Урок литературы 6 класс " Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в рассказе Пришвина " Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Тема : « Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в рассказе Пришвина «Кладовая солнца»
Цели урока:
1Развивающие:
- Исследовать художественный образ дороги в контексте сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» через понимание нравственной сути взаимоотношений героев произведения.
-Развитие критического мышления через смысловое чтение и письмо,
-Развитие мировоззренческих основ личности,
-Развитие познавательного интереса,
-Развитие умения самостоятельного приобретения знания,
-Развитие УУД (смысловое чтение) через анализ эпизода, чтение по ролям, составление карты-схемы.
-Развитие умения вести диалог и готовности к сотрудничеству,
2 Воспитательные
-воспитание толерантности, уважения к чужому мнению, сопереживания
-воспитание позитивного отношения к себе ,.нравственных качеств личности,
-воспитение коммуникативной культуры, уважения к другим людям,
Воспитание духовно-нравственных основ личности,
3 Обучающие
-обеспечить понимание текста произведения ,
-учить применению знаний на практике в творческой ситуации,
Задача: создание урока с применением приема работы в малых группах, «бортовой журнал» по технологии развития критического мышления по предмету литература в 6 классе
Тип урока:
Оборудование: мультимедиа, конверты с дифференцированными заданиями,алгоритм и планы работы для каждой группы.
План урока
1 Орг. Момент. Приветствие.
Здравствуйте ,ребята, меня зовут Наталья Евгеньевна, я учитель школы №1 г. Кингисепп.Сегодня мы совершим небольшое , но довольно увлекательное путешествие в мир природы и человеческих взаимоотношений в рассказе Михаила Пришвина «Кладовая солнца».
2 Вызов.
2.1 Тему урока я предлагаю определить вам, посмотрев небольшой клип. (клип).Какова тема урока?(Я думаю,….. я считаю,…)
А вы бывали в лесу? Представьте, что вы заблудились. Чего бы вам хотелось найти?(тропу)А теперь вспомните о героях произведения. Сколько их было?(2) Что с ними случилось(они заблудились.)А почему они заблудились, тк пошли разными тропами.
Итак, тема нашего урока « Две тропы , два разных пути героев рассказа Пришвина «Кладовая солнца»
2.2А что такое тропа?(подберите синонимы - стежка, дорожка, путь)Что нам говорит словарь.(на экране)
3 Самоподготовка.
Давайте познакомимся с главными героями. Как звали главных героев?(Настя и Митраша) А есть среди вас Насти? - Случайно ли у Насти такое имя? Анастасия с греч.-«воскресение».
- А как её ещё называли? Почему? («золотая курочка на высоких ножках»)А что за имя Митраша?-(Дмитрий, Дима?)А есть ли среди вас Димы?
-Что означает имя «Дмитрий»? Как его ещё называли? Почему?
(Дмитрий – принадлежащий Деметре – матери – земле. Деметра – богиня плодородия. «Мужичок в мешочке».)
А теперь давайте заполним бортовой журнал
3.2Работа в парах(таблица)
Внешность | Черты характера | Знания о природе | |
Настя |
| -Трудолюбие Настя от матери научилась: 1.Выгонять скотину 2.Топить печь 3.Чистить картошку 4.Заправлять обед 5.Хлопотать по хозяйству до ночи -самостоятельность
Рассудительная(места незнакомые, есть ощущение опасности) -жадность при сборе клюквы | |
Митраша |
|
1.Делать деревянную посуду 2.Ходить на общественные собрания
Страсть к открытиям |
3.3Проверка и дополнения. Оцените свою работу.
4Исследование(групповая работа)
Чтобы выявить, какой же путь прошли наши герои, давайте попробуем поработать в группах.
1 группа-Чтецы(Лежачий камень)Чтение по ролям
-«Затаив дыхание сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца». Пробуждаются птицы и животные. Вся живое радуется восходу солнца. Голоса. Кадры.
Но Пришвин напоминает нам, что солнце не всегда сияет и греет, - есть в природе и тучи, и ненастье. Ещё не возник спор между детьми, а всё вокруг охватывает тревожная напряжённость, как бы предвещая драматические события.
- Что является предостережением детям? (Солнце пересекла холодная синяя стрелка облака; ветер рванул; ёлка набежала на сосну, и сосна простонала. Ветер ещё рванул, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.)
- Как отреагировала природа на то, что произошло? (Самец долбанул Косача, серая хмарь закрыла солнце, ветер рванул, деревья застонали)
2 группаАналитики-1Узкой тропой
Вслед за Митрашей. Как Митраша попал на Слепую Елань?Как ведёт себя Митраша, оставшись один?(выпишите глаголы передающие действия и состояния героя)
Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» - гл.8)
- А что случилось с Митрашей? В какой момент он нарушил согласие с добрыми силами природы и людьми?
- Как его пыталась предупредить об опасности природа? (Ёлки старались преградить путь, ворон кружил, трава белоус подсказывала, где дорога.)
Человек очень близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.)
Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверенно шагает, не обращая внимания на предвестников беды; о старушках-ёлочках, мешающих продвижению Митраши, о воронах, которые только и ждут, «что, может быть, скоро будет пожива».
Вопрос: Почему Митраша всё же становится пленником болота?
«Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете эти слова?
Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими? (Предупреждение Насти и трава белоус). Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. («…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»)
Кто помог Митраше вылезти из болота ? Почему он свернул? Почему Травка пришла на помощь человеку?(
3 группа Аналитики-2 Широкой тропой- Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?
Куда привела дорога Настю?
- Какое значение имеет образ лося? (Лось её за человека не считает. «Прежняя золотая курочка попала под власть чувства жадности. Сам лось довольствуется осиновой корочкой и лепестками болотного трилистника.) Кадр.
- Когда же Настя вспомнила о брате? (Когда увидела гадюку и Травку. Через восприятие окружающей природы Настя в полной мере осознаёт свой поступок.)
- Кто помог Насте и Митраше? (Травка. Она помогла очнуться Насте, спастись Митраше)
- Почему именно Травка выступает помощником людей? (Травка – хранительница правды Антипыча. Антипыча и Травку связывают дружба, любовь, взаимопонимание, она предана хозяину даже после его смерти. На примере их взаимоотношений мы понимаем,каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и природой.)
- Чему учит нас история Насти и Митраши? В чём заключается правда жизни?
Учащиеся рассказывают о Насте. Она пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Пришвин, изображая путь Насти, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.
- Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Какими словами автор осуждает поведение Насти? Что произошло с ней? Описание лося, встретившего Настю. (29-31 слайд) Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.
4 группа –Литературоведы
(Анализ эпизода « Ель и сосна»
Учащиеся говорят о том, что в отрывке «Ель и сосна» всё вокруг очень мрачно. Деревья борются за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Страшная картина, но и жалко ель и сосну.
- Случайно ли глава, где рассказывается о ссоре Насти и Митраши, начинается с описания сосны и ели? Кадр. (Не случайно. В страданиях сосны и ели угадывается та боль, которую причинили друг другу брат и сестра. И «их корни с малолетства сплелись», и они постоянно борются за самоутверждение. И невозможно их разделить. В жизни мы часто обижаем тех, кто ближе.)
- Кто же прав в споре Насти и Митраши? Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас? Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?
-Каков символический смысл истории жизни «несчастных «деревьев? Причина?(Эгоистическое стремление), (словарная работа)
Этот отрывок-миф, который отражает народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: «… великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки…» В этом смысле все существа составляют дерево. Оно счастливо , если счастлива каждая его иголочка. И оно не может быть счастливо , если страдает хотя бы одна веточка.
Два дерева, обречённых жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Но они выросли вме5сте, они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счёт другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.
“Лет двести тому назад <…> восходу великого солнца” и проанализировали тему дружбы и соперничества: обречённые на случайное соседство ель и сосна мучаются два столетия, и в мире людей бывает так же — желание доказать свою правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо — как с Настей и Митрашей.)
5 группа Картографы(Наносят на карту пункты)
Какие же особенности характера юных героев были причиной их ссоры? Я усмотрела различия в жизненных позициях брата и сестры. Митраша стремится открыть новое, неизведанное. Он хочет идти туда, «где еще никто не бывал». Настя осваивает человеческий опыт и хочет идти туда, «куда все люди идут». Дети не знали, что «большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу». Митраша выбирает прямой путь, «свою тропу», а между тем, по тексту, «стрелка, как мать, указывала дорогу». Не знали они и другого: того, что веру Насти в человеческий опыт следовало бы соединить с мечтой Митраши о неизведанном. Митраша не попал бы в беду, если бы не сошел с «тропы человеческой», не забыл бы советы старого лесника Антипыча: «Не знавши броду, не лезьте в воду». Митраша шел по тропе, по которой «шел такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело идти». Но Митраша решил сократить дорогу, «оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А ведь и Настя предупреждала его об опасности, и «трава белоус показывала направление обхода елани».
Блудово болото ( Связано с глаголом «блуждать» и ассоциируется с человеческими заблуждениями, ошибками, намекает на трудный, запутанный путь)
- Что означает слово «елань»? Почему её назвали Слепой? (Спепая елань –часть Блудова болота, самая опасная и гибельная, потому что незаметна, скрыта. Видит только зрячий, кому дано больше, чем зрение физическое, кто наделён зрением духовным. Сл. елань можно считать символом духовной слепоты, и затягивает она в свою трясину слепых и самонадеянных.)
- А ещё у Пришвина есть Звонкая Борина и Высокая грива. С чем их можно соотнести? («Звонкий» и «высокий» напоминают нам о чём-то юном, сильном, радостном и связываются с молодостью, когда всё исполнено радости, надежд и открытий.)
- А Сухая речка? Что это значит? (Вроде речка есть, а воды нет. Вспомните выражение «река жизни». Когда эта река полноводна, бурлива? (Когда человек полон сил, энергии. Но чем старше он становится, тем меньше сил, убывает вода, мелеет река жизни: приходит старость. Сухая речка соотносится со старостью.)
-Есть и ещё особое место – палестинка. Какое автор даёт толкование?
-Но откуда взялось это слово? (Палестина считается святой землёй, куда люди много столетий подряд совершают паломничество, потому что там прошёл свой земной путь Иисус Христос. Синонимами слова «Палестина» являются выражения «земля Господня», «Святая земля», «Земля обетова'нная». И в русском лесу есть палестинка, словно частичка святой земли, и прикосновение к ней целебно и спасительно).
Таким образом, все названия будто важные этапы человеческой жизни с её взлётами и падениями, исканиями и заблуждениями, расцветом и увяданием.
5 Отчеты деятельности групп. Оцените свои ответы
6 Вывод. Борьба добра и зла проходит через сердце человека.
В вековечной суровой борьбе за любовь человек и добрые силы природы победили. Природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.
А правда жизни, о которой говорил Антипыч,- в единении человека и природы, в мудром управлении силами природы, в любви к человеку и природе, стремлении быть полезным другим, в борьбе за лучшее в своей собственной душе. Правда – это вековечная суровая борьба двух начал: добра и зла.
Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей?
(Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких).
- Как ведут себя дети после встречи? Почему?
- Как вы понимаете выражение: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?
Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.
От Лежачего камня пути Насти и Митраши расходятся. Каждый словно выбирает свой путь в жизни. Жизнь — это кладовая солнца. Но её сокровища открываются не очень просто и не каждому. В жизни каждого человека бывает и плохое, и хорошее. Также и у Насти и Митраши. Через все испытания прошли герои, пока не пришли к истине — любви, пониманию
7 Рефлексия
Ребята,что нового вы узнали?
Какие качества помогают человеку выжить?(выбрать из предложенных)(доброта, целеустремленность, взаимовыручка, сострадание, понимание, великодушие, трудолюбие, расчетливость) , обоснуйте свой ответ.
1.На какие важные нравственные вопросы даёт Пришвин ответ в своём произведении « Кладовая солнца»?
-Что такое жизнь?
(От Лежачего камня пути Насти и Митраши расходятся. Каждый словно выбирает свой путь в жизни. Жизнь — это кладовая солнца. Но её сокровища открываются не очень просто и не каждому. В жизни каждого человека бывает и плохое, и хорошее. Также и у Насти и Митраши. Через все испытания прошли герои, пока не пришли к истине — любви, пониманию и согласию.)
— Что такое дружба?
(Учащиеся выбрали отрывок “Лет двести тому назад <…> восходу великого солнца” и проанализировали тему дружбы и соперничества: обречённые на случайное соседство ель и сосна мучаются два столетия, и в мире людей бывает так же — желание доказать свою правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо — как с Настей и Митрашей.)
— Что такое одиночество?
(Серый помещик — олицетворение одиночества. Ему противопоставлено товарищество Настя–Митраша–Травка.)
— Каким должен быть друг?
(Таким, как Травка. Травка, живущая в “полуобвалившейся картофельной яме”, не превратилась в дикого зверя. Антипыч передал ей всё доброе, человеческое. Собака — верный друг человека — спасла Митрашу.)
— Что такое любовь?
(Любовь — основа жизни. Митраша понял это, находясь на волоске от смерти, в болоте. Понял через Травку. А Травке, как мы уже знаем, это передал мудрый Антипыч.)
— Что такое страх?
(Митраша, чувствуя, что болото засасывает его глубже и глубже, понял, что ему никто помочь не сможет — рядом никого не было. Страх охватил его.)
Учащиеся сделали вывод, что почти на все составленные ими вопросы можно найти ответы в тексте. Это говорит о том, что М.М. Пришвина всегда волновали добро, любовь, красота.
8Выяснение психологического состояния учащихся.
9ИтогОценки за урок. Я согласна с вашими оценками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...
Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
Тема урока "Заветы М.Пришвина". Место данного урока в системе уроков - итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы....
М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Интегрированный урок по произведению Михаила Пришвина "Кладовая солнца" с применением ИКТ....
Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;
Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...
Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".
План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...
Разработка урока «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши». М. М.Пришвин. "Кладовая солнца"
Разработка урока. М.М. Пришвин. "Кладовая солнца"...
Урок по рассказу Пришвина "Кладовая солнца"
Урок по рассказу Пришвина "Кладовая солнца"...