Урок литературы в 11 классе "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе".
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Целевая аудитория: 11 класс
Цель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности;
-роман, принадлежащий Мастеру, - стержень всего произведения;
- различие художественного произведения и богословского.
- выяснить, что такое истина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 11 классе "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблематика романа М.Булгакова « Мастер и Маргарита».
Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе.
Автор: Волошина Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Целевая аудитория: 11 класс
Цель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности;
-роман, принадлежащий Мастеру, - стержень всего произведения;
- различие художественного произведения и богословского.
- выяснить, что такое истина.
Оборудование и наглядность:
- иллюстрации картин Иванова «Явление Христа народу», Крамского «Христос в пустыне», Ге «Что такое истина»;
- оформление доски: толкование слова «истина» и эпиграф.
Его тема - это тема общей
человеческой ответственности
за судьбу добра и красоты,
истины в человеческом мире.
И. Виноградов.
Завещание Мастера. 1968 г.
Слово учителя. Начинаем разговор о романе М. Булгакова, который переосмыслил евангельскую историю. Особое внимание мы обратим в течение урока на художественные средства и словарную работу. Сейчас весь класс делится на 2 группы:
1 группа отвечает на вопросы, связанные с образом Иешуа Га Ноцри, 2 группа анализирует эпизоды, раскрывающие образ Понтия Пилата. ( вопросы смотри в приложении)
Беседа.
- Определите главных героев романа Булгакова « Мастер и Маргарита» ( ответ на этот вопрос поможет определить тему, идею произведения, его проблемы, осознать сюжетные линии).
- Так кто же герои?
- Посмотрим, правы ли вы. Воланд спрашивает Мастера: « О чём роман?». И что слышит в ответ? ( «Роман о Понтии Пилате», - реплика Мастера)
Мастер создаёт оригинальное произведение. В Евангелии от Иоанна, которое любил Булгаков, речь о страданиях Понтия Пилата не идёт.
Итак, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га Ноцри. Почему? Это мы и выясним в дальнейшей нашей беседе.
-Какая деталь важна для раскрытия характера героя?
Вы хорошо знаете, что раскрытия характера героя, его внутреннего мира большое значение имеет портрет. Какими же предстают перед нами два героя - Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри, бродячий 27 летний философ, оказавшийся перед глазами владыки. О чём это говорит?
а) « этот человек был одет… « (гл.2)
- Мастер ведёт речь не о Божьем сыне, его герой обыкновенный, простой человек. Почему? Какие проблемы будут решаться: богословские или реальные, мирские?
( роман посвящён земной жизни, история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.)
б) Второй участник сцены? (зачитать эпизод из гл.2)
- Какая деталь в описании обращает на себя внимание? (кровавый подбой, не красный, не яркий… Это один из символов, несущий на себе определённую нагрузку).
- О чём это говорит? (человек не боится крови, он бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое копьё». Сам он готов повторять о себе то, что говорят о нём другие: «свирепое чудовище»).
-Сейчас он страдает от головной боли, об этом говорит автор, обращаясь к одной детали его портрета - глазам. И эта деталь играет огромную роль в характеристике героя. Проследите, как меняются его глаза. Что даёт эта деталь? (гл.2 ) (Страдающие от боли глаза. Именно эта деталь помогла Иешуа догадаться о страданиях Пилата и освободить его от них. И П.П. стал относиться к арестованному не так, как к другим, подобным Иешуа, людям. Стоящий перед прокуратором человек заинтересовал его своими речами).
- Боится ли арестант Понтия Пилата? (гл.2) (С П.П. он говорит спокойно. Он боится пережить физическую боль. Но непоколебим тогда, когда отстаивает свой взгляд на мир, истину. В нём внутренняя сила, заставляющая других слушать его).
- Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (история с Левием Матвеем, гл.2 ). И далее Прокуратор задаёт вопрос о том, правда ли, что он , Иешуа Га - Ноцри, призывал разрушить храм, тот отвечал: «Я, учитель, …гл2)
- После этих слов встаёт вопрос о том, что такое истина?
-Цель нашего урока понять, что такое истина? Чья позиция нам ближе : Булгакова или его героев. Попробуем сформулировать это понятие. (Даю 1-2 минуты; запишите предложение, как вы понимаете это слово. Каждый записывает, затем читает).
- Каждый понимает истину по-своему. Вот как трактует это понятие словарь. ( На доске запись: Истина-1) то, что существует в действительности, отражает действительность, правда. 2) утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом ).
- Тема добра, истины отражена не только в художественной литературе, но и в искусстве. Художник Иванов в своей картине «Явление Христа народу» даёт своё понятие истины. Истина - это то, что было дано первоначально от Бога, эту истину несёт Сын Божий.
Крамской в своём полотне «Христос в пустыне» показал трагедию мыслящего человека своей эпохи. Измученный, омывший слезами и муками грехи мира, в смиренной простоте он несёт истину миру. Библейская тема отражена и в картине Ге «Что такое истина?».
- Возникает удивительное в разговоре Понтия Пилата и Иешуа. Что же ответит Иешуа на этот иронический вопрос прокуратора?
-А что же заявляет Иешуа об этом? ( ответ Иешуа найдите в гл.2.)
- Чем поразителен ответ? – Тем, что абстрактное, далёкое понятие – истина – оказывается живым, тем, что это сейчас истина, а что потом? Вот оно - в изнуряющей тебя боли. Истина оказалась человеческим понятием, она исходит от человека и замыкается в нём же. Почему у Понтия болит голова: от роз - символа христианской веры, истины. И далее Иешуа развивает это понятие и говорит, что для Иешуа истина в том, что «злых людей нет на свете». И если бы он поговорил с Крысобоем, то резко изменил бы свой взгляд. К истине он готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни. (стр.23 гл.2) « Мне пришли в голову кое- какие мысли…»
- Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое? Почему? ( стр.26 гл.2)
Объявить Иешуа душевнобольным, не найдя состава преступления, удалить из Ершалаима и поместить в своей резиденции. Оставить при себе потому, что вокруг него только те люди, которые его боятся, и он может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.
- Но так всё разрешиться не может, люди, имеющие власть, боятся потерять её. В какой момент изменится настроение Пилата? Почему он вынужден отказаться от этого решения? Проследим по тексту. Секретарь, ведущий запись по ходу допроса, сочувствует ему ( стр.26-27 гл.2)
Таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из уважения. Тогда из-за чего же?
-Позже Иешуа произнесёт это вслух, разговор об истине не закончен. ( «В числе прочего…)
- Нужна ли такая истина Понтию? ( нет, подтвердите ответ словами из текста)
-Что вдруг случилось с прокуратором? Он ведь несколько минут назад сам подсказывал Иешуа выход, спасительный ответ? (стр.27. « Слушай, Га Ноцри,- заговорил вдруг…)
-Почему сейчас Пилат утверждает смертный приговор?
Пилат смелый воин на поле боя, но трус, когда дело касается кесаря, власти. Для него занимаемое место –«золотая клетка», за себя он боится так, что пойдёт даже против своей совести . Понтий Пилат внутренне не свободен, поэтому он сейчас и продаст Иешуа. Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно. Иуда не страдает нравственно, предав Иешуа. Понтий Пилат относится числу людей, у которых есть совесть. Вынужденный вынести приговор Иешуа , он знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная гибель, но только нравственная.(стр.27 «Мысли понеслись короткие…).
- После утверждения решения казни Синедрионом, какая-то непонятная тоска пронзила всё его существо, ему казалось, что он чего- то не договорил с осуждённым, чего-то не дослушал. Эта мысль улетела, а тоска осталась необъяснённой. Пришла другая мысль, мысль о бессмертии. Но чьё бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор.(гл.2)
- Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? (Человек совестливый не может жить с камнем на душе. Уже сейчас Пилат знает, что ему не будет покоя ни днём, ни ночью. Он пытается смягчить «приговор» себе.(гл.2)
- Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? (Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но всё тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа передаёт перед смертью. И эти же слова повторит Афраний , начальник тайной полиции Понтия Пилата.(гл.2)
- Понаблюдайте, как меняется голос Пилата? Почему? Что с этим пришло к Пилату? О чём говорит данная деталь- голос? ( Вот пришло возмездие. Уйти от него невозможно. Всадник Золотое копьё вынужден согласиться с тем, что он трус).
-Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет Пилату оправдать себя. Какое приказание и как отдаёт он начальнику тайной полиции? (Разговор полон недомолвок, полунамёков. Но Афраний поймёт своего господина.( гл.25). Исполнительность Афрания не подвела и на этот раз . ночью Афраний докладывал Пилату, что, к сожалению, «не сумел уберечь Иуду из Кариафа, его ночью зарезали». (гл. 26 стр.311)
Оставим на время Понтия Пилата и вспомним ещё одного героя - Левия Матвея. Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа ? (Бывший сборщик налогов следовал за процессией с осуждёнными до самой Лысой горы. Он сделал попытку прорваться к месту казни. За это получил тяжкий удар тупым концом копья в грудь и отскочил, и легионера окинул мутным , равнодушным ко всему взором как человек не чувствительный к физической боли.( гл. 16 стр.169). Больше всего Матвей хочет (гл.16). И дальше – гл. 16 стр. 171.
- Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? (Он снимет тело Иешуа и унесёт с вершины горы. Так решается проблема верности и предательства.)
- Вспомните, какой разговор состоялся между Понтием Пилатом и Левием? (гл. 26 )
- Почему можно сказать, что Левий Матвей достойный ученик? (Левий поведёт себя гордо, не будет бояться Пилата. Он устал так, как может устать человек, помышляющий о смерти как об отдыхе. На предложение Пилата служить ему Левий отвечает отказом «гл.26 стр. 317». Лишь раз Понтий осознаёт своё торжество над Левием, когда скажет , что убил Иуду).
- Как судьба наказала Пилата за его трусость? Обратимся к гл.32 «Прощение и вечный покой». (Воланд и его свита несутся на волшебных конях…). На вопрос Маргариты: « Что он говорит?», Воланд отвечает : гл.32 стр.367. Пилат давно, сразу после гибели Иешуа , осознал, что тот был прав , когда утверждал, что трусость- это великий грех, и за это человек расплачивается бессмертием).
- Вы помните, что тема бессмертия волновала людей всегда. Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни . Уже в Библии есть подобный сюжет, посвящённый Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убийство Авеля. Каина мучает раскаяние, но не приходит смерть как избавление от мук.
- Кого из литературных героев постигла подобная участь? (М. Горький «Старуха Изергиль», легенда о Ларре).
-Итак. Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, путешествуя с Воландом, просит отпустить его(гл.32).
- Успокоится ли теперь прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? (эпилог).
Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа успокоится тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.
- Подведём итоги сказанному. Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём - параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад? (Роман посвящён вечным проблемам, они существуют в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно).
-Какие это проблемы: (составляем схему или таблицу…)
Итог урока. Обобщающий вопрос: « В чём смысл Евангельской истории, воспроизведённой автором в романе?».
Домашнее задание. Выбрать материал, касающийся а) истории Мастера; б) изображение мира искусства в романе в) общей атмосферы жизни30х годов 20 в., используя гл. 5,6,7,9,13,27.
Использованная литература: 1)Журнал « Литература в школе» за 1990,1993 годы.
- Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11класс. Москва
2005 год.
- В. В. Агеносов. Русская литература 20 века. 11 класс. Дрофа, 2007год.
Приложение 1.
Задания для групп по роману М. Булгакова « Мастер и Маргарита»
1группа.1) Каким предстаёт перед нами Иешуа Га Ноцри? (гл.2 портрет). О чём это говорит?
2) Второй участник сцены ( Понтий Пилат гл. 2, портрет).
-Какая деталь обращает на себя внимание? Почему «кровавый подбой»? О чём это говорит?
3)Проследите, как меняются его глаза. Что даёт эта деталь?
4) Боится ли арестант Понтия Пилата? ( гл. 2)
5) Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (гл. 2. История с Левием Матвием).
6) Мысль о бессмертии …Пилат прогнал эту мысль… (гл. 2)
7) Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? ( гл. 2. «…Нет,- сказал Пилат…»
8) Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? ( гл. 25 «…Он сказал,- опять закрывая глаза,- ответил гость……считает трусость…»
9) Понаблюдайте, как меняется голос Понтия Пилата ( гл.25)? О чём говорит эта деталь? Что с этим пришло к Понтию Пилату? (возмездие).
10) Вспомните, какой разговор состоялся между Понтием Пилатом и Левием Матвием ? ( гл.26 «…Возьми,- сказал он,-… как ты его убил»). Можно ли сказать, что он достойный ученик?
11) Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером?(эпилог)
(…После укола всё меняется……остроухий пёс.)
Задания для 2 группы.
- Что заявляет Иешуа на вопрос Понтия об истине?
( гл.2 …И вновь он услышал голос…) Чем поразителен ответ?
2) В чём истина для Иешуа? (нет злых людей; к истине идёт через слово. Гл. 2. … Мне пришли в голову кое-какие мысли…)
3) Какое решение принимает Понтий Пилат после этой части разговора? Почему? ( гл. 2. …в течение её полёта в светлой теперь голове прокуратора…)
4) В какой момент изменяется настроение Пилата ? Почему он отказывается от принятого решения? Проследить по тексту. (гл. 2…крылья ласточки….до закон об оскорблении величества).
5) Нужна ли такая истина Пилату?( гл. 2.Ты полагаешь несчастный…)
6) Что случилось с прокуратором? Он ведь сам подсказывал выход Иешуа, спасительный ответ? ( гл.2 «…Слушай ,Га Ноцри,- заговорил вдруг …».
7) Почему сейчас Пилат утверждает смертный приговор?
8) Какое приказание и как отдаёт он начальнику тайной полиции ? (гл. 25… И тем не менее, его зарежут сегодня…
…на вашу изумляющую всех исполнительность. Гл. 26…Моя охрана упустила … …чтобы позаботиться об этом негодяе…)
9) Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа? ( гл.16. …О, я глупец… Теперь Левий Матвей безнадёжно записан… …дальше одного мгновения…)
10) Как Левий Матвей выполнит последний долг перед учителем?
11)Как судьба наказала Пилата за трусость? ( гл. 32…У ног сидящего …)
Тезисы
Урок по теме « Проблематика романа М. Булгакова « Мастер и Маргарита».Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе» проведён в 11 классе. Его цель - показать, как самостоятельное произведение , посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности; что роман, принадлежащий Мастеру,- стержень всего произведения, показать различие художественного и богословского произведения, выяснить, что такое истина. Используется групповая форма урока.
Проблемы романа.
Человек и власть.
Милосердие и всепрощение.
Борьба добра и зла.
Что такое истина?
Верность и предательство.
Внутренняя свобода и несвобода человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе
Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точ...
Учебно - методическое пособие по проведению урока-семинара в 11 классе на тему: "Философско-этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе"
В ходе семинара постараться понять замысел писателя, заметить и осмыслить перекличку линий романа....
Конспект урока История создания и судьба романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Конспект урока литературы в 11 классе по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Открытый урок по литературе по теме: "Жанр и композиция романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Роман "Мастер и Маргарита" -главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фонтазии....
Проблема финала романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" - презентация к уроку литературы в 11 классе
Проблема финала романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" - презентация к уроку литературы в 11 классе...
Проблематика романа М.Булгакова « Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе.
Цель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности;-роман, принадлежащий Мастеру, - стержень всего произведения...
Конспект урока по теме "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( в рамках подготовки к ЕГЭ на основе материала из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе. ...