Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.
методическая разработка на тему
С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться сегодня на восприятии и понимании, поскольку это главные процессы, участвующие в формировании смыслового чтения. А также рассказать об уровнях понимания текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 27.48 КБ |
презентация | 686.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Особенности психики человека,
способствующие формированию смыслового чтения.
Уровни понимания текста.
С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться сегодня на восприятии и понимании, поскольку это главные процессы, участвующие в формировании смыслового чтения. А также рассказать об уровнях понимания текста.
Восприятие в психологии
Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Результат восприятия – всегда образ предмета. Не беря в руки предмет, мы не только видим его, но и ощущаем его вес, объем, если это металл-холод его. Все эти ощущения обобщаются в единый образ данного предмета. В формировании восприятия объекта, элементами которого являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, большое значение имеют также память и мышление.
Восприятие (перцепция) в психологии – это форма психического отражения окружающего нас мира. В данный процесс всегда вовлечены раздражение органов чувств (нос, глаза, рот уши, кожа), двигательные компоненты (движение глаз за объектом, проговаривание соответствующих звуков), выделение значимых признаков и т.д.
Психологические механизмы восприятия
Механизмы восприятия предполагают сложную работу головного мозга по созданию целостного образа. Они зависят от различных взаимодействий между различными ощущениями, но не сводится к их сумме.
В отличие от ощущений, где индивид приобретает знания об отдельных качествах, свойствах предмета (форма, цвет, вес), восприятие дает единую картину объектов, явлений.
Выделяют зрительное, осязательное, слуховое, вкусовое и обонятельное восприятие.
К закономерностям восприятия следует отнести его субъективность. Дело в том, что различные люди одну и туже информацию воспринимаю по-разному. Происходит это по ряду причин: обладание разными психологическими наклонностями, способностями, интересами, влияние прошлого опыта и т.п.
В психологические механизмы восприятия входят также узнавание образа, его сопоставление с нашей памятью, осмысление и понимание. Все это берется из нашего прошлого опыта.
В четком и осознанном восприятии всего, что нас окружает, принимают непосредственное участие мышление и память.
При смысловом чтении текста происходит работа по восприятию текста (в голове возникают образы и картины того, о чем написано…..при этом у каждого возникает свой образ)
…и, как следствие, возникает (или не возникает) понимание.
Понимание - выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи.
Понима́ние — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу.
Проблема понимания в наше время стала междисциплинарной: она является предметом анализа одновременно в нескольких областях научного познания — физике, философии, истории и др. В современной науке выделяется, по меньшей мере, семь основных направлений ее исследования — методологическое, гносеологическое, логическое, семантическое, лингвистическое, коммуникативное и психологическое.
В психологии понятие «понимание» употребляется в широком и узком смысле. При широкой интерпретации оно используется в контексте анализа практически всех психологических аспектов взаимодействия человека с предметным миром — восприятия, памяти, языка и т. п. Понимание рассматривается при этом как такая универсальная характеристика интеллектуальной деятельности человека, которая оказывается непременным атрибутом любого уровня познания и общения, каждого психического процесса. «Понимание в узком смысле есть компонент только мышления как обобщенного и опосредствованного отражения существенных свойств и связей между предметами и явлениями».
Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности.
Для понимания нового материала (незнакомых фактов, событий и т. д.) человек всегда должен решить определенную мыслительную задачу, так как формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деятельности и оказывается ее результатом. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к породившей ее познавательной ситуации превращается в понимание-вспоминание.
Одни и те же три формы понимания проявляются и в таких видах мыслительной деятельности, в которых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательною роль, оказывается компонентом деятельности. И в том и в другом случае для возникновения анализируемого феномена человек должен решить некоторую мыслительную задачу. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено прежде всего характером мыслительной деятельности: тем, в какие объективные обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обстоятельствах.
Существует 3 типа понимания, которые соотносятся с тремя подходами к изучению понимания в современной психологии:
1. Когнитивная традиция: понимание – знание. Чем знание более полное, тем лучше понимание. Важна отражательно-познавательная сторона. Знание, которое можно соотнести с миром, проверить. Принимается истинность знаний, полученных в эксперименте. Понимание, как работающая модель, создание мысленных моделей. Понять – значит собрать работающую модель, подчеркивается необходимость знаний.
2. Герменевтическая традиция: истолкование и интерпретация. Понимание – один из возможных способов интерпретации, толкования. Объективность знания включает субъективные компонент. Правильность или неправильность рассматривается как согласованное мнение людей о должном. Во главу угла – с чем соотносится понимаемое: фрагменты личностного знания и ценности. Понимание принципиально поливариативно.
3. Экзистенциальная традиция. Понимание – постижение, понимание суть, скрытого смысла. Постигать можно только сложное. Широкое познание, включает в себя интуитивные компоненты, бессознательное, исследование самопонимания. Поиск и анализ вариантов порождения опыта, который имеет смысл для человека. Внутренние условия понимания основаны на субъективном опыте. Экзистенциальный опыт – ценностно-смысловая регуляция, общее знание о человеческой природе. Понятия неявного, скрытого знания – то, что человек знает, но не может сформулировать. ЭО включает этический компонент исследования: психологии одиночества, мудрости, морального должествования, понимания переломных, критических точек: моральной допустимость аборта, угрозы террористического акта, эвтаназии.
Уровни понимания:
Понимание рассматривается как сложный процесс, включающий ряд специфических уровней. Наиболее общая теория уровней понимания разработана в психологии А. А. Смирновым. Основной характеристикой уровней понимания он считает глубину понимания, которая характеризуется тем, «до какого порядка сущности проникает наша мысль в процессе понимания». А. А. Смирнов выделяет семь ступеней понимания, различающихся глубиной:
I — отнесение познаваемого предмета к самой общей категории;
II — отнесение предмета или явления к общей категории хорошо известных предметов;
III — вычленение специфических особенностей в познаваемом предмете на основе сравнения;
IV—переход на основе анализа, синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения и индивидуализации от восприятия в целом к осмыслению отдельных частей предмета или явления и к пониманию их взаимосвязи;
V — установление причинно-следственных связей с помощью индукции и дедукции;
VI — установление логических связей между осмысливаемыми явлениями;
VII — ступень действий людей и выяснение мотивов этих действий.
Глубиной понимания, по мнению А. А. Смирнова, не исчерпываются различия в уровнях понимания. Отчетливость составляет вторую характеристику понимания, определяющую его динамику на каждом уровне. Эту динамику можно представить в виде четырех стадий, включающих:
I — предварение понимания;
II— смутное понимание;
III — субъективное понимание, переживаемое как достигнутое, но еще не выраженное в словесной форме;
IV — понимание, при котором воспринятое сообщается другому лицу в словесных формулировках.
Разный уровень проникновения в текст, разная глубина его понимания являются источником столкновения точек зрения, превращаются в стимул к высказыванию, представляющему собой оценочное отношение к явлениям, событиям, фактам, описанным в тексте. В связи с этим в процессе обучения коммуникативные задачи по содержанию прочитанного в проблемной постановке, на наш взгляд, могут выполнять тройную функцию: служить средством общения, показателем уровня понимания и до известной степени могут способствовать углублению понимания, особенно тогда, когда для коммуникации предлагается не одна задача, а система задач, посредством которых идет процесс извлечения ценной информации из читаемых текстов.
В этом смысле имеет смысл говорить и о творческом мышлении. Творческое мышление, на наш взгляд, - это способность к многозначному пониманию объекта (текста). Составляющими многозначного понимания являются разные уровни обобщения, мы имеем в виду, что разные значения одного текста не рядоположены, а качественно различны. Многозначное понимание какого-либо текста - это и удержание в сознании возможности переходить с одного уровня на другой, а так же понимание того, что в реальности, все значения непротиворечиво существуют одновременно. Здесь, в идеале, реализуется принцип дополнительности, т. е., если субъект понимает текст на разных уровнях обобщения и этих уровней столько, что они включают в себя дополнительные понятия.
Таким образом, человек, мыслящий различными уровнями обобщения целого, имеет способность увидеть за текстом сразу множество значений, он не понимает "близко к тексту", он "стоит над текстом", и эта позиция позволяет ему выйти из логики текста, совместить ранее несовместимое и получить решение, не выводимое из предложенного текста - решение творческое.
Говоря об уровнях понимания, следует предостеречь от отождествления таких характеристик понимания как глубина и адекватность. Можно "пройти" по всем уровням понимания до самого нижнего и на всех уровнях иметь неадеквватное понимание. Поэтому, помимо уровня глубины погружения в текст или явление, необходимо ввести шкалу уровня адекватности понимания (в смысле соответствия содержательной модели, возникшей в сознании реципиента после прочтения текста модели, заложенной в текст его создателем). С этой точки зрения можно выделить три основных вида понимания:
адекватное,
иллюзорное,
абсурдное.
Можно выделить три принципиально различных вида понимания:
1) креативное понимание,
2) интерпретационное понимание,
3) креативно–интерпретационное понимание.
В основе первого вида лежит процедура выявления новых значений и новых смыслов понимаемого объекта и констуирование нового символа (образование логических и грамматических структур, адекватно передающих ход и содержание мысли). В основе второго вида понимания лежит, как уже указывалось, процедура случайного приписывания смысла и значения отдельным элементам знаковой системы. Третий вид понимания – креактивно–итерпретационный – синтезирует в себе особенности двух предыдущих. В процессе такого понимания субъект пользуется процедурой интерпретации и – когда они не срабатывают – процедуры креации.
Таким образом, степень понятности или непонятности текста зависит от меры совпадения рациональности понимающего с рациональностью создателя текста. Поэтому подлинное понимание всегда связано с немалыми усилиями по реконструкции той рациональности, в рамках которой создан понимаемый текст (Разумеется, все понять вовсе не значит все простить). Можно понять рациональность тех или иных действий и поступков и, тем не менее, быть с ними решительно несогласным. Но плохо, когда несогласие с какими–то элементами чуждой рациональности закрывает дорогу к пониманию).
Вывод:
Исследование глубины понимания текста, особенно учебного, является одной из актуальных проблем педагогической психологии. С этой проблемой тесно связаны вопросы диагностики и развития понимания в обучении. В качестве наиболее общего приема развития (или углубления) понимания можно считать методику постановки познавательных вопросов и решение текстовых проблемных ситуаций. Текстовые проблемные ситуации — это ситуации скрытого вопроса, и их понимание начинается с обнаружения и самостоятельной постановки вопроса, а завершается нахождением ответа. Исходя из этого, основным приемом понимания текста, который необходимо формировать у чтецов, является, по мнению Л. П. Доблаева, прием «постановки вопроса — нахождение ответа».
Многими исследователями отмечается необходимость обучения специальным приемам понимания текста. Известно, что применение проблемности удовлетворяет стремлению обучаемых к активной мыслительной деятельности, а благодаря этому возникает и поддерживается положительная мотивация к чтению.
Педагог-психолог: М.В.Биксина
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Результат восприятия – всегда образ предмета . Понимание - выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи. Понима́ние — психологическое состояние , верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу.
Существует 3 типа понимания:
А. А. Смирнов выделяет семь ступеней понимания, различающихся глубиной :
Отчетливость составляет вторую характеристику понимания:
человек, мыслящий различными уровнями обобщения целого, имеет способность увидеть за текстом сразу множество значений, он не понимает "близко к тексту", он "стоит над текстом", и эта позиция позволяет ему выйти из логики текста, совместить ранее несовместимое и получить решение, не выводимое из предложенного текста - решение творческое.
Глубина понимания:
Выводы: Исследование уровней понимания текста, особенно в учебном плане, является одной из актуальных проблем педагогической психологии. С этой проблемой тесно связаны вопросы диагностики и развития понимания в обучении . Многими исследователями отмечается необходимость обучения специальным приемам понимания текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Иноязычный текст как средство формирования и развития способности понимания»
Этапы работы с иноязычным текстом. ...
Смысловое чтение, как основа понимания текста в практике учителя химии
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный&raqu...
Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)
Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...
Работа учителя математики МАОУ "Лицей №2" г. Альметевска Карюшовой Ирины Тимофеевны по формированию способностей учащихся пониманию текста по математике.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение ФГОС нового поколения,прдиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни высокотехнологичном конкурентном мире...
Приемы формирования смыслового чтения несплошных текстов на уроках истории и обществознания.
описание приемов работы с несплошными текстами на уроках истории и обществознания...
Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе
Выступление на заседании ПМК...
Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии
Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...