Программа элективного курса « За строкой поэтического текста ». 9 класс.
элективный курс (литература, 9 класс) по теме

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов.

             Звучащая речь является основной формой существования языка. Особенно ярко представляется

       звучание поэтической речи. Весь комплекс значений, заложенных в слове, а также его самозвучание     приобретает новый смысл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Приложение №

             

                  Управление образования муниципального образования «Вуктыл»

                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                     «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.В.Кравченко»

                                                                г. Вуктыл.

     Рассмотрено                                                                                                      «Утверждаю»

     на заседании методического объединения                                             Директор МБОУ «СОШ №2                      

     учителей русского языка и литературы                                                 им. Г.В.Кравченко» г. Вуктыл

     МБОУ «Средняя общеобразовательная                                                 _________________  Политова Л.М.

     школа №2 им. Г.В.Кравченко»

     г. Вуктыл

     Протокол №        от                            2013г.                                                                                      2013г.

                                     

                                                                  Программа

                                                             элективного курса

                                                               

                                                « За строкой поэтического текста ».

                                                           

                                                                   9 класс.

                                                                  Составитель: Лацыба  Тамара Ивановна.

                                                                                              Учитель русского языка и литературы.

                         

                                                г. Вуктыл

                                                    2013г.

                   

                                                    Пояснительная записка.

             Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов.

             Звучащая речь является основной формой существования языка. Особенно ярко представляется

       звучание поэтической речи. Весь комплекс значений, заложенных в слове, а также его самозвучание                приобретает новый смысл. В художественной речи каждое слово находится как бы под увеличительным  стеклом, а «…слово в поэзии «крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте». (Лотман Ю.М. «Анализ поэтического текста», - Л.,1978). «Поэзия – высшая форма организации языка, когда содержательно всё важно: и глубина значения слова, и ритм, и полная смысла музыка звуков». (Журавлёв А.П. «Звук и смысл», М.,1991).

                                  Цель курса:

                  - оказать учащимся помощь в выборе профиля обучения;

                   -повысить интерес к гуманитарному образованию;

                   - совершенствовать важнейшие речевые умения;

                   - сформировать навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного                   произведения;

                   - через лингвистический анализ художественного текста показать учащимся необычайную красоту и выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства.

 

                                  Задачи:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ:

-усвоение материала об изобразительных возможностях русского языка в разных его проявлениях;

-углубить знания по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развить в учащихся креативные способности и художественный вкус;

- ознакомить учащихся с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной  и изобразитель-

ной её функциями.  

ПРАКТИЧЕСКИЕ:

- овладение умениями проводить целенаправленное наблюдение за использованием звуковых образных средств  в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка;

-создание самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных  приёмов.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-воспитывать чуткость к красоте и выразительности родной речи, прививать любовь к русскому языку,

интерес к его изучению;

-учить школьников чутко воспринимать язык художественного произведения;

-повысить интерес учащихся к чтению, учить самостоятельно входить в мир художественной  литературы.

                                                           Содержание программы.

             Тема 1.   Звуковая речь как основная форма существования языка.  Звуковая организация              

       художественного текста.

                   Тема 2.  Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.

               Звуки и смысл; смысловая функция звукописи.  

                    Тема 3. Скороговорки как словесные шутки, построенные на словесных повторах.

                    Тема 4.  Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от сов-      

             падения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста          

             расти). Усечённая рифма.

                     Тема 5. Виды рифм в зависимости от расположений ударений в рифмующихся словах: мужские,

            женские, дактилические, гипердактилические.

                     Тема 6. Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), пе-

            рекрёстные, кольцевые (опоясанные).

                      Тема 7. Рифмованная проза. Белые стихи. Строфа как объединённые рифмой стихи. Различные      

             типы строф. Двустишие, трёхстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьми-

             стишие (октава).

                       Тема 8.  Особенности словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное).

             Смысловая функция словесного ударения.

                        Тема 9. Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер  

              как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный:

              ямб, хорей.

                        Тема  10. Трёхсложные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.  

                        Тема 11. Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы  

               интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр ре-

              чи. Изобразительные возможности интонации.

                         Тема 12. Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его

               смысловой нагрузки в предложении, тексте. Особенности расстановки логического  ударения в наи-

               более типичных синтаксических конструкциях ( конструкции со значением противопоставления,

               сравнения).  Выделение логическим ударением нового или ключевого понятия.

                         Тема 13. Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологи-

              ческие. Основные виды психологических пауз ( пауза припоминания, умолчания, напряжения).

              Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.

                         Тема 14. Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического

              обозначения на письме движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.

              Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций ( вопро-

             сительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами ).

              Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны худо-

              жественного текста.    

                                 

                          Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

                         Знать:

                   - звуковые образные средства русского языка;

                   - теоретические сведения о поэтической речи;

                       Уметь:

                    - владеть устной и письменной речью;

                   - проводить фонетико-интонационный анализ текстов;

                   - выразительно читать текст, передавая голосом настрой, интонационные особенности текста.

                                                   

                                                                        Учебно-тематический план.

       Название тем курса.

Всего

 часов.

Тео-

рия.

Прак-

тика.

Форма проведения

Образова-

тельный продукт.

1.

Звукопись.

Звуковая речь – как основная форма

существования языка.

   3

   1

  1

  1

Лекция.

Анализ

текстов.

2.

Звукопись в художественной речи.

Аллитерация и ассонанс.

   1

  1

  1

Оформле-

ние дидак-

тического

материала.

3.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на словесных повторах.

   1

  1

Аудирова-

ние. Гово-

рение.

4.

Рифма.

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте.

   4

   1

  1

Анализ

текстов.

5.

Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмую-щихся словах.

   1

  1

  1

Составле-

ние опор-

ных схем.

6.

Виды рифм в зависимости от расположения ударений рифмую-

щихся строк.

   1

  1

Составле-

ние опор-

ных схем.

7.

Рифмованная проза. Строфа как объединённые рифмой стихи.

   1

  1

Анализ

текстов.

8.

Словесное ударение.

Особенности словесного ударения в

русском языке.

   3

   1

  1

Анализ

текстов.

9.

Двусложные размкры.

   1

  1

  1

Составле-

ние алго-

ритмов.

10.

Трёхсложные размеры.

   1

  1

  1

Составле-

ние алго-

ритмов.

Поэтичес-

кая проба

пера.

11.

Интонация.

Интонация как ритмико-мелодичес-

кая сторона звучащей речи.

   4

   1

  1

Аудирова-

ние. Гово-

рение.

12.

Логическое удаоение.

   1

  1

Аудирова-

ние. Гово-

рение.

13.

Пауза, её смыслоразличительная

роль.

   1

  1

Выразитель-

ное чтение.

14.

Мелодика как особенность интона-

ционного рисунка речи.

   1

  1

Выразитель-

ное чтение.

Фонетико-

интонацион-

ный анализ.

                      Формы и средства контроля.

                     1.Промежуточный образовательный продукт:

                       - решение тестов и заданий КИМ ЕГЭ;

                       - выполнение письменного и устного анализа поэтического текста.

                       2. Итоговый образовательный продукт:

                        - практические работы.

                                           Литература.

Для учащихся.

Антонова Е.А. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников

 9 класса.

Горшков А.И. русская словесность: От слова к словесности. – М., 1997.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.

Крысин Л.П. Жизнь слова.  – М., 1980.

Малюшкин А.Б.  Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. М. 2013.

 

   Словари.

Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. СПб., 2001.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М. 1998.

Шанский Н.М., Боброва Т..А. Школьный этимологический словарь русского языка:

Происхождение слов. – М., 1997.

Для учителя.

Григорьев В.П. Поэтика слова.  – М., 1979.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л. 1972.

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы.

Основной курс. Элективные курсы.  – М., 2008.

Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М., 1982.

Черемисина Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...

Начальный этап анализа поэтического текста (5 класс)

Начальный этап анализа поэтического текста ( 5 класс)...

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2018 год

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" для обучающихся 5 класса....

Программа курса по литературе "За строкой поэтического текста"

Программа курса по выбору "За строкой поэтического текста" предназначена для учащихся 9 класса. Она включает в себя следующие разделы: планируемые результаты, содержание программы, учебно-те...

Учебный курс "За строкой поэтического текста"

Учебный курс для учащихся 9-х классов...