Проектная работа на тему: «Лицей в жизни А.С.Пушкина»
проект по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Титова Светлана Николаевна

Где и при каких обстоятельствах А.С.Пушкин почувствовал себя поэтом?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektnaya_rabota_6kl.ppt2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная работа на тему: «Лицей в жизни А.С.Пушкина» Выполнили ученики 6 «А» класса. Учитель: Титова С.Н.

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Оглавление Введение Основная часть : Возникновение лицея Лицеисты «Являться муза стала мне» Благословление Г.Р.Державина Царскосельскийй лицей и МКОУ «СОШ ст.Евсино» Заключение Литература

Слайд 3

Проблема исследования Где и при каких обстоятельствах Александр Сергеевич Пушкин впервые почувствовал себя поэтом?

Слайд 4

Объект исследования Фрагменты из жизни и творчества А.С.Пушкина – лицеиста и его друзей

Слайд 5

Цели и задачи Проанализировать, почему пребывание в Царскосельском Лицее отразилось на развитии личности А.С. Пушкина. Влияет ли обучение в учебном заведении на становление личности детей в современной школе. Узнать как можно больше о Пушкине-лицеисте и его друзьях. Выявить расхождения между Лицеем и современной средней школой .

Слайд 6

Гипотеза Почувствовал Пушкин себя поэтом в лицейский период?

Слайд 7

Методы исследования: сбор материала о Пушкине-лицеисте и его друзьях; чтение стихотворений Пушкина о лицее и лицеистах; сравнение структуры Царскосельского лицея и МКОУ «СОШ ст. Евсино»; использование Интернет ресурсов.

Слайд 8

Актуальность работы Собранный материал можно использовать при подготовке к экзамену по литературе,к уроку по творчеству А.С.Пушкина, а также на классных часах, посвящённых дружбе, школе.

Слайд 9

Введение В истории культуры России имя Пушкина неразрывно связано с Лицеем. Царскосельский лицей – колыбель славы великого русского поэта. Лицей подействовал и на ум его, сообщив мыслям определенное направление, и на сердце, дав возможность рано развиться нежным склонностям дружбы, чувствам чести и товарищества, одним словом, он вполне раскрыл все его способности. Пушкин вспоминал о Лицее, как об отеческом крове, о друзьях-лицеистах, как о родных людях.

Слайд 10

Воспоминания в Царском селе Воспоминаньями смущенный, Исполнен сладкою тоской, Сады прекрасные, под сумрак ваш священный Вхожу с поникшею главой. Так отрок библии, безумный расточитель, До капли истощив раскаянья фиал, Увидев наконец родимую обитель, Главой поник и зарыдал. Воображаю день счастливый, Когда средь вас возник лицей, И слышу наших игр я снова шум игривый И вижу вновь семью друзей. Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым, Мечтанья смутные в груди моей тая, Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым, Поэтом забываюсь я.

Слайд 11

Возникновение Царскосельского Лицея Создавался по проекту М.М.Сперанского. По его замыслу в образцовом учебном заведении должны были обучаться отпрыски царской фамилии и дети самых знатных аристократов. Студенты - потомки древних, но захудалых семей: родители рады были отдать детей на казенное попечение, где бы их прилично образовывали и воспитывали.

Слайд 12

12 августа Пушкин выдержал вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на торжественном открытии лицея. С этого дня началась его лицейская жизнь. На праздновании присутствовала царская семья. Но самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, «Была пора….» ( 1836 г), Пушкин скажет о речи Куницына - скажет, потому что всегда о ней помнил:

Слайд 13

«Была пора….» ( 1836 г) Вы помните, когда возник Лицей, И царь для нас открыл чертог Царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей….. Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения. Нет! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».

Слайд 14

«Друзья! Прекрасен наш союз…». Отношения Пушкина с товарищами складывались непросто. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Лицеисты первые почувствовали его исключительность. Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. Кюхельбекер. Это была истинная дружба, вечно юная и вечно сильная, дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина.

Слайд 15

Лучшим его другом был Дельвиг Товарищ юности живой, Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений. Из всех лицеистов Дельвиг один до конца и без оговорок любил Пушкина и, конечно, больше всех понимал его значительность, понимал силу таинственных голосов, т.к. сам был поэт.

Слайд 16

Особенно дружен Пушкин был с И. Пущиным Легкая перегородка отделяла комнаты друзей в лицейском общежитии – Пушкин жил в комнате № 14, Пущин – в комнате № 13. Это соседство еще больше способствовало сближению мальчиков. Их объединяла, прежде всего, общность интересов и взглядов .

Слайд 17

Вильгельм Кюхельбекер (1797-1846) Совсем иные, более сложные, то мальчишеские драчливые, то сердечные и задушевные отношения сложились у Пушкина с другим лицейским поэтом, с чудаком Кюхлей, как прозвали Вильгельма Кюхельбекера.

Слайд 18

Матюшкин Фёдор Фёдорович годы жизни 10 июля 1799 – 16 сентября 1872 адмирал, полярный исследователь, сенатор Ближайший друг Пушкина, как по лицею, так и после окончания его, единственный из первенцев-лицеистов ставший мореплавателем: его имя вошло в историю отечественного флота. По окончании лицея Матюшкин отправился с мореплавателем капитаном В. М. Головиным в кругосветное путешествие. Пушкин дал ему «наставление, как вести журнал путешествия», и в Михайловской ссылке в дорогой для них день основания лицея, посвятил товарищу проникновенные строки:

Слайд 19

Матюшкин Ф.Ф. Счастливый путь!.. С лицейского порога Ты на корабль перешагнул шутя, И с той поры в морях твоя дорога, О, волн и бурь любимое дитя! («19 октября»)

Слайд 20

«Являться Муза стала мне » В лицее Пушкин почувствовал себя Поэтом. В 1830г. он писал: «… Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать с того же времени». В те дни – во мгле дубровных сводов Близ вод, текущих в тишине, В углах Лицейских переходов, Являться Муза стала мне.

Слайд 21

На первом курсе, в 1813 – 1814 годах, Пушкин сочинил около 30 стихов, среди них – послания поэту Батюшкову и лицеисту Ломоносову, эпиграммы на Кюхельбекера.

Слайд 22

Послание «К Лицинию» относится к 1815г. Год этот, конечно, был памятен Пушкину. С него начинается литературная известность и слава, до этого ограниченные тесным царскосельским кружком. В этом году под стихами появилось его полное имя. О нем заговорили…

Слайд 23

Страсть к литературному творчеству пробудилась в лицеистах рано и охватила наиболее даровитую группу юношей. Издавали лицейские журналы воспитанники Корсаков, Дельвиг, Кюхельбекер.

Слайд 24

Корсаков Николай Александрович ( 1800 – 1820) Принят в Лицей в возрасте 11 лет. В 1812 году первым стал выпускать литературный рукописный журнал «Неопытное перо»; в этом журнале было помещено стихотворение Пушкина «Роза». Закончил Лицей третьим учеником с правом на серебряную медаль. После окончания Лицея стал сотрудником Иностранной коллегии, был прикомандирован к русской миссии в Риме. Умер во Флоренции от чахотки в возрасте 20 лет. Директор Лицея, впоследствии рассказывал: «…За час до смерти он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертал ее крупными буквами и велел скопировать на камень: «Прохожий, поспеши к стране родной своей! Ах, грустно умереть далёко от друзей!»

Слайд 25

Горчаков Александр Михайлович ( 1797 – 1882) « Этот человек учился с утра до вечера, чтобы быть первым учеником, и, кажется, достиг своего желания», - писал о нём лицеист Илличевский. Окончив лицей с золотой медалью и чином титулярного советника, Горчаков определился в коллегию Иностранных дел. Талантливый дипломат, он четверть века возглавлял министерство и получил высший в России чин государственного канцлера. За заслуги перед Отечеством, он был произведен в «светлейшие» князья. Горчаков умер последним из двадцати девяти лицеистов первого выпуска. В 1882 году 85-летний старец А.М.Горчаков последним и последний раз в своей жизни один отметил День Лицея.

Слайд 26

А.С.Пушкин (1799 – 1837) Пушкин в возрасте 12 лет выдерживает вступительные экзамены и в числе 30 мальчиков зачисляется в Царскосельский Лицей. Все преподаватели с пониманием относились к таланту юного поэта. Пушкин навсегда в своем сердце сохранил благодарность своим преподавателям.

Слайд 27

«Где б ни был я …Святому братству верен я» В январе 1815 года предстоял в Лицее переходной экзамен. Учитель словесности Галич предложил написать стихи и прочесть их на экзамене. Пушкин читал свои "Воспоминания в Царском Селе«. Среди гостей - Гаврила Романович Державин. Поэт, да не простой, а придворный, - рангом не ниже министра. С первых строк Пушкина он встрепенулся и даже привстал. От восторга он помолодел лет на пятнадцать. Хотел обнять Пушкина, но тот куда-то исчез. Его искали, но не нашли. Министр Разумовский пожелал Александру прославиться прозой, а не стихами. "Оставьте его для поэзии! - Это будет второй Державин. Я ему лиру передаю. Теперь и умереть можно", - с жаром возразил седой классик.

Слайд 28

А.С.Пушкин читает «Воспоминания в Царском селе» перед Г.Р.Державиным

Слайд 29

Сравнение Царскосельского лицея и МКОУ «СОШ ст.Евсино» ПО УСТАВУ В ЛИЦЕЙ ПРИНИМАЛИСЬ ДЕТИ ДВОРЯН В ВОЗРАСТЕ 10-12 ЛЕТ. ОДНОВРЕМЕННО В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ МОГЛИ ВОСПИТЫВАТЬСЯ НЕ БОЛЕЕ 50 ЧЕЛОВЕК. ОБУЧЕНИЕ ДЛИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ И ПРИРАВНИВАЛОСЬ К УНИВЕРСИТЕТСКОМУ. ПЕРВЫЕ ТРИ ГОДА – ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ НАЧАЛЬНЫЙ КУРС – ИЗУЧАЛИСЬ ПРЕДМЕТЫ СТАРШИХ КЛАССОВ ГИМНАЗИИ. ТРИ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДА – ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ КУРС – СОДЕРЖАЛ ОСНОВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ТРЕХ ФАКУЛЬТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТА: СЛОВЕСНОГО, НРАВСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО. В НАШУ ШКОЛУ ПРИНИМАЮТ ДЕТЕЙ С 6 ЛЕТ. ОДНОВРЕМЕННО В ОДНОМ КЛАССЕ МОГУТ УЧИТЬСЯ ПРИМЕРНО 25 ЧЕЛОВЕК. ОБУЧЕНИЕ ДЛИТЬСЯ 11 ЛЕТ. ПЕРВЫЕ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ – НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ИЗУЧАЮТСЯ ОСНОВЫ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ. СЛЕДУЮЩИЕ 5 ЛЕТ – СРЕДНЯЯ ШКОЛА – ИЗУЧАЕТСЯ ВСЯ ПРОГРАММА – ПОСЛЕДНИЕ 2 ГОДА – СТАРШАЯ ШКОЛА .

Слайд 30

ЛИЦЕЙ БЫЛ ЗАКРЫТЫМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ. РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ ЗДЕСЬ БЫЛ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАН. ВСТАВАЛИ ВОСПИТАННИКИ В ШЕСТЬ ЧАСОВ УТРА. В ТЕЧЕНИЕ СЕДЬМОГО ЧАСА НУЖНО БЫЛО ОДЕТЬСЯ, УМЫТЬСЯ, ПОМОЛИТЬСЯ И ПОВТОРИТЬ УРОКИ. В СЕМЬ ЧАСОВ НАЧИНАЛИСЬ ЗАНЯТИЯ, ПРОДОЛЖАВШИЕСЯ ДВА ЧАСА. В ДЕСЯТОМ ЧАСУ ЛИЦЕИСТЫ ЗАВТРАКАЛИ И СОВЕРШАЛИ НЕБОЛЬШУЮ ПРОГУЛКУ, ПОСЛЕ ЧЕГО ВОЗВРАЩАЛИСЬ В КЛАСС, ГДЕ ЗАНИМАЛИСЬ ЕЩЕ ДВА ЧАСА. В ДВЕНАДЦАТЬ ОТПРАВЛЯЛИСЬ НА ПРОГУЛКУ, ПО ОКОНЧАНИИ КОТОРОЙ ПОВТОРЯЛИ УРОКИ. ВО ВТОРОМ ЧАСУ ОБЕДАЛИ. ПОСЛЕ ОБЕДА – ТРИ ЧАСА ЗАНЯТИЙ. В ШЕСТОМ – ПРОГУЛКА И ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Слайд 31

Расписание в МКОУ «СОШ ст. Евсино» 1 УРОК 8:30 – 9:10 ЗАВТРАК В НАЧ. ШКОЛЕ – 9:10-9:25 2 УРОК 9:25 – 10:05 ЗАВТРАК В СРЕД. ШКОЛЕ – 10:05-10:20 3 УРОК 10:20 – 11:00 4 УРОК 11:10 – 11:50 ОБЕД В НАЧ.ШКОЛЕ – 11:50-12:00 5 УРОК 12:00 – 12:40 ОБЕД В СРЕД.ШКОЛЕ – 12:40-12:55 6 УРОК 12:55 – 13:35 7 УРОК 13:45 – 14:25 После уроков дополнительные занятия, кружки, занятия в музыкальнойй школе, спортивных секциях.

Слайд 32

Царскосельский лицей ДИРЕКТОР: В.Ф. МАЛИНОВСКИЙ НРАВСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ: А.П. КУНИЦЫН ЛАТИНСКАЯ И РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ: Н.Ф. КОШАНСКИЙ ФРАНЦУЗСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ: Д.И. ДЕ БУДРИ НЕМЕЦКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ: Ф.М. ГАУЕНШИЛЬД ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ: И.К. КАЙДАНОВ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ НАУКИ: Я.И. КАРЦОВ

Слайд 33

МКОУ «СОШ ст.Евсино» ДИРЕКТОР: ЗАВУЧИ: УЧИТЕЛЯ: РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ - ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ, ФИЗИКИ -

Слайд 34

МКОУ «СОШ ст.Евсино» УЧИТЕЛЯ: БИОЛОГИИ– ГЕОГРАФИИ – ТЕХНОЛОГИИ – ИСКУССТВА – МУЗЫКИ - ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – ОБЖ – ИСТОРИИ – ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ -

Слайд 35

Заключение Изучив материалы о лицейском периоде жизни А.С.Пушкина, мы считаем, что Царскосельский лицей - одно из самых замечательных явлений русской культуры. Но не потому, конечно, что он готовил «просвещенных слуг государства», а потому, что он был колыбелью Пушкина, а значит, и всей русской поэзии, потому, что из его стен вышли великие патриоты, как Кухельбекер, Пущин и др. В Лицее были созданы все условия для развития творческой личности, которая употребит знания и талант во благо общества, народа, России.

Слайд 36

Сравнивая современную школу с Царскосельским лицеем, делаем вывод, что мы тоже любим свою школу, как и лицеисты. В 21 веке предметы изменились, хотя и есть одинаковые дисциплины. Лицей – закрытое учебное заведение, а мы живем в семьях. Лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как личности, заложили фундамент его гениального творчества. Атмосфера жизни нашей школы влияет и на нас.

Слайд 37

Источники: 1. В.Я.Коровина.Литература.6кл.Учебн.-хрестоматия для общеобразоват.учреждени й.В 2-х ч.М.:Просвещение,2015г. 2. А.С.Пушкин.Стихотворения. 3. Сайт МКОУ «СОШ ст.Евсино» 4. Ресурсы Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по литературе на тему "Лицей в жизни А.С. Пушкина".

Обучающиеся 7 класса принимали участие в проекте "Лицей в жизни А.С. Пушкина". Проект был организован за месяц до 19 октября. Именно на эту дату я планирую всегда проведение урока литературы в 7 класс...

Проектная работа На тему:"Проценты в жизни человека" Фэнни эзлэну эше: "Кеше тормышында процентлар"

Проценты – одно из математических понятий, которое часто встречается в повседневной жизни. В настоящее время понимание процентов и умение производить процентные расчеты, необходимы каждому человеку: п...

Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"

Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"...

Проверочная работа по теме "Лицо города – визитная карточка страны"

Работа содержит задания, эталоны ответов и шкалу оценок....

Разработка классного часа/проекта на тему: "Лицей в судьбе А.С. Пушкина"

Проект позволяет исследовать лицейский период в жизни А.С.Пушкина, его роль в поэтическом становлении, познакомиться с новыми фактами биографии А.С.  Пушкина, осуществлять развитие межпредме...

Урок- проект на тему "Лицей в жизни А.С.Пушкина" ( 7 класс)

Урок- проект способствовует  развитию системного мышления учеников,   развитию их речевой деятельности,  творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций, формирует  у учащихс...

Проектная работа по лирике А.С.Пушкина (9 класс). 2022-2023 учебный год

Защита лэпбуков. Открытый урок в 9 классе по лирике А.С.Пушкина....