Основы смыслового чтения. Работа с текстом
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Методическая разработка содержит введение, теоретическую часть, практическую часть из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_smyslovoe_chtenie.docx | 215.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32 имени академика А.А. Ухтомского
Методическая разработка
Основы смыслового чтения. Работа с текстом
Автор: учитель русского языка и литературы
Вязьмина Ирина Юрьевна
Содержание
Введение………………………………………………………………………… …………. 3
Теоретическая часть. Общая характеристика стратегий и приемов смыслового чтения
………………………………………………………………………………………………… 4
Практическая часть. Из опыта работы…………………………………………………….. 6
Эффективность работы по формированию навыков смыслового чтения……………… 11
Список источников ………………………………………………………………………… 12
Введение
Методическая разработка «Основы смыслового чтения. Работа с текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования
Авторы концепции новых образовательных стандартов отмечают, что в начале XXI века мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Теперь нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать непрерывно возникающие новые проблемы. Человеку приходится сталкиваться с постоянным увеличением объема новых сведений в различных сферах науки, техники и искусства. Поэтому новые поколения людей должны уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, использовать ее для принятия эффективных решений в различных ситуациях. Каждый человек формирующегося постиндустриального общества призван обучиться действовать с избыточной информацией так, чтобы выявлять смыслы, без которых не представляется возможной успешная жизнедеятельность (В. И. Андреев, Б. С. Гершунский, Э. Д. Днепров).
Описание проблемы
В наше время школьники – дети цифровой эры, они живут в среде, располагающей к беглому чтению, неконцентрированному мышлению и поверхностному обучению. Понимая, что приходится работать с большим потоком информации, родители часто отдают детей на курсы «скорочтения», не задумываясь, что умение читать вдумчиво – более важное умение и что такое однобокое обучение не может способствовать успешной социализации ребенка. Современный школьник едва ли сможет, встав взрослым, легко ориентироваться в огромном потоке информации, если его сегодня не обучить приемам грамотного чтения самых разнообразных текстов, как «сплошных», так и «несплошных», поэтому обучение смысловому чтению в общеобразовательных организациях становится одной из важнейших педагогических задач.
Актуальность выбора темы
Исходя из всего сказанного выше, становится понятно, что каждый учитель на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности должен обучать детей грамотному смысловому чтению. В решении этой проблемы может помочь работа учителя с самыми разными текстами.
Актуальность данной методической разработки связана также с введением в школьную практику ФГОС, определяющих требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения. В "Фундаментальном ядре содержания общего образования" основная цель изучения литературы определяется так: "формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, создавать собственный текст.
А развить метапредметный навык смыслового чтения можно только при условии планомерной и систематической работы по формированию этого навыка на каждом уроке.
Теоретическая часть. Общая характеристика стратегий и приемов смыслового чтения
Понятие «смысловое чтение»
Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смысла текста. В концепции универсальных учебных действий (А. Асмолов, Г. Бурменская, И. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:
- с осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
- с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- с определением основной и второстепенной информации;
- с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение как метапредметный навык
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к окружающему миру;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображе ние, концентрация внимания, объем словаря.
Понятие "стратегии чтения»
Появление термина "стратегии чтения" связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса [29,40 и др.]. По мнению психолингвистов, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией. Как и в любой сфере деятельности , читатели должны знать правила и владеть определёнными навыками и умениями.
В чтении — это навыки техники , умение видеть структуру текста, считывать графическую информацию (иллюстрации, графики, таблицы и т.д.); умение читать по-разному, т.е. владеть различными видами чтения (поисковое, просмотровое, изучающее, с общим охватом содержания) и др.
Итак, стратегия читателя — увидеть замысел писателя, отнестись к нему критически и, пользуясь стратегиями раскрытия смысла текста и выявления позиции автора, либо принять его, либо отвергнуть.
Основополагающим для всех последующих работ стало самое общее определение Дж. Брунера: "Стратегия — это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей в том смысле, что он должен привести к определённым результатам".
Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для конкретной ситуации, читатель должен, во-первых, владеть определённым набором стратегий, а во-вторых, иметь развитый навык выбора оптимальной стратегии.
Стратегии чтения довольно разнообразны. В своей практике активно использую следующие стратегии:
Стратегии предтекстовой деятельности
Стратегии предтекстовой деятельности - это достаточно новое явление в работе учителя. Появление этих стратегий связано, прежде всего, с с внедрением в школу системно-деятельностного подхода. Вспомним традиционные методики. Давалось сразу задание прочитать текст, а уже после организовалась деятельность по проверке усвоения ребенком материала. Практика внедрения этой стратегии в педагогическую деятельность показывает, что учащемуся легче воспринимать текст, если организована предтекстовая деятельность. Стратегии предтекстовой деятельности нацелены на постановку цели и задач чтения, актуализацию или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализацию предшествующих знаний, диагностику, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, включение механизма антиципации - прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
К наиболее распространённым приемам и стратегиям предтекстовой деятельности относятся:
- Мозговой штурм;
- Глоссарий;
- Ориентиры предвосхищения;
- Батарея вопросов;
- Предваряющие вопросы;
- Рассечение вопроса;
- Иллюстрации содержания и др.
Стратегии текстовой деятельности
В традиционной школе текстовой деятельности уделялось незначительное внимание. Читали в основном «вслух» или «про себя», выразительное чтение практиковалось чаще как вторичное чтение, позволяющее увидеть, как ребенок понял текст.
Стратегии текстовой деятельности нацелены на развитие механизмов чтения, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/ отклонение, на появление у ребенка какой-то смысловой догадки, на размышление во время чтения о том, что и как он читает и насколько хорошо понимает прочитанное. Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.
К наиболее распространённым приемам и стратегиям текстовой деятельности относятся:
- «Чтение в кружок» (попеременное чтение)
- «Чтение про себя с вопросами»
- «Диалог с автором»
- «Чтение с остановками»
- «Чтение про себя с пометами»
- «Дерево предсказаний»
- "Чтение в парах – обобщение в парах"
- «Дневник двойных записей»
Стратегии послетекстовой деятельности
Послетекстовая деятельность была хорошо изучена в традиционной методике преподавания. Но на современном этапе, так как изменились педагогические концепции по обучению чтению, в практику внедряется системно - деятельностный подход, главным становится применение полученных знаний .
Стратегии послетекстовой деятельности нацелены на применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного. В ходе послетекстовой деятельности происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
К наиболее распространённым приемам и стратегиям текстовой деятельности относятся:
- Вопросы после чтения:
«Толстые и тонкие вопросы»
«Ромашка вопросов»
- Создание вторичного текста:
конспект, пересказ, сочинение, эссе и т.д.
- Преобразование информации:
схема, таблица, видеома, график, формула и т.п.
Стратегия "Читательская конференция".
Эта стратегия эффективна на уроках внеклассного чтения.
Цель этой стратегии — презентовать ту или иную книгу ребятам. Такая деятельность проводится, когда большинство ребят прочитало одну какую-то книгу. К конференции необходимо готовиться заранее. Ребятам необходимо продумать отзыв по определенному плану, данному учителем. Одному ученику поручается подготовить материал о истории создании книги, кому-то поручается найти интересный материал, связанный с книгой. Один-два ученика пишут на книгу рецензию.
План отзыва:
Название книги
Автор
Основная тема (о чём)
Основная идея книги (что хотел сказать автор)
Краткое содержание
Наиболее интересные эпизоды, детали
Несколько слов о героях, персонажах произведения
Мнение о книге (почему она понравилась / не понравилась)
Стратегия "Дискуссия".
Дискуссия предполагает наличие нескольких (по меньшей мере, двух) точек зрения, в которых представлены аргументы «за» и «против» по поводу названной проблемы. Аргументы строятся на фактах, примерах, цифрах, мнениях экспертов. Причины и предпосылки указываются в начале обсуждения.
В заключение предполагается найти некую общую точку зрения.
Практическая часть. Из опыта работы по формированию навыка смыслового чтения.
Стратегии предтекстовой деятельности
Знакомство с учебником
На первом уроке в пятом классе после знакомства с пятиклассниками обязательно начинаем знакомство с учебником, по которому работаем. Рассматриваем обложку, знакомимся с авторами, с понятийным аппаратом учебника, с различными приложениями к нему, выясняем особенности УМК. Акцентирую внимание ребят, что учебник должен быть в обложке и с закладкой, а руки у ребят должны быть чистыми. Какова цель подобной деятельности? Познакомить учащихся с учебником, научить по нему работать, заинтересовать предстоящим изучением родного языка, побудить к осмысленному и глубокому изучению на основе учебника, развивать внимание и мышление, а также привить бережное отношение к книге вообще и к учебнику в частности.
Знакомясь с учебником под редакцией А.Д. Шмелева, ребята удивляются условным обозначениям (например, «обсуждаем свои предположения, догадки»), им хочется узнать, какие задания спрятаны под такими символами. Не сразу ребята понимают, почему страницы учебника окрашены в разные цвета. С помощью учителя они выясняют, что учебник имеет необычное модульное построение. А наличие ярких иллюстраций и аудиоприложения нацеливает ребят на серьезную, но увлекательную работу по освоению родного языка.
Ориентиры предвосхищения
При изучении главы из повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» предлагала детям познакомиться с определенными суждениями и выбрать те, с которыми они согласны. Потом повторить эти действия после чтения и обсуждения текста. Если мнение изменилось, то объяснить, почему это произошло.
До чтения | Суждения | После чтения |
У детей свое особое умение видеть, думать и чувствовать, и нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. Жан-Жак Руссо | ||
Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. Мишель Монтень | ||
Воспитывайте детей, не делая им замечаний. Охраняйте детство от замечаний и упреков. Воспитание без замечаний - лучшее, что вы можете дать своим детям. С. Л. Соловейчик | ||
Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям. |
«Мозговой штурм»
Какие ассоциации возникают у вас по поводу темы? Все ассоциации записываются. Идет актуализация знаний. Читаем и оцениваем высказанные предположения, сравниваем потом с информацией, полученной из текста.
Так, для правильной интерпретации притчи о счастье ученики с помощью «мозгового штурма» перед чтением выявили более 10 разных толкований понятия счастья и предложили разные способы его достижения. Активное обсуждение выявленных оттенков значения слова «счастье» до чтения и после чтения позволило ученикам самостоятельно сформулировать позицию, отражающую решение проблемы «Как стать счастливым человеком?»
Приём «Рассечение вопроса» или «Дерево предсказаний»
Предлагаю фрагмент урока по сказке А.Н. Толстого «Русалка». Чтобы пробудить у ребят творческое воображение и интерес к изучению данного произведения использую следующие приёмы:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?
— Что может произойти?
— На какой вид фольклорной сказки она может быть похожа?
— Счастливый ли будет у сказки конец?
— В какой сказке мы уже встречались с русалкой?
— Как вы думаете, будут ли похожи эти сказки?
Приём «Соревнуемся с писателем»
При изучении любого произведения можно предварительно дать задание: «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации».
Ученики предлагают свой вариант сюжета книги.
Приём «Верите ли вы?»
Этот прием можно использовать как и перед чтением произведения, так и во время чтения, когда дети уже частично знакомы с героями и сюжетом, и им легче прогнозировать дальнейшие события.
Например:
- Верите ли вы, что русалка принесет героям счастье?
-Верите ли вы, что русалка принесет старику лишь горе, разрушив его жизнь?
Итак, предтекстовая деятельность важна при работе с любым текстом. Прочитав заголовок, ученик задается следующими вопросами: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?». Даже сухой заголовок учебного параграфа дает большие возможности для включения новых знаний в те, что у ребят есть, и для предугадывания основного смысла текста.
Стратегии текстовой деятельности
Основным принципом стратегий этого этапа является остановка деятельности, размышление вслух, установление разнообразных связей в ходе разворачивания новой информации.
На уроках русского языка любой параграф читаем с использованием приема «смысловой вопрос». Так, прочитав абзац, ребенок останавливается и задает смысловой вопрос к прочитанному. Вначале, конечно, ученика останавливает учитель и просит задать вопрос, но постепенно дети привыкают и начинают сами задавать вопросы.
Например:
В русском языке есть особые формы глагола, в которых объединяются грамматические значения двух частей речи – глагола и имени прилагательного. Эти формы глагола называются причастиями[1]. СТОП.
- Какие особые формы глагола есть в русском языке?
Причастия могут обозначать признак предмета по действию, которое совершает или совершил сам предмет. Такие причастия называются действительными. СТОП
- Какой признак обозначают действительные причастия?
Прием «чтение с остановками» при изучении художественной литературы.
При изучении рассказа И. Бунина «Лапти»
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе…
- Что могло произойти в этом доме?
…был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности.
-Что будет делать мать?
- Что произойдет дальше?
Чтение про себя с пометками — «инсерт»
— Прочитайте внимательно, делая на полях следующие отметки:
+ ПОНЯЛ — НЕ ПОНЯЛ? НАДО ОБСУДИТЬ
Этот прием хорош для любых текстов: художественных, научно—популярных, публицистических. Желательно, чтобы тексты были небольшими по объему.
Интересный прием «чтение в кружок» (попеременное чтение). Учитель дает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст». 2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Прием «Дневник двойных записей».
Цель: формирование умения осмысленно читать, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.
Стратегии послетекстовой деятельности
Послетекстовая стратегия читательской деятельности – это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня: репродуктивные, продуктивные, творческие . Важно также вернуться к предтекстовой деятельности и вспомнить то, что прогнозировали.
Приём «Паутина вопросов»
— Оправдались ли наши прогнозы?
— Правильно ли мы думали, о чем пойдёт речь в сказке, и чем она закончится?
Ромашка Блума
1.Простой вопрос: Какие слова называются неологизмами?
2. Уточняющий вопрос: Неологизмами слова остаются в языке постоянно?
3. Интерпретационный вопрос: Почему неологизмы имеются во всех развитых языках мира?
4. Творческий вопрос: Что произошло бы, если бы неологизмы исчезли из языка?
5. Оценочный вопрос: Как вы думаете, хорошо или плохо, что в языке появляются неологизмы?
6. Практический вопрос: В обычной жизни вы и ваши близкие употребляете неологизмы? Если да, то в каких ситуациях?
Преобразование информации
Пример преобразования сплошного текста (§ 1 Официально-деловой стиль)[2] в таблицу. (Работа Егора К.)
Сфера употребления | Основная задача | тексты | Лексика | Характерные черты | |
документы | деловые бумаги | ||||
Деловые, правовые и официальные отношения | Точная передача деловой информации | Закон, конституция, устав, договор, регламент, ультиматум | Заявление, расписка, анкета, справка, квитанция, объявление, памятка | Слова с пометой «официальное»: заявление, регистрация, нижеподписавшийся. Отсутствие эмоционально окрашенной лексики | Официальность, краткость и точность изложения фактов, отсутствие избыточной информации. Многие документы имеют стандартную форму |
Пример преобразования информации при помощи опорной схемы (Работа Вадима А.)
Приём "Деформированный текст"
Восстанови текст, вставляя пропущенные слова
Деепричастие – это ….. форма глагола, отвечающая на вопросы ….. и обозначающая…… При этом …… и ……. действие совершает один и тот же производитель (субъект) действия, названный подлежащим.
Создание своего текста
Творческая работа. Отзыв на самостоятельно прочитанную книгу (Елизавета З)
Отзыв на книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»
«Повесть о настоящем человеке» написана в 1946 году. Она основана на реальных событиях, в ней рассказывается о герое Великой Отечественной войны Алексее Маресьеве.
Подбитый немцами самолёт лётчика Алексея Мересьева падает. Сам лётчик остаётся живым, но получает серьёзные травмы ног. После этого начинаются трудные испытания по выживанию, длинною в целую жизнь. Лётчик оказывается в опасности при встрече с медведем. Несмотря на боль в ногах, благодаря своему уму и смекалке он убивает медведя. И дальше начинает искать путь на родной аэродром.
Восемнадцать дней в снегу, в холоде, в голоде, с травмой ног он ищет этот путь. Неистовая воля к жизни все время толкает летчика вперед, не позволяет отчаяться, опустить руки. Герой то идет потихоньку, а то и передвигается ползком, ведь идти он уже не может. Так он набрёл на деревню. А там ему помогли добраться до госпиталя, но судьба, уготовила ещё один страшный «подарок» - это ампутация ног. Но и это не сломило героя. На протезах, он всё равно верил, что вернётся в небо. Превозмогая боль, заставляя себя кропотливо тренироваться, он учится заново ходить, а после и летать на новейшем самолёте. У лётчика всё получается, и он возвращается в боевой строй. Он продолжает сбивать фашистов и спасает жизнь своему товарищу. Алексей прошёл всю войну, женился и у него родился сын.
Эта невыдуманная и страшная история о великом лётчике, о настоящем человеке, о герое своей страны. Мужество, вера в себя, ум, смекалка, сила воли, трудолюбие, все эти качества присущи только героям, и все они были в одном человеке лётчике Алексее Мересьеве.
Читая эту повесть, я поняла: пока такие люди есть, ни один враг не сможет нас сломить! Благодаря таким патриотам мы одержали победу в страшной войне. Спасибо всем, кто подарил нам возможность мирно жить. Смотреть фильмы, наслаждаться хорошими книгами!
Эффективность формирования навыка «Смыслового чтения»
Проверка сформированности умений работать с текстом осмысленно проверялась у учащихся 8-го класса на тексте научного стиля, взятого из учебника под редакцией А.Д. Шмелева[3].
Задания к тексту
- Прочитайте текст
- Сформулируйте тему и основную мысль текста
- Определите стиль речи
- Составьте тезисный план текста (в случае затруднения составьте простой план текста)
- Преобразуйте текст в таблицу или схему (по своему выбору)
- Почему тире – знак широкого употребления
- Почему возможности индивидуального использования тире особенно заметны у авторов, скупых на словесные средства выражения.
- Согласны ли вы с утверждением, что авторские знаки затрудняют восприятие художественного текста.
- Согласны ли вы с высказыванием лингвиста Д. Э. Розенталя: «Смысловая, синтаксическая, интонационная функции тире, графическая выразительность этого знака завоевали ему популярность у писателей».
Проверка уровня сформированности навыков «смыслового чтения» осуществлялась в двух 8-х классах. Эффективность подготовки в целом оценивалась при помощи общепринятых методов качественного и количественного анализа письменных ответов учащихся. Для получения обобщенных сведений об эффективности использованной методики были задействованы простейшие статистические методы обработки результатов.
Обобщенная картина результатов сформированности универсального учебного действия смыслового чтения представлена в таблице
Навык смыслового чтения | Контрольный класс | Экспериментальный класс |
Умение определять тему текста | 100% | 100% |
Умение определять основную мысль текста | 84% | 100% |
Умение определять стиль речи | 100% | 100% |
Умение составлять тезисный план | 52% - простой план 48%- тезисный план | 16 % - простой план 84%- тезисный план |
Умение преобразовывать сплошной текст в несплошной текст | 76% | 100%[4] |
Умение находить в тексте требуемую информации (явную) | 100% | 100% |
умение находить в тексте требуемую информации (неявную) | 68% | 88% |
умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте | 52% | 84% |
Умение строить связное высказывание на основе прочитанного текста и уже имеющихся знаний | 36% | 72% |
Как видно из таблицы, что к окончанию 8 класса в целом наблюдается положительная тенденция в использовании школьниками определенных приемов действия смыслового чтения. Самым сложным стало для восьмиклассников задание построить связный ответ, используя информацию из предложенного текста и знания, уже имеющиеся у учеников.
Список источников
Бондаренко, С.М. Как учить работать с книгой / С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева.- М.: Просвещение, 1995.
Граник, Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст: задачник-практикум. 8-11 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А. Шаповал. - М.: Педагогика, 2001.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратеrиям чтения в 5--9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя; НН. Сметанникова. - М. .:. Баласс:, 2011. - 128 с.
Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»: / О.В. Чиндилова. –М. : Баласс, 2010.
Мониторинг сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе. Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/60104-qqe-16-m8-monitoring-sformirovannosti-navykov-smyslovogo-chteniya-v-shkole
[1] Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций в 2 ч./А.Д. Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О. Савчук и др.; под ред. А.Д. Шмелева.- М.: Вентана-граф, 2015. – ч.2 стр. 22
[2] Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций в 2 ч. /А.Д. Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О. Савчук и др. ; под ред. А.Д. Шмелева.- М.: Вентана-граф, 2015. – ч.2 стр. 109
[3] Русский язык: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций в 2 ч. ./А.Д. Шмелёв, Э.А.Флоренская, Г.И. Кустова и др. ; под ред. А.Д. Шмелева.-М.: Вентана-граф, 2016. Стр. 354-355
[4] Этот показатель измерялся только количественно. В таблице указан процент выполнения задания, качество выполнения в таблице не отражено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Формирование навыков работы с текстом в рамках спецкурса "Основы смыслового чтения"
Навык чтения-- явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая-- понимание содержания и смысла читаемого. Техническая-- способ чтения, темп чтения, правильнос...
Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...
Основы смыслового чтения и работа с текстом
презентация...
Основы смыслового чтения и работа с текстом
laquo;Почему наши дети не читают книги?» - этим вопросом задаются сейчас практически все, но изменить ситуацию замечаниями в стиле «а вот в наше время…», нам вряд ли удастся....
Основы смыслового чтения и работа с текстом на примере технологии развития критического мышления
Основы смыслового чтения...
Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)
Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...
Рабочая программа курса "Смысловое чтение. Работа с текстом" 8 класс
программа предназначена для учащихся 8 класса...