ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
статья по географии
В современном усложняющемся мире использовать технические навыки чтения или просто уметь читать является недостаточным. Необходимо иметь навыки функционального чтения, т. е. уметь воспринимать текст, понимать его целевую установку, функцию и стиль текста, уметь персонифицировать прочитанный контекст. В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через работу с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoygramotnosti.docx | 47.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Булгакова Светлана Владимировна
учитель географии
МОУ Лицей г. Черемхово
2023 г.
Формирование функциональной грамотности через применение стратегий функционального и смыслового чтения на уроках географии
Булгакова С.В.
В современном усложняющемся мире использовать технические навыки чтения или просто уметь читать является недостаточным. Необходимо иметь навыки функционального чтения, т. е. уметь воспринимать текст, понимать его целевую установку, функцию и стиль текста, уметь персонифицировать прочитанный контекст.
Функциональное чтение и функциональная грамотность - это два понятия, которые имеют сходства, но различаются в своем содержании. Функциональное чтение относится к способности читать тексты с целью извлечения из них конкретной информации, необходимой для выполнения какой-то задачи или достижения определенной цели. А функциональная грамотность - это более широкое понятие, которое охватывает не только чтение, но и другие аспекты учебной деятельности, такие как письмо, говорение и понимание на слух [2].
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через работу с текстом.
Для того чтобы обучить школьников работе с текстом, необходимо не только понимание содержания текста, но и умение применять различные стратегии чтения и анализировать информацию, содержащуюся в тексте. Как упоминает Сметанникова Н.Н. «для того, чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать, каким конкретным приемам работы нужно обучать и как это делать» [3]. Важно также научить школьников связывать информацию из разных источников и применять ее в практической деятельности. Для этого учителя могут использовать различные методы и технологии обучения, например, работа в малых группах, интерактивные методы, использование различных видов текстов, в том числе научных, художественных, публицистических и др. [1].
Я, как и любой педагог в современной школе, постоянно сталкиваюсь с одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - большинство учеников не хотят и не умеют читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.
Для развития смыслового чтения необходимо внедрять разнообразные новые приёмы работы с текстом, постоянно менять формы работы с текстом для привлечения и удержания внимания учащихся. В своей работе я часто использую следующие приёмы:
1. Решение проблемных вопросов через нахождение в тексте необходимой информации.
Проблема: На Западно- Сибирской равнине наблюдается обилие болот. Чем это можно объяснить?
Проблема: Якутск расположен значительно южнее Мурманска, однако зимы здесь намного холоднее, чем в Мурманске. С чем это связано?
2. Сравнение по тексту двух близких по смыслу понятий, необходимо каждый раз напоминать учащимся, что сравнение – это поиск не только отличий, но и сходств.
Примеры: сравнение бризов и муссонов, географического положения Черного и Белого морей, высотной поясности Урала и Кавказа, свойств горных пород и т.д.
3.Преобразование текстовой информации в другие формы – необходимо «свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, блок-схему, диаграмму, карту, символы и др. проанализировать и сделать вывод (прил.1).
4.Составление заданий на «опережение времени», т.е. направленных на развитие логики и фантазии одновременно. Например, предположить, какие преимущества получил бы Сибирский регион, если бы там отсутствовала многолетняя мерзлота?
5.Заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу (прил.2).
6.Составление презентации к тексту параграфа – необычная форма домашней работы, которая может выполняться в группах (старшие классы) или индивидуально. В начале учебного года оговариваются правила, максимальное количество слайдов и структура работы, исключая заимствования из Интернета. Данное задание может быть дано на опережение новой темы и на повторение изученного на уроке.
7. Решение мини - проектных задач, например, в формате топографического диктанта (прил.3).
8. Нахождение географических ошибок в предложенном тексте (прил.4).
9. Чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса (прил.5).
Проектируя урок, учитель географии должен включать в него учебные задачи, в результате выполнения которых формировалось бы такое важное
метапредметное умение, как смысловое чтение.
Говоря о работе с текстом на уроке географии, мы должны понимать, что все выпускники основной школы должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом. Степень самостоятельности учеников при выполнении заданий, направленных на работу с текстом, должна возрастать от класса к классу.
По мере работы с текстом учебника учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно осваивать разные приемы работы с информацией, а это способствует достижению результатов: предметных, метапредметных и личностных.
Список литературы
- Голдаевская В.А. Смысловое чтение как метарпедметный результат
освоения образовательной программы [Электронный ресурс].
- Панасенкова О.А., Ким Э.В Работа с учебным текстом на уроках
географии как средство реализации требований ФГОС основного
общего образования.
- Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2011.
Приложение1
Прочитайте внимательно текст. Таблица выполняется с использованием приведенного ниже фрагмента текста:
Самая северная горная система мира. Ровесник «великого Урала». Загадочное место, которое малые народы Севера обходят стороной. Бырранга - заповедная земля. Своему названию горы Бырранга обязаны местному коренному населению нганасаны. Именно они дали величественному хребту, прорезающему весь полуостров, такое поэтичное название. Дословно нганасаны называют горы Бырранга «Барьер смерти».
Изучение необъятного арктического побережья в середине XVIII века привело к первому знакомству русских ученых с Таймыром и Быррангой. В 1736 г. здесь, в рамках Великой Северной экспедиции, побывал русский полярный исследователь Арктики — Василий Васильевич Прончищев, который и открыл миру эти территории. Большой вклад в изучение гор внес Никифор Чекин – русский геодезист, который весной 1740 года прошел с небольшим отрядом на собачьих упряжках поперек гор и вышел к озеру Таймыр.
Бырранга возникла в палеозое, когда в результате активного горообразования в центральной части Таймыра поднялся хребет, достигающий высоты в 1000 метров над уровнем моря. Рельеф гор постепенно повышается с 250 метров на западе до 1125 на востоке.
Горы протянулись на 1100 км с востока на запад, имея ширину всего в 200 км. Настоящая «стена», покрытая льдом. За время своего существования массив сильно подвергся внешнему воздействию: сегодня Бырранга – это горная цепь, изрезанная речными долинами на отдельные массивы. Глубина ущелий может достигать 600-700 метров. Повсеместно распространены курумы – массивные обвалы и осыпи горных пород, которые формируют «каменные реки и моря».
Климат региона относится к резко-континентальному. Зима продолжается 9 месяцев, а в 3 летних умещается весна, лето и осень. Весна приходит в июне, а в сентябре уже понятно, что зима близко. Летом воздух может прогреться до +5 градусов, зато зимой часто наблюдаются температуры ниже 35. Устойчивый снежный покров сохраняется на 270 дней.
Только в 1960-е гг. стало известно, что Таймыр обладает разветвленной речной сетью. Центром внутренних вод является озеро Таймыр – самый крупный водоем за Полярным кругом. Нганасаны почтительно называет его «Дяму-турку», что значит «Море-озеро». Через него протекает Таймыра, главная река региона. Она пересекает горы и служит природной артерией, соединяющей земли по обе стороны хребта. Бырранга усеяна россыпью чистых арктических озер. Надудотурку, Левинсон-Лессинга, озеро Прончищева и множество мелких водоемов. Специалисты сходятся во мнении, что Бырранга – одно из самых богатых полезными ископаемыми мест в мире. Детальная разведка территории не проводилась, но имеющиеся данные свидетельствуют о крупных промышленных залежах металлов (в т.ч. золота, свинца, цинка). Высока вероятность наличия урановых руд. Нет нефти, но есть серьезные запасы бурого и каменного угля.
Настоящая «Ледяная стена», хребет Бырранга рассекает один из крупнейших полуостровов в мире, защищая хрупкую континентальную тундру от беспощадных ветров Арктики.
Если есть «край Земли» — то он должен быть именно здесь!
На основе данных в тексте, заполните таблицу:
1 | Географическое положение гор |
|
2. | Начало изучение горной системы |
|
3. | Кто возглавлял экспедиции |
|
4. | Время (геологическое) формирования гор, высота |
|
5. | Что такое курумы |
|
6. | Длина, ширина гор и ущелий |
|
7. | Климат (краткая характеристика региона) гор Бырранга |
|
8. | Как называются озера и реки |
|
9. | Полезные ископаемые |
|
10. | Природная зона |
|
Приложение 2
Пример: По размерам территории Канада уступает только ………. . Канада, одна из самых больших стран мира, занимает почти всю северную половину ………. и прилегающие к ней острова, среди которых и …………. на западе от материка, ………. - на востоке, а ………………………… - на севере. С запада на восток она достигает 7700 км, а с севера на юг - 4600 км. На юге и на западе граничит с……. . ЭГП Канады в значительной мере определяется наличием очень протяженной сухопутной границы с …….. на юге и широких выходов к ……………… и ………………… океанам. В административно-территориальном отношении Канада делится на …………… и…………. . Столица -…………. .
Приложение 3
Задание: Спишите топографический диктант, заменяя выделенные слова условными знаками: Недавно мы приехали погостить в деревню. Наш дом стоит левее грунтовой дороги, которая пересекает сосновый лес. На опушке леса стоит заброшенная мельница, я радом с ней колодец. По обе стороны мельницы раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад. Все лето мы купались в реке, на ней очень крепкий металлический мост с которого мы обычно ныряем, а недалеко от нее очень красивая каменная церковь, но рядом – крутой овраг, а за ним болото. Приехать к нам ты можешь по железной дороге.
Приложение 4
Текст с ошибками «В дебрях Амазонки»
Наконец, участники нашей экспедиции достигли загадочной, таинственной и по-прежнему дикой Амазонки. Как велик был наш интерес к этой самой полноводной реке мира, которая несёт свои чистые воды в Тихий океан.
Наша экспедиция с трудом пробиралась сквозь непроходимые дебри девственного леса. А какое разнообразие растительного мира. Вот мимоза с ажурными листочками, среди которых виднеется грациозная голова жирафа.
В зарослях у воды мы услышали жужжание и насторожились, зная, что в этих местах водится муха це-це. Не задерживаясь, мы поспешили дальше. Идя по узкой тропе, мы увидели интересное животное – кенгуру, быстро удаляющееся вглубь зарослей.
Все испытывали жажду от неимоверной сухости воздуха. Облегчение принёс усилившийся северо-западный пассат. Вскоре тучи закрыли небо, и пошел мелкий, моросящий дождь. Трудно было идти по вязкому чернозёму, но мысли достичь подножия Килиманджаро ободряла нас.
Мы не переставали удивляться диковинным растениям. Особенно нас поразило своим мощным стволом огромное дерево баобаб. Невдалеке послышался шорох, мы надеялись увидеть человекообразную обезьяну. Но шорох вскоре прекратился, и наступила светлая тропическая ночь.
Приложение 5
Фрагмент текста романа М. Шолохова «Тихий Дон» можно предложить для комментирования учащимся 8-го и 9-го классов.
«Над степью - желтый солнечный зной. Желтой пылью дымятся
нескошенные вызревшие заливы пшеницы. К частям косилки не притронуться
рукой. Вверх не поднять головы. Иссиня - желтая наволока неба накалена
жаром. Там, где кончается пшеница, - шафранная цветень донника. Хутор
скочевал в степь. Косили жито. Выматывали в косилках лошадей, задыхались
в духоте, в пряной пыли, в хрипе, в жаре... Ветер, наплывавший от Дона
редкими волнами, подбирал полы пыли; марью, как чадрой, кутал колючее
солнце».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение на уроках географии
В работе представлены примеры использования технологии смыслового чтения на уроках географии в 9 классе...
Формирование математической компетенции через применение стратегий развития критического мышления
Формирование математической компетенции через применение стратегий развития критического мышления...
Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в курсе «Экономической географии России»
Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая составляющая современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями обществ...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»
Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках техноло...
«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности на уроках русского языка и литературы»
Обобщение опыта по формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»Цель: создание условий для развития профессиональной компетентност...