Открытый урок по литературному чтению «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» 5кл
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки на основе знакомства с высокохудожественными образцами классической музыки.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с вокальным стилем бельканто;
- освоение вокального жанра – баркарола;
- продолжение знакомства с творчеством Ф.Шуберта;
- выявление выразительно-смысловой и содержательной сущности музыкального
произведения, определение музыкальных образов в прослушанных произведениях;
- расширение представлений о мировом музыкальном наследии и его социальной роли
в жизни современных людей;
- поиск информации в Интернете, ее сохранение на аудио-носителях с целью
удовлетворения своих музыкальных потребностей.
Развивающие:
- развитие умений вокального исполнительства, эстетического восприятия образцов художественного искусства, а именно чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
Воспитательные:
- способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося
к высокохудожественным образцам мирового искусства;
- понимание вокальной музыки как средства коммуникации между людьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Софьинская СОШ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
«ОБРАЗЫ ПЕСЕН ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ. ИСКУССТВО ПРЕКРАСНОГО ПЕНИЯ»
5 класс.
Учитель начальных классов:
Осадчая Елена Леонидовна
2019 год
Открытый урок по литературному чтению «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» 5кл
Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки на основе знакомства с высокохудожественными образцами классической музыки.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с вокальным стилем бельканто;
- освоение вокального жанра – баркарола;
- продолжение знакомства с творчеством Ф.Шуберта;
- выявление выразительно-смысловой и содержательной сущности музыкального
произведения, определение музыкальных образов в прослушанных произведениях;
- расширение представлений о мировом музыкальном наследии и его социальной роли
в жизни современных людей;
- поиск информации в Интернете, ее сохранение на аудио-носителях с целью
удовлетворения своих музыкальных потребностей.
Развивающие:
- развитие умений вокального исполнительства, эстетического восприятия образцов художественного искусства, а именно чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
Воспитательные:
- способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося
к высокохудожественным образцам мирового искусства;
- понимание вокальной музыки как средства коммуникации между людьми.
Этапы урока: | Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: | ЭОР: |
1.Организационная часть.
| Музыкальное приветствие: «Здравствуй, Вероника!» Распевание: Данное приветствие повторяется несколько раз в качестве распевания. Выполняются упражнения на дыхание. | Подготовка тетради, сайта Moodle. Учащаяся поет: «Здра-вствуй-те!» | |
2.Повторение пройденного материала | - Мы продолжаем тему «Музыкальные образы вокальной и инструментальной музыки» - Что такое музыкальный образ? Мысли, чувства, впечатления композитора, выраженные в звуках. - Сегодня мы продолжаем говорить о музыкальных образах вокальной музыки. Что такое вокальная музыка? - Какие вокальные жанры ты знаешь? - Мы с тобой разучили песню «Россия». Давай начнем наш урок с этой песни. Образ чего воплотили в этой песне композитор и поэт? | Ответы ученицы Музыка, исполняемая голосом. Песня, романс, гимн, опера Образ родины Образ человека, который любит родину | |
Исполнение песни | Исполнение песни «Россия» (Д.Тухманов-М.Ножкин) под фонограмму. Выставление оценки за исполнение песни. | Исполнение песни «Россия» (Д.Тухманов-М.Ножкин) под фонограмму. | Фонограмма песни «Россия» |
3. Основная часть Актуализация знаний. | - Давай вспомним, какие произведения вокальной музыки мы слушали на прошлых уроках, и какие голоса их исполняют. | Прослушивание: М.И.Глинка Романс «Я помню чудное мгновенье» - тенор, С.В.Рахманинов Романс «Сирень» - сопрано, Н.А.Римский –Корсаков Песня варяжского гостя из оперы «Садко» - бас. | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений |
Формулирование темы и задач урока. | - На прошлых уроках мы слушали песни и романсы русских композиторов. 1 слайд Сегодня же тема урока звучит так «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения». Озвучивание цели и задач урока: - Сегодня ты познакомишься новыми для тебя вокальным стилем и жанром. И в этом нам поможет творчество австрийского композитора Франца Шуберта. | Учащаяся открывает презентацию на Мудл. Работа с презентацией. | Презентация «Искусство прекрасного пения» |
Работа над новым материалом. | 2 слайд И для этого я предлагаю тебе мысленно перенестись в Италию. - Почему мы отправляемся именно в Италию? 3 слайд - Именно в Италии в конце 16 века возник вокальный жанр - опера. - Что такое опера? 4 слайд – Итак, Рим – столица Италии, город с многовековой историей, прекрасной архитектурой, богатыми культурными традициями. 5 слайд В Венеции в 17 веке был открыт первый в мире постоянный оперный театр. 6 слайд В Неаполе певческое искусство достигло высокого расцвета. 7 слайд В Милане есть знаменитый на весь мир Оперный театр Ла Скала. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto. 8 слайд Итак, запишем в тетрадь тему нашего урока «Искусство прекрасного пения. Бельканто».
9 слайд - Давай найдем в глоссарии, что такое Бельканто. Да. Бельканто требует от певца плавности звучания, мягкого тембра, безукоризненного владения всеми вокальными приемами, динамическими и тембровыми нюансами. 10 слайд Технике уделялось большее внимание, чем громкости: певец должен был держать перед собой зажжённую свечу, петь, и пламя свечи не должно было двигаться. Это делалось для контроля правильности певческого дыхания: оно не должно быть форсированным и колебать пламя свечи. | Ответы ученицы Опера - музыкальный спектакль, где все действующие лица поют. Записывает в тетрадь тему урока «Искусство прекрасного пения». Белька́нто (итал. bel canto — «красивое, прекрасное пение») — стиль виртуозного пения, сложившийся в Италии к середине 17 века. В современном понимании — это эмоциональное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение. В бельканто голос — это инструмент певца. | Презентация «Искусство прекрасного пения» Глоссарий (Оболочка Moodle) |
Слушание музыки. | 11слайд - Перед тобой фотография известной российской певицы Анны Нетребко. Давай послушаем фрагмент из оперы итальянского композитора 18 века Винченцо Белинни в ее исполнении. Она исполняет на итальянском языке арию Амины - девушки оплакивающей свою любовь. В руках она держит увядший цветок, когда-то подаренный ей женихом. После прослушивания ответь на вопросы:
| Учащаяся смотрит видеофрагмент, слушает произведение, отвечает на вопросы. | Видеофрагмент на сайте Мудл – Ария Амины из оперы Винченцо Белинни «Сомнамбула» |
Работа над новым материалом. | 12 слайд Современные вокальные школы сохраняют и продолжают традиции бельканто. Давай познакомимся с исполнителями, которые исполняли бельканто: Р. Тебальди, М. Каллас, Р. Скотто, Дж. Сазерленд, М. Кабалье, И. Паваротти, П. Доминго, Н. Гяуров, 3. Соткилава, В. Атлантов, Е. Нестеренко и др. 13 слайд Ирина Архипова и Елена Образцова, 14 слайд Дмитрий Хворостовский. 15-18 слайды Но вернемся в Италию. Вот так свои впечатления о Венеции отражали в своих картинах художники. - Как ты думаешь, а как композиторы передавали свои впечатления от этой страны? А если бы ты была композитором, какую бы музыку написала? - Композиторы писали баркаролы. 19 слайд Баркаролла (от ит. bаrса – лодка) – песня лодочника. Особенно распространена в Венеции (Италия). Певучая вокальная или инструментальная пьеса. Характерный рисунок ритма в аккомпанементе создает ощущение покачивания на воде. | Работа с презентацией Ответ учащейся. Учащаяся читает определение баркаролы | Презентация «Искусство прекрасного пения» |
Слушание музыки. | 20 слайд Франц Шуберт, австрийский композитор 19 века, любил путешествовать, побывал и в Италии. Давай послушаем, как выразил свои впечатления от Италии в «Баркароле». 21 слайд Задание к прослушиванию:
22 слайд 23 слайд Давай послушаем еще одно произведение Шуберта «Аве Мария» в исполнении современной певицы Сели́н Дио́н, победительницы конкурса песни «Евровидение 1988», в 2010 года Селин Дион была назначена послом доброй воли Организации объединенных наций. - Можно ли назвать это исполнение прекрасным, близким к бельканто, а произведение современным и почему? (музыка красивая, понятная. Значит, современная, а также и прекрасно исполнена) | Ученица слушает «Баркаролу» Франца Шуберта. Отвечает на вопросы, сравнивает с картиной Юрия Весняка «Баркарола». Ученица слушает произведение Шуберта «Аве Мария». Отвечает на вопрос. | Оболочка Moodle: Ф.Шуберт «Баркарола» Оболочка Moodle: Ф.Шуберт «Аве Мария» |
Разучивание песни. | Мы сегодня говорили об искусстве прекрасного пения. Давай попробуем также красиво спеть, разучив прекрасную песню. Исполнение песни «Птица-музыка», разучивание 1 куплета |
Ученица слушает песню «Птица-музыка», под руководством педагога разучивает 1 куплет. | |
Заключение Подведение итогов. | Вывод: Сегодня мы еще приблизились к пониманию роли мирового музыкального наследия в жизни современных людей, вокальной музыки как средства коммуникации между людьми. - Подходят ли к сегодняшнему уроку строки стихотворения В.Семернина, которые были эпиграфом нашего урока? 24 слайд « Голос, голос, | Ученица отвечает на вопрос, читает стихи | |
Рефлексия | - В заключение урока продолжи предложения, которые ты видишь на экране:
| Отвечает на вопросы: Познакомилась с вокальным стилем бельканто, вокальным жанром – баркарола, с новыми песнями Ф.Шуберта. | Рефлексивный экран |
Заключение | Выставление оценки за работу на уроке. Музыкальное прощание: «До свиданья, Вероника!» | Учащаяся поет: «До сви-да-ни-я!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Уважайте своих близких" (по рассказу Л.Н.Толстого "Старый дед и внучёк"
В разработку включены все основные этапы этапы урока: Цель-формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитыва...
"Образы песен зарубежных композиторов"
Раскрыть форму и содержание произведений Франца Шуберта....
Открытый урок по литературному чтению в 6 классе ( 1 вид, с ЗПР)
Составление пересказа по сказке К.Д.Ушинского "Проказы старухи-зимы"...
Урок музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс Авторы программы и учебника Г. П. Сергеева Е. Д. Критская Современные образовательные технологии.
Идея урока: Голос, голос, Кто тебя не слышит,...
Презентация к уроку музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс
Презентация позволяет расширить представления учащихся по изучаемой теме.......
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения
Конспект урока "Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения"....
План -конспект урока по музыке для 6 класса на тему " Искусство прекрасного пения. Мастерство исполнителя"
Полан -конспект урока музыки для 6 класса на тему " Искусство прекрасного пения. Мастерство исполнителя" содержит а технологическую карту урока с подробным описанием действий учителя и учащи...