения русских писателей 2-й половины XX века.

К.Г.Паустовский. Биографическая справка. «Телеграмма»

Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.

IV четверть

Р.И.Фраерман. Биографическая справка. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки).

Л.А.Кассиль. Биографическая справка. «Пекины бутсы».

А.Т.Твардовский. Биографическая справка. Отрывки из поэмы «Василий Теркин».

Библиотечный урок.

В.М.Шукшин. Биографическая справка. «Гринька Малюгин».

В.П.Астафьев. Биографическая справка. "Далекая и близкая сказка".

Урок внеклассного чтения. Произведения о войне.

Р.П.Погодин. Биографическая справка. "Альфред".

А.А.Суриков. Биографическая справка. «Родина»

Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.

Навыки чтения.

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфографии.

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.

Внеклассное чтение.

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор).

  1. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».
  2. А.Р. Беляев «Золотая гора», «Прыжок в ничто».
  3. Ю.В. Бондарев «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».
  4. К.Я. Ваншенкин. Стихотворения.
  5. А.П. Гайдар «Школа».
  6. С.А. Есенин. Стихотворения.
  7. Ф.А. Искандер «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».
  8. В.А. Каверин «Два капитана».
  9. А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» (отрывки).
  10. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
  11. Н.М. Рубцов. Стихотворения.
  12. К.М. Симонов. Стихотворения.
  13. А.А. Сурков. Стихотворения.
  14. А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».
  15. В.М. Шукшин «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Программа

Программы для 5-9  классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. /Под ред. В.В. Воронковой: Сб. 1. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.

Учебник

 «Чтение для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Сост. З.Ф.Малышева. - М.: «Просвещение», 2013 г».

Методическая литература

1

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

2

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.:ВАКО, 2008. – 176с.

3

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 176с.

4

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 160с.

5

Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся младшего школьного возраста. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72с.

6

Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288с.

7

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

8

Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)

9

Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. – СПб.:КАРО, 2010. – 160с.

10

Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. -  224с.

11

Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. – 221с.

12

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 160с.

13

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учеб.

врем.

Дата по плану

Дата по факту

I  четверть

  1. Устное народное творчество. (9 часов)

1-3

1-3

Сказки.  

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

3

4

4

Пословицы и поговорки.

Баллады.

1

5

5

В.А.Жуковский «Перчатка»

1

6

6

И.З.Суриков «Нашла коса на камень»

1

7

7

Былины.

1

8

8

Былина «Садко» (отрывок)

1

9

9

Урок внеклассного чтения. "Любимые сказки школьников". Просмотр фильма-сказки на выбор.

1

2. Произведения русских писателей XIX века.

(43 часа)

10

1

А. С. Пушкин. Биографические сведения.

1

11

2

М.Я.Басина «Публичное испытание»

1

12

3

И.И. Пущин «Записки о Пушкине»

1

13

4

А.С.Пушкин «Памятник» (отрывок),

«Во глубине сибирских руд…»

1

14

5

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

15

6

А. С. Пушкин. Стихотворения – посвящения «И.И.Пущину», «Няне»

1

16

7

А.С.Пушкин. Любовная лирика:«Сожженное письмо» (отрывок), «Я вас любил»

1

17-19

8-10

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

3

20

11

Просмотр мультфильма по одноименной сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

21

12

Урок внеклассного чтения.

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

1

22

13

М.Ю.Лермонтов.Биографическая справка.

1

23

14

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

«Родина»

1

24

15

Тема одиночества в стихотворениях

 М.Ю. Лермонтова «Парус» и «Сосна».

1

25-27

16-18

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок)

3

28

19

Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.

1

II четверть

29

20

И. А. Крылов. Биографические сведения.

Жанр басни. Особенности басен Крылова.

1

30

21

И. А. Крылов «Волк на псарне»

1

31

22

И. А. Крылов «Осел и соловей»

1

32

23

И. А. Крылов «Муха и пчела»

1

33

24

Урок внеклассного чтения.

Викторина по басням  И.А. Крылова.

1

34

25

Н. А. Некрасов. Биографические сведения.

1

35

26

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок)

1

36

27

Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская..»

1

37

28

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок)

1

38

29

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

1

39

30

И.С.Никитин. Биографическая справка.

«Русь» (отрывок)

1

40

31

И.С.Никитин «Утро на берегу озера»

1

41

32

Урок внеклассного чтения. Н. А. Некрасов "Крестьянские дети".

1

42

33

И.С.Тургенев. Биографическая справка.

1

43-48

34-39

И.С.Тургенев «Муму»

6

49

40

 И.С.Тургенев «Муму»

Проверка техники чтения.

1

III четверть

50

41

Л.Н.Толстой. Биографическая справка.

1

51-52

42-43

Л.Н.Толстой «После бала» (в сокращении)

2

3.Произведения русских писателей 1-й половины XX века. (23 часа)

53

1

А.П.Чехов. Биографическая справка.

1

54

2

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»

1

55-61

3-9

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (отрывки).

7

62

10

Просмотр фильма по повести Короленко «Слепой музыкант»

1

63

11

Урок внеклассного чтения. "У книжной полки".

1

64-65

12-13

М.Горький. Биографическая справка.

«Макар Чудра» (отрывок)

2

66

14

Просмотр фильма по повести «Макар Чудра» «Табор уходит в небо»

1

67

15

С.Есенин. Биографическая справка.

«Спит ковыль…»

1

68

16

С.Есенин «Пороша»

1

69

17

С.Есенин «Отговорила роща золотая…»

1

70

18

А.П.Платонов. Биографическая справка.

«Разноцветная бабочка»

1

71-73

19-21

А.Н.Толстой. Биографическая справка.

«Русский характер»

3

74

22

Н.А.Заболоцкий. Биографическая справка.

«Некрасивая девочка»

1

75

23

Урок внеклассного чтения. "Стихи С. А. Есенина".

1

4.Произведения русских писателей 2-й половины XX века. (27 часов)

76-77

1-2

К.Г.Паустовский. Биографическая справка.

«Телеграмма»

2

78

3

Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.

1

IV четверть

79-83

4-8

Р.И.Фраерман. Биографическая справка.

«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки)

5

84-85

9-10

Л.А.Кассиль. Биографическая справка.

«Пекина бутсы»

2

86-88

11-13

А.Т.Твардовский. Биографическая справка.

«Василий Теркин» (отрывки из поэмы)

3

89

14

Библиотечный урок

1

90-92

15-17

В.М.Шукшин. Биографическая справка.

«Гринька Малюгин»

3

93-94

18-19

В.П.Астафьев. Биографическая справка.

«Далекая и близкая сказка»

2

95

20

Урок внеклассного чтения. Произведения о войне.

1

96-100

21-25

Р.П.Погодин. Биографическая справка.

«Альфред»

5

101

26

А.А.Суриков. Биографическая справка.

«Родина»

1

102

27

Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса  составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Про...

Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 6 класс

Календарно-тематическое планирование по чтению  и развитию речи  6 класс  № п.Тема урокаКоличество часовДатаОборудованиеСловарьОбразовательные и воспитательные целиКоррекцион...

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

конспект интегрированного занятия по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта

Проблема социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта  в настоящее время является актуальной. Работа по коррекции  речи и развитию эмоционально – в...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...