Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс)
Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходимо знать вскм педагогам, поэтому данный материал можно использовать на педсоветах, заседаниях методический объединений учителей.Кроме того, этот материал можно использовать и в работе с учащимися старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Смысловой анализ главы из повести Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания" | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс. Стратегии смыслового чтения.
-Добрый день уважаемые коллеги! Чего вы ждете от сегодняшней встречи?
-Смысловое чтение предполагает три вида деятельности предтекстовую, текстовую и посттекстовую. Причем, психологи утверждают, что этапы предчтения и исполнения чтения не менее важны для достижения результата, чем контроль за усвоением прочитанного.
-Вспомните, пожалуйста, художественные произведения, изображающие мир детства? Чем они интересны взрослым?
-Я вам предложу поработать с фрагментом книги, о которой в социальных сетях я прочитала эти отзывы
- В детстве я сознательно прошла мимо этой книги. Помню, как однажды держала ее в руках в нашей библиотеке, полистала, посмотрела и подумала: да ну-у какой-то дядька написал про свое детство, да еще дореволюционное, скучно,
- Одна из любимейших книг детства. Прекрасная, полная драматизма, юмора, любви, приключений история взросления двух братьев, история семьи, история волшебной страны …
- Огромный плюс, который я сразу поставила только за описание дореволюционного быта, быстро "свёлся на нет" из-за бешеного количества удивительно назойливой пропаганды и скуки, которую я испытывала при чтении.
- Книга - просто класс! Легко написана, быстро читается, заставляет видеть в обычных вещах необычное!
- В детстве я начинала ее читать 12 (!) раз. Мне было скучно и непонятно.
- Представить себе не могу, как я пропустила этого писателя в детстве! Почему мной не прочитано ни одно из его произведений?
- Я была в восторге от книги!! Перечитывала несколько раз и всякий раз с упоением!
Я предложу вам 1 главу этого произведения
ПРЕДТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Попробуем сначала предположить, о чем пойдет в ней речь. Называется она «ПРОПАВШАЯ КОРОЛЕВА, ИЛИ ТАЙНА РАКУШЕЧНОГО ГРОТА» Разделите название на смысловые группы. О чем пойдет в ней речь в главе?
Может быть, иллюстрации натолкнут на новые предположения?
Спасибо. А теперь, друзья, в добрый путь по страницам книги замечательного писателя Льва Кассиля.
ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАБОТА с главой из повести «Кондуит и Швамбрания»
ПРОПАВШАЯ КОРОЛЕВА, ИЛИ ТАЙНА РАКУШЕЧНОГО ГРОТА
Все началось с того, что пропала королева. Она исчезла среди бела дня, и день померк. Самое ужасное заключалось в том, что это была папина королева. Папа увлекался шахматами, а королева, как известно, весьма полномочная фигура на шахматной доске.
Исчезнувшая королева входила в новенький набор, только что сделанный токарем по специальному папиному заказу. Папа очень дорожил новыми шахматами.
Нам строго запрещалось трогать шахматы, но удержаться было чрезвычайно трудно. (Почему?)
Точеные лакированные фигурки предоставляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр. Пешки, например, могли отлично нести обязанности солдатиков и кеглей. У фигур была скользящая походка полотеров: к их круглым подошвам были приклеены суконочки. Туры могли сойти за рюмки, король – за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея… Нет, никак нельзя было удержаться, чтобы не трогать шахмат!
В тот исторический день (почему?) белая королева-извозчик подрядилась везти на черном коне черную королеву-архиерея к черному королю-генералу. Они поехали. Черный король-генерал очень хорошо угостил королеву-архиерея. Он поставил на стол белый самовар-король, велел пешкам натереть клетчатый паркет и зажег электрических офицеров. Король и королева выпили по две полные туры.
Когда самовар-король остыл, а игра наскучила, мы собрали фигуры и уже хотели их уложить на место, как вдруг – о ужас! – мы заметили исчезновение черной королевы…
Мы едва не протерли коленки, ползая по полу, заглядывая под стулья, столы, шкафы. Все было напрасно. Королева, дрянь точеная, исчезла бесследно! Пришлось сообщить маме. Она подняла на ноги весь дом. Однако и общие поиски ни к чему не привели. На наши стриженые головы надвигалась неотвратимая гроза.
СТОП
Испытывали ли вы ожидание неотвратимой грозы? Что при этом чувствовали?
Как будут развиваться события дальше?
И вот приехал папа.
Да, это была непогодка! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, самум, смерч, тайфун обрушился на нас! Папа бушевал. Он назвал нас варварами и вандалами. Он сказал, что даже медведя можно научить ценить вещи и бережно обращаться с ними. Он кричал, что в нас заложен разбойничий инстинкт разрушения и он не потерпит этого инстинкта и вандализма.
– Марш оба в «аптечку» – в угол! – закричал в довершение всего отец. – Вандалы!!!
Мы поглядели друг на друга и дружно заревели.
– Если бы я знал, что у меня такой папа будет, – ревел Оська, – ни за что бы в жизни не родился!
Мама тоже часто заморгала глазами и готова была «капнуть». Но это не смягчило папу. И мы побрели в «аптечку».
СТОП
Что в этот момент испытывает отец? А мать ребятишек? Как вы думаете, что такое «аптечка» и что произойдет дальше?
«Аптечкой» у нас почему-то называлась полутемная проходная комната около уборной и кухни. На маленьком оконце стояли пыльные склянки и бутылки. Вероятно, это и породило кличку.
В одном из углов «аптечки» была маленькая скамеечка, известная под названием «скамьи подсудимых». Дело в том, что папа-доктор считал стояние детей в углу негигиеничным и не ставил нас в угол, а сажал.
Мы сидели на позорной скамье. В «аптечке» синели тюремные сумерки. Оська сказал:
– Это он про цирк ругался… что там ведмедь с вещами обращается? Да?
– Да.
– А вандалы тоже в цирке?
– Вандалы – это разбойники, – мрачно пояснил я.
– Я так и догадался, – обрадовался Оська, – на них набуты кандалы.
В кухонной двери показалась голова кухарки Аннушки.
– Что ж это такое? – негодующе всплеснула руками Аннушка. – Из-за бариновой бирюльки дитев в угол содят… Ах вы, грешники мои! Принести, что ль, кошку поиграться?
СТОП
Почему Аннушка не одобряет наказание детей? Приходилось ли вам принимать сочувствие людей, которые всегда встают на вашу сторону? Как отнесутся ребята к Аннушкиной заботе?
– А ну ее, твою кошку! – буркнул я, и уже погасшая обида вспыхнула с новой силой.
Сумерки сгущались. Несчастливый день заканчивался. Земля поворачивалась спиной к Солнцу, и мир тоже повернулся к нам самой обидной стороной. Из своего позорного угла мы обозревали несправедливый мир. Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нем не было уделено. (Почему?) Всеми пятью частями света владели взрослые. Они распоряжались историей, скакали верхом, охотились, командовали кораблями, курили, мастерили настоящие вещи, воевали, любили, спасали, похищали, играли в шахматы… А дети стояли в углах. Взрослые забыли, наверно, свои детские игры и книжки, которыми они зачитывались, когда были маленькими. Должно быть, забыли! Иначе они бы позволяли нам дружить со всеми на улице, лазить по крышам, бултыхаться в лужах и видеть кипяток в шахматном короле…
СТОП
Знакомо ли вам ощущение обиды на окружающих? О чем обычно человек размышляет в таком состоянии? Как вы думаете, к чему могли привести подобные размышления ребят?
Так думали мы оба, сидя в углу.
– Давай убегем! – предложил Оська. – Как припустимся!
– Беги, пожалуйста, кто тебя держит?.. Только куда? – резонно возразил я.
– Все равно всюду большие, а ты маленький.
И вдруг ослепительная идея ударила мне в голову. Она пронизала сумрак «аптечки», как молния, и я не удивился, услышав последовавший вскоре гром (потом оказалось, что это Аннушка на кухне уронила противень).
СТОП
Что же за ослепительная идея могла родиться в голове Лельки?
Не надо было никуда бежать, не надо было искать обетованную землю. Она была здесь, около нас. Ее надо было только выдумать. Я уже видел ее в темноте. Вон там, где дверь в уборную, – пальмы, корабли, дворцы, горы…
– Оська, земля! – воскликнул я задыхаясь. – Земля! Новая игра на всю жизнь!
Оська прежде всего обеспечил себе будущее.
– Чур, я буду дудеть… и машинистом! – сказал Оська. – А во что играть?
– В страну!.. Мы теперь каждый день будем жить не только дома, а еще как будто в такой стране… в нашем государстве. Левое вперед! Даю подходный.
– Есть левое вперед! – отвечал Оська. – Ду-у-у-у-у!!
– Тихай! – командовал я. – Трави носовую! Выпускай пары!
– Ш-ш-ш… – шипел Оська, давая тихий ход, травя носовую и выпуская пары.
И мы сошли со скамейки на берег новой страны.
– А как она будет называться?
Любимой книгой нашей была в то время «Греческие мифы» Шваба. Мы решили назвать свою страну Швабранией. Но это напоминало швабру, которой моют полы. Тогда мы вставили для благозвучия букву «м», и страна наша стала называться Швамбрания, а мы – швамбранами. Все это должно было сохраняться в строжайшей тайне.
Мама скоро освободила нас из заточения. Она и не подозревала, что имеет дело с двумя подданными великой страны Швамбрании.
СТОП
Глава заканчивается, а причем здесь тайна ракушечного грота?
А через неделю нашлась королева. Кошка закатила ее в щель под сундуком. Токарь к этому времени выточил для папы нового ферзя, поэтому королева досталась нам в полное владение. Мы решили сделать ее хранительницей швамбранской тайны.
У мамы в спальне, на столе, за зеркалом, стоял красивый, всеми забытый грот, сделанный из ракушек. Маленькие решетчатые медные дверцы закрывали вход в уютную пещерочку. Она пустовала. Туда мы решили замуровать королеву. На бумажке мы выписали три буквы: «В. Т. Ш.» (Великая Тайна Швамбрании). Слегка отодрав суконку от королевской подставки, мы засунули туда бумажку, посадили королеву в грот и сургучом запечатали дверцы. Королева была обречена на вечное заточение. О ее дальнейшей судьбе я расскажу потом.
ПОСТТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Что породило страну Швамбранию? Обратите внимание на рассуждения Лели: «Всеми пятью частями света владели взрослые. Они распоряжались историей, скакали верхом, охотились, командовали кораблями, курили, мастерили настоящие вещи, воевали, любили, спасали, похищали, играли в шахматы... А дети стояли в углах».
- Докажите, что страна Швамбрания не случайно появилась на свет: воображение у её создателей хорошо работало и прежде.
- Как в повести изображена семья Лели и Оси? Можно ли сказать, что у мальчиков был «свой дом»? Как показаны в повести отношения между родителями и детьми, между братьями?
- Давайте попробуем понять причины популярности повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»? Напишите пять возможных причин её популярности (индивидуальная работа).
Сверяем свои предположения, делаем общий вывод.
Повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» - это повесть о том, как дети, не понятые взрослыми, создали свою собственную страну, существующую в их воображении. Они взрослели вместе со своей игрой и выросли. Но кусочек своей «Швамбрании» забрали и во взрослую жизнь. Поэтому повесть и стала такой популярной – ведь у каждого взрослого когда-то была своя сказочная страна, и он по-разному расставался с ней.
Поднимите, пожалуйста, руки те, кому захотелось быть терпимее к детским шалостям и играм после чтения этой главы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.
С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться се...
Смысловой и лингвистический анализ текста
Элективный курс русского языка «Смысловой и речеведческий анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой коммуникативно...
Основы смыслового чтения. Работа с текстом
Методическая разработка содержит введение, теоретическую часть, практическую часть из опыта работы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Стратегии и приёмы смыслового чтения"
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом универсальны. Их можно использовать на любом уроке урочной и внеурочной деятельности....
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с элементами смыслового чтения " Учимся понимать текст"
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с элементами смыслового чтения " Учимся понимать текст" Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знанийЦель урока...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В современном усложняющемся мире использовать технические навыки чтения или просто уметь читать является недостаточным. Необходимо иметь навыки функционального чтения, т. е. уметь воспринимать текст, ...