Урок литературы М.М.Пришвин "Кладовая солнца".Настя и Митраша.(педагогическая мастерская)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Прилепина Ирина Александровна

Тема: М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

Цели: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем; развивать речь учащихся, способность работать в группах; воспитывать интерес к творчеству писателя.

Цели урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_6_klass_prishvin_m.m.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

       

Тема: М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

Цели: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем; развивать речь учащихся, способность работать в группах; воспитывать интерес к творчеству писателя.

Цели урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные(обучающие):выработать умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях, обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности.

Развивающие: формирование/ развитие функциональной грамотности (найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать содержательные элементы текста, осмысливать и оценивать информацию текста), развивать навыки самостоятельной работы, творческой познавательной активности учащихся.

Воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие, упорство в достижении цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.

Планируемые результаты*:

Личностные (ПР-Л): формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение к ее богатствам, стремление к воссозданию ее ресурсов, воспитание любви к литературе посредством обращения к художественному тексту.

Предметные (ПР-П):  владение на базовом уровне литературоведческими понятиями(тема,проблема, идея, композиция литературного произведения, внесюжетные элементы), владение понятиями о средствах художественной выразительности(олицетворение, сравнение, метафора, гипербола).Умение вести диалог и полилог, формулировать и доказывать свою точку зрения.

Метапредметные (ПР-М): умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ. Отбор информации, умение взаимодействовать с людьми, высказывать суждения,подтверждая их фактами.

Универсальные учебные действия:

Личностные (УУД-Л): передача личностного эмоциональное восприятия, самоопределение, осознание ценности опыта других людей для собственной жизни, осознание ценности литературы как учебника жизни, формирование навыков самоорганизации. Навыков самооценки результатов учебной деятельности.

Регулятивные(УУД-Р):целеполагание, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, осмысление темы учебного материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения формулировать свои мысли, формирование умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать элементы информации.

Коммуникативные (УУД-К):планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение адекватно реагировать на оценку результатов учебной деятельности другими учащимися и учителем.

Познавательные (УУД-П): самостоятельное формулирование темы урока, соотношение уже усвоенных знаний с теми. Которые неизвестны, развитие умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме, развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям, развитие умения осуществлять поиск необходимой информации. Развитие умения строить простые суждения.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Технологии:технология педагогических мастерских, системно-деятельностный подход, технология смыслового чтения, технология «критического мышлении», технология сотрудничества, ИКТ.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, текст сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»,  раздаточный материал.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

Организационный момент

ХОД УРОКА

  1. Введение в тему урока

1.Индуктор.

Сегодня у нас с вами необычный урок -творческая мастерская М.М.Пришвина. Как настоящие писатели, работать будете не в тетрадях, а на листах.

Посмотрите на иллюстрацию.(слайд 1) Что изображено? (тропа). Запишите , ассоциации к слову  тропа?(подберите синонимы - стежка, дорожка, путь).(индивидуальная работа, в паре, группе).О тропе каких героев пойдет речь на уроке? (Насти и Митраши).

2.Самоинструкция. Социализация.

- Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере, жизни?  

- А можно ли сказать что-нибудь о человеке, взглянув на его портрет? (Только какие-то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету) 

То есть, чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться.

 

- Сегодня нам предстоит пообщаться с главными героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, поговорить об их тропе и составить их литературный портрет.

 

- А что такое литературный портрет? (Литературный портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя). слайд 2

 Цель нашей мастерской – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем. Сегодня будут на уроке работать 5 студий:  4Исследовательские , 1 актерская

- Чтобы познакомиться с героями поближе, нам необходимо окунуться в строки произведения.

– Сейчас каждая студия займётся своей работой. Для того чтобы выполнить  первое задание , нам нужно ещё повторить художественные приёмы.

 Эпитет.
Метафора.
Гипербола. Сравнение.

Вот теперь можете приступать к работе.

Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.с.156,157,158-161
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Портрет Насти

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешностьволосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

1. Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти. с.156,157,158-161
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

 Портрет Митраши

Внешний        Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафорамужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

2. Студия актёрская

Задание 1. Прочитайте эпизод “Сборы Насти и Митраши за ягодой” – отрывок на стр. (160-161) от слов: “Настя, начиная собираться…” до слов: “…на палестинке еще никто не бывал!”.

– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?

(выступление студий)

– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия?
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.)

 Что вы знаете об этом имени? (Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). (Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.)

 А теперь давайте объединим наши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши. Составление общей таблицы “Портреты Насти и Митраши”.

 

Общее

  1. Внешние сходства
  2. Внутренние
  3. Отношение жителей
  4. Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

Физминутка

3.Разрыв

ВИДЕО

-Почему  дружные дети поссорились? Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

Обратимся к тексту, внимательно проследив за мыслью рассказчика.

4. Самоинструкция. Социализация. Работа в группах.

Дифференциация на этом этапе работе связана с интересами учащихся, уровнем развития речи и навыков исследования, умением выделять авторскую позицию, применять знания по теории литературы при анализе произведения.

1 группа 

1.Перечитайте «Спор детей о дороге» с.163-164. Как ведет  себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих?

2 группа

1)Проследить путь Насти по Блудову болоту и составить карту. Рассказать о флоре и фауне.Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?

3 группа 

Проследить путь Митраши по Блудову болоту и составить карту. Рассказать о флоре и фауне.Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?

4 группа

Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один? Что Митраша понимает?

Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» - гл.8) Что было правильно в поведении Митраши и в чем заключались их ошибки.

5 группа

Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти? Что было правильно в поведении Насти  и в чем заключались их ошибки.

5.Отчёты о деятельности студий

Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми?  На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей?

Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство человека с природой. Вот, например, одна из них.

«Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь: весь-то, весь человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, с лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звёздочки»

6Подведение итогов. Рефлексия.

-Можем ли мы по итогам урока сказать, что «Кладовая солнца-это кладовая знаний»?

Продолжите фразу

«Сказка-быль М.М.Пришвина научила меня…»

7.Домашнее задание.

Перечитать главы 5,8,9,12; подготовить художественный рассказ о Блудовом болоте, 2 ряд- о Слепой елани, 3 ряд-о Травке; написать письмо-обращение «Как нужно вести  себя в лесу, на болоте?»

Регулятивные УУД

1.Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2.Пользоваться изучающим видом чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах

4.Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно

6.Осуществлять анализ и синтез.

7.Устанавливать причинно-следственные связи.

8.Строить рассуждение.

9.Социализировать себя с литературным персонажем.

Коммуниктивные УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулироать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым отстаивать свою точку зрения.

8.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.

Личностные  результаты.

1.Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2.Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Вступительное слово учителя.

Введение в тему.

Целеполагание.

Актуализация изученного

Стадия вызова

Беседа

Изучение нового материала.

Стадия осмысления

Работа

в студиях

1.Определение мотивов поступков героев.

2.Анализ эпизодов, представляющих героев в поисках выхода.

.Беседа-отчет каждой студии

Итог урока

Рефлексия

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 11 классе по технологии французских мастерских. «Гимн как жанр литературы. Отражение духовных поисков человека в лирике В.Я. Брюсова».

Стихотворение Брюсова "Гимн Человеку" изучается в 7 классе по программе Курдюмовой. Для сильного класса можно взять....

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...