Программа элективного курса « За строкой поэтического текста ». 9 класс.
элективный курс (литература, 9 класс) по теме
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов.
Звучащая речь является основной формой существования языка. Особенно ярко представляется
звучание поэтической речи. Весь комплекс значений, заложенных в слове, а также его самозвучание приобретает новый смысл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №
Управление образования муниципального образования «Вуктыл»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.В.Кравченко»
г. Вуктыл.
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании методического объединения Директор МБОУ «СОШ №2
учителей русского языка и литературы им. Г.В.Кравченко» г. Вуктыл
МБОУ «Средняя общеобразовательная _________________ Политова Л.М.
школа №2 им. Г.В.Кравченко»
г. Вуктыл
Протокол № от 2013г. 2013г.
Программа
элективного курса
« За строкой поэтического текста ».
9 класс.
Составитель: Лацыба Тамара Ивановна.
Учитель русского языка и литературы.
г. Вуктыл
2013г.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов.
Звучащая речь является основной формой существования языка. Особенно ярко представляется
звучание поэтической речи. Весь комплекс значений, заложенных в слове, а также его самозвучание приобретает новый смысл. В художественной речи каждое слово находится как бы под увеличительным стеклом, а «…слово в поэзии «крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте». (Лотман Ю.М. «Анализ поэтического текста», - Л.,1978). «Поэзия – высшая форма организации языка, когда содержательно всё важно: и глубина значения слова, и ритм, и полная смысла музыка звуков». (Журавлёв А.П. «Звук и смысл», М.,1991).
Цель курса:
- оказать учащимся помощь в выборе профиля обучения;
-повысить интерес к гуманитарному образованию;
- совершенствовать важнейшие речевые умения;
- сформировать навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения;
- через лингвистический анализ художественного текста показать учащимся необычайную красоту и выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства.
Задачи:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ:
-усвоение материала об изобразительных возможностях русского языка в разных его проявлениях;
-углубить знания по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развить в учащихся креативные способности и художественный вкус;
- ознакомить учащихся с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной и изобразитель-
ной её функциями.
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
- овладение умениями проводить целенаправленное наблюдение за использованием звуковых образных средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка;
-создание самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приёмов.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-воспитывать чуткость к красоте и выразительности родной речи, прививать любовь к русскому языку,
интерес к его изучению;
-учить школьников чутко воспринимать язык художественного произведения;
-повысить интерес учащихся к чтению, учить самостоятельно входить в мир художественной литературы.
Содержание программы.
Тема 1. Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация
художественного текста.
Тема 2. Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.
Звуки и смысл; смысловая функция звукописи.
Тема 3. Скороговорки как словесные шутки, построенные на словесных повторах.
Тема 4. Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от сов-
падения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста
расти). Усечённая рифма.
Тема 5. Виды рифм в зависимости от расположений ударений в рифмующихся словах: мужские,
женские, дактилические, гипердактилические.
Тема 6. Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), пе-
рекрёстные, кольцевые (опоясанные).
Тема 7. Рифмованная проза. Белые стихи. Строфа как объединённые рифмой стихи. Различные
типы строф. Двустишие, трёхстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьми-
стишие (октава).
Тема 8. Особенности словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное).
Смысловая функция словесного ударения.
Тема 9. Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер
как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный:
ямб, хорей.
Тема 10. Трёхсложные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.
Тема 11. Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы
интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр ре-
чи. Изобразительные возможности интонации.
Тема 12. Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его
смысловой нагрузки в предложении, тексте. Особенности расстановки логического ударения в наи-
более типичных синтаксических конструкциях ( конструкции со значением противопоставления,
сравнения). Выделение логическим ударением нового или ключевого понятия.
Тема 13. Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологи-
ческие. Основные виды психологических пауз ( пауза припоминания, умолчания, напряжения).
Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.
Тема 14. Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического
обозначения на письме движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.
Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций ( вопро-
сительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами ).
Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны худо-
жественного текста.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Знать:
- звуковые образные средства русского языка;
- теоретические сведения о поэтической речи;
Уметь:
- владеть устной и письменной речью;
- проводить фонетико-интонационный анализ текстов;
- выразительно читать текст, передавая голосом настрой, интонационные особенности текста.
Учебно-тематический план.
№ | Название тем курса. | Всего часов. | Тео- рия. | Прак- тика. | Форма проведения | Образова- тельный продукт. |
1. | Звукопись. Звуковая речь – как основная форма существования языка. | 3 1 | 1 | 1 | Лекция. Анализ текстов. | |
2. | Звукопись в художественной речи. Аллитерация и ассонанс. | 1 | 1 | 1 | Оформле- ние дидак- тического материала. | |
3. | Скороговорки как словесные шутки, построенные на словесных повторах. | 1 | 1 | Аудирова- ние. Гово- рение. | ||
4. | Рифма. Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. | 4 1 | 1 | Анализ текстов. | ||
5. | Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмую-щихся словах. | 1 | 1 | 1 | Составле- ние опор- ных схем. | |
6. | Виды рифм в зависимости от расположения ударений рифмую- щихся строк. | 1 | 1 | Составле- ние опор- ных схем. | ||
7. | Рифмованная проза. Строфа как объединённые рифмой стихи. | 1 | 1 | Анализ текстов. | ||
8. | Словесное ударение. Особенности словесного ударения в русском языке. | 3 1 | 1 | Анализ текстов. | ||
9. | Двусложные размкры. | 1 | 1 | 1 | Составле- ние алго- ритмов. | |
10. | Трёхсложные размеры. | 1 | 1 | 1 | Составле- ние алго- ритмов. | Поэтичес- кая проба пера. |
11. | Интонация. Интонация как ритмико-мелодичес- кая сторона звучащей речи. | 4 1 | 1 | Аудирова- ние. Гово- рение. | ||
12. | Логическое удаоение. | 1 | 1 | Аудирова- ние. Гово- рение. | ||
13. | Пауза, её смыслоразличительная роль. | 1 | 1 | Выразитель- ное чтение. | ||
14. | Мелодика как особенность интона- ционного рисунка речи. | 1 | 1 | Выразитель- ное чтение. | Фонетико- интонацион- ный анализ. |
Формы и средства контроля.
1.Промежуточный образовательный продукт:
- решение тестов и заданий КИМ ЕГЭ;
- выполнение письменного и устного анализа поэтического текста.
2. Итоговый образовательный продукт:
- практические работы.
Литература.
Для учащихся.
Антонова Е.А. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников
9 класса.
Горшков А.И. русская словесность: От слова к словесности. – М., 1997.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
Крысин Л.П. Жизнь слова. – М., 1980.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. М. 2013.
Словари.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. СПб., 2001.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М. 1998.
Шанский Н.М., Боброва Т..А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. – М., 1997.
Для учителя.
Григорьев В.П. Поэтика слова. – М., 1979.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л. 1972.
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы.
Основной курс. Элективные курсы. – М., 2008.
Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М., 1982.
Черемисина Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)
Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...
Начальный этап анализа поэтического текста (5 класс)
Начальный этап анализа поэтического текста ( 5 класс)...
За строкой поэтического текста
программа...
Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2018 год
Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" для обучающихся 5 класса....
Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год
Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год....
Программа курса по литературе "За строкой поэтического текста"
Программа курса по выбору "За строкой поэтического текста" предназначена для учащихся 9 класса. Она включает в себя следующие разделы: планируемые результаты, содержание программы, учебно-те...