Разработка классного часа/проекта на тему: "Лицей в судьбе А.С. Пушкина"
классный час (7 класс)

Сизякина Елена Сергеевна

Проект позволяет исследовать лицейский период в жизни А.С.Пушкина, его роль в поэтическом становлении, познакомиться с новыми фактами биографии А.С.  Пушкина, осуществлять развитие межпредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к личности А.Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №37 им. С.И. Гурвича», г. Ростов-на-Дону

Творческий проект 7 «Б» класса «Лицей в судьбе А. С. Пушкина».

        

                                                                                  Классный руководитель:

                                                                                  Сизякина Елена Сергеевна        

г. Ростов-на-Дону, 2022 г.

        Цель:  исследовать лицейский период в жизни А.С.Пушкина, вызвать интерес у обучающихся к творчеству А. С. Пушкина.

Задачи:

Познавательные: исследовать лицейский период в жизни А.С.Пушкин, его роль в поэтическом становлении, познакомиться с новыми фактами биографии А.С. Пушкина.

Воспитательные:

- прививать интерес учащихся к данной тематике;

- воспитание наблюдательности и любознательности;

- осуществление межпредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к личности А.Пушкина

Развивающие:

- развивать эстетические вкусы учащихся, интерес к поэзии;

- развивать любовь к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина.

Оборудование:

 - мультимедийный проектор,

- персональный компьютер,

- мультимедийная презентация

Место проведения: актовый зал школы.

  1. Тема нашего проекта: «Лицей в судьбе Пушкина» А мы пока зададим себе другой вопрос: Так, какова же роль Пушкина в нашей жизни? Что такое Пушкин в нашей судьбе?  На этот вопрос можно ответить одним коротким словом: опора. Пушкин с нами в счастливые минуты жизни, он же опора в нашей, если хотите, превратной судьбе. Опора нравственная, духовная, душевная. Опора верная, надежная. Вот почему, вспоминая пушкинскую юность, мы говорим себе: Какое это счастье, что у нас есть Пушкин! Сохраним же это счастье в себе на долгие годы!

        Лицей в жизни Пушкина сыграл роль той самой опоры которой Пушкин остается для нас.

Вы помните, когда возник Лицей,

И царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей…..

  1. 19 октября 1811 года  близ Петербурга открылось новое учебное заведение – Лицей.  Его создатели надеялись, что Царскосельский  Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура.

Обучение длилось шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 — четыре класса по полтора года), за это время изучались следующие дисциплины:

- нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);

словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);

- исторические (российская и всеобщая история, физическая география);

- физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);

- изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

        Основной целью обучения в Лицее была подготовка юношества к государственной службе, поднятие ее престижа, поэтому учебное заведение отличалось особым вниманием к общему образованию воспитанников, повышению их культуры, нравственной ответственности за судьбу родины. 

  1. В садах Царского Села расцвел поэтический дар великого поэта, в этом уютном и красивейшем городке А. С. Пушкин провел самые яркие годы своей жизни: учебы в лицее и медовый месяц. Поэтому вовсе не удивительно, что именно Царскому Селу он посвящал немало стихотворений, в которых каждая строка озарена светлой улыбкой воспоминаний о далеких чудесных годах.

  1. Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, катание на коньках. Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Строгий надзор гувернеров не мешал "избранным сынам дворянства", как называл их Куницын, шалить, проказничать, и тогда в журнале поведения появлялись такие записи: "Малиновский, Пущин и Илличевский оставили без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом". В Лицее и наказывали не так, как в военных заведениях или частных пансионах. Здесь не пороли, не подвергали физическому унижению: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем проступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.
  2. Обстановка в Лицее была жизнедеятельная, боевая, разнообразная, нескучная. Царил дух свободы и самодеятельности. Предметы изящных искусств чередовались с гимнастическими упражнениями. Преподавались музыка, рисование, пение, литературное творчество, гимнастика, верховая езда, плавание, танцы, военная фортификация, тактика, артиллерия и т.д.

        Устранялась возможность утомления. Час учения сменялся отдыхом в комнатах или на воздухе с «приличной возрасту свободой». Научные занятия чередовались упражнениями в искусствах, ежедневными занятиями гимнастикой, «как средством поддержания бодрости телесной и духовной».

        Педагоги, в первую очередь директора, часто встречались с учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановка, беседовали с ними на животрепещущие темы, обсуждали вопросы добра и зла, подлинных и мнимых ценностей, дружбы и предательства, читали свои стихи, говорили о литературе.

  1. А сейчас, давайте поговорим о наставниках Лицея. Малиновский Василий Федорович  - русский просветитель, педагог, публицист. Закончил философский факультет Московского университета. Служил в Коллегии иностранных дел, владел несколькими иностранными языками: греческим, латинским, турецким и др. В 1789 г. в составе дипломатической миссии, в чине титулярного советника, был направлен в Лондон. Через два года его перевели  в действующую армию в Турцию, в 1800-1802 гг. был генеральным консулом России в Молдавии.

        В 1811 г. статский советник В. Ф. Малиновский был назначен директором Царскосельского лицея. Он активно занимался устройством Лицея, подбирал преподавателей, опекал первых воспитанников. Он явился одним из создателей тех педагогических принципов, которые формировали высокий «лицейский дух», свободолюбие, благородство, подлинную культуру воспитанников. По мнению старожилов Лицея, именно первый курс «признается за идеал общественного воспитания».

  1. Энгельгардт Егор Антонович (1775-1862). Директор Царскосельского лицея с марта 1816 года, прогрессивный педагог и деятельный администратор. По мнению Энгельгардта, «только путем сердечного участия в радостях и горестях питомца можно завоевать его любовь». Пользуясь доверием и расположением большинства лицеистов, директор не сумел достигнуть взаимопонимания с Пушкиным и смотрел на него как на «повесу». «Его сердце холодно и пусто,— читаем мы в заметках, сделанных для себя,— чуждо любви и всякому религиозному чувству... Может быть, так пусто, как никогда не бывало юношеское сердце». Со своей стороны Пушкин избегал общения с Энгельгардтом, хотя и посещал его дом вместе с другими лицеистами. Все это было необычно, и И. И. Пущин, любивший директора, не мог понять, почему его «первый друг» чуждается Энгельгардта. По-видимому, для педантичного педагога богатый внутренний мир Пушкина был заслонен его отдельными эксцентрическими выходками. Позднее Энгельгардт несколько изменил свое мнение о поэте. В тревожные для Пушкина апрельские дни 1820 года, когда над Александром Сергеевичем нависла угроза сурового наказания за вольнолюбивые стихи, он просил у Александра I «великодушия» по отношению к поэту, который «теперь уже краса современной нашей литературы, а впереди еще больше на него надежды».

  1. Программу деятельности Лицея разрабатывали блестящие умы России – Сперанский М.М., Малиновский В.Ф. и др. Результаты деятельности Лицея оказались весьма впечатляющими. Более трети выпускников пушкинской поры стали видными государственными деятелями, дипломатами, военными, литераторами, чьи имена навсегда вошли в российскую историю. Под непосредственным покровительством В. Ф. Малиновского находились молодые профессора Лицея – Н. Ф. Кошанский, К. К. Кайданов, А. П. Куницын. И М. Ф. Малиновский, и сменивший его на этом посту Е.А. Энгельгардт, всеми силами стремились добиться, чтобы лицейские преподаватели не просто проповедовали истины с высоты своей кафедры, а стали каждому лицеисту настоящим другом, стремились учить детей собственным примером. 

  1. На уроках Кошанского лицеисты учились "описывать розу стихами" (Ив. Пущин), спорить, интересно рассказывать о прочитанных книгах, составлять аннотации, подбирать материалы для журнала "Мудрец" - выходил такой в Лицее, забавный полный пародий, веселых шуток, изящных стихотворений, от руки переписанный Данзасом, - разбирать и понимать смысл од Горация, холодную прозрачность строк Анакреонта и прочих "древних стариков". "Трепать их лавры" под руководством остроумного и забавно - строгого Николая Федоровича Кошанского было не так уж трудно. Разбирали лицеисты и трудные формы русских глаголов и размеры греческого гекзаметра, на лету запоминая, что такое прасодия.

  1.  А. П. Куницын родился в семье сельского дьячка. Получил образование в Главном педагогическом институте (1807). Подготовлялся к профессуре в Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1811—1820 годах преподавал в Царскосельском лицее нравственные и политические науки. Успех, каким он пользовался среди слушателей лицея, засвидетельствован А. С. Пушкиным в «Лицейской годовщине 19 октября 1825 г.»: Куницыну дань сердца и вина!Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжжена. Курс наук, читавшийся Куницыным в лицее, обнимал собою всего 12 предметов: логика, психология, этика, право естественное, право гражданское русское, право уголовное, финансовое и так далее. Все это составляло некое единство, так как профессор Куницын считал, что «наука только тогда имеет совершенный вид, когда все положения оной составляют непрерывную цепь и одно объясняется достаточно другим».

  1. А. И. Галич — преподаватель латинской и российской словесности в Главном немецком училище св. Петра и в Царскосельском лицее, профессор Петербургского университета, учитель А. С. Пушкина, литератор, философ, один из первых последователей немецкого философа Шеллинга в России.

А. И. Галич (Говоров) родился в 1783 в г.Трубчевске (Орловская губерния) в семье дьячка. В 1793—1803 годах обучался в Севской духовной семинарии. Затем поступил в Петербургскую учительскую семинарию, которая в 1804 была преобразована в Главный Педагогический институт. Здесь он изменил свою фамилию на «Галич» (до этого он уже однажды менял фамилию с «Говоров» на «Никифоров»). В 1808 он продолжил учёбу в немецких университетах в Гельмштедте и Гёттингене). В 1813 году защитил диссертацию на кафедре философии Санкт-Петербургского Педагогического института. В 1814—1818 годах Галич преподаёт в Петришуле, в Царскосельском лицее и Педагогическом институте. В 1819 Главный Педагогический институт был преобразован в Петербургский университет, в котором Галич был первым представителем философской кафедры. Наиболее значительными по объёму и значимости поднятых вопросов являлись два его последних труда: «Всеобщее право» и «Философия истории человечества». Однако неудачи не покидали Галича — едва только он успел закончить свой труд, как в его отсутствие случайный пожар бесследно уничтожил многолетнюю работу. Не в силах пережить эту потерю, Галич заболел и умер в 1848.

  1.  Жуковский Василий Андреевич – поэт, наставник А. С. Пушкина. Наставничество как особая форма взаимоотношений Жуковского и Пушкина прошло несколько стадий, прежде чем Жуковский осознал эту свою роль исчерпанной до конца. Естественно, что в лицейские и ранние петербургские годы эта роль была наиболее значительной. Прежде, чем произошла весьма знаменательная историческая встреча Пушкина-лицеиста и Жуковского, познакомились и подружились их музы, и личное (сознательное) знакомство лишь закрепило этот союз. Вот что пишет Жуковский Вяземскому 19 сентября 1815 г. о юном Пушкине: «Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творенье! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности. Боюсь только, чтобы он, вообразив себя зрелым, не мешал себе созреть! Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет!».

  1.  Гавриил Романович Державин -  крупнейший русский поэт эпохи Просвещения. Его творчество представляет собой вершину русского классицизма. Встречу с ним А. С. Пушкин описывает в автобиографических заметках.

 Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом ... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли...

  1.  Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких по судьбе, это «братство», «наш союз», сложившийся ещё в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, в котором изначально планировалось обучать детей государя Александра I.
  2.  Лицей... Здесь юный Пушкин обрёл лучших своих друзей — Антона Дельвига, Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Малиновского и других товарищей.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

  1. Скоро все лицеисты наделили друг друга прозвищами:

Вильгельм Кюхельбекер  –  Виля, Кюхля.

Антон Дельвиг  –  Тося.

Владимир Вольховский  –  Суворочка.

Иван Малиновский  –  Казак.

Александр Горчаков  –  Князь, Франт.

Константин Данзас  –  Медведь.

Иван Пущин  –  Жанно, Иван Великий.

Александр Пушкин  –  Француз

(французский знал  лучше  русского). Он же Егоза.

  1.  Что же мы можем сказать о лицеисте Пушкине?

ХАРАКТЕРИСТИКА НА ЛИЦЕИСТА

«Пушкин (Александр), 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприяли новый и лучший вид с  счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твердости».

                                      Директор Лицея В. Малиновский

        Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

  1.  Князь Александр Михайлович Горчаков, «рюрикович», как заносчиво бравировал он перед своими менее родовитыми однокашниками, природой был щедро наделен превосходной внешностью, незаурядным аналитическим умом и многими талантами, граничившими с гениальностью. Наставники Горчакова заметили это еще в первые лицейские годы. Двое гениально одаренных юношей потянулись друг к другу. Пусть они расходились в характере избранных для себя жизненных путей, пусть в их отношениях царил дух честолюбивого состязания, соперничества, пусть рознились их взгляды на многие аспекты общественной жизни александровской России, все же главным было взаимное признание «исключительности друг друга».

                        И нежная краса тебе дана,
                       И нравиться – блестящий дар природы,
                       И быстрый ум, и верный, милый нрав;
                       Ты сотворен для сладостной свободы,
                       Для радости, для славы, для забав.
                       Они пришли, твои златые годы,
                       Огня любви прелестная пора.

  1.  Неизменной любовью окружил поэт и другого своего товарища, тоже «брата по Музам» — Кюхельбекера; этот бескорыстный дилетант на поэтическом поприще, благодаря своему безграничному добродушию, прошел невредимым сквозь строй пушкинских острот и издевательств, не всегда и тонких. Он мог противопоставить им лишь бессильную, беззлобную вспыльчивость, горячую, но, увы, безнадежную любовь к Музам и искреннее благоговение перед расцветающим талантом своего неумолимого обидчика. 
  2. Вот Виля-

он любовью дышит,

 Он песни пишет зло,

 Как Геркулес,

сатиры пишет,

 Влюблён, как Буало.

  1.  Из товарищей на первом месте стоял Пущин, юноша, покоривший поэта кристальностью своего сердца и в то же время подкупивший его отсутствием фарисейского педантизма «добродетельных» юношей. Пущин не замыкался в созерцании своей незапятнанной души, дружно сливался с шумной жизнью Лицея; тем благотворнее было воздействие его благородной личности на товарищей вообще и на Пушкина в частности. С трогательною нежностью отзывался всегда о нем Пушкин («В альбом», «Любезный именинник», «Мой первый друг, мой друг бесценный», «Помнишь ли, мой брат по чаше»).

  1.  И.И.Пущину

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье,

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

  1. Другие чувства связывали Пушкина с Дельвигом. В его душе Пушкин нашел отзвук не столько своим «человеческим», сколько «поэтическим» стремлениям. Ленивый, малоподвижный и флегматичный барон Дельвиг жил своею собственною жизнью, лучшим украшением которой была любовь к поэзии. Она не выразилась так шумно и бурно, как у его друга Пушкина: молчаливый Дельвиг был больше поэт про себя; быть может, только Пушкин заставил его проявить свое бледное, худосочное творчество перед всеми. Если Пушкин всегда и преувеличивал значение Дельвига, как поэта, то, несомненно, он был первым, а в Лицее, быть может, и единственным ценителем поэтических грез Пушкина. 

  1.  Спартанскою душой пленяя нас,
    Воспитанный суровою Минервой,
    Пускай опять Вольховский сядет первый,
    Последним я, иль Брольо, иль Данзас…

Так писал Пушкин в первой редакции  стихотворения «19 октября» (1825). Вольховский был очень способным учеником.

Еще в Лицее Вольховский вместе с И. Пущиным, А. Дельвигом, В. Кюхельбекером, И. Бурцевым и другими «молодыми вольнодумцами» участвовал в «Священной артели». Это была ранняя декабристская организация, в которой, по словам Пущина, велись «беседы о предметах общественных, о зле существующего у нас порядка вещей и о возможности изменения, желаемого многими втайне».

  1.  По мнению авторов исследования о лицейских товарищах Пушкина, М. и С. Руденских, «Николай Корсаков из всех соучеников Пушкина, пожалуй, наиболее близко стоял к нему и по своему темпераменту и по значительной природной одарённости». Корсаков писал стихи, в основном сатирические или юмористические, но наиболее был известен, как музыкант.
  2.  С Малиновским Пушкина сблизила смерть первого директора Лицея, отца Вани. То есть ещё вчера он для всех был сыном директора, “чем-то вроде хозяина”, а сегодня уже… вроде как бы и никто.
  3. Матюшкин, сын отставного чиновника министерства иностранных дел учился превосходно. Он читал до тех пор, пока дежурный гувернер не задувал свечу. Учился Матюшкин старательно. С Пушкиным Федора связала горячая юношеская дружба. Они вместе пристрастились к книгам о путешествиях и географических открытиях. Некоторые пушкинисты полагают, что именно Пушкин заронил в сердце своего однокашника мечту о море. Он стал адмиралом.
  4.  Прошли годы... На выпускном вечере в Царскосельском лицее юный Пушкин,  выступая перед авторитетной комиссией в составе министра народного просвещения Алексея Кирилловича Разумовского,  старейшего поэта России Гаврилы Державина и архимандрита Филарета прочел вот такие строчки:

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!

Ты в каждом ратник узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря.

Так А. С. Пушкин проявил свою гражданскую позицию.

  1.  Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Рука в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, породила нас!

  1.  Лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как личности, заложили фундамент его гениального творчества. И лучше всего об этом говорит сам Пушкин! «Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, при милых ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я». За долгие шесть лет Лицей сумел многое вложить в Александра, его ум и сердце. Здесь из курчавого мальчика вырос поэт Пушкин. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив его навсегда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Проект будущего: счастливый человек"

Классный час на эту тему можно провести среди учащихся 5-7 классов.  Его цель: формирование жизненных приоритетов, стремления к саморазвитию....

Разработка классного часа Тема: «Первая мировая война в судьбе кубанского казачества»

Разработка классного часаТема: «Первая мировая война в судьбе кубанского казачества»Цель  классного часа: раздвинуть рамки представлений учащихся об истории малой родины и роли земляков в данном ...

Проектная работа по литературе на тему "Лицей в жизни А.С. Пушкина".

Обучающиеся 7 класса принимали участие в проекте "Лицей в жизни А.С. Пушкина". Проект был организован за месяц до 19 октября. Именно на эту дату я планирую всегда проведение урока литературы в 7 класс...

Разработка классного часа-проекта "Символ России - березка"

Данная разработка предназначена для обучающихся 6-7 классов. Она предусматривает участие  обучающихся и их родителей в создании мини-проекта  "Символ России - березка" на классном часе....

Проектная работа на тему: «Лицей в жизни А.С.Пушкина»

Где и при каких обстоятельствах А.С.Пушкин почувствовал себя поэтом?...

Разработка классного часа/проекта на тему: "Моя родина".

Классный час позволяет воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, уважение к культуре родной страны....

Урок- проект на тему "Лицей в жизни А.С.Пушкина" ( 7 класс)

Урок- проект способствовует  развитию системного мышления учеников,   развитию их речевой деятельности,  творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций, формирует  у учащихс...