Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»
презентация к уроку
Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»
Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, проектная деятельность прописана в стандарте образования.
В работе рассматриваются материалы проектной деятельности с целью получения такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_po_materialam_polat_e._s.ppt | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «проект» (англ. project ) - творческая, завершенная работа , соответствующая возрастным возможностям учащихся. Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим. Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома. Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия. Проект - это "пять П": проблема проектирование (планирование) поиск информации продукт презентация.
Основатели и последователи Метод проектов основан в США американским философом и педагогом Джоном Дьюи (1859 – 1952гг.) в конце 19 века. Его ученики и последователи – американские педагоги Елена Пархерст, Уильям Херд Кильпатрик. В России идеи проектного обучения разрабатывались в начале XX века – С. Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, А. С. Макаренко. Вновь метод проектов вернулся в Россию в 80-е годы XX века вместе с компьютерными технологиями (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.).
Формирование ключевых компетентностей рефлексивная технологическая проектная коммуникативная информационная Социальная Метод проектов
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , оформленным тем или иным образом
формирование ключевых компетентностей
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения; Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов ; Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта; Определенный отрезок времени; Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); Использование исследовательских методов .
По характеру доминирующей в проекте деятельности По профилю знаний По характеру координации По уровню контактов По количеству участников По продолжительности
исследовательские творческие ролево — игровые информационные проекты практикоориентированные требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. П редполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. С труктура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Т ребующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. О тличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников .
К ак правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. П о одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области. монопроекты межпредметные проекты
с открытой (явной) координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников . со скрытой координацией В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
В нутренние или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны Международные ( участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.
Д олгосрочными (до года) групповые парные личностные По количеству участников можно выделить проекты: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) С редней продолжительности (один-два месяца) П о продолжительности проекты могут быть :
Проблема Подпроблема № 2 Подпроблема № 1 Подпроблема № 3 Цель Сбор информации по проблеме Задача №2 Задача №1 Задача №3 Структурирование содержания (паспорт проекта) Организация и выполнение проекта Оформление результатов Презентация проекта Рефлексия Организационный этап (учитель) Деятельностный этап (поисково-исследовательский) (самостоятельная работа) Презентационный этап (рефлексивный)
Паспорт проектной работы Название проекта. Руководитель проекта. Консультант(ы) проекта (если есть). Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (если есть). Возраст учащихся, на который рассчитан проект. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). Тип проекта (по всем классификациям). Заказчик проекта (если есть). Проблемный вопрос (противоречие). Основные подпроблемы проекта. Цель проекта (практическая и педагогическая цели). Задачи проекта (практические и педагогические). Необходимое оборудование. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание). Предполагаемые продукт(ы) проекта. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа). Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов; промежуточные отчеты группы; вся собранная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки; результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений; отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.; краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления; эскизы, чертежи, наброски продукта; материалы к презентации (сценарий); другие рабочие материалы и черновики группы.
Web -сайт; анализ данных социологического опроса; видеофильм; видеоклип; выставка; газета; журнал; игра; коллекция; костюм; макет; модель; мультимедийный продукт; оформление кабинета; пакет рекомендаций; письмо в ... ; праздник; прогноз; публикация; серия иллюстраций; сказка; справочник; сравнительно-сопоставительный анализ; статья; сценарий; учебное пособие; чертеж; экскурсия .
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игра; демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий; защита на Ученом Совете; игра с залом; иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...; инсценировка реального или вымышленного исторического события; научная конференция; научный доклад; отчет исследовательской экспедиции; пресс-конференция; реклама; ролевая игра; спектакль; телепередача; экскурсия.
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов: оптимальности по числу (не более 7-10); доступности для учащихся каждого возраста; критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом; критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом: энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, направляет их в сторону достижения цели); специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях); консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам); руководитель (особенно в вопросах планирования времени); «человек, который задает вопросы » (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь); координато р всего группового процесса; эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Рефлексивные умения Поисковые (исследовательские) умения Навыки оценочной самостоятельности Умения и навыки работы в сотрудничестве Менеджерские умения и навыки Коммуникативные умения Презентационные умения и навыки
Подготовительный Проектировочный Практический Аналитический Контрольно-коррекционный Заключительный
Этапы разработки проекта и их содержание Подготовительный Цель Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности Содержание деятельности Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели Организационные формы сотрудничества Творческие группы, характеризующиеся созданием проблемно-мотивационной среды Этап 1
Этапы разработки проекта и их содержание Проектировочный Цель Построение ориентировочной схемы действий Содержание деятельности Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности Организационные формы Беседа, дискуссия, «мозговой штурм» Этап 2 Планирование групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции
Этапы разработки проекта и их содержание Практический Цель Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий Содержание деятельности Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов. Организационные формы сотрудничества Проблемная группа, творческая лаборатория, служба развития Этап 3
Этапы разработки учебного проекта и их содержание Аналитический Цель Рефлексия Содержание работы ученика Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы Организационные фрагменты уроков Семинар, круглый стол, консультация Этап 4
Этапы разработки учебного проекта и их содержание Контрольно-коррекционный Цель Коррекция Содержание работы ученика Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок Организационные фрагменты уроков Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия Этап 5
Этапы разработки учебного проекта и их содержание Заключительный Цель Защита проекта Содержание работы ученика Представление содержания работы, обоснование выводов Организационные фрагменты уроков Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие Этап 6
Выберите определенную тематику проекта (свою или из предложенных ранее) Продумайте и составьте паспорт проекта Создайте электронную презентацию для представления проекта Вашей группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности учащихся по биологии
Проектная деятельность способствует формированию у учащихся компетенций:- информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);- социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);- ко...
Использование метода проектов в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся
Одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся, заключающаяся не столько в пассивном запоминании и воспроизведении информац...
Метод проектов как активная форма во внеурочной деятельности
Применение методов проектов не является принципиально новым, а условно переживает второе рождение. В современной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию т...
Выступление на педагогическом совете:«Использование методов проектов на уроке и во внеурочной деятельности»
презентация к педсовету...
Статья "Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности"
Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности...
Статья Особенности применения метода проектов на уроках физики и внеурочной деятельности
Метод проектов – это один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.Однако возможно ли его действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например,...
Использование метода проектов на уроках литературы и внеурочной деятельности (из опыта работы)
Использование метода проектовна уроках литературы и внеурочной деятельности(из опыта работы)...