Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnye_kartochki_po_skazkam_saltykova-_shchedrina.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
№М | №УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
1.0 1.1 1.2 | Ваша цель: проанализировать сказку «Премудрый пискарь»: определить тему, идею, художественное своеобразие. Задание: ответьте на вопросы: 1.Как вы понимаете название сказки? Что означает эпитет «премудрый»? 2. Какие советы даёт своему сыну старый пискарь? 3. Как связаны у Щедрина разные повествовательные планы: исторический, конкретно-бытовой, фантастический? 4. Какова жизненная позиция пискаря? 5. Итог жизни пискаря. Что за мысли «посещают» его перед смертью? 6. Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Задание: подготовьте сообщение и выступите перед классом Спасибо за работу | Работайте в группах Используйте термины: Фантастика Пародия Ирония Сарказм Литота Гротеск Гипербола Олицетворение Метафора Аллегория Иносказание Эзопов язык |
Анализ сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
№М | №УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
1.0 1.1 1.2 | Ваша цель: проанализировать сказку «Вяленая вобла»: определить тему, идею, художественное своеобразие. Задание: ответьте на вопросы: 1.С чего начинается сказка? 2. Как же жила вобла? Как объясняет свой ум-разум? 3. Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке? 4. Какие художественные приёмы писатель использовал в сказке? Задание: подготовьте сообщение и выступите перед классом Спасибо за работу | Работайте в группах Используйте термины: Фантастика Пародия Ирония Сарказм Литота Гротеск Гипербола Олицетворение Метафора Аллегория Иносказание Эзопов язык |
Анализ сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
№М | №УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
1.0 1.1 1.2 | Ваша цель: проанализировать сказку «Медведь на воеводстве»: определить тему, идею, художественное своеобразие. Задание: ответьте на вопросы: 1.Каковы впечатления от прочитанной сказки? 2. Как автор называет Топтыгина I? 3. Расскажите о судьбе топтыгиных. Чего же им надо? 4. Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка? 5. Какие приёмы использованы автором? Задание: подготовьте сообщение и выступите перед классом Спасибо за работу | Работайте в группах Используйте термины: Фантастика Пародия Ирония Сарказм Литота Гротеск Гипербола Олицетворение Метафора Аллегория Иносказание Эзопов язык |
Анализ сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
№М | №УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
1.0 1.1 1.2 | Ваша цель: проанализировать сказку «Дикий помещик»: определить тему, идею, художественное своеобразие. Задание: ответьте на вопросы: 1.С чего начинается сказка? 2. Как же жил помещик? Какой вопрос волновал его? 3.Каковы причины исчезновения мужика? 4. Что произошло с помещиком? 5. Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке? При помощи каких художественных приёмов? Задание: подготовьте сообщение и выступите перед классом Спасибо за работу | Работайте в группах Используйте термины: Фантастика Пародия Ирония Сарказм Литота Гротеск Гипербола Олицетворение Метафора Аллегория Иносказание Эзопов язык |
Анализ сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
№М | №УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
1.0 1.1 1.2 | Ваша цель: проанализировать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: определить тему, идею, художественное своеобразие. Задание: ответьте на вопросы: 1.С чего начинается сказка? 2. Что предпринимают генералы, оказавшись на необитаемом острове? 3. Как ведёт себя мужик-лежебок по отношению к генералам? 4. Чем заканчивается сказка? 5. Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке? При помощи каких художественных приёмов? Задание: подготовьте сообщение и выступите перед классом Спасибо за работу | Работайте в группах Используйте термины: Фантастика Пародия Ирония Сарказм Литота Гротеск Гипербола Олицетворение Метафора Аллегория Иносказание Эзопов язык |
Словарик к произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина
Сатира – это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
Гротеск - изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным.
Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.
Фантастика – несуществующее в действительности, выдуманное.
Пародия – произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала.
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.
Сарказм – едкая язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.
Литота – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.
Либерал – человек излишне терпимый, снисходительный, занимающийся попустительством.
Обыватель – человек, живущий мелкими интересами, лишённый общественного кругозора
.
Обывательщина – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.
Уроки по изучению М. Е. Салтыкова- Щедрина, считаю, требуют серьезной подготовки самого учителя. Предлагаю подробный материал проведения урока по сказке" Дикий помещик."Основное внимание сосредо...
Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Тип урока: урок закрепления знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные: рассмотреть ...
Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"
В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кр...
Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока: выяснить актуальность произведения в эпоху его со...
урок литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок-путешествие с привлечением ЭОР...
Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Урок построен с учетом требований ФГОС. При анализе сказки "Повесть о том, как один мужик...." проводится параллель с "Робинзоном Крузо" Д.Дефо. Детям предлагается ролевая игра &la...
Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" на примере сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Ведущая технол...