Смысловой и лингвистический анализ текста
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Элективный курс русского языка  «Смысловой и речеведческий анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой  коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, обеспечить подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_9kl.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Смысловой и лингвистический анализ текста»

Молодцовой Елены Геннадьевны, вторая квалификационная категория

(Ф.И.О., категория)

по русскому языку для 9 класса

 (предмет, класс и т.п.)

2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Элективный курс русского языка  «Смысловой и речеведческий анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой  коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, обеспечить подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Задачи изучения элективного курса:

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;        
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного исознательно-коммуникативного обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

  Курс рассчитан на 17 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

Подготовка к сжатому изложению

        Первая часть работы  государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  •  умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  •  умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  •  умение вычленять главное в информации;
  •  умение сокращать текст разными способами;
  •  умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  •  умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

        Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

        Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

        Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

        При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

        

Подготовка к сочинению-рассуждению

        Третья часть работы ГИА содержит творческое задание С2, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

        Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

        Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

        При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему нужно помнить, что задание в демоверсии 2013 г. изменилось, поэтому рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

кол-во

часов

виды деятельности

Введение.

1

2

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Практическое применение критериев оценивания С2.2. (оценивание творческих работ выпускников).

Понятийно-справочный материал. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи.

1

1

Практика:

-изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку;

-знакомство с критериями оценки выполнения заданий;

-оценивание экзаменационного сочинения с применением критериев оценивания  2.2.

Текст. Сжатое изложение (5 часов)

3

Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

1

Теория:

-текст, признаки текста;

-тип и стиль речи

Практика:

-составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста

-выполнение текстовых заданий,

-анализ текстов

4

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста.

1

Практическая работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

5

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

1

Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ

6

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.

1

Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

7

Контрольная работа 1. Написание сжатого изложения.

1

Написание сжатого изложения.

Текст. Сочинение на лингвистическую тему (7 часов).

8

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему.

1

1

1

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Словарь: интерпретация.

Практика:

-исследование текста

-тестирование

-коллективноенаписание сочинения

9

Учимся формулировать тезис.

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

-комплексный анализ текста, включающий тестирование

-групповоенаписание сочинения  

10

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

-анализ текста

-составление плана и тезисов

 Работа над сочинением по текстам, объединенным одной темой

Тема дружбы

11

Интерпретация текста А.А.Лиханова

4

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

-анализ текста

-сопоставление разных точек зрения на одну проблему

-тестирование

-групповое написание сочинения  

12

Интерпретация текста Ю.Яковлева

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

-анализ текста

-исследование проблемы

-тестирование

-написание сочинения

13

Анализ (работа по критериям оценивания) и редактирование ученического сочинения по тексту из книги М.Н.Ботвинника, М.Б.Рабиновича «Жизнеописания знаменитых греков и римлян»

Теория: критерии оценивания сочинения С2

Практика: анализ творческих работ одноклассников, их редактирование

14-

Анализ (работа по критериям оценивания) и редактирование ученического сочинения-рассуждения на основе интерпретации текста «Сокровище наше – Русь»

Теория: критерии оценивания сочинения С2

Практика: анализ творческих работ одноклассников, их редактирование

Заключение. Итоговый контроль (3 часа).

15

16

Грамматические и речевые ошибки.

Рецензирование и редактирование творческих работ одноклассников.

Диагностическая работа в форме ГИА

1

Теория:

типы речевых, грамматических и логических ошибок.

Практикум по редактированию текстов

Заключение. Подведение итогов

1

Практика:

написание сочинения

17.

Контрольное сочинение-рассуждение С2

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Раздел

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

Контрольные

работы

1. Введение.Значение курса, его задачи.

2

2.Текст. Сжатое изложение

5

3

1

3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему

7

2

1

5. Заключение. Итоговый контроль.

3

2

ИТОГО

17

5

4

1.Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2.Текст. Сжатое изложение (5 часов).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.  

3.Текст. Сочинение на лингвистическую тему (7 часов).

Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему.Формулировка  тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста.Вывод сочинения-рассуждения.Композиционное оформление сочинения-рассуждения.Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания С2.

4. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).

Диагностическая работа. Анализ ошибок.

Формы занятий

1. Лингвистический эксперимент

2.. Комплексный анализ текста.

3.. Стилистический анализ текста.

4. Практикум

5. Размышление

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

  1. Написание контрольного сочинения С2
  2. Написание контрольного изложения

Режим занятий

1 час в неделю в течение первого полугодия.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Ожидаемые результаты можно представить в виде систематизированных, углублённых знаний по развитию связной речи, сформированных умений, которые школьники должны продемонстрировать при написании  сжатого изложения и сочинения С2.

Ученик должен иметь представление:

  • о коммуникативной функции языка;
  • о языковых нормах и их признаках;

знать:

  • термины: речь устная и письменная; тема текста, идея, стили речи, аргументы, аргумент-пример (иллюстрация);
  • особенности жанра рассуждения;
  • признаки текста и его функционально смысловые типы;
  • основные нормы русского литературного языка;
  • основные нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать стили речи;
  • проводить лингвистический, стилистический анализ текста
  • адекватно понимать и интерпретировать исходный текст, определять тему, тип речи, основную мысль, произведя комплексный анализ текста;
  • работать с тестовыми заданиями, понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • анализировать сочинение свое и чужое в соответствии с темой, основной мыслью и стилем сучетом критериев оценивания С2
  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки;
  • излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно, пользуясь лексическими и грамматическими средствами языка в устной и письменной речи;
  • подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
  • анализировать творческие образцы сочинений и редактировать их.
  • писать собственное сочинение-рассуждение с опорой на исходный текст, доказывая свою точку зрения, приводя не менее 2-х аргументов и аргументов-примеров.
  • использовать средства связи предложений при написании сочинения;
  • применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Разработки  занятий

2. Презентации к  занятиям.

3. Приложение. Справочник «Подготовка к ГИА. Как работать над сочинением С2».

4. Приложение. ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. /28 вариантов/ под ред.  И.Б.Цыбулько  – Национальное образование, 2013г

5.Приложение. Русский язык. Готовимся к государственной (итоговой)аттестации. –ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Лингвистический анализ текста в 10 классе

Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Лингвистический анализ текста. Урок русского языка в 6 классе

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лингвистический анализ текста"...

Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...