Урок-путешествие во взрослую жизнь "Семейные ценности" (по повести Ю.Трифонова "Обмен")
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Семья - это родные люди. С первых минут рождения человека семья находится рядом с каждым из нас. Это наша опора и надежда на всю жизнь. Она формирует мировоззрение ребенка.Одиннадцатиклассники заканчивают школу и выходят во взрослую жизнь. Урок по повести Ю.Трифонова "Обмен" - это путешествие во взрослую жизнь и размышления над семейными ценностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Размышления над семейными ценностями | 19.87 КБ |
urok-puteshestvie_semeynye_tsennosti_po_povesti_yu.trifonova.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие во взрослую жизнь «Семейные ценности»
(по рассказу Ю. Трифонова «Обмен»)
Цель урока: познакомить обучающихся с повестью Ю.В. Трифонова «Обмен», рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта.
образовательная – поразмышлять над философским смыслом рассказа; сравнить жизненные принципы двух семей – Дмитриевых и Лукьяновых; побудить обучающихся к формулированию и высказыванию своей точки зрения по поводу семейных ценностей; научить анализировать текст, используя приемы технологии развития критического мышления – «чтение с остановками», инсерт, составление кластера, синквейн; научить выделять значимые детали в тексте и использовать их для характеристики героев произведения, для постижения нравственно-художественной глубины произведения, учить понимать скрытый духовный смысл слов;
развивающая – активизировать творческие способности обучающихся; формировать навыки публичного выступления; развивать умение выражать и отстаивать свою точку зрения, умение вести диалог; развивать критическое мышление обучающихся, развивать умение выражать свои мысли, развивать коммуникативные компетенции на понятийной основе, развивать навыки смыслового чтения как основы интеллектуальных умений.
воспитательная – способствовать формированию собственной точки зрения на роль семьи в жизни человека, воспитывать и укреплять высокие нравственные ценности, позволяющие сопротивляться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, беречь в себе человеческое.
Форма урока – урок-путешествие, урок-размышление.
Оборудование урока: тексты рассказа И.А. Бунина «Роман горбуна»; проектор; презентация; листы формата А4, фломастеры.
Технология: развитие критического мышления (РКМ);
Приемы РКМ:
- чтение с остановками;
- тонкие и толстые вопросы;
- составление кластера;
- синквейн.
Эпиграф урока:
В человеке 2 бездны, учил Достоевский, и он не выбирает между ними, но мечется, как маятник.
И. Бродский
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой на урок.
2. Вступительное слово учителя: «Сегодня мы познакомимся с повестью Ю. Трифонова «Обмен». Совсем скоро, ребята, вы войдете во взрослую жизнь. Она принесет вам и радости, и разочарования, будут моменты взлета и падения, будут знаковые встречи, события, но будут и трудные моменты разочарования и желания остаться в одиночестве…Во взрослой жизни много подводных камней, именно поэтому мне очень хочется, чтобы наш сегодняшний урок-путешествие во взрослую жизнь и размышление над ее проблемами остался в вашей памяти и однажды вспомнился и помог вам принять правильное решение».
3. Мотивация учебной деятельности. Стадия вызова
- Как вы думаете, как эпиграф связан с темой нашего урока?
- Как вы его понимаете?
- Что для вас значит семья?
- Какую роль играет семья в истории нашей Родины? Вспомните своих родственников, которые служили, воевали или воюют, выполняли или выполняют свой долг во благо России.
- Вдумаемся в заглавие рассказа, это всегда ключ к пониманию произведения. Как вы понимаете значение слова, вынесенного автором в заглавие?
- Что может произойти в произведении, как будут развиваться события? Ваш читательский прогноз?
4. Стадия осмысления.
Работа над анализом повести через приемы «чтение с остановками» , «тонкие и толстые вопросы».
Учитель: «Мы с вами будем читать отдельные фрагменты повести и будем осмыслять прочитанное. Итак, чтобы разобраться в конфликте повести, познакомимся поближе с главным персонажем – Виктором Георгиевичем Дмитриевым».
- Что мы о нем узнаем?
- Какой он человек? Эгоист? Себялюбец? Человек чести?
- В какой семье формировалось мировоззрение Виктора? Что повлияло на становление его характера? (Чтение и анализ отдельных фрагментов текста).
- Какой же предстает перед нами семья Дмитриевых?
(Мы узнаем о наличии нескольких поколений семьи, все ее члены руководствовались нравственными и этическими нормами и правилами. Нравственная устойчивость членов фамилии Дмитриевых обусловлена передачей высоких моральных ценностей из поколения в поколение).
- Кто в семье Дмитриевых играет важную роль для сохранения традиций и ценностей? (Дед Федор Николаевич, старый юрист, воплощает лучшие качества рода Дмитриевых: интеллигентность, воспитанность, тактичность, принципиальность).
- Сохранили эти прекрасные качества и важные нравственные ценности следующие поколения рода Дмитриевых?
(Обращаемся к тексту и создаем характеристику Ксении Федоровны, матери Виктора. С одной стороны, ее уважают сослуживцы, ценят друзья, соседи, так как она «готова прийти на помощь, доброжелательна, уступчива…» Но в тоже время ей присущи такие качества, как напускная интеллигентность, излишняя горделивость, неприятие жизненных принципов отца (чтение фрагмента – спор с отцом о презрении). Она стремится выглядеть лучше, чем это есть на самом деле. Она стремится играть роль идеальной матери. Но в ней присутствуют как положительные, так и отрицательные черты (не такая уж она бескорыстная). Однако к сыну относится с любовью и является хранительницей внутренних связей семьи Дмитриевых).
- Что происходит с Виктором? Когда начинается трансформация героя?
(Женитьба на Леночке).
- Обращаемся к тексту. - Что представляет собой семья Лукьяновых?
- Каковы их семейные ценности? (люди, умеющие жить, отсутствуют родственные и духовные узы, им незнакомо чувство любви, теплоты, такта, простого человеческого участия. Им присущи практицизм и недоверчивость).
- Что за человек жена Виктора? (Ей присущи чувство долга и ответственности перед семьей, с одной стороны, а с другой – бестактность, нравственно лишь понятие пользы, выгоды. Ее главный жизненный принцип – целесообразность).
- Как вы думаете, на каких морально-нравственных ценностях строятся отношения в семье Виктора и Лены? Как члены семьи относятся друг к другу? (Зачитать примеры из текста. Сделать вывод: здесь нет любви и семейного тепла. Мерилом родительской любви становится английская спецшкола. Фальшь, неискренность, материальное подменяет духовное).
- Что в конце концов происходит с Виктором? (Он «олукьянивается», он раздавлен своей женой как личность. Обмен ценностных представлений состоялся: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел… Это было очень давно. И бывает всегда. Каждый день, так что не удивляйся, Витя.»)
- Что Виктор потерял? Как произошел обмен? Чем поступился? Давайте перечислим эти моменты: первая потеря себя – нелюбимая работа; женитьба на другой девушке и потеря семейного счастья; не дописал диссертацию; предал приятеля; история с Татьяной – игра – обман – разрыв в семье Тани; обмен квартиры во время болезни матери).
- Почему для Дмитриева трагедии, связанные с его семьей, особенно потеря матери, не стали трагедией? Какую роль в этом сыграла семья Дмитриевых? (Жертвенность, которая культивировалась в семье Дмитриевых, стала первоосновой отторжения сына от семьи, она сформировала в Викторе Георгиевиче полную убежденность, что родители – это не самое святое в жизни).
Учитель: Попробуем систематизировать информацию, составив кластеры.
Работа в группах:
1 группа – кластер «Семейные ценности Дмитриевых»;
2 группа – кластер «Семейные ценности Лукьяновых».
Слушаем выступления групп.
Проблемный вопрос урока:
- Кто же виноват в обмене? Семья Дмитриевых со своей жертвенностью или семья Лукьяновых со своим практицизмом? (Обмен мнениями. Дискуссия).
5. Рефлексия
- О чем же повесть Ю. Трифонова? (О семье и ее роли в жизни человека и целого Отечества. Каждая семья – кирпичик, из кирпичиков строится общество. Какие ценности будут заложены семьей, с такими гражданин страны пойдет служить России)
- Над какими вопросами заставил вас задуматься автор?
- Создание синквейна. Учитель: «Подводя итоги нашего разговора по повести Ю.В. Трифонова, составим синквейн к ключевому слову произведения «СЕМЬЯ»:
1. Семья
2. Дружная, честная
3. Развивает, поддерживает, формирует
4. Семья воспитывает нравственного человека
5. Ценность
6. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-размышление «Семья и Отечество»
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие во взрослую жизнь «Семейные ценности»
(по рассказу Ю. Трифонова «Обмен»)
Цель урока: познакомить обучающихся с повестью Ю.В. Трифонова «Обмен», рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта.
образовательная – поразмышлять над философским смыслом рассказа; сравнить жизненные принципы двух семей – Дмитриевых и Лукьяновых; побудить обучающихся к формулированию и высказыванию своей точки зрения по поводу семейных ценностей; научить анализировать текст, используя приемы технологии развития критического мышления – «чтение с остановками», инсерт, составление кластера, синквейн; научить выделять значимые детали в тексте и использовать их для характеристики героев произведения, для постижения нравственно-художественной глубины произведения, учить понимать скрытый духовный смысл слов;
развивающая – активизировать творческие способности обучающихся; формировать навыки публичного выступления; развивать умение выражать и отстаивать свою точку зрения, умение вести диалог; развивать критическое мышление обучающихся, развивать умение выражать свои мысли, развивать коммуникативные компетенции на понятийной основе, развивать навыки смыслового чтения как основы интеллектуальных умений.
воспитательная – способствовать формированию собственной точки зрения на роль семьи в жизни человека, воспитывать и укреплять высокие нравственные ценности, позволяющие сопротивляться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, беречь в себе человеческое.
Форма урока – урок-путешествие, урок-размышление.
Оборудование урока: тексты рассказа И.А. Бунина «Роман горбуна»; проектор; презентация; листы формата А4, фломастеры.
Технология: развитие критического мышления (РКМ);
Приемы РКМ:
- чтение с остановками;
- тонкие и толстые вопросы;
- составление кластера;
- синквейн.
Эпиграф урока:
В человеке 2 бездны, учил Достоевский, и он не выбирает между ними, но мечется, как маятник.
И. Бродский
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой на урок.
2. Вступительное слово учителя: «Сегодня мы познакомимся с повестью Ю. Трифонова «Обмен». Совсем скоро, ребята, вы войдете во взрослую жизнь. Она принесет вам и радости, и разочарования, будут моменты взлета и падения, будут знаковые встречи, события, но будут и трудные моменты разочарования и желания остаться в одиночестве…Во взрослой жизни много подводных камней, именно поэтому мне очень хочется, чтобы наш сегодняшний урок-путешествие во взрослую жизнь и размышление над ее проблемами остался в вашей памяти и однажды вспомнился и помог вам принять правильное решение».
3. Мотивация учебной деятельности. Стадия вызова
- Как вы думаете, как эпиграф связан с темой нашего урока?
- Как вы его понимаете?
- Что для вас значит семья?
- Какую роль играет семья в истории нашей Родины? Вспомните своих родственников, которые служили, воевали или воюют, выполняли или выполняют свой долг во благо России.
- Вдумаемся в заглавие рассказа, это всегда ключ к пониманию произведения. Как вы понимаете значение слова, вынесенного автором в заглавие?
- Что может произойти в произведении, как будут развиваться события? Ваш читательский прогноз?
4. Стадия осмысления.
Работа над анализом повести через приемы «чтение с остановками» , «тонкие и толстые вопросы».
Учитель: «Мы с вами будем читать отдельные фрагменты повести и будем осмыслять прочитанное. Итак, чтобы разобраться в конфликте повести, познакомимся поближе с главным персонажем – Виктором Георгиевичем Дмитриевым».
- Что мы о нем узнаем?
- Какой он человек? Эгоист? Себялюбец? Человек чести?
- В какой семье формировалось мировоззрение Виктора? Что повлияло на становление его характера? (Чтение и анализ отдельных фрагментов текста).
- Какой же предстает перед нами семья Дмитриевых?
(Мы узнаем о наличии нескольких поколений семьи, все ее члены руководствовались нравственными и этическими нормами и правилами. Нравственная устойчивость членов фамилии Дмитриевых обусловлена передачей высоких моральных ценностей из поколения в поколение).
- Кто в семье Дмитриевых играет важную роль для сохранения традиций и ценностей? (Дед Федор Николаевич, старый юрист, воплощает лучшие качества рода Дмитриевых: интеллигентность, воспитанность, тактичность, принципиальность).
- Сохранили эти прекрасные качества и важные нравственные ценности следующие поколения рода Дмитриевых?
(Обращаемся к тексту и создаем характеристику Ксении Федоровны, матери Виктора. С одной стороны, ее уважают сослуживцы, ценят друзья, соседи, так как она «готова прийти на помощь, доброжелательна, уступчива…» Но в тоже время ей присущи такие качества, как напускная интеллигентность, излишняя горделивость, неприятие жизненных принципов отца (чтение фрагмента – спор с отцом о презрении). Она стремится выглядеть лучше, чем это есть на самом деле. Она стремится играть роль идеальной матери. Но в ней присутствуют как положительные, так и отрицательные черты (не такая уж она бескорыстная). Однако к сыну относится с любовью и является хранительницей внутренних связей семьи Дмитриевых).
- Что происходит с Виктором? Когда начинается трансформация героя?
(Женитьба на Леночке).
- Обращаемся к тексту. - Что представляет собой семья Лукьяновых?
- Каковы их семейные ценности? (люди, умеющие жить, отсутствуют родственные и духовные узы, им незнакомо чувство любви, теплоты, такта, простого человеческого участия. Им присущи практицизм и недоверчивость).
- Что за человек жена Виктора? (Ей присущи чувство долга и ответственности перед семьей, с одной стороны, а с другой – бестактность, нравственно лишь понятие пользы, выгоды. Ее главный жизненный принцип – целесообразность).
- Как вы думаете, на каких морально-нравственных ценностях строятся отношения в семье Виктора и Лены? Как члены семьи относятся друг к другу? (Зачитать примеры из текста. Сделать вывод: здесь нет любви и семейного тепла. Мерилом родительской любви становится английская спецшкола. Фальшь, неискренность, материальное подменяет духовное).
- Что в конце концов происходит с Виктором? (Он «олукьянивается», он раздавлен своей женой как личность. Обмен ценностных представлений состоялся: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел… Это было очень давно. И бывает всегда. Каждый день, так что не удивляйся, Витя.»)
- Что Виктор потерял? Как произошел обмен? Чем поступился? Давайте перечислим эти моменты: первая потеря себя – нелюбимая работа; женитьба на другой девушке и потеря семейного счастья; не дописал диссертацию; предал приятеля; история с Татьяной – игра – обман – разрыв в семье Тани; обмен квартиры во время болезни матери).
- Почему для Дмитриева трагедии, связанные с его семьей, особенно потеря матери, не стали трагедией? Какую роль в этом сыграла семья Дмитриевых? (Жертвенность, которая культивировалась в семье Дмитриевых, стала первоосновой отторжения сына от семьи, она сформировала в Викторе Георгиевиче полную убежденность, что родители – это не самое святое в жизни).
Учитель: Попробуем систематизировать информацию, составив кластеры.
Работа в группах:
1 группа – кластер «Семейные ценности Дмитриевых»;
2 группа – кластер «Семейные ценности Лукьяновых».
Слушаем выступления групп.
Проблемный вопрос урока:
- Кто же виноват в обмене? Семья Дмитриевых со своей жертвенностью или семья Лукьяновых со своим практицизмом? (Обмен мнениями. Дискуссия).
5. Рефлексия
- О чем же повесть Ю. Трифонова? (О семье и ее роли в жизни человека и целого Отечества. Каждая семья – кирпичик, из кирпичиков строится общество. Какие ценности будут заложены семьей, с такими гражданин страны пойдет служить России)
- Над какими вопросами заставил вас задуматься автор?
- Создание синквейна. Учитель: «Подводя итоги нашего разговора по повести Ю.В. Трифонова, составим синквейн к ключевому слову произведения «СЕМЬЯ»:
1. Семья
2. Дружная, честная
3. Развивает, поддерживает, формирует
4. Семья воспитывает нравственного человека
5. Ценность
6. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-размышление «Семья и Отечество»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме "Нравственные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе...
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....
Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).
Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...
Урок-путешествие по повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери".
Путешествие по лермонтовским местам Пятигорска, которое даст возможность учащимся вспомнить основные события повести, обратиться вновь к её страницам, увидеть красоту Кавказа, который так любил писате...
Урок внеклассного чтения "Взрослые проблемы детей в повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"
Урок рекомендуется для проведения в 7 классе. Проблемы, обсуждаемые автором, знакомы и понятны современным подросткам. Это дружба, вражда, взаимоотношения с родителями и учителями. Цель урока - воспит...
Тема урока: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Нравственные ценности в повести».
Научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; представить героев, проникнуться к ним сочувствием, выявить пушкинские приемы создания образов; просле...
Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька»)
Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька») к учебнику Коровиной В.Я....