Урок литературы в 5 классе "Проблематика романа Даниэля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Бондарь Ольга Евгеньевна

Предлагаю разработку урока литературы в 5 классе. На этом уроке были соединены  несколько видов искусства: литература, скульптура, кино, музыка. Современные ИКТ позволяют  на уроке учащимся  познакомиться с   фрагментами  из кинофильма, послушать музыку, посмотреть презентацию, а также ответить на вопросы учителя по прочитанному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problematika_romana_d.defo_robinzon_k_broshyure.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок             Проблематика романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».  

   

Класс: 5

Предмет: литература                                                    

Цели: изучение  избранных глав  романа Д.Дефо; выявление проблематики художественного произведения; формирование у обучающихся  деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; создание характеристики образа главного героя.

Средства обучения: тексты или учебники,   проектор, экран, презентация о писателе и романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», сюжеты  из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»1972г., (производство СССР), песня А.Пугачевой  о Робинзоне из  к/ф «Сезон чудес»,1984г.

Межпредметные связи: литература, скульптура, кино, музыка.

Урок комбинированный.

(Эпиграф к уроку)

…Но мне природа мудрая дала

 надежный молот, – и ударом диким

 я изваяю из скалы безликой

 подобье Жизни, полное тепла…

А.Козырев

                                                                                 Ход урока

I Организационный момент (1-2 мин). В начале урока звучит песня А.Пугачевой о Робинзоне из к/ф «Сезон чудес».

II  Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята.  Сегодня мы поговорим с вами о проблематике  романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».    

III  Проверка домашнего задания:   вопросы по прочитанным (избранным) главам.

Цель: определить, как учащиеся прочитали и поняли  прочитанные главы.

- Расскажите, что вам из прочитанных глав понравилось больше всего? Что не понравилось? Какие главы особенно привлекли ваше внимание?  Чем?

(Глава 6 «Робинзон  попадает на необитаемый остров. Он добывает с корабля вещи, еду»).

- Как вы думаете, что заставило Робинзона поплыть  к тонущему кораблю? С какой целью он сделал плот?

(Глава 8  «Календарь Робинзона. - Робинзон устраивает свое жилье»).

- Как Робинзон обустраивал свое жилье? Как вы думаете, зачем Робинзон делал зарубки на столбе?

- Ребята, скажите, чего больше: хорошего или плохого увидел для себя Робинзон, попав на остров?

- Покинул ли его оптимизм?

(Глава 10 «Робинзон достает вещи с корабля, потерпевшего крушение. - Он тщательно исследует остров.- Болезнь и тоска»).

- Для чего Робинзону понадобился  календарь? Почему им овладела тоска?

(Глава 14 «Робинзон строит лодку и шьет себе новую одежду»).

- Потерял ли надежду Робинзон на спасение? Чем он постоянно себя занимает? Что он строит? Зачем ему нужна пирога?

(Глава 16 «Робинзон приручает диких коз»).

- Зачем Робинзон решил поймать диких коз? Удалось ли ему это?

(Глава 21 «Робинзон спасает дикаря и дает ему имя Пятница»).

- Расскажите о том, как Робинзон спас Пятницу?

( Глава 23    «Робинзон и Пятница строят лодку»).

 - Зачем Робинзон спас Пятницу? Как Пятница пытался отблагодарить Робинзона?  Какие черты характера проявились у Робинзона за время проживания на острове?                      (8-10  мин)

IV -  Давайте схематично покажем черты характера главного героя, которые проявились у него во время проживания на острове.     (Дети записывают в тетради)

Цель: сделать характеристику образа главного героя.

                                                                                                                                                            (3 мин.)

V - Давайте задумаемся над проблематикой романа. Какие проблемы ставит в романе Д.Дефо? (Дети отвечают, предлагают).

Цель:  помочь учащимся понять, о чем хотел рассказать нам автор, что хотел до нас донести.

  1. Тема одиночества.

    -    Действительно, ребята. Основная проблема  этого произведения-  одиночество главного героя. Человек выброшен на необитаемый остров, он одинок, ему не с кем поговорить, не с кем поделиться радостью или горем,  он грустит в одиночестве. От тоски он может погибнуть на чужой земле.  

     2.     Тема труда. Именно труд помог Робинзону выжить и остаться человеком.

  -      Робинзон Крузо не падает духом. Он себя всегда чем-то занимает, трудится, облагораживает свою жизнь.  Осознав свое одиночество, герой начинает что-то искать, к чему-то стремиться, что-то делать.  Не сидит сложа руки.

     3.Тема жизнелюбия, оптимизма, надежда на спасение.

     У Робинзона Крузо были два основных строительных прибора: Вера и Действие.   Робинзон Крузо верит и надеется на свое спасение, он не теряет оптимизм, он борется за жизнь.   (4 мин.)

VI – По роману Д.Дефо было снято много кинофильмов в разных странах мира. Сейчас я предлагаю вашему вниманию посмотреть   небольшой сюжет из кинофильма  «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»  о том, как Робинзон строит лодку (пирогу).

     Просмотр сюжета  из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».   Робинзон решил построить лодку (пирогу). Обсуждение с учащимися.

Цель: помочь учащимся понять, что  Робинзону было трудно одному строить лодку, он работал с желанием, но работа шла медленно. 

                                                                                                                                                (7 мин.) 

VII  - Ребята, а еще какая тема присутствует в романе «Робинзон Крузо»?

     4.  Тема дружбы.

     В жизни главного героя на острове появляется помощник и друг Пятница. Давайте посмотрим сюжет  из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Робинзон спасает Пятницу.   (Просмотр и обсуждение).    

Цель:  уяснить значение появления Пятницы в жизни Робинзона Крузо.  

                                                                                             

- С появлением Пятницы его жизнь обретает новый смысл. Какой?  (Дети отвечают). Робинзон Крузо становится другом и наставником Пятницы. Он учит Пятницу общаться на английском языке, правильно готовить еду, кушать, работать, облагораживать жилище, землю, обучает разным навыкам: чтению, письму, стрельбе из ружья. Это помогает Робинзону отвлечься, ему некогда скучать. С появлением Пятницы у главного героя увеличивается шанс на спасение. Они вместе строят лодку.

                                                                                                                                                                           (7 мин.)

VIII  - Ребята, кроме кинофильмов, созданы  скульптуры и памятники, посвященные главному герою романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».  Вы знаете, что означает слово «скульптура»? Какие  вы знаете скульптуры и памятники?  Где они чаще всего находятся? (Дети отвечают, если знают, приводят примеры скульптур или памятников).

Предлагаю вам посмотреть презентацию о писателе Д.Дефо, его творчестве, его книге «Робинзон Крузо», главном герое, а также скульптурах и памятниках, посвященных Робинзону Крузо в разных городах и странах мира.

Цель: расширить кругозор знаний учащихся.

Просмотр презентации. (Тюменская область г.Тобольск скульптурная композиция «Робинзон, Пятница и собака» у фонтана, берестяная скульптура Робинзона автор Любимцев Ю. и другие). Обсуждение с учащимися, что понравилось, а что нет.

                                                                   

- Русский поэт Алексей Козырев посвятил этому виду искусства (скульптуре)  стихотворение «Сонет скульптуре». Предлагаю вам послушать это стихотворение.   (Читает учитель или заранее подготовленный ученик)

Явись мне, смерть, как мрачная скала,

в которой проступают чьи-то лики;

в ней слито все, что мир назвал великим,

от подвигов до низости и зла.

Но мне природа мудрая дала

надежный молот, – и ударом диким

я изваяю из скалы безликой

подобье Жизни, полное тепла.

Удар. Еще удар. Летят каменья,

бью молотом по камню целый день я,

рука – в крови, в крови моей скала.

Но я свершу. И перестанут тени

скалы пугать земные поколенья,

и будет жизнь чиста, любовь – светла.

         Давайте проанализируем это стихотворение. Это  сонет, написанный современным русским поэтом А.Козыревым. Автор  рассказывает о тяжелом труде скульптора, его орудие труда- «надежный молот», лирический герой высекает из камня фигуру , труд его тяжелый и результативный, получаются скульптуры, которые веками  радуют глаз человека. Из камня он делает подобие живого существа. Смерть он сравнивает с «мрачной скалой», а скульптуру с «подобием жизни». Когда лирический герой высекает из камня фигуру, он вливает в нее жизнь, наделяет ее теплом, и вокруг становится все уютным, жизнерадостным, чистым и светлым.  Строки из этого стихотворения я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку. Эпиграф подходит и к образу главного героя романа, который трудится, что-то изобретает, занимается деятельностью. Я думаю, что вы теперь лучше представляете, что значить «творить скульптуру». Это труд, который требует  много времени, силы воли, мастерства, умения, точности.  

                                                                                                                                                                       (4 мин.)

Комментарий: Данное стихотворение я взяла для урока, потому что, по моему мнению,  оно подходит к изучению темы урока, тематика близка теме труда,  свершения чего-то нового, ожидания чего-то хорошего, светлого.

IX  Вывод урока.

     - Сегодня мы с вами поразмышляли над проблематикой романа Д.Дефо « Робинзон Крузо».  Кроме этого, вы посмотрели сюжеты из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и увидели  скульптуры Робинзона, существующие  в разных уголках  мира.

Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-  Все ли было понятно?

-  Какие вопросы у вас возникли?  

- Хорошо работали на уроке, молодцы. Спасибо за участие.  (Выставление оценок).

X  Домашнее задание: прочитать  произведение до конца (24- 28 главы), нарисовать рисунки по желанию, можно сделать скульптуры Робинзона Крузо  из пластилина, бумаги.          (2-3 мин.)

Пояснение: на уроке литературы были соединены следующие виды искусства: музыкальное сопровождение (песня А.Б.Пугачевой), кино, скульптура. Кино является интересным для ребят видом искусства, они смотрят и лучше запоминают, работает зрительная память, детям сейчас интересно не только прочитать, но и увидеть на экране, а также послушать песню, соответствующую теме урока. Скульптура встречается редко на уроках литературы, но детям  тоже будет интересно посмотреть, какие скульптуры и памятники Робинзона Крузо существуют в мире. Музыкальное оформление может быть разным, существует много песен и музыкальных композиций о Робинзоне зарубежных и отечественных исполнителей: О.Анофриев «Робинзоны», музыка  Art Of Noise «Robinson Gruise», М.Боярский «Робинзон», группа «Пикник» песня «Бедный Робинзон Крузо», группа Ва- БанкЪ «Робинзон Крузо» и много других музыкальных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»""

Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-glavnogo-geroya-na-neobitaemom-ostrove-v-proizvedenii-d-defo-priklyucheniya-robinzona-kruzo-konspekt-prezentatsiya.html...

Викторина по произведению "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"

Собранная из других источников и адаптированная викторина по роману...

Роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» как гимн человеку и его труду.

Урок в форме читательской конференции с участием школьного библиотекаря и родителей учащихся...

Интегрированный урок математика-литература в 5 классе по книге Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Автор - Гаврилова Е.А.

Интегрированный урок математика-литература в 5 классе по книге Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Тема: “Одиссея Робинзона Крузо” Учитель...

Самостоятельная работа по отрывку из романа Даниеля Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» 5 класс

Самостоятельная работа состоит из 11 вопросов на знание текста, подразумевает краткие ответы....