Методическая разработка урока литературы в 11 классе по рассказу «Макар Чудра»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Паушева Екатерина Александровна

Методическая разработка урока литературы в 11 классе по рассказу «Макар Чудра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makar_chudra.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы в 11 классе по рассказу «Макар Чудра»

1.Орг.момент

2. Вступительная беседа:

-  Какое литературное направление главенствовало в литературе в конке 19- начале 20 века? (реализм)

- В традициях какого направления написан рассказ? (романтизм)

-  Вспомним отличительные особенности романтизма.

  • яркая  индивидуальность ;
  • пейзаж выражает неординарность героя: экзотический пейзаж (море, горы степь)
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

3. Беседа о прочитанном:

- Вспомним сюжет рассказа ( На морском берегу рассказчик встречается со старым цыганом по имени Макар Чудра, который рассказывает ему историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Две гордые цыганские души, которые всю жизнь жили только для себя, однажды полюбили друг друга. Противостояние любви и жажды свободы приводит к тому, что Зобар от отчаяния убивает Радду, а отец девушки – Данило, убивает самого Зобара.)

- Кто рассказывает историю? (Макар Чудра)

- Кому ? (рассказчику, которого он называет «соколом»)

- О ком легенда? (о Радде и Лойко)

- Как они выглядят? (красоту Радды «можно было на скрипке сыграть…». Лойко: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце».)

- Каковы жизненные ценности героев легенды?

Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»;

Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя» 

- Какое условие поставила Радда  Лойко? (поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою..»)

- Понимает ли она, что Лойко не сможет выполнить это условие? (Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!)

 - Почему она отправляет себя на гибель? Почему Лойко ее убивает?

(Радда могла полюбить только сильного,  свободного человека, как и она сама. Они любят друг друга, но не могут быть вместе, потому что не способны пойти на компромисс, уступить, подчиниться. Быть вместе они не смогут. Единственный выход для героев – смерть).

- В каких условиях разворачивается действие?

Горький описывает экзотические условия, в которых разворачивается драма. Этот мир противопоставлен цивилизации, и автор отдает предпочтение ему: он жесток, но  естественен.

- Какова тематика рассказа? (Любовь и свобода)  

Любовь –невообразимо сильное и опасное чувство. Влюблённый человек теряет над собой контроль. Он вступает в борьбу со своими собственными чувствами, и ему остаётся либо покориться им, либо погибнуть.

Свобода –наивысшая ценность. Герои ценят свою независимость выше всего и готовы убить или умереть только ради того, чтобы никому не подчиниться.

- Есть ли любовь после смерти ? («кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой» ) .

Автор не осуждает героев, восхищается сильными людьми.

- Какова композиция рассказа (рассказ в рассказе)

- Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, называется  «Макар Чудра»?

(Сознание и характер Макара Чудры -  главный предмет изображения. Легенда, рассказанная им, служит средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение).

- Как он выглядит? (полулежал в красивой, сильной позе…)

- На фоне чего изображен? (ветер, море, степь)

- Что говорит о людях? О том, как и зачем они живут? (Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга…Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и все тут»)

- Каков его смысл жизни? (иди, иди – и все тут…бегай от дум про жизнь, чтобы не разлюбить ее»)

- Зачем он рассказывает легенду? (Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.)

- Согласен ли с его позицией повествователь? (нет, но внешне это не проявляется)

4. Заключительное слово.

Этот рассказ написан во время увлечения М.Горького философией Ницше:

- нужен «сверхчеловек»

-подвиг – сопротивление общему течению жизни

- любовь сильнее смерти

- страдание как очищение

5. Домашнее задание: читать рассказ «Старуха Изергиль», определите  особенности  композиции, поразмышляйте, зачем в этот рассказ включены легенды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...

Методическая разработка урока в 5 классе по рассказу И.С.Шмелева " Как я встречался с Чеховым. За карасями"

Тема: Встреча с личностью.Цели урока:1.Воспитать внимательное чтение;2.Заложить умение анализировать художественное произведение,делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;3.Использовать ...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...