Открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Дорофеева Ольга Владимировна

Словарный урок по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина. 7Б. октябрь 2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnyy_urok_v_7_klasse_po_skazke_pushkina.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

 

 

 

 

 

 

 

 

Лучший словарный урок для обучающихся с особыми образовательными потребностями 

Словарный урок по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 Дорофеева Ольга Владимировна

ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2022 год

   

Пояснительная записка:

Сценарий словарного урока по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина был использован в рамках школьной программы в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью). Творчество А.С.Пушкина отличается языковым богатством, с которым необходимо знакомить всех учащихся.

Урок проведен в 7 классе, возраст обучающихся – 14 лет (дети с ОВЗ)

Образовательные цели и задачи урока:

- знакомство с творчеством А.С.Пушкина;

- знакомство с новыми понятиями и определениями;

- умение разностороннего (в том числе лексического) анализа текста;

- навык работы с разными словарями;

- формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Планируемые результаты.

  1. Познакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.
  2. Познакомить с разнообразными словарями и научиться ими пользоваться, анализировать и извлекать информацию из словарной статьи.
  3. Научить анализировать тексты, умению выделять художественно-выразительные средства языка.
  4. Обогащение словарного запаса учащихся.
  5. Привить любовь к русскому языку и к богатому культурному наследию России.
  6. Научить уважительному отношению к личности и общечеловеческим ценностям.

Урок общеметодологической направленности.

Используемые педагогические технологии, методы, приемы. Применение дифференцированного подхода индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). В процессе урока были использованы следующие технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированное обучение; игровые технологии и объяснительно-иллюстративные.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока: ПК учителя; электронная доска; презентация;  учебник; словари.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Кто автор этой сказки? В каком веке он жил?

Как вы думаете, почему такое длинное название сказки?

О ком сказка? Можно ли ответить на этот вопрос, не читая сказку?

О какой авторской сказке пойдёт речь: бытовой, волшебной или сказке о животных?

  1. Работа с текстом

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, на творчество которого повлиял живой, красочный народный русский язык. Он познакомился с ним еще в детстве. Как думаете, кто познакомил маленького Александра с русскими народными сказками? (Няня Арина Родионовна)

В авторских сказках А.С. Пушкина отразился богатый и красочный мир народной фантазии, звучит во всей красе народный язык.

Чтение текста и обсуждение языковых средств языка, свойственных устному народному творчеству. (эпитеты, повторения, уменьшительно-ласкательные слова и т.д.)

  1.  Лексическая работа с текстом. Работа с карточками.

В сказке А.С. Пушкина мы встречаем слова, значение которых требуется уточнить, потому что или предметы вышли из употребления или изменили свое название. Значение слов можно определить по словарю. Знакомство с Толковым словарем Ожегова.

Прочитайте значения слов светлица (светлая парадная комната в доме, помещение для женских работ) и гонец (в старину человек, отправленный со срочным известием).

  1. Интерактивная игра «Подбери синоним»

Подберите синонимы к этим словам:

- светлица (покои, светёлка, терем, горница, хибара, палата, комната)

- гонец (посыльный, скороход, почтальон, посланец, гончий, верховой, курьер)

Работа со словарем синонимов. Какие синонимы больше подходят к сказочному жанру?

  1. Лексическая работа с текстом по видеофрагменту.

Прочтите фразу из сказки. Попробуйте объяснить сочетание слов крещёный мир.

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица, -

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир".

 Попробуйте объяснить значение словосочетания «крещёный мир». Посмотрите отрывок из фильма режиссёра Ролана Быкова «Внимание, черепаха!».  Как дети в этом фильме объясняют выражение «крещёный мир»? Кто ближе к истине? Используя толковый словарь, найдите значение слова «крещёный». (Принявший обряд крещения)

  1. Беседа. Сравнительный анализ писем.

Сравните содержание письма царицы своему мужу и письма, которое получил царь; содержание подлинного приказа царя и указа, который был зачитан царице. Как вы думаете, что стало причиной несчастья молодой царицы и её новорожденного сына? Выскажите, что вы думаете о поступках сестёр царицы и Бабарихи.

  1. Самостоятельная работа

Замените слова из сказки словами из современного литературного языка

Вымолвить - …(проговорить)

Снурок - … (шнурок)

Град - … (город)

Грамота - … (приказ)

Окиян - … (океан)

Нарёкся - … (назвали)

Тужить - … (грустить)

Заскрыпела - … (заскрипела)

  1. Работа с иллюстрацией к сказке.

Опишите изображение. Какой фрагмент сказки соответствует изображаемому?

(Коршун в море кровь пролил,

Лук царевич опустил…)

  1. Рефлексия.

Как вы понимаете пословицу: «Злой плачет от зависти, а  добрый - от радости»?

  1. Домашнее задание.

Создать свою иллюстрацию к прочитанному отрывку сказки А.С. Пушкина.

Заключение.

В качестве рекомендаций в работе с учащимися с ОВЗ можно выделить следующие моменты:

  1. Словарному анализу подвергается хорошо знакомый (предварительно прочитанный) текст.
  2. Для наглядности использовать изображения реалий 19 века (видео, фото музейных экспонатов, изображения).
  3. Словарную работу лучше фиксировать на карточках, так как они представляют более сжатую наглядную информацию, и  учащимся с ОВЗ с ними удобно работать (перебирать, при необходимости пополнять новыми карточками, раскладывать стопочками, например, выделяя знакомую и новую информации)

Словарная работа является неотъемлемой частью работы при знакомстве учащихся с произведениями А.С. Пушкина, понимание новых слов обогащает словарный запас ученика, мотивирует к чтению, развивает словесно-логическое мышление.

Список использованной литературы:

  1. Учебник «Чтение. 7 класс». А.К. Аксёнова, Москва «Просвещение», 2019, стр.40-47.
  2. С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка». «Мир и образование», 2019.
  3. «Словарь-тезаурус синонимов русского языка». АСТ-Пресс, 2017.
  4. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание», ЭКСМО, 2020

 

Список электронных ресурсов: МЭШ на сайте mos.ru, фильм «Осторожно, черепаха» на сайте vk.com, воспроизведение с 6:10 по 8:00, мультфильм «Сказка о царе Салтане», 1984г на сайте kinopoisk.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Уважайте своих близких" (по рассказу Л.Н.Толстого "Старый дед и внучёк"

В разработку включены все основные этапы этапы урока: Цель-формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитыва...

Открытый урок по литературному чтению в 6 классе ( 1 вид, с ЗПР)

Составление пересказа по сказке К.Д.Ушинского "Проказы старухи-зимы"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям....

Открытый урок по литературному чтению «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» 5кл

Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки на основе знакомства  с высокохудожественными образцами классической музыки.   ...

Открытый урок по литературному чтению «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: Сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Люд...