Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_hameleon_v_7_klasse.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бишевская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)
Подготовила и провела учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Алексеева Галина Юрьевна.
Бишево - 2016 год
УРОК — ПОИСК
Тема: Хамелеонство как явление социальное (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»).
Эпиграф: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
ЦЕЛЬ - выявить художественную идею рассказа «Хамелеон», состоящую в обличении «хамелеонства» как общественного явления .
ЗАДАЧИ:
Образовательная: на основе организации совместной познавательной деятельности с обучающимися выделить в художественном тексте понятие «художественная деталь»; совершенствовать умение характеризовать литературных персонажей.
Развивающая: Развивать навыки анализа художественного произведения; создать условия для развития интеллектуальных способностей – анализа, сопоставления и синтеза, внимательного прочтения русской литературы.
Воспитательная: продолжить воспитание культуры общения; интереса к творчеству А.П. Чехова; чувство собственного достоинства и презрения к лицемерию и притворству; непринятие грубости, лицемерия, безразличия, хамства.
Оборудование: портрет А. Чехова, детские иллюстрации к произведениям автора, интерактивная доска, компьютер, презентация, мультфильм, учебники, тетради.
Основная идея темы: Хамелеонство исключает справедливость, уметь распознать это многоликое зло, быть нетерпимым к нему. (слайд№1)
Словарная работа.
- Социальное явление- явление, которое возникло в обществе людей. Социально -общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.
2Хамелеонство — низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество. (слайд №2) (опережающее задание на дом).
1. Верь не силе, а правде.
2. Дело знай, а правду помни.
3. Как хочу, так и ворочу.
4. Наглому дай волю, захочет и боле.
Хамелеонство
Конфисковать
Обыватель
Солдафонство
Косноязычный
Ход урока:
- Организационный момент.
Упражнения на внимание.
Прочитать эпиграф урока и ответить на вопрос:
-Кто автор этого афоризма и как вы понимаете его?
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли ». слайд №1.
-Пожалуйста, запомните эти слова, мы к ним еще вернемся во время урока.
- Вступительное слово учителя.
- На предыдущем уроке мы познакомились с рассказом А.П. Чехова «Хамелеон». Сегодня мы анализируем это произведение и работаем над темой: «Хамелеонство как явление социальное».
Цель нашего урока: доказать, что хамелеонство явление социальное, социальное значит какое? (опережающее задание на дом).
Явление, которое возникло в обществе людей. Социально-общественное - относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.
III. Аналитическая работа по тексту.
- Итак, вспомним действующих лиц рассказа? Какие должности они занимают?
/полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком.
городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи.
- Ребята, сегодня мы будем работать над анализом текста, цель нашего урока доказать, что «Хамелеонство исключает справедливость, нужно уметь распознавать это многоликое зло..» .
- Как же это мы будем делать? Проведем словарную работу, просмотрим инсценирование текста, познакомимся с новым термином – художественная деталь и, конечно же, вас ожидает сюрприз, подготовленный вашими товарищами.
IV. Проверка дом. задания.
Вы должны были по толковому словарю найти значения таких слов, как:
Хамелеонство
Конфисковать
Обыватель
Солдафонство
Косноязычный (слайд №4 )
-Замечательно, молодцы.
Ребята, рассказ очень короткий, поэтому нам нужно обратить внимание на любую мелочь, каждую черточку, которую в художественном произведении называют художественной деталью. Она как бы проверяет читателя на внимание и чуткость. Деталь помогает автору создать характер.
- Работа над художественными деталями.
- Чехова называют мастером художественной детали. Найдите в тексте выразительные детали и определите из роль. Обратимся к началу рассказа.
-Вот через базарную площадь……
- Что несут эти служители закона?
/узелок, решето — явно свидетельствуют об их деятельности/
- Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?
/окровавленный палец Хрюкина, поднятый как знамя или при ситуации стыдливо опускается вниз. Новая шинель/.
- Посмотрим на Очумелова.
От какого чувства его бросает то в жар, то в холод? /страх/
- Речь. (слайд №6)
- Все ли детали мы видим?
Говорящие фамилии - тоже детали.
Почему Очумелова называют косноязычным?
Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.
/Я ему покажу кузькину мать/
Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья.
Повелительная форма глагола, незаконченность предложения.
/Грубая речь с простыми людьми.
О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.
- Сюрприз. (слайд №7)
-Ребята, а вы какие художественные детали отметили в тексте, нарисовав иллюстрации?
(защита рисунков).
Исследовательская работа с текстом. Заполнение таблиц.
- Назовите реплики, в которых проявляются особенности внутреннего мира героев. Какова интонация и стиль речи героев?
1 вариант. Очумелов.
2 вариант. Хрюкин.
- Какие по составу предложения преобладают в речи героев? Какова их интонация и стиль?
Герои говорят коротко и отрывисто. Речь Очумелова косноязычна и груба, в ней иногда проскальзывают фразы из циркуляров и постановлений. Полицейский надзиратель привык к тому, чтобы ему подчинялись, поэтому он произносит фразы в повелительном тоне.
- Как в диалоге раскрывается характер героев?
- Почему незначительный эпизод превратился в грандиозное событие?
Внутренний мир героев настолько ограничен, что самое ничтожное событие превращается для них в глобальную проблему.
- Комедийную основу рассказа составляет несоответствие: незначительность важного для героев вопроса (кому принадлежит собака) и серьезный, страстный тон его обсуждения. Комический элемент заключен также в самой конструкции центрального эпизода, состоящей из ряда «превращений».
- Какие «превращения» происходят с Очумеловым?
- Заполните правую часть таблицы примерами из текста, позволяющими представить цепочку «превращений».
«Превращения» Очумелова | Примеры |
Очумелов выслушивает пострадавшего Хрюкина и демонстрирует свою власть. Очумелов — страж порядка | «Я этого так не оставлю! Я покажу ним как собак распускать...» |
Толпа высказывает предположение, что собака генеральская. Очумелов берет под защиту собаку, обвиняет Хрюкина | «Как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь - известный народ! Знаю вас, чертей… Не рассуждать!» |
Городовой опровергает предположение о том, что собака принадлежит генералу. Очумелов возвращается к своей исходной «расцветке», опять проявляет свою власть по отношению к собаке | «Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что...» «Нужно проучить. Пора!» |
Городовой высказывает сомнение. Из толпы вновь подтверждают, что собака генеральская. Очумелов заискивает перед собакой, он обрушивается на «виновника» | «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить». «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал...» |
Прохор отрицает принадлежность собаки генералу. Очумелов вновь начальник и страж порядка | «Она бродячая!.. Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и все» |
Прохор утверждает, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов заискивает и перед собакой, и перед генералом, и перед его братом | «Собачонка ничего себе...» «Я еще доберусь до тебя» (в адрес Хрюкина) |
3.6. Итоги работы (обращение к таблице).
- Почему автор оставляет генерала за кулисами?
Автор подчеркивает, что даже упоминание о генерале играет роль самого генерала.
- В чем причина метаморфоз Очумелова?
В основе всех изменений его поведения — незыблемая уверенность в превосходстве «генеральского» над «прочим» и убеждение, что отношение низших к «персонам» должно основываться на почтительности и подобострастии.
3.7. Обращение к определению понятия «художественная деталь» в учебнике.
- Шинель Очумелова — символ власти. Какие «превращения» происходит с шинелью? Почему автор обращает внимание читателя на то, что Очумелов идет в новой шинели?
Очумелов идет в летнюю жару в шинели. Очевидно, он только недавно произведен из городовых в полицейские надзиратели и не может расстаться с шинелью.
- Почему, когда Очумелов узнает, что «собака, кажись, генеральская», он просит снять с него не шинель, а пальто?
Для Очумелова шинель — символ его власти — теперь ничто по сравнению с генеральской властью, с генеральской шинелью.
- Почему в начале рассказа шинель у Очумелова распахнута, а в финале он ее запахивает?
Распахнутая шинель увеличивается в объеме и придает Очумелову больше значимости; в финале шинель уменьшается в объеме, так ее хозяин потерял прежнее величие и теперь не чувствует прежней уверенности в безграничности своей власти. Запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще более закрытым для всяких душевных движений.
3.8. Заполнение правой части таблицы.
«Превращения» Хрюкина | Примеры |
Хрюкин ощущает свою безнаказанность, дразнит собаку, бьет ее, заставляет ее защищаться | «Тыкал цыгаркой ей в харю для смеха», «собака бежит, прыгая на трех ногах», «дрожит всем телом», в глазах ее «выражение тоски и ужаса», «а она, не будь дура, и тяпни» |
Хрюкин чувствует себя обиженным | «Ужо я сорву с тебя, шельма» |
Почувствовав поддержку, Хрюкин униженно «кашляет в кулак» и извиняется перед «их благородием», уверенно отстаивает свои права | «Я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну» |
Перемена ситуации заставляет его изменить окраску: он заискивает перед Очумеловым | «Их благородие умный человек и понимает, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. Пущай мировой рассудит... У него в законе сказано... Нынче все равны» |
- От чего зависит «окраска» Хрюкина?
- Как меняется «окраска» толпы?
Самостоятельная работа в тетрадях.( слайд №8)
Запись числа, темы, эпиграфа.
Черты характера Очумелова | Примеры из текста |
1. Хамелеонство | Жарко, знобит |
2. Хамство и угодничество | Знаю, я вас, чертей! |
3. Солдафонство | Не рассуждать! |
- Ребята, а каково ваше отношение к Очумелову, к его характеру, поведению?
/правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения/.
/он презирает всех слабых, нищих и пресмыкается перед высшими, богатыми/.
/Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод/.
- А какие пословицы вы подобрали, чтобы охарактеризовать характер, поведение этого человека? ( опережающее дом. задание).
1. Верь не силе, а правде.
2. Дело знай, а правду помни.
3. Как хочу, так и ворочу.
4. Наглому дай волю, захочет и боле. . (слайд № 9)
- Ребята, внимание. Вернемся к теме нашего урока, для того, чтобы лучше понять, что же такое «хамелеонство», чтобы лучше понять сцену, которая произошла на улице, прослушаем инсценирование рассказа.
- Инсценирование рассказа.
-Итак, на базарной площади провинциального городка порядок охраняет невежественный и глупый полицейский надзиратель Очумелов.
- Ребята, что же такое хамелеонство?
/низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество/.
- Скажите, а чем привлекателен этот рассказ сегодня нам, современникам?
/И сейчас есть хамелеонство/
- Ребята, а есть ли люди, для которых выгодно, чтобы люди были хамелеонами?
/лидерам среди подростков, начальнику среди подчиненных, диктатору — политику — хамелеоны нужны, с такими легко. Легко их притеснять, ими управлять, использовать в своих целях/.
- Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.
Х. Итог урока:
-Над чем смеётся Чехов в этом рассказе? .Какой это смех? (слайд №10)
/смех сатирический, вызывает чувство гнева, негодования, презрения, смех с горчинкой, 6 раз менял свое мнение./.
1.Заключительное слово учителя.
- С творчеством Чехова, мы будем продолжать знакомиться и в других классах, его писательской мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли». Сам Чехов достиг в себе такого совершенства. И главным считал справедливость. Как не хватает этого качества Очумелову, Елдырину, Хрюкину. А выбор каждый из вас должен сделать сам. Хамелеонство исключает справедливость, умейте распознать это многоликое зло, будьте нетерпимее к нему.
---Домашнее задание: написать отзыв на рассказ : «Хамелеон». Или по образцу охарактеризовать Хрюкина. (слайд №11)
Тест по рассказу А.Чехова: «Хамелеон» один на компьютере, остальные на листочках самостоятельно, с последующей проверкой. (слайд № 12)
- В творчестве А.П. Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывают:
а) узелок в руке;
б) новая шинель;
в) корзина с конфискованным крыжовником
- Отличительной чертой произведения является:
а) глубокий лиризм;
б) искрящийся юмор, громкий смех;
в) пафос
- Жанр произведения:
а) рассказ;
б) очерк;
в) повесть
- автор относится к Очумелову:
а) нейтрально;
б) с сарказмом;
в) с сочувствием
- Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:
а) разобрался в происшедшем;
б) пожалел золотых дел мастера;
в) узнал, чья собака
- Смысл названия произведения связан с тем, что:
а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;
в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.
Оценка за:
6 правильных ответов - «5»
5 - «4»
4-3 - «3»
Литература:
Б, И. Турьянская: Литература в 7 классе. Урок за уроком. М., «Русское слово», 2000 ; Учебник-хрестоматия "Литература" в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина.
Материалы для выставки в школе: Жизнь и творчество А.П.Чехова.- М., 1954.
В.Я.Коровина "Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе 7 класс"- М., "Просвещение", 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"
Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...
Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»
Урок литературы 11 класс.« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа« Антоновские яблоки»...
Методическая разработка «Великие географические открытия и развитие предпринимательства в Европе. Обобщающий урок». 7-й класс
Урок обобщения с элементами ФГОС...
Урок литературы 6 класс " Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в рассказе Пришвина " Кладовая солнца"
Урок с использованием технологии КРЧиП...
Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
Технологическая карта урока...
Методическая разработка по литературе 11 класс
Рабочая программа. Литература 11 класс...
Методическая разработка по литературе 9 класс
Цели:-на примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм;-развивать навык сотрудничества в группе;-способствовать воспитанию...
- Мне нравится (1)