Программа курса по литературе "За строкой поэтического текста"
рабочая программа по литературе (9 класс)
Программа курса по выбору "За строкой поэтического текста" предназначена для учащихся 9 класса. Она включает в себя следующие разделы: планируемые результаты, содержание программы, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl.uch_kurs_po_lit.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Рассмотрено | Согласовано | Утверждена |
на заседании ШМО учителей русского языка и литературы | Заместитель директора по УР | Приказ от |
Протокол № от | « » 2017г. | Директор школы Алексеева Н.В. |
Руководитель МО Курзанцева А.П. | Галактионова О.С. | |
Рабочая программа
курса по выбору «За строкой поэтического текста»
на 2017-2018 учебный год
Рабочую программу
составила
Галактионова Ольга Стефановна,
учитель русского языка и литературы
Велиж
2017
Место учебного курса «За строкой поэтического текста»
(учимся понимать текст)» в учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа в 9 классе – 16 часов (0,5 часа в неделю).
- Планируемые результаты освоения учебного курса в 9 классе
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
–– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– строить рассуждения.
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
Предметные результаты:
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы ;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
-собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения учебного курса в 9 классе ученик должен знать и понимать:
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Ученик научится:
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию художественного текста, анализировать и комментировать ее в устной форме.
Ученик научится:
• обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; Ученик получит возможность научиться:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части текста, составлять тезисы и план прочитанного;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику текста;
характеризовать особенности композиции, роль изобразительно- выразительных
средств;
Ученик научится:
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Ученик научится:
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
II. Содержание учебного предмета
Интерпретация текста. (1ч) Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста.
Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора; национального литературного процесса; мирового литературного процесса.
Ключевые образы стихотворения. (1ч)
Лексические цепочки. Ассоциативные ряды
Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений). (1ч)
Общая характеристика.
Значение эпитета как средства создания образности поэтического текста.(1ч)
Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста. (1ч) Учимся видеть сравнения. (1ч)
Олицетворения. (1ч)
Звучание стиха. Стихотворный размер. (2ч)
Особенности ритма и интонации. Строфика. Рифмовка. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс.
Интонация и знаки препинания в стихотворении. (1ч)
Цветовой эксперимент.
Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте. (1ч)
Промежуточная аттестация (тестирование) (1 ч.)
Творческая мастерская. (4ч) Анализ стихотворений.
III. Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | к/р(из них) |
1. | Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста. | 1 ч |
|
2. | Ключевые образы стихотворения. | 1 ч |
|
3. | Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений). | 1 ч |
|
4. | Значение эпитета как средства создания образности поэтического текста. | 1 ч |
|
5. | Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста. | 1 ч |
|
6. | Учимся видеть сравнения. | 1 ч |
|
7. | Олицетворения. | 1 ч |
|
8. | Звучание стиха. Стихотворный размер. | 2 ч |
|
9. | Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент. | 1 ч |
|
10. | Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте. | 1 ч |
|
11. | Промежуточная аттестация (тестирование) | 1 | 1ч. |
12. | Творческая мастерская.
| 4 ч | |
| Всего часов: | 16 ч. |
|
Календарно-тематическое планирование учебного курса «За строкой поэтического текста» в 9 классе
№ п/п | Название тем курса | Количество часов | Форма занятий | Дата проведения | Примечание |
1. | Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста. Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте - творчества самого автора; - национального литературного процесса; | 1 ч | Лекция
|
| |
2. | Ключевые образы стихотворения. Лексические цепочки. Ассоциативные ряды. | 1 ч | Погружение в текст |
| |
3. | Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений). Общая характеристика. | 1 ч | Лекция |
| |
4. | Значение эпитета как средства создания образности поэтического текста. | 1 ч | Семинар-практикум |
| |
5. | Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста. | 1 ч | Семинар-практикум |
| |
6. | Учимся видеть сравнения. | 1 ч | Диалог с текстом |
| |
7. | Олицетворения. | 1 ч | Дискуссия |
| |
8. | Звучание стиха. Стихотворный размер. Особенности ритма и интонации. Строфика. Рифмовка. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс. | 2 ч | Лабораторная работа |
| |
9. | Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент. | 1 ч | Цветовой эксперимент Погружение в текст |
| |
10. | Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте. | 1 ч | Дискуссия |
| |
11. | Промежуточная аттестация(тестирование) | 1ч. | Тест |
| |
12. | Творческая мастерская. Анализ стихотворений.
| 4 ч | Творческая мастерская | ||
| Всего часов: | 16 ч |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса « За строкой поэтического текста ». 9 класс.
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов. Звучащая речь является основной формой существования языка. Особен...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)
Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса
Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...
За строкой поэтического текста
программа...
Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...
Рабочая программа курса по выбору «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа курса по выбору «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программ...
Рабочая программа курса "Смысловое чтение. Работа с текстом" 8 класс
программа предназначена для учащихся 8 класса...