Урок. Поэма С.Есенина "Чёрный человек"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Данный конспект урока поможет понять самую таинственную поэму С.А.Есенина, разобрать жанровую специфику, повторить теорию литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chernyy_chelovek.docx | 35.64 КБ |
chyornyy_chelovek.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
"Друг мой, друг мой. Я очень и очень болен"
(анализ поэмы Есенина "Чёрный человек")
Цель:
Продолжить знакомство с творчество С.А.Есенина; разобрать идейно-художественное своеобразие поэмы и образ Чёрного человека; совершенствовать навыки лингвистического анализа литературного произведения; научить аргументировать свои мысли; повторить теорию литературы и средства выразительности.
Сегодня мы с вами мы познакомимся с поэмой Сергея Александровича Есенина "Чёрный человек". Она вызывает разные эмоции и чувства. Каждый в ней увидит что-то своё. Я попросила Диану и Дашу сегодня помочь нам понять образ поэмы, но не через слова, а через рисунок. А что получится, мы посмотрим в конце.
Поэма Сергея Есенина была впервые опубликована в журнале "Новый мир" 1 января 1926 года.
- А когда Есенина нашли повешенным в гостинице "Англетер"?
То есть через несколько дней после смерти поэта. Поэтому многие посчитали данную поэму реквиемом (заупокойная панихида).
Замысел поэмы возник у Есенина в 1923 году, когда он находился в Америке.
- А какое настроение у него преобладало в Америке?
Впервые Сергей Александрович прочитал ее в 1925 году. Люди, которые слышали эту поэму вживую, говорили, что печатный текст слишком отличается от того, что читал сам поэт. Печатный вариант оказался гораздо мягче.
Как вы понимаете, что после публикации поэмы появилась масса критических статей. Вот одни из них.
1. "Последние стихи поэта в известной своей части являются материалом для психиатра и клиники" (Александр Воронский)
2. "Попытки укрыться за кабацким разгулом, мотивы отчаянного хулиганства и озорства, естественно, находят своё завершение в мотивах смертного похмелья, болезни, бреда, полубезумия". (Лелевич)
3. "Чёрный человек" - настолько субъективен и патологичен, что из этого материала вряд ли получится сколько-нибудь значительное художественное произведение. Это уже агония не только писателя, но и человека" (Павел Медведев)
4. Какие чудесные, искренние и трогательные стихи написал он перед смертью, как великолепна его поэма "Чёрный человек", которая только что вышла из печати. Мы потеряли великого русского поэта" (Максим Горький)
"Чёрный человек" - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых произведений. Да и события, которые предшествовали её написанию, были неутешительные. Так вот, чтобы самим убедиться в таинственности и неоднозначности данного литературного произведения, давайте её прослушаем в исполнении народного артиста России Сергея Безрукова.
Перед вами также лежит текст этой поэмы. Вы можете следить, и если вам какие-то слова непонятны, вы их подчеркните.
Слушаем поэму
- какие впечатления? Какие эмоции?
Прослушав поэму, мы теперь можем сказать, какую цель мы должны сегодня поставить, и что мы должны раскрыть?
Тема двойничества (чёрного человека) поднималась не раз в русской. У Пушкина в трагедии "Моцарт и Сальери" Моцарт восклицает:
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит…
Существует легенда о Моцарте и Чёрном человеке.
Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый в тёмные одежды, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра...
Удивило Моцарта то, что неизвестный не назвал ни своё имя, ни имени заказчика, а также ещё в том, что заказ был не совсем обычный. Незнакомец заказал траурную музыку, в то время как Моцарт слыл на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями. "Чёрный человек" безмолвно отсчитал крупную сумму, которую растерянный Моцарт запросил в качестве задатка, и удалился. И уже 12 декабря 1791 года берлинский «Музыкальный еженедельник» сообщал о кончине Моцарта.
В 19 веке Некрасов написал стихотворение "Поэт и гражданин". По мнению Некрасова, патриотизм и гражданственность - это разные понятия. И в сюжете стихотворения это хорошо видно. Поэт лежит на диване, к нему приходит гражданин и начинает обвинять его в бездействии:
Гражданин. Опять один, опять суров,
Лежит - и ничего не пишет.
Поэт. Прибавь: хандрит и еле дышит -
И будет мой портрет готов.
Гражданин. Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нём нет, поверь,
А просто пошлое уродство,
Лежать умеет дикий зверь.
……..
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатины чужды красоты…
Читая поэму Некрасова, видишь диалог. Но если все строфы соединить в одну, то получается монолог поэта с самим собой.
"Чёрный человек" - это прямое продолжение стихотворения Некрасова "Поэт и гражданин", написанное через 70 лет, а ещё через 50 лет Высоцкий написал стихотворение "Мой чёрный человек в костюме сером"
Мой черный человек в костюме сером!..
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун он менял личины
И бил под дых, внезапно, без причины.
И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: "Спасибо, что живой".
Я суеверен был, искал приметы,
Что мол, пройдет, терпи, все ерунда...
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: "Больше - никогда!"
Вокруг меня кликуши голосили:
"В Париж мотает, словно мы в Тюмень,-
Пора такого выгнать из России!
Давно пора,- видать, начальству лень".
Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я все отдам - берите без доплаты
Трехкомнатную камеру мою.
И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья - известные поэты:
Не стоит рифмовать "кричу - торчу".
И лопнула во мне терпенья жила -
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.
Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут - отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято,-
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята,-
Мне выбора, по счастью, не дано.
Так что повторюсь, тема двойничества не нова.
- Так кто или что это Чёрный человек? Кем он является для лирического героя или самого автора?
В образе Чёрного человека мы видим черты Владимира Маяковского. Все знают, что между Маяковским и Есениным всегда шёл литературный поединок. Оба - крупнейшие литературные фигуры того времени.
Давайте возьмём текст. Мы ещё с вами не изучали творчество Маяковского, но я вам помогу найти в поэме его лексические обороты. Маяковский был "литературным хамом". Он мог жёстко и хлёстко написать. И Чёрный человек говорит теми лексическим единицами, которыми говорил Маяковский.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет „она“,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую, —
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Эта лексика Маяковского, это его эпатаж.
В любом произведении автор поднимает ряд проблем. Кстати, в ЕГЭ по русскому языку есть задание: прочитайте текст, сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Вот теперь и мы будем с вами формулировать проблемы, которые Есенин затронул в своей поэме.
1. Разочарование
Автор поднимает вопрос собственного ничтожества. Это внутренний диалог. Чёрный человек не желает поэту смерти. Он лишь хочет показать ему, как тот живёт. В начале поэмы лирический герой боится его "нагоняя на душу тоску и страх".
2. Алкоголизм
Мы знаем, что Есенин позволял себе эту вредную привычку. А человек в алкогольном опьянении может совершать непристойные дела. Чёрный человек продиктован тем состоянием, которое бывает с похмелья. Это больная совесть. И тем больше мужества у Есенина, который нашёл в себе силы пройти путь падения до конца и зафиксировать для нас его хронику, чтобы мы уже по этому пути не сделали ни шагу.
…Месяц умер,
Синет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала.
3. Развенчание любви.
- О ком говорит Есенин:
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.
(Айседора Дункан)
Их совместная жизнь закончилась очень быстро. Поэт понял, что ошибся в своих чувствах. Это была любовь? Он высмеивает свою страсть, показывает контраст между тем, кого он представлял, и тем, кем был на самом деле.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.
Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
4. Разочарование в творчестве.
Поздние стихи Есенина уже не были такими шедеврами. Но их всё равно любил народ. Это героизм поставить во главу своего произведения не только распад личности, но и творческий коллапс. Это можно сравнить с врачом, анатомирующим себя. Само он называет свою лирику "дохлой" и "томной", она годится лишь для обольщения прыщавых курсисток.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет „она“,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Композиция поэмы
Поэма построена в форме диалога. Чем-то она похожа на пьесу. Иногда во внутрь диалога вкрадываются ремарки, указывающие на то, что должно происходить на сцене.
В поэме есть пролог и эпилог. (Что это такое?)
Пролог - это обращение к другу.
Друг мой, друг мой.
Я очень и очень болен…
Эпилог - исчезновение гостя, развенчание лирики.
Основная часть поделена на два действия. В первом действии лирический герой боится Чёрного человека, Появление Чёрного человека - это соблазн и ужас от его появления.
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Во втором - вступает с ним в схватку.
«Черный человек!
Ты прескверный гость.
Эта слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...
В финале происходит избавление от страха.
…Месяц умер,
Синет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала.
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…
Всё это говорит, что перед нами не просто лирика, а лироэпос.
-Теперь давайте обратимся к средствам выразительности, используемые в произведении.
Здесь присутствуют метафоры. (Это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Иногда её называют скрытым сравнением. Давайте их найдём.
Осыпает мозги алкоголь
- Что может осыпаться. Как мы понимает эту метафору?
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица…
Ей на шею ноги
маячить больше невмочь…
Это болезненная метафора отсылает нас к суицидальным мыслям.
Кстати, многие считают, что нельзя читать НА ШЕЮ НОГИ. У Есенина Г и Ч были очень похожи. Софья Андреевна Толстая-Есенина говорила, что Есенин читал НОЧИ. Тогда эта строка превращается в метафору. В последнее время Сергей Александрович часто задумывался о смерти.
Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Ищем и записываем
Пустым и безлюдным полем
Мерзкая книга
Отвратительных громил и шарлатанов
Весёлые прялки
Ухватистая сила
Голубой блевотой (blue water- голубая вода)
Ночная зловещая птица
Данные эпитеты навевают тоску и страх.
Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
И деревья, как всадники
И гнусавя, надо мной,
Как над усопшим монах…
Олицетворение - воплощение чего-либо в образе живого существа.
И деревья…съехались в нашем саду
Плачет птица
Ветер свистит
Метели заводят
Месяц умер
Что ты, ночь, наковеркала…
Трактуют природу в унисон мрачному настроению поэта.
Повторение - повторяющееся место, явление. Это короли выразительности поэмы.
Слушай, слушай
Друг мой, друг мой
Чёрный человек, чёрный, чёрный
Они подчёркивают важность событий или состояний, акцентирует на них внимание.
Бросаются в глаза жаргонизмы - слова, ограниченные сферой употребления.
Жулик
Морда
Прохвост
Забулдыга
Шарлатан
Водолазовой
Урод
Жаргонизмы обладают экспрессией. Здесь они употребляются как отрицательные слова.
Все эти средства выразительности помогают нам понять странную картину, созданную талантом поэта.
Поэма "Чёрный человек" стала беспощадным самообличением поэта. В каждой строке ощущается неизбежность происходящего. Бесконечный самообман, лицемерие на людях, признанное демонстрировать всем, что всё хорошо, - всё это завело его в тупик. Гордость не позволила ему жаловаться, просить помощи и искать снисхождения.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».
"Чёрный человек" - это зеркальное отражение героя, разговор с самим собой. Она индивидуальна и лирична. Это исповедь. Это бой с чёрным человеком, который живёт в каждом из нас.
Послушайте стихотворение современного автора. Стихотворение взято из интернета.
Мне грезились ужасные виденья:
Как будто чёрный-чёрный человек,
Зажав в руке ярчайшее свеченье,
Вопил какой-то нереальный бред.
Мне очи ярким солнцем ослепляя,
Его сжимал в руке он всё сильней;
О, как я гибели ему тогда желала!
Но он всё выше становился, всё смелей.
Сглотнув с увядших, пересохших губ
Последнюю горячую слезу,
Я слышала сквозь вопли сердца стук,
Не смея ни подняться, ни вздохнуть.
Я лишь просила небеса ответить,
Набраться солнцу снова прежних сил,
Но чёрный человек меня заметил,
И с яростью меня он раздавил.
И, задохнувшись от могучей боли,
Упала я, о милости моля,
А рядом… Рядом раздавались стоны
Раздавленных, таких же, как и я.
Эта поэма - предсмертный памятник Есенина самому себе. Если бы не она, трагический уход из жизни Есенина был бы не понят. Он собственноручно написал эпитафию.
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
Ночь морозная.
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Синквейн
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Жизнь
Мрачная, трагичная
Удручает, пугает, ранит
Вызывает боль потери
Трагедия
Рисунки
ДЗ. Выучить отрывок наизусть или написать эссе "Мой Чёрный человек"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2
3
4
Мне день и ночь покоя не даёт Мой чёрный человек. За мною всюду Как тень он гонится . Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит… 5
6
7
Мой чёрный человек в костюме сером.. 8
9
ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЖИЗНИ АЛКОГОЛИЗМ РАЗВЕНЧАНИЕ ЛЮБВИ РАЗОЧАРОВАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ 10
КОМПОЗИЦИЯ Пролог Эпилог Вступительная часть литературного произведения Заключительная часть литературного произведения Основная часть: 1 часть 2 часть 11 Финал
РОД ЛИТЕРАТУРЫ Драма Лирика Эпос Лироэпос 12
Средства выразительности: Метафора Эпитет Сравнение Олицетворение Повторение Жаргонизмы 13
14
15
СИНКВЕЙН Одно существительное, выражающее главную тему Два прилагательных, выражающих главную мысль Три глагола, описывающих действие в рамках темы Фраза, несущая определённый смысл Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) 16
Домашнее задание: Выучить отрывок из поэмы Или 2. Написать эссе на тему: «Мой чёрный человек» 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект по поэме Есенина "Черный человек"
Кто такой черный человек? Поэма – это предчувствие смерти или желание жизни?На эти вопросы мы должны ответить себе в конце работы над нашим проектом. Как бы там ни было, о...
Урок-проект по поэме Есенина "Черный человек"
Кто такой черный человек? Поэма – это предчувствие смерти или желание жизни?На эти вопросы мы должны ответить себе в конце работы над нашим проектом. Как бы там ни было, о...
Урок "Поэма в музыке"
Разработка урока по разделу "Музыка и литература" в 5 классе, на основе музыкального материала увертюры к опере "Руслан и Людмила" и одноимённой поэмы Пушкина....
Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»
Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...
Проект урока литературы. Тема урока: Поэма С. Есенина «Анна Снегина».
Цели урока: 1. Научить анализу лиро-эпического произведения. Обеспечить усвоение учащимися этапов анализа лиро-эпического произведения:...
Интегрированный урок литературы и истории «Человек на войне» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)
ПрППрошло уже более 75 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей и в литературном твортворчестве....
Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека»
Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека» Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания о роли ...