Программа курса по литературе "За строкой поэтического текста"
рабочая программа по литературе (9 класс)

Галактионова Ольга Стефановна

Программа курса по выбору "За строкой поэтического текста" предназначена для учащихся 9 класса. Она включает в себя следующие разделы: планируемые результаты, содержание программы, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl.uch_kurs_po_lit.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено                                

Согласовано

Утверждена

на заседании ШМО учителей

 русского языка и литературы

Заместитель директора по

УР

Приказ от

Протокол №    от

«    »                   2017г.

Директор школы

Алексеева Н.В.

Руководитель МО Курзанцева А.П.

Галактионова О.С.

Рабочая программа

курса по выбору «За строкой поэтического текста»

на 2017-2018 учебный год

Рабочую программу

составила

Галактионова Ольга Стефановна,

учитель русского языка и литературы

Велиж

2017

 

Место учебного  курса «За строкой поэтического текста»

(учимся понимать текст)» в учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа в 9 классе – 16 часов (0,5 часа в неделю).

  1. Планируемые  результаты освоения  учебного курса  в 9 классе

Личностные результаты:

 -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Метапредметные результаты:

 -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

 -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий

в рамках предложенных условий и требований. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

 -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 смысловое чтение;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 - Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

–– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами  аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– строить рассуждения.

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Предметные результаты:

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;

- определение в произведении элементов  композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы ;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

-собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

- создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;  

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

-  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения  учебного курса в 9 классе ученик должен знать и понимать:

Ученик научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

Ученик получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Ученик научится:

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,

основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного текста.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию художественного текста, анализировать и комментировать ее в устной форме.

Ученик научится:

• обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; Ученик получит возможность научиться:

 воспринимать и анализировать художественный текст;

 выделять смысловые части текста, составлять тезисы и план прочитанного;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику текста;

характеризовать особенности композиции, роль изобразительно- выразительных

средств;

Ученик научится:

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Ученик научится:

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

II.  Содержание учебного предмета

Интерпретация текста. (1ч) Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста.

Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора; национального литературного процесса; мирового литературного процесса.

Ключевые образы стихотворения.  (1ч)

 Лексические цепочки. Ассоциативные ряды

Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений). (1ч)

Общая характеристика.

Значение эпитета как средства создания образности поэтического текста.(1ч)

Роль метафоры  в создании многозначной образной системы поэтического текста. (1ч) Учимся видеть сравнения. (1ч)

Олицетворения. (1ч)

Звучание стиха. Стихотворный размер. (2ч)

 Особенности ритма и интонации. Строфика. Рифмовка. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс.

Интонация и знаки препинания в стихотворении. (1ч)

 Цветовой эксперимент.

Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте. (1ч)

Промежуточная аттестация (тестирование) (1 ч.)

Творческая мастерская. (4ч) Анализ стихотворений.

III.   Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Количество часов

к/р(из них)

1.

Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста.

1 ч

 

2.

Ключевые образы стихотворения.

1 ч

 

3.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений).

1 ч

 

4.

Значение эпитета как средства создания образности поэтического текста.

1 ч

 

5.

Роль метафоры  в создании многозначной образной системы поэтического текста.

1 ч

 

6.

Учимся видеть сравнения.

1 ч

 

7.

Олицетворения.

1 ч

 

8.

Звучание стиха. Стихотворный размер.

2 ч

 

9.

Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент.

1 ч

 

10.

Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте.

1 ч

 

11.

Промежуточная аттестация (тестирование)

1

 1ч.

12.

Творческая мастерская.

 

4 ч

 

Всего часов:

16 ч.

 

Календарно-тематическое планирование учебного курса «За строкой поэтического текста» в 9 классе

№ п/п

Название тем курса

Количество часов

Форма занятий

Дата проведения

Примечание

1.

Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста.

Лексико-семантический анализ.

Лингвостилистический анализ.

Анализ стихотворения в контексте

- творчества самого автора;

- национального литературного процесса;

1 ч

Лекция

 

 

2.

Ключевые образы стихотворения. Лексические цепочки. Ассоциативные ряды.

1 ч

Погружение в текст

 

3.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений). Общая характеристика.

1 ч

Лекция

 

4.

Значение эпитета как средства создания образности поэтического текста.

1 ч

Семинар-практикум

 

5.

Роль метафоры  в создании многозначной образной системы поэтического текста.

1 ч

Семинар-практикум

 

6.

Учимся видеть сравнения.

1 ч

Диалог с текстом

 

7.

Олицетворения.

1 ч

Дискуссия

 

8.

Звучание стиха. Стихотворный размер. Особенности ритма и интонации. Строфика. Рифмовка. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс.

2 ч

Лабораторная работа

 

9.

Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент.

1 ч

Цветовой эксперимент

Погружение в текст

 

10.

Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте.

1 ч

Дискуссия

 

11.

Промежуточная аттестация(тестирование)

1ч.

Тест

 

12.

Творческая мастерская. Анализ стихотворений.

 

4 ч

Творческая мастерская

 

Всего часов:

16 ч

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса « За строкой поэтического текста ». 9 класс.

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов.             Звучащая речь является основной формой существования языка. Особен...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса

Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...

Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...

Рабочая программа курса по выбору «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа курса по выбору  «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программ...

Рабочая программа курса "Смысловое чтение. Работа с текстом" 8 класс

программа предназначена для учащихся 8 класса...