КТП по литературе для 7 класса (102 часа)
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы по УМК В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literatura_7_klass_102_chasa.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
в 7 б классе на 2017 – 2018 учебный год (102 часа)
№ урока | Наименование разделов и темы урока | Кол-во часов | Дата | Примечания |
Введение (1 ч) | ||||
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | |||
Устное народное творчество (8 ч) | ||||
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | 1 | |||
Понятие о былине. Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. | 1 | |||
Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. Киевский цикл былин. Жанровые и художественные особенности былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. Своеобразие былины «Садко», поэтичность ее языка. | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос. | 1 | |||
Французский средневековый героический эпос. «Песнь о Роланде» (фрагменты) | 1 | |||
Народная мудрость пословиц и поговорок, особенности их смысла и языка. | 1 | |||
Из древнерусской литературы (4 ч) | ||||
Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. | 1 | |||
Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси в «Поучении» Владимира Мономаха. | 1 | |||
Жанр жития в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | |||
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | 1 | |||
Из русской литературы XVIII века (4 ч). | ||||
Слово о М.В.Ломоносове. Понятие о жанре оды. | ||||
Размышления М.В.Ломоносова о Родине и русской науке в стихотворении «К статуе Петра Великого» и «Оде на день восшествия…» | 1 | |||
Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в стихотворениях Г.Р.Державина. | 1 | |||
Контрольная работа по произведениям устного народного творчества и древнерусской литературе | 1 | |||
Из русской литературы XIX века (44 ч). | ||||
Слово об А.С.Пушкине. Интерес поэта к истории России. | 1 | |||
Историческая основа поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Песнь первая. | 1 | |||
Образы Марии, Мазепы и Кочубея в поэме А.С.Пушкина «Полтава». Драматургия и лиризм второй песни. | 1 | |||
Композиция и особенности стиха поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Песнь третья. | 1 | |||
Подготовка к домашнему сочинению «Образы Петра I и Карла XII в отрывке из поэмы «Полтава» | 1 | |||
Выражение чувства любви к Родине и прославление деяний Петра I во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» | 1 | |||
«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и её летописный источник. Жанровые и художественные особенности баллады. | 1 | |||
Урок развития речи. Сцена в Чудовом монастыре из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Образ летописца Пимена. | 1 | |||
Изображение «маленького человека», призыв к уважению его человеческого достоинства в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» | 1 | |||
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | |||
Слово о М.Ю.Лермонтове. Сюжет поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | |||
Картины быта XVI века и их роль в понимании в понимании характеров и идеи поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…» | 1 | |||
Нравственный поединок Калашникова с Кирибиеевичем и Иваном Грозным. | 1 | |||
Особенности художественной формы «Песни про царя Ивана Васильевича…», образы гусляров и автора. Фольклорные начала в поэме. | 1 | |||
Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» | 1 | |||
Мастерство М.Ю.Лермонтова в создании художественных образов в стихотворениях «Ангел» и «Молитва» | 1 | |||
Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | 1 | |||
Слово о Н.В.Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Комментированное чтение 1 главы произведения. | 1 | |||
Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | |||
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Психологические мотивы предательства. | 1 | |||
Куренной атаман Остап Бульбенко. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. | 1 | |||
Второй бой под Дубно. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев. | 1 | |||
Образ Тараса Бульбы. Художественные особенности повести. | 1 | |||
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | |||
Слово об И.С.Тургеневе. Гуманистический пафос цикла рассказов «Записки охотника» | 1 | |||
Нравственные проблемы, художественные достоинства и герои рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» | 1 | |||
Поэтика рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | 1 | |||
Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра | 1 | |||
Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению стихотворения в прозе. | 1 | |||
Слово о Н.А.Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины». | 1 | |||
Величие духа русской женщины в I части поэмы «Княгиня Трубецкая» | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом», «Несжатая полоса» и другие стихи Н.А.Некрасова о судьбе народа. | 1 | |||
Слово об А.К.Толстом. Правда и вымысел, конфликт «рыцарства» и самовластья в исторических балладах «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | 1 | |||
Слово о писателе М.Е.Салтыкове-Щедрине и его «Сказках для детей изрядного возраста» | 1 | |||
Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. Смысл названия сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Понятие о гротеске. | 1 | |||
Слово о Л.Н.Толстом. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых | 1 | |||
Чувства, поступки и духовный мир главного героя повести Л.Н.Толстого «Детство» | 1 | |||
Урок контроля. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого». | 1 | |||
Слово об А.П.Чехове. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе «Хамелеон», смысл его названия. | 1 | |||
Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказе А.П.Чехова «Размазня». | 1 | |||
Урок развития речи. Стихи русских поэтов XIX века В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина о родной природе. Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | |||
Из русской литературы XX века (30 ч). | ||||
Слово о писателе И.А.Бунине. Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в рассказе «Цифры» | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. Нравственный и философский смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти». Мастерство Бунина-прозаика. | 1 | |||
Слово о Максиме Горьком. Автобиографический характер повести «Детство». | 1 | |||
Семья Кашириных. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести «Детство». | 1 | |||
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. | 1 | |||
Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | 1 | |||
Художественные особенности повести М.Горького «Детство». | 1 | |||
Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». | 1 | |||
Слово о Л.Н.Андрееве. Гуманистический пафос рассказа «Кусака». | 1 | |||
Сострадание и бессердечие как критерии нравственности в рассказе «Кусака». | 1 | |||
Слово о В.В.Маяковском. Своеобразие художественной формы стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | |||
Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | |||
Слово об А.П.Платонове. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других. | 1 | |||
Христианские традиции в рассказе А.П.Платонова «Юшка». | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. Труд как основа вечных нравственных ценностей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» | 1 | |||
Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям писателей XX века «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | |||
Слово о поэте Б.Л.Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…» | 1 | |||
Слово об А.Т.Твардовском. Философские проблемы в стихотворениях «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни…» | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова и др. | 1 | |||
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Ритмы и образы военной лирики. | 1 | |||
Слово о Ф.А.Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чём плачут лошади» | 1 | |||
Слово о Е.И.Носове. Нравственные проблемы рассказа «Кукла». | 1 | |||
Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | 1 | |||
Слово о Ю.П.Казакове. Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе «Тихое утро» | 1 | |||
Проблематика рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро» | 1 | |||
Слово о писателе, ученом, гражданине Д.С.Лихачёве. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. Слово о М.М.Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда» | 1 | |||
Стихи поэтов XX века В.Я.Брюсова, Ф.К.Сологуба, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого и др. о Родине, родной природе. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | 1 | |||
Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности в стихотворениях А.Н.Вертинского «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», Б.Окуджавы «По смоленской дороге…» | 1 | |||
Урок контроля. Контрольная работа по творчеству писателей XX века. | 1 | |||
Из литературы народов России (1 ч) | ||||
Рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове. Размышление об истоках и основах жизни в стихотворениях «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине». | 1 | |||
Из зарубежной литературы (10 ч). | ||||
Слово о шотландском поэте Р.Бёрнсе, народнопоэтическая основа и своеобразие его лирики. Представления поэта о чести и справедливости в стихотворении «Честная бедность» | 1 | |||
Слово об английском поэте Дж.Г.Байроне. Прославление подвига во имя свободы Родины в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой…», особенности поэтических интонаций в нём | 1 | |||
Особенности жанра японских хокку | 1 | |||
Удивительный мир приключений в произведении Дж.Свифта «Путешествие Гулливера» | ||||
Слово об американском писателе О.Генри. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов» | 1 | |||
Слово об американском писателе-фантасте Р.Д.Брэдбери. Фантастический рассказ-предупреждение «Каникулы». Мечта о победе добра в рассказе «Вино из одуванчиков». | 1 | |||
Урок внеклассного чтения. Развитие детективного жанра в литературе и его основные черты. | 1 | |||
Обобщающий урок «По страницам прочитанных книг» | 1 | |||
Итоговая контрольная работа. Выявление литературного уровня развития учащихся. | 1 | |||
Анализ контрольной работы. Итоги года и задание на лето. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Феде...
Рабочая программа по литературе 6 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, ...
Рабочая программа по литературе 8 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Жу...
Рабочая программа по литературе 9 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендо...
Рабочая программа по литературе 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией Ко...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРА» 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (Пр...