Элективный курс по литературе «Анализ поэтического текста» Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю). Цель курса: - формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы; - развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей. - воспитание интереса к художественному слову. Задачи курса: - формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;
- развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;
- развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
- формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;
- развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;
- развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями). Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Поэтому необходимо научить школьников максимально полной интерпретации художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в школе и вступительным в вузы гуманитарного направления. Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс может быть предложен как в общеобразовательном, так и в предпрофильном (гуманитарном) классе. Предполагаемые результаты обучения: элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: - Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.
- Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.
- Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.
- При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.
- Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.
- Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.
- Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.
- Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.
- Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.
- Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.
Требования к уровню освоения содержания курса На занятиях данного элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие. Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.
Тематический план курса (17 часов) № п/п | Темы занятий | Количество часов | 1. | Художественное произведение - особый, законченный в себе мир | 1 ч | 2. | Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста. Анализ стихотворения в контексте |
1 ч 1 ч | 3. | Ключевые образы стихотворения. Сопоставление и развитие словесных образов. |
1 ч | 4. | Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений). | 1 ч | 5. | Стилистические и риторические фигуры речи. | 1 ч | 6. | Работа эпитета как средства создания образности поэтического текста. | 1 ч | 7. | Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста. | 1 ч | 8. | Учимся видеть сравнения. Способы выражения сравнения. | 1 ч | 9. | Олицетворения. Творческие задания к тексту (работа с дидактическим материалом или с карточками) | 1 ч 1 ч | 10. | Звучание стиха. Стихотворный размер. Особенности ритма и интонации. Строфика. Рифмовка. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. | 1 ч
1 ч | 11. | Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент. | 1 ч | 12. | Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте. Цветовая, звуковая, графическая гамма стиха. | 1 ч
1 ч | 13. | Авторская позиция. Особенности художественного мира поэта. | 1 ч | | Всего часов | 17 ч |
|