Урок литературы в 7 классе "Проблематика повести "Дубровский" А.С.Пушкина
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Волкова Елена Алексеевна

 представлены ход урока и раздаточный материал к уроку литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problematika_dubrovskiy_7_kl.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

А.С.Пушкин. Дубровский. Проблематика романа

Цели:

- обучающие: формировать регулятивные УУД (умение контролировать и оценивать свои действия, а также вносить соответствующие коррективы в их выполнение);

- познавательные: пополнять знания учащихся о проблематике и тематике изучаемого произведения (многообразии тем и проблем, выдвижение проблемы, формирование мысли и способов ее высказывания);

- развивающие: совершенствовать речь и умение составлять высказывание с опорой на текст;

- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову и к работе своих одноклассников; воспитывать желание читать русскую литературу и видеть ее связь с русской действительностью.

Ход урока

  1. Проверка Д/з: записать мысль или эпизод из прочитанного дома, которые показались интересными. Почему?
  2. Работа в парах/поодиночке – по выбору учащихся. Каждой паре/ученику достается некая тема:

    Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку.  Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.

    Дружба. Троекуров и Дубровский-отец дружат, но ссорятся из-за пустяка: из-за слов псаря.  В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.

    Невежество и жестокость. Вредные привычки, жестокие шутки над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.

        Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.

    Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается. Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.

    Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все. Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.

    Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля. Троекуров вправе держать их под замком, выдавать девушек замуж по своему усмотрению, отсылать их в дальние деревни. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.

  1. Рассмотрев тему, ученики делятся своими рассуждениями по ним: О чем заставляет задуматься каждая тема?

(делаем записи на доске – заполняем «поле проблем»):

Помещичий быт – торжествует беззаконие и несправедливость, необходимо менять жизнь и быт

Дружба - хрупкость дружбы, ее легко потерять

Невежество и жестокость - важность образования, необразованность приводит к невежеству.

Отношение к крестьянам – необходимость замены крепостничества иным строем

Семья – должна служить опорой и защитой для человека

Разбойничество – встав на этот путь, человек лишается признания, становится изгоем

Крепостное право - протест против крепостничества.

Вывод о проблематике романа – автор говорит о необходимости человека всегда сохранять человеческое лицо, поступать благородно даже в тех ситуациях, когда жизнь обошлась с ним жестоко и несправедливо. Насилие не является путем для решения проблем, месть ведет в никуда. Любовь и милосердие – вот те силы, которые могут сделать лучше и чище как конкретную личность, так и общество в целом.

  1. Рассматривание образов героев, представленных в кино

Д/з: написать ответ на вопрос: какая проблема романа остается современной и сегодня?

Вопросы для подведения итогов урока:

- какая проблема кажется вам наиболее актуальной для нас?

- с какой из них справиться труднее всего?

- если бы вы в беседе говорили о романе «Дубровский», какой момент могли бы назвать самым интересным?

Оценивание активности учащихся на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....