ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
план-конспект урока по литературе

Валентина Николаевна Соколкова

Воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературного чтения282.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                  Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Лыткарино Московской области

            E:\картинки МЕТОДическая работа\74837071_large_A_ZNAETE.jpg

Открытый урок

литературного чтения по теме:

Обобщение по разделу

«И в шутку и всерьёз».

1 класс

                                                                        Подготовила и провела

                                                                 учитель начальных классов

                                               высшей квалификационной категории

                                                 Соколкова Валентина Николаевна

Декабрь, 2017г.

Цель урока:

повторить и обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям раздела “И в шутку и всерьёз”.

Задачи обучения:

  • создать условия для развития познавательных интересов, развития умения обобщать, сравнивать, развивать артистические способности;
  • воспитывать интерес и любовь к чтению;
  • формировать понятие дружбы, умение помогать друзьям бескорыстно;
  • воспитание гуманности, любви к животным;
  • воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
  • отработка навыков беглого выразительного чтения;
  • формировать умение оценивать результат выполненных действий;
  • развивать умение работать в должном темпе;
  • развитие уверенности в своих силах;
  • развивать умение владеть собой – выдержки, самообладания, развитие умения действовать самостоятельно.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Формы работы: работа парами, индивидуальная работа, работа с учебником, тестовая работа, работа с текстом, с рисунками.

Ведущие технологии: технология формирования правильной читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Ход урока:

I. Оргмомент.

- Сядет тот, кто ответит на вопрос …

- На уроках литературного чтения мы много говорим. Что нужно сделать для улучшения работы нашего речевого аппарата?   (Разминку.)

II. Речевая разминка.   (Слайд 2)

Чтобы разговаривать, надо выговаривать,

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

(2 раза – самостоятельно, 3-ий – ХОРОМ, 4-ый – кто-то из детей)

1. Артикуляционная разминка.    (Слайд 3)

- Сделаем глубокий вдох, носом задержите дыхание, выдохните через рот, задувая пламя свечи.

2. Подготовим голосовые связки.   (Слайд №4)

- Первое чтение самостоятельное – 2 раза, потом по одному, потом хором.

Тру-тро-три-тры-тра
про-пру-при-пра-пры
дра-дро-дру-дры-дре

3. Работа над мимикой  (индивидуальные карточки)

4. Включение в учебную деятельность.  

Учитель      Как хорошо уметь читать!
                   Не надо к маме приставать,
                   Не надо бабушку трясти:
                   «Прочти, пожалуйста! Прочти!»
                   Не надо умолять сестрицу:
                   «Ну, почитай ещё страницу».
                   Не надо звать,
                   Не надо ждать,
                   А можно взять
                   И почитать!

- Ребята, правда ведь, что хорошо уметь читать?

III. Постановка темы и целей.   (Слайд 5)

- Ребята, сегодня у нас заключительный урок по разделу «И в шутку и всерьёз».

Цели нашего урока: повторить произведения, с которыми мы познакомились в этом разделе; закрепить свои знания, полученные при его изучении; развивать свою память, внимание, логическое мышление.

-  Наш урок будет состоять из двух частей. Сначала мы познакомимся с последними страничками в этом разделе, которые называются «Из старинных книг».

- Затем проведём викторину, которая нам покажет, кто из вас был самый внимательный на уроках и трудолюбивый дома.

И девизом нашего урока будет фраза: “Друг познаётся в беде”.   (Слайд 6)

IV. Работа по новой теме.      (Слайд 7)

1. Вступительное слово.  - Ребята, на протяжении нескольких уроков мы знакомились с произведениями, в которых было много весёлого, забавного  и шуточного. Но раздел-то наш называется «И в шутку и всерьёз». Так что пришло время поговорить и более серьёзно. Сегодня мы познакомимся с произведениями К. Д. Ушинского. Посмотрите на экран. Перед вами его портрет.

- Кто из вас знает, чем знаменит этот человек?

- Я вам напомню. По образованию К.Д. Ушинский был юрист. Но знаменитым он стал как педагог. Кто такой педагог?

- Ответы детей.

- К.Д. Ушинский является основателем русской педагогики - науки о воспитании детей. Недаром его произведения часто встречаются в школьных учебниках.

2. Работа по учебнику.

А) Откройте учебник на стр. 24. Мы  начнём с рассказа «Ворон и сорока»

Читает хорошо читающий ученик.

Словарная работа. - Какие слова вам непонятны?

Без умолку болтала - Разговаривала не останавливаясь.  (Слайд 8)

Проверка понимания прочитанного.

- Давайте определим жанр этого произведения.  Что это - стихотворение, рассказ или сказка? Докажите.

- Ответы детей.

- В литературе вот такие небольшие поучительные  произведения называются баснями.

- Как ведёт себя ворон?  (Ответы детей).

- Как ведёт себя сорока?  (Ответы детей).

- Как вы думаете, кого Ушинский подразумевает под этими птицами?

- Какие  черты характера он высмеивает?

- Какая главная мысль этой басни? Как вы думаете, можно смысл этой басни передать пословицей: «Не спеши языком, а торопись делом.»   (Слайд 9)

 

Б) Давайте познакомимся со следующим произведением.  «Худо тому, кто добра не делает никому»

- Прочитайте заглавие. Чем оно является?

- Правильно, пословицей. Как вы понимаете смысл её?

- Давайте теперь прочитаем и посмотрим, как нам объяснит К.Д.Ушинский.

Читает ученик.

Проверка понимания прочитанного.

- Какое последнее предложение в рассказе?

- Как вы ответите на поставленный вопрос?

- Как вы думаете, какое качество характера высмеивает здесь Ушинский?

- Можете вы мне ответить на вопрос, для чего великий педагог писал такие произведения?

В)  Давайте прочитаем  ещё один рассказик. Я бы назвала его загадкой. Прочитаем заглавие.  «Что хорошо и что дурно?»   (Слайд 10) 

- Какое это предложение?  (Вопросительное).

- Кому задаёт автор этот вопрос?  (Нам).

- Давайте прочитаем и ответим на поставленный вопрос.

Читает ученик.

Словарная работа.

После разбора непонятных слов задание: подчеркните карандашом – что хорошо. А, что дурно - оставьте неподчёркнутыми.

  Самопроверка с экрана.    (Слайд 11)

- Молодцы!

- Как вы думаете, этот рассказ шутливый или очень серьёзный?

V.  Физминутка.

 

- Вы хорошо поработали. А теперь давайте немного отдохнём.

Для  закрепления, давайте немножко поиграем. Если я называю положительное качество - вы садитесь и встаёте, а если отрицательное - поднимаете руки вверх и опускаете.

VI.  Викторина.    (Слайд 12)

- Приступаем к викторине.

- Вы видите несколько категорий. В каждой категории вопросы, которые оцениваются разным количеством баллов. (От 1 до 6) .

 Вы сами выбираете вопрос.

Вопросы:

Произведения.

1.   Какое стихотворение в разделе является ещё и скороговоркой?

           («Кулинаки - пулинаки» И.Пивоварова)

2.   Какая главная мысль в рассказе «Помощник»?

           (дружба, выручка, взаимопомощь…)

3. Чему учит нас рассказ Саша-дразнилка?

            (хорошему отношению к близким, правильным манерам поведения…)

4. С какой просьбой обратился Кролик к Ослику?

                  (помочь построить дом)

5. Расскажи любое произведение наизусть.

             (стихотворение «Телефон» К.Чуковского)

6. Какое произведение из раздела вы считаете самым серьёзным и почему?

                                 = («Помощник» М.Пляцковский)

Авторы.

1. Кто написал произведение «Ворон и сорока»? (К.Ушинский)

2. Какое стихотворение написала не Ирина Токмакова?
«Разговор Лютика и Жучка»
«Р-р-р-ы»
«Мы играли в хохотушки»

3. Найди автора каждого произведения:
«Телефон» -     М. Пляцковский
«Кулинаки-пулинаки» - К. Чуковский
«Помощник» -             И. Пивоварова

4. Чьих произведений не было в разделе «И в шутку и всерьёз»?
Н. Артюхова
Л. Толстой
К. Ушинский

5. Кто написал «Телефон», «Федотка»?  (К. Чуковский)
Какие ещё произведения этого писателя ты знаешь?

6. Кто твой любимый писатель и почему?

Герои

1. Как зовут кролика в рассказе «Помощник»?   (Кочерыжка)

2. Героиню, какого произведения зовут Маша?  Чему она нас учит?

    («Волк», Я.Тайц,  доброте, уважительному отношению к животным…)

3. Как зовут ослика в рассказе «Помощник» и почему?  (ИА)

4. Какой герой из раздела тебе понравился больше всего?

5. Расшифруй имя одного из героев раздела:
       ЛОВКО – 3214
(волк)

6.  Кого  вы не встретили в стихотворении «Телефон»?
       НОРОГСО - носорог
       КОДИЛКРО - крокодил
       КИТЫШМАР - мартышки
        СЯЛИТА - лисята
       ЧАТКИЗАЙ - зайчатки

Слова

1. Как ты понимаешь слово «дюжина»?

2. Что обозначает слово «пуд»?

3. Составь слово из слогов
             го-ско-ка-ро-вор.

4. Какая разница между «горячим приветом» и «горячим чаем»?

5. Какое слово лишнее и почему?
Хохот, хохотала, хохотушки, захочет, перехохочет.

6. Вставь первые буквы. Какое слово лишнее? Почему?
-мех,   -мор,   -еселье ,  -ружба,   -утки,     -абава

Пословицы

1. К какому произведению относится пословица:
«Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться»?

                («Помощник» М.Пляцковский)

2. Название, какого произведения является пословицей?

              («Худо тому, кто добра не делает никому» К.Ушинский)

3. К какому произведению относится пословица:
«Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой»?

                 («Саша-дразнилка»  Н.Артюхова)

4. Какие пословицы ты знаешь?

5. Смысл, какого произведения отражён в пословице:
«Не спеши языком, торопись делом»?

               («Ворон и сорока» К.Ушинский)

6. Какая пословица отражает смысл рассказа Н.Артюховой
«Саша-дразнилка»?

              («Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой»)

                      Р. S. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!     Р. S. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

1)    Стр. 8 ВЫРАЗИТЕЛЬНО прочитать

VII. Подведение итогов.

- Дорогие ребята! Вы все хорошо потрудились.  Я надеюсь, что вы навсегда запомните: что хорошо, что дурно, и другие мудрые советы всех писателей.

Награждение победителей грамотами. Выделение активных.

VIII. Рефлексия самооценка «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

IX. Домашнее задание. 

-  Подготовиться к внеклассному чтению: произведения Константина Дмитриевича Ушинского.

Самоанализ урока литературного чтения 1 класс. 2 четверть. УМК "Школа России", учебник «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. (стр. 5-25).

Цель урока:

повторить и обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям раздела “И в шутку и всерьёз”.

Задачи обучения:

  • создать условия для развития познавательных интересов, развития умения обобщать, сравнивать, развивать артистические способности;
  • воспитывать интерес и любовь к чтению;
  • формировать понятие дружбы, умение помогать друзьям бескорыстно;
  • воспитание гуманности, любви к животным;
  • воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
  • отработка навыков беглого выразительного чтения;
  • формировать умение оценивать результат выполненных действий;
  • развивать умение работать в должном темпе;
  • развитие уверенности в своих силах;
  • развивать умение владеть собой – выдержки, самообладания, развитие умения действовать самостоятельно.

Продолжительность урока: 40 мин.

Тип урока: урок обобщения знаний

Данный урок рассматривается в разделе уроков послебукварного периода. При планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.

Метапредметные: (критерии сформированности УУД):

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: Фронтальная, групповая, работа в парах и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация.

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого уч-ся ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.

Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. Акцент сделан на значимость и ценность изучаемого материала, что помогает создавать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию.

В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, воображение, стимулировала желание узнать больше.

Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием. На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда ребенок, выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, работа в парах и индивидуальные формы работы. Также была организована самостоятельная работа, в ходе которой предлагалась помощь, которая давала возможность каждому ребенку решать учебную задачу в соответствии с его возможностями. Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера, в виде самопроверки, взаимопроверки, что позволило установить обратную связь с уч-ся, определить уровень усвоения знаний

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью. Достижению цели способствовали следующие методы: беседы; самостоятельные работы учащихся; использование в качестве наглядности мультимедийной техники; работа с раздаточным материалом.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

Рефлексия полученных знаний была организована с использованием методики самооценки «Лестница успеха».

На этапе рефлексии каждый ребенок попытался сам оценить свою работу, выбирая необходимый цвет. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Уважайте своих близких" (по рассказу Л.Н.Толстого "Старый дед и внучёк"

В разработку включены все основные этапы этапы урока: Цель-формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитыва...

Открытый урок по литературному чтению в 6 классе ( 1 вид, с ЗПР)

Составление пересказа по сказке К.Д.Ушинского "Проказы старухи-зимы"...

Открытый урок по литературному чтению «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» 5кл

Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки на основе знакомства  с высокохудожественными образцами классической музыки.   ...

Открытый урок по литературному чтению «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: Сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Люд...

Открытый урок по литературному чтению

Словарный урок по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина. 7Б. октябрь 2022...