Конспект открытого урока по литературному чтению в 6 классе. Тема: В. Драгунский "Кот в сапогах" 2 часа
план-конспект урока (6 класс)
Уроки разработаны в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_1_chas.docx | 27.17 КБ |
konspekt_uroka_2_chas.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Вознесенская ОШ-И
План-конспект
открытого урока по литературному чтению
в 6 классе по теме:
В. Ю. Драгунский « Кот в сапогах»
(1-ой урок)
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературного чтения
Ощепкова Елена Михайловна
Тема урока: В.Ю. Драгунский "Кот в сапогах» (1-й урок) (6 класс)
Образовательные:
-Познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Кот в сапогах»
-Научить давать характеристику героям, их поступкам. Совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность.
- Развивать умение отвечать на вопросы к тексту по содержанию прочитанного, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли.
-Развивать речь, мышление, память, интерес к произведениям этого писателя.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе, синтезе, установлении причинно-следственных связей, сравнении, обобщении;
- корригировать связную устную речь на основе упражнений в полных ответах на вопросы, пересказе, выразительном чтении, характеристике героя;
- корригировать память на основе упражнений на запоминание, припоминание, воспроизведение.
-развивать речевую активность обучающихся на основе составления полных ответов на вопросы;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, чуткое и бережное отношение к дружбе, любовь к семье, умение дружить.
Тип урока: комбинированный урок-путешествие.
Оборудование: учебники, карточки со словарными словами, карта путешествия, ракета со звёздами, законы космонавтов, портрет писателя, карточки с отрывком текста с пропущенными буквами, с пословицами, с тестом.
Ход урока
1.Организация начала урока.
Какой сегодня праздник? (День космонавтики)
Сегодня мы отправимся в космическое путешествие! Мы побывем на разных планетах: планете Домашнего задания, планете Писателей, планете Спортивной, планете Читателей, планете Словарных слов. И в заключении мы вернёмся на самую замечательную, красивую, родную планету Земля. (знакомство с картой путешествия)
-Сегодняшний урок пройдёт по законам космонавтов
- Только сильные могут полететь в космос
- Только умные могут стать космонавтами
- Только трудолюбивые могут отправиться в полёт
- Только весёлые и дружные справятся с заданием.
Далёкие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас,
И вот мы готовы к полёту сейчас!
Внимание! Взлёт! Мы летим вперёд!
Вперёд к загадочным и далёким планетам и звёздам!
( На доску прикрепляется ракета, на которой ребята отправятся в космос. Учащимся раздаются звёзды красного и жёлтого цвета.)
Итак, вперёд к неизведанным планетам!
2. Проверка домашнего задания. (планета Домашнего задания)
-Назовите произведение, которое мы читали на прошлом уроке? Кто автор?
Работа по плану. Расставить пункты плана по порядку (даны вразброс).
1 часть
1.Экскурсия по зоосаду. (Кто живёт в зоосаде? Как по-другому называют зоосад?)
2.Обитатели зоосада. (Каких зверей увидела писательница в зоосаде?)
3. У клетки с львицей. (Кто жил с львицей в клетке? Что рассказывал сторож детям о львице с львятами?)
2 часть
1.Экскурсия продолжается.( Что ещё увидела писательница во время экскурсии?)
2.Встреча со звериным доктором. (Кого встретила писательница в обезьяннике? Как называют врача, который лечит животных?)
3.Хитрые приёмы ветеринара. (Какие хитрые приёмы использует ветеринар при лечении больных животных? Что учитывают звериные доктора при работе с больными? Какими качествами должен обладать ветеринар?)
-Ребята, кто из вас был в зоопарке?
- Зачем нужны зоопарки?
- Какие животные там живут? (те, которых мы не сможем встретить в нашей местности).
- Почему животные живут в зоопарке? (исчезающие виды, нашли ранеными, для того чтобы люди могли посмотреть
3. Коррекционная минутка (планета Писателей)
-Зачеркнуть повторяющиеся буквы.
Домтортмагуноский
- Прочитайте слово.
(Драгунский)
5. Изучение нового материала.
- Давай подробнее познакомимся с жизнью и творчеством писателя.
Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Америке в Нью-Йорке. Папа и мама его молодыми уехали в Америку, но им там не понравилось, и они вернулись на Родину. В 1925 году семья переехала в Москву.В детстве Виктор Драгунский был обычным ребёнком, любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь. В 1935 году Виктор Драгунский стал актёром. Он обладал прекрасным чувством юмора. Он стал писать юмористические рассказы. Затем стал работать в Московском театре сатиры. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, а также выступал с фронтовыми концертными бригадами. После войны он вернулся в театр.
А во время зимних каникул он работал на ёлках и был самым весёлым и смешным Дедом Морозом. Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией. Он даже ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном. Виктор Драгунский написал замечательные рассказы для детей и повесть про клоуна для взрослых. Вообще-то писателем Драгунский не собирался становиться. Но в 40 лет у него родился сын Дениска. И с Дениской стали случаться всякие смешные истории. Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Драгунский, а Дениска – это его сын. Виктор Драгунский стал эти истории записывать, получились Денискины рассказы, которые читают не только в России, но и во многих странах мира. Весёлые рассказы для детей под общим названием «Денискины рассказы» В.Ю.Драгунский начал писать в 1959 году. В 2022 году книге В. Ю. Драгунского «Денискины рассказы» исполнилось 63 год. Виктор Драгунский прожил интересную и многообразную жизнь. Его нет с нами уже 50 лет, но книжки Драгунского с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые… Умер писатель 6 мая 1972 г. в Москве. Ему было 59 лет.
Физминутка (планета Спортивная)
Жизнь космонавтов неразрывно связана со спортом. Даже находясь на корабле космического корабля, они непременно делают зарядку. В полете космонавты внимательно следят за стрелками приборов. Представьте, что стрелки – это наши руки. Повторяйте движения за мной. (Выполняются упражнения на развитие внимания: руки в стороны, вверх, вперед, вниз, левую руку вперед, правую в сторону и. т. д.
-Отгадай произведение? (рисунок сказочного персонажа Кота в сапогах) Кто автор? (Шарль Перро Сказка «Кот в сапогах»)
- В каком жанре написано это произведение? (сказка).
- Почему? Дай определение этому жанру.
(Сказка - повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях преимущественно с участием волшебных лиц.)
Сегодня мы познакомимся с произведением В. Драгунского « Кот в сапогах» (тема на доске)
- Может быть, В.Драгунский пересказал сказку Ш.Перро? (Нет,
В. Драгунский пишет рассказы).
6.Подготовка к восприятию текста. (планета Читателей)
Прочитай ключевые слова:
закончили четверть
карнавал
в костюме
Можно ли определить, когда происходит событие? Где? Кто его герои?
7.Знакомство с рассказом В Драгунского «Кот в сапогах»
(Выразительное чтение учителем)
8. Словарная работа (планета Словарных слов)
В тексте вам встретились незнакомые слова.
Давайте сейчас постараемся объяснить их значение
Утренник – утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей);
Карнавал - народное празднество в костюмах.
Гном -бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища, олицетворение сил земли;
Бахилы – высокие резиновые сапоги
Горжетка - маленький меховой шарф или шкурка с головкой, лапками и хвостом. Делались из шкурок обыкновенной, серебристо-черной, лисицы, белого или голубого песца, куницы, норки и соболя.
Ма́рля — очень редкая, прозрачная и вместе с тем лёгкая по весу текстильная хлопчатобумажная ткань.
Тушь –краска, различных цветов
Туш-короткое инструментальное произведение, исполняемое чаще всего духовым оркестром в качестве приветствия на торжественных церемониях
9.Работа по первичному восприятию рассказа. (вернёмся на планету Читателей)
- От чьего лица ведётся рассказ?
- Назови главных героев?
- К какому событию готовились школьники?
- Почему Дениска забыл про карнавал?
- Какие слова доказывают, что Дениска скучал по маме? (найти в тексте)
- Какое настроение было у Дениски?
- Какое предложение внёс Мишка, когда увидел, что Дениска без костюма?
(найти в тексте)
- Как вы оцениваете его поступок?
- А почему уже в одних бахилах Дениска был смешон?
- Что дополнило костюм Дениски? (Прочитай)
- Кто помог мальчишкам найти название костюма?
- Чего не хватало?
- Какой хвост и как он появился у кота? (Прочитать)
- Кто пришил?
- Хорошо ли у него получилось? Почему?
- О каком качестве Мишки говорит этот поступок?
- Как отреагировал Мишка, когда хвост оказался на месте? (Прочитай)
- О чём это говорит? (Умеет радоваться за друга)
-Почему именно Денискин костюм получил награду?
10 Речевая разминка
Дениска Мишке подарил книжку
V.Закрепление материала
1. Чтение текста учителем и обучающимися: учитель читает 2 – 3 предложения, затем любой вызванный обучающийся повторно прочитывает эти же фразы и продолжает читать дальше (3 – 4 предложения). Учитель продолжает читать текст (2 – 3 фразы), затем вызывается следующий обучающийся.
(Учитель – ученик №1; учитель – ученик№2; учитель – ученик №3…….)
2.Чтение предложений из текста (разных по цели высказывания): повествовательные, вопросительные, восклицательное.
Повествовательное:
-На каникулах мы устроим утренник и карнавал.
(Чтение предложения учителем и обучающимися: учитель читает предложение, затем любой вызванный обучающийся повторно прочитывает это же высказывание);
Восклицательное:
-Сегодня же утренник, и все будут в костюмах!
Вопросительное:
-Ты что, не видишь, что я уже гномик?
-Давай сами чего-нибудь придумаем!
3.Упражнение, способствующее формированию осмысленного, беглого чтения:
Чтение нового текста с замазанными окончаниями:
( чтение цепочкой по одному предложению по карточкам):
Там народ… было видимо-невидим…, и все в костюм… .Одних гном… было человек пятьдес...т. Иещё было мно…о бел… «снежинок». Это так…й кост…м, когда вокруг мно…о бел… марли, а в середи…е торчит кака…-нибудь девочка.
И мы все очень весел…л…сь и танцев…ли.
И ятоже танце…л, но всё время спот…кал…я и чуть не падал из-зи боль…х сап…г, и шляпа тоже, как назло, постоян… съезж…а почти до подбород…а.
А потом наша вожат… Люс… вышла на сце…у и сказ…а звонк… голос…:«Проси… кота в сапог… выйти сюда для получен… перв… премии за лучш… костюм!
И я пошёл на сцен… , и когда входил на последн… ступеньк… , то споткнул… и чуть не упал. Все гром…рассмеял…ь, а Люся пожал… мне рук… и дала две книжк… : «Дядю Стё…» и «Сказки-загад…».Тут Бори Сергеев… заиграл туш, и я пош… со сцен…
Подведение итогов урока. (планета Земля)
-С каким произведением мы познакомились на уроке?
-Кто автор этого произведения?
-Можно ли сказать, что герои этого рассказа настоящие друзья? Почему?
-Кто из героев запомнился вам больше всего? Почему?
-Какая пословица подходит к этому произведению
1. Ум хорошо, а два лучше.
2. Шутке - минутка, делу – час.
3. Без беды друга не узнаешь.
-Выполнение теста
Как зовут друга Дениски?
Сашка Пашка Лёшка Мишка
Кем на карнавале собирался быть Мишка?
мушкетёром гномом звездочётом бетманом
Как называют мальчики папины сапоги для рыбалки?
бахилы ботфорты берцы бутсы
Дома вы должны будете прочитать рассказ по ролям.
Выставление оценок за урок с комментарием учителя
Рефлексия «Звёзды».
Если понравился урок, вы извлекли много интересного и полезного из урока поднимите звёзды жёлтого цвета. А, если нет, то звёзды красного цвета.
Предварительный просмотр:
МКОУ Вознесенская ОШ-И
План-конспект
открытого урока по чтению и развитию речи
в 6 классе по теме:
В. Ю. Драгунский « Кот в сапогах»
(2-ой урок)
Подготовила и провела
учитель русского языка и чтения
Ощепкова Елена Михайловна
Тема урока: В.Ю. Драгунский "Кот в сапогах» (2-й урок) (6 класс)
Образовательные:
-Продолжить работу над рассказом В. Драгунского «Кот в сапогах»
-Научить давать характеристику героям, их поступкам. Совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность.
- Развивать умение отвечать на вопросы к тексту по содержанию прочитанного, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли.
-Развивать речь, мышление, память, интерес к произведениям этого писателя.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе, синтезе, установлении причинно-следственных связей, сравнении, обобщении;
- корригировать связную устную речь на основе упражнений в полных ответах на вопросы, пересказе, выразительном чтении, характеристике героя;
- корригировать память на основе упражнений на запоминание, припоминание, воспроизведение.
-развивать речевую активность обучающихся на основе составления полных ответов на вопросы;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, чуткое и бережное отношение к дружбе, любовь к семье, умение дружить.
Оборудование:
1). Книга для чтения 6 класс под ред. Бгажноковой И. М., М., «Просвещение», 2000
2). Ёлка и игрушки
3). Толковый словарь
4). Карточки с описанием черт характера
5). Диск с классической музыкой
Формы, методы, средства: фронтальная и индивидуальная работа
На доске: портрет В. Драгунского. Название темы урока: В. Драгунский «Кот в сапогах»
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. задачи этапа: -эмоционально настроить обучающихся на учебную деятельность II. Общая речевая разминка задачи этапа: - включить класс в речевую деятельность; - настроить ребят на акт говорения; - акцентрировать внимание на чёткость дикции, силе голоса, эмоциональной активности речевой деятельности III. Обобщение знаний обучающихся по изученной теме. Задачи этапа: - ввести в тему урока и объявить цели; - выявить уровень знаний теоретического материала и круг представлений учащихся по теме урока; - привитие любви к процессу чтения и акту говорения IV. Психорелаксационная пауза. задачи этапа: - снятие утомляемости V. Работа с текстом рассказа (Продолжение) задачи этапа: -проверить уровень беглого, выразительного, осознанного чтения текста обучающимися; - активизация и обогащение словарного запаса ребят и коммуникативных навыков общения; - формирование навыков комплексного анализа литературного текста - организовать обмен мнениями и впечатлениями от прочитанного; - поразмыслить над тем, что хотел сказать автор данного произведения. - учить работать с пословицами VI. Итог урока задачи этапа: - обобщить знания, полученные на уроке - оценить деятельность учащихся; - вызвать интерес к последующей учебной и творческой деятельности VII. Домашнее задание задачи этапа: -организация задания для самостоятельной деятельности; - развитие творческих способностей | Приветствие учеников Урок сегодня необычный, Но для вас вполне привычный, Придётся думать головой, Вопрос услышав непростой, Найти ответ, стремиться помнить Всё, что узнаете и запомните - Ребята, проведём речевую разминку. На столе у каждого из вас лежит стихотворение, приготовьтесь его читать хором Чтобы жизнь за шагом шаг Не прошла вдруг просто так, Ничего нельзя в ней делать Нам с тобою просто так: Огорчаться просто так, Просто так смеяться, Расставаться просто так, Просто так встречаться. Почему? А просто так… Просто мир устроен так! - Почему в речевой зарядке мы рассказали именно это стихотворение? - Произведение, какого автора мы прочитали на прошлом уроке? Сегодня мы продолжим работу над этим произведением. - Кому в основном адресованы почти все произведения Виктора Драгунского? - Как называют писателя, который пишет рассказы для детей? - К какому литературному жанру принадлежит произведение Виктора Драгунского? « Кот в сапогах» - К какому событию готовились школьники в рассказе «Кот в сапогах»? - А без чего невозможно представить Новый год? - А у нас уже есть ёлочка, да ещё какая красавица! (показ ёлочки) - Давайте нашу ёлочку украсим новогодними игрушками. В коробочке у меня лежат игрушки, которыми мы будем украшать ёлочку, но они непростые – на каждой игрушке написан вопрос или задание. Сейчас мы вспомним содержание 1-ой части рассказа. Проверим, насколько внимательно вы читали рассказ и как подготовились к уроку. Вопросы: 1.Назовите главных героев рассказа «Кот в сапогах». 2.Почему у Мишкиного друга не оказалось карнавального костюма? 3.Почему Дениска забыл про утренник? 4.Найдите в тексте слова, которые доказывают, что Дениска скучал по маме. 5. Расскажите о том, как создавался костюм «Кот в сапогах» - А почему в одних бахилах Дениска был смешон? Что дополнило его костюм? 6. Вспомните, какие названия костюму предлагали ребята? Почему они сами их отвергли? (ответ на этот вопрос найдите в тексте) 7. Кто помог мальчикам найти название Денискиному костюму? Чего не хватало коту? Как появился у кота хвост? (ответ найдите в тексте). - Отгадайте о чём речь: их мозолят, ими хлопают, в них пускают пыль, их закрывают, иногда в них говорят . Что это? (глаза) - Нашим глазам необходим отдых. Выполним упражнения для глаз. 1.Часто – часто поморгай, После глазки закрывай, Сосчитай так до пяти И сначала всё начни. 2. Зажмурь глаза, до трёх считай, Затем их шире открывай. И так считая до пяти, Ты, не моргая , вдаль гляди! 3. Нарисуй круги глазами Для начала только вправо, После влево раза три И расслабься – смотри. - Её морочат, ломают, её можно вскружить, потерять? (голова). Выполним наклоны головы. Итог. Ребята, я советую вам делать такие упражнения и дома при чтении книг, они помогут вам снять мышечное напряжение и усталость. Тихонько садитесь. Продолжаем наш урок Чтение учащимися 2-ой части рассказа с последующим разделением её на 3 смысловых отрывка и озаглавливанием их. Вопросы и задания: 1часть - Автор смог веселье на карнавале передать словами. Как ему это удалось? Зачитайте отрывки из текста 2ч. – Кто получил 1-е место за костюм? Почему? - Что все смеялись, когда Дениска спотыкался? 3ч. – Почему Дениска отдал Мишке одну из своих книжек? - Что объединяет Дениску и Мишу? (дружба) - Как вы понимаете, что такое дружба? Работа с толковым словарём - Откройте толковый словарь и прочитайте определение, которое даёт этому понятию Ожегов. Характеристика героя - Нарисуйте словесный портрет героя этого произведения Дениски ( Какие качества присущи этому мальчику?) На магнитной доске: чуткий, злой, внимательный, грубый, добрый, сообразительный, глупый, весёлый, трусливый - Наделён ли этими качествами другой герой - Миша? (да) - Имея такие положительные качества, совершая добрые поступки, что можно сказать об этих героях? - У вас есть такие друзья? - Настоящий друг, это тот, кто никогда: не обманет, не выдаст секреты, умеет делиться, с которым не скучно и интересно, не смеётся над неудачами, понимает, старается защитить. Вывод. Но чтобы иметь настоящего друга, нужно самому этими качествами обладать. Будьте сами отзывчивы и доброжелательны. И к вам потянутся люди. -Какой фрагмент, по-вашему, самый яркий в этом произведении? - Как бы вы определили тему этого произведения? (о карнавале , о дружбе) - Какова главная мысль этого произведения? (если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями) - Чему учит нас этот рассказ? - Возьмите солнышки, которые лежат у вас на партах, и напишите на них, каким бы вы хотели видеть своего друга по парте (одно, два). Обменяйтесь солнышками. Выставление отметок. - Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Лучше всех отвечал…, рассуждал…, читал… Задание для самостоятельной работы. 1.Подготовить чтение по ролям. 2.Все желающие могут выполнить дополнительное творческое задание – нарисовать себя в костюме, в котором хотели бы выступить на Новогоднем празднике - Урок окончен. | Слушают учителя Под звуки классической музыки дети произносят хором стихотворение «Просто так» Ответ :Потому, что в мире ничего не происходит просто так и наша работа тоже должна обогатить наш жизненный опыт! Отвечают на вопросы учителя и вопросы, написанные на новогодних игрушках Достают из коробочки новогодние игрушки, читают задание, отвечают на вопросы по содержанию рассказа, вешают игрушку на ёлку. Выполняют упражнения для глаз Выполняют наклоны головы Читают 2 часть рассказа, делят на 3 смысловые части и озаглавливают: 1). Весёлый карнавал 2). Первая премия 3). После праздника Отвечают на вопросы учителя, зачитывают отрывки из текста Находят определение слова дружба в толковом словаре Выбирают карточки с описанием черт характера главного героя : чуткий, внимательный, добрый, сообразительный, весёлый. Вывод. Миша и Денис – настоящие друзья. Отвечают на вопрос учителя. Отвечают на вопрос учителя, пишут на солнышках |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты» Цель : 1.Решение задач на проценты. 2....
Конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».
Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».Тип урока: Повторение и закрепление изученного материала....
Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»
Цели урока: Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 6 классе. Тема: В. А. Жуковский «Жаворонок»
Урок разработан в соответствии с треованием ФГОС О УО (ИН)...
Открытый урок по литературному чтению 7 класс
Открытый урок по чтению в 7Б классе 23.01.2023 на тему "В.Г. Короленко "Дети подземелья" Вася и его новые друзья Валек и Маруся"...