Учебный курс "За строкой поэтического текста"
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
Место учебного курса «За строкой поэтического текста
(учимся понимать текст)» в учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа в 9 классе – 16 часов (0,5 часа в неделю).
- Планируемые результаты освоения учебного курса в 9 классе
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
–– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– строить рассуждения.
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
Предметные результаты:
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы ;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
-собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения учебного курса в 9 классе ученик должен знать и понимать:
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Ученик научится:
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию художественного текста, анализировать и комментировать ее в устной форме.
Ученик научится:
• обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; Ученик получит возможность научиться:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части текста, составлять тезисы и план прочитанного;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику текста;
характеризовать особенности композиции, роль изобразительно- выразительных
средств;
Ученик научится:
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Ученик научится:
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
II. Содержание учебного предмета
Интерпретация текста. (1ч) Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста.
Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора; национального литературного процесса; мирового литературного процесса.
Ключевые образы стихотворения. (1ч)
Лексические цепочки. Ассоциативные ряды
Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений). (1ч)
Общая характеристика.
Значение эпитета как средства создания образности поэтического текста.(1ч)
Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста. (1ч) Учимся видеть сравнения. (1ч)
Олицетворения. (1ч)
Звучание стиха. Стихотворный размер. (2ч)
Особенности ритма и интонации. Строфика. Рифмовка. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс.
Интонация и знаки препинания в стихотворении. (1ч)
Цветовой эксперимент.
Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте. (1ч)
Промежуточная аттестация (тестирование) (1 ч.)
Творческая мастерская. (4ч) Анализ стихотворений.
III. Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | к/р(из них) |
1. | Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста. | 1 ч |
|
2. | Ключевые образы стихотворения. | 1 ч |
|
3. | Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений). | 1 ч |
|
4. | Значение эпитета как средства создания образности поэтического текста. | 1 ч |
|
5. | Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста. | 1 ч |
|
6. | Учимся видеть сравнения. | 1 ч |
|
7. | Олицетворения. | 1 ч |
|
8. | Звучание стиха. Стихотворный размер. | 2 ч |
|
9. | Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент. | 1 ч |
|
10. | Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте. | 1 ч |
|
11. | Промежуточная аттестация (тестирование) | 1 | 1ч. |
12. | Творческая мастерская.
| 4 ч | |
| Всего часов: | 16 ч. |
|
Календарно-тематическое планирование учебного курса «За строкой поэтического текста» в 9 классе
№ п/п | Название тем курса | Количество часов | Форма занятий | Дата проведения | Примечание |
1. | Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста. Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте - творчества самого автора; - национального литературного процесса; | 1 ч | Лекция
|
| |
2. | Ключевые образы стихотворения. Лексические цепочки. Ассоциативные ряды. | 1 ч | Погружение в текст |
| |
3. | Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений). Общая характеристика. | 1 ч | Лекция |
| |
4. | Значение эпитета как средства создания образности поэтического текста. | 1 ч | Семинар-практикум |
| |
5. | Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста. | 1 ч | Семинар-практикум |
| |
6. | Учимся видеть сравнения. | 1 ч | Диалог с текстом |
| |
7. | Олицетворения. | 1 ч | Дискуссия |
| |
8. | Звучание стиха. Стихотворный размер. Особенности ритма и интонации. Строфика. Рифмовка. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс. | 2 ч | Лабораторная работа |
| |
9. | Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент. | 1 ч | Цветовой эксперимент Погружение в текст |
| |
10. | Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте. | 1 ч | Дискуссия |
| |
11. | Промежуточная аттестация(тестирование) | 1ч. | Тест |
| |
12. | Творческая мастерская. Анализ стихотворений.
| 4 ч | Творческая мастерская | ||
| Всего часов: | 16 ч |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы....
Программа элективного курса « За строкой поэтического текста ». 9 класс.
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов. Звучащая речь является основной формой существования языка. Особен...
«Осень в поэтических текстах. Анализ текста»
Проект 8 класс...
Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты
Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...
За строкой поэтического текста
программа...
Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.
Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...
Программа курса по литературе "За строкой поэтического текста"
Программа курса по выбору "За строкой поэтического текста" предназначена для учащихся 9 класса. Она включает в себя следующие разделы: планируемые результаты, содержание программы, учебно-те...