Урок "Поэма в музыке"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Разработка урока по разделу "Музыка и литература" в 5 классе, на основе музыкального материала увертюры к опере "Руслан и Людмила" и одноимённой поэмы Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poema_v_muzyke.docx | 19.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема раздела: Музыка и литература
Тема урока: Поэма в музыке
Цель: Осознание учащимися неразрывной связи музыки и литературы на примере жанра поэмы.
Задачи: 1. Создание условий для развития познавательной активности
2. Расширение кругозора при знакомстве с такими жанрами искусства как увертюра, кантата, поэма, с творчеством М.И.Глинки.
3. Развитие вокально-хоровых навыков.
Материально-техническое обеспечение:
- музыкальный центр
- аудиозаписи: Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
- фортепиано
- мультимедиа проектор
- презентация по теме урока
Ход урока.
- Тема урока на экране. Читать строки из поэмы.
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа ...
Всё смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной...
И снова терем пуст и тих;
Встаёт испуганный жених,
С лица катится пот остылый;
Трепеща, хладною рукой
Он вопрошает мрак немой...
О горе: нет подруги милой!
Похищена безвестной силой
- Узнать литературное произведение, назвать автора и жанр. (Пушкин, поэма)
(Все называемые определения записывать на доске)
- Появление какого персонажа описывает здесь автор?
- Если бы вам пришлось написать музыку по этому произведению, какой бы жанр музыки вы бы выбрали? Почему? (опера)
- М.И. Глинка, русский композитор 19 века, современник Пушкина, тоже решил написать оперу, начало которой сейчас прозвучит.
Звучит Увертюра к опере (экспозиция)
- Каких героев представляет нам здесь композитор?
- По каким особенностям музыки это можно утверждать? Выяснить характеры героев.
- Какого персонажа не хватает в этом фрагменте? (Черномора). Какой должна быть музыка о нём?
Слушать далее (до репризы)
- Что можно добавить о музыке Черномора?
- Зачем нужно такое вступление к опере? Как оно называется? (Увертюра)
- Как подготавливает композитор написание музыки оперы? Что происходит с поэтическим текстом? Как называется такой текст? (Либретто)
2. Работа в 3 группах с текстом-образом Руслана, Людмилы и Черномора. Сложить из разрезанных отрывков строки из поэмы. Очень давно, когда в театрах не было трёх звонков к началу спектакля, звучала увертюра, и зрители под её звуки занимали свои места. Со вступлением увертюры закончить работу. (5 мин)
Меж тем Руслан далеко мчится;
В глуши лесов, в глуши полей
Привычной думою стремится
К Людмиле, радости своей.
И говорит: «Найду ли друга?
Где ты, души моей супруга?
Но вот Людмила вновь одна.
Не зная, что начать, она
К окну решетчату подходит,
И взор ее печально бродит
В пространстве пасмурной дали.
Всё мертво. Снежные равнины
Коврами яркими легли;
Черномор,
Без шапки, в утреннем халате,
Зевал сердито на кровати.
Вокруг брады его седой
Рабы толпились молчаливы,
И нежно гребень костяной
Расчесывал ее извивы;
Прочитать свои варианты; исправить неправильные.
3. Слушать увертюру целиком. Под музыку поднять руки группе Руслана, Людмилы, Черномора, в момент звучания их образа.
4. - Чем закончилась увертюра? Добро побеждает злые чары.
Операция «Чистая доска». Ученику стереть с доски слово – ответ на придуманный другим учеником вопрос.
- Если бы не было литературы, поэмы «Руслан и Людмила», появилась бы опера Глинки?
- А какие ещё жанры литературы помогли появиться музыке и какой? (былина о Садко, былина «Богатырская симфония», сказка «Картинки с выставки» и т.д.)
5. Давайте споём песню сказку «Про Емелю» по ролям: Емеля, Несмеяна и Царь горох. Текст на экране.
- Какой характер в звучании каждого образа?
- Исполнить с солистами
6. Итог: Сказочная поэма Пушкина вдохновила Глинку на создание оперы, и это ещё одно доказательство того, что музыка многое потеряла бы, не будь в мире литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу
Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....