Открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Словарный урок по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина. 7Б. октябрь 2022
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnyy_urok_v_7_klasse_po_skazke_pushkina.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Лучший словарный урок для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Словарный урок по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.
Дорофеева Ольга Владимировна
ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
учитель русского языка и литературы
Москва, 2022 год
Пояснительная записка:
Сценарий словарного урока по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина был использован в рамках школьной программы в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью). Творчество А.С.Пушкина отличается языковым богатством, с которым необходимо знакомить всех учащихся.
Урок проведен в 7 классе, возраст обучающихся – 14 лет (дети с ОВЗ)
Образовательные цели и задачи урока:
- знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
- знакомство с новыми понятиями и определениями;
- умение разностороннего (в том числе лексического) анализа текста;
- навык работы с разными словарями;
- формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Планируемые результаты.
- Познакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.
- Познакомить с разнообразными словарями и научиться ими пользоваться, анализировать и извлекать информацию из словарной статьи.
- Научить анализировать тексты, умению выделять художественно-выразительные средства языка.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Привить любовь к русскому языку и к богатому культурному наследию России.
- Научить уважительному отношению к личности и общечеловеческим ценностям.
Урок общеметодологической направленности.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы. Применение дифференцированного подхода индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). В процессе урока были использованы следующие технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированное обучение; игровые технологии и объяснительно-иллюстративные.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока: ПК учителя; электронная доска; презентация; учебник; словари.
Ход урока
- Актуализация знаний.
Кто автор этой сказки? В каком веке он жил?
Как вы думаете, почему такое длинное название сказки?
О ком сказка? Можно ли ответить на этот вопрос, не читая сказку?
О какой авторской сказке пойдёт речь: бытовой, волшебной или сказке о животных?
- Работа с текстом
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, на творчество которого повлиял живой, красочный народный русский язык. Он познакомился с ним еще в детстве. Как думаете, кто познакомил маленького Александра с русскими народными сказками? (Няня Арина Родионовна)
В авторских сказках А.С. Пушкина отразился богатый и красочный мир народной фантазии, звучит во всей красе народный язык.
Чтение текста и обсуждение языковых средств языка, свойственных устному народному творчеству. (эпитеты, повторения, уменьшительно-ласкательные слова и т.д.)
- Лексическая работа с текстом. Работа с карточками.
В сказке А.С. Пушкина мы встречаем слова, значение которых требуется уточнить, потому что или предметы вышли из употребления или изменили свое название. Значение слов можно определить по словарю. Знакомство с Толковым словарем Ожегова.
Прочитайте значения слов светлица (светлая парадная комната в доме, помещение для женских работ) и гонец (в старину человек, отправленный со срочным известием).
- Интерактивная игра «Подбери синоним»
Подберите синонимы к этим словам:
- светлица (покои, светёлка, терем, горница, хибара, палата, комната)
- гонец (посыльный, скороход, почтальон, посланец, гончий, верховой, курьер)
Работа со словарем синонимов. Какие синонимы больше подходят к сказочному жанру?
- Лексическая работа с текстом по видеофрагменту.
Прочтите фразу из сказки. Попробуйте объяснить сочетание слов крещёный мир.
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир".
Попробуйте объяснить значение словосочетания «крещёный мир». Посмотрите отрывок из фильма режиссёра Ролана Быкова «Внимание, черепаха!». Как дети в этом фильме объясняют выражение «крещёный мир»? Кто ближе к истине? Используя толковый словарь, найдите значение слова «крещёный». (Принявший обряд крещения)
- Беседа. Сравнительный анализ писем.
Сравните содержание письма царицы своему мужу и письма, которое получил царь; содержание подлинного приказа царя и указа, который был зачитан царице. Как вы думаете, что стало причиной несчастья молодой царицы и её новорожденного сына? Выскажите, что вы думаете о поступках сестёр царицы и Бабарихи.
- Самостоятельная работа
Замените слова из сказки словами из современного литературного языка
Вымолвить - …(проговорить)
Снурок - … (шнурок)
Град - … (город)
Грамота - … (приказ)
Окиян - … (океан)
Нарёкся - … (назвали)
Тужить - … (грустить)
Заскрыпела - … (заскрипела)
- Работа с иллюстрацией к сказке.
Опишите изображение. Какой фрагмент сказки соответствует изображаемому?
(Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил…)
- Рефлексия.
Как вы понимаете пословицу: «Злой плачет от зависти, а добрый - от радости»?
- Домашнее задание.
Создать свою иллюстрацию к прочитанному отрывку сказки А.С. Пушкина.
Заключение.
В качестве рекомендаций в работе с учащимися с ОВЗ можно выделить следующие моменты:
- Словарному анализу подвергается хорошо знакомый (предварительно прочитанный) текст.
- Для наглядности использовать изображения реалий 19 века (видео, фото музейных экспонатов, изображения).
- Словарную работу лучше фиксировать на карточках, так как они представляют более сжатую наглядную информацию, и учащимся с ОВЗ с ними удобно работать (перебирать, при необходимости пополнять новыми карточками, раскладывать стопочками, например, выделяя знакомую и новую информации)
Словарная работа является неотъемлемой частью работы при знакомстве учащихся с произведениями А.С. Пушкина, понимание новых слов обогащает словарный запас ученика, мотивирует к чтению, развивает словесно-логическое мышление.
Список использованной литературы:
- Учебник «Чтение. 7 класс». А.К. Аксёнова, Москва «Просвещение», 2019, стр.40-47.
- С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка». «Мир и образование», 2019.
- «Словарь-тезаурус синонимов русского языка». АСТ-Пресс, 2017.
- В.И. Даль «Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание», ЭКСМО, 2020
Список электронных ресурсов: МЭШ на сайте mos.ru, фильм «Осторожно, черепаха» на сайте vk.com, воспроизведение с 6:10 по 8:00, мультфильм «Сказка о царе Салтане», 1984г на сайте kinopoisk.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Уважайте своих близких" (по рассказу Л.Н.Толстого "Старый дед и внучёк"
В разработку включены все основные этапы этапы урока: Цель-формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитыва...
Открытый урок по литературному чтению в 6 классе ( 1 вид, с ЗПР)
Составление пересказа по сказке К.Д.Ушинского "Проказы старухи-зимы"...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям....
Открытый урок по литературному чтению «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» 5кл
Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки на основе знакомства с высокохудожественными образцами классической музыки. ...
Открытый урок по литературному чтению «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»
Тип урока: Открытие нового знанияЦель: Сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Люд...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 6 классе. Тема: В. А. Жуковский «Жаворонок»
Урок разработан в соответствии с треованием ФГОС О УО (ИН)...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 6 классе. Тема: В. Драгунский "Кот в сапогах" 2 часа
Уроки разработаны в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)...