Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

 

Цели урока:

Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы, выявить авторское отношение к герою, раскрыть смысл финала поэмы. подготовиться к сочинению

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 8 класс.  Литература. Урок РР

Тема урока: « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:

Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы, выявить авторское отношение к герою, раскрыть смысл финала поэмы. подготовиться к сочинению

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010.

Ход урока

1. Организационный момент. Совместное целеполагание.

2.Индуктор. Эпиграф к уроку.

 Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.

…что за огненная душа,
что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский

- Согласны ли вы с высказыванием Белинского? Почему?

1)- Продолжите высказывание:

Главная черта Мцыри -…

-Почему герой Лермонтова гибнет в финале произведения? (Чт. Гл.26)

- О чем просит герой?

-Каково его душевное состояние?

-Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

-Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»?

-Зачем живет человек? (Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог – это гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на 2-й вопрос. Человек создан для воли, а не для тюрьмы.)

Почему автор избрал для выражения чувств Мцыри форму исповеди?

(М.Ю. Лермонтов избрал форму исповеди для выражения чувств Мцыри, потому что герой откровенно признается в своих сокровенных мыслях, которые долгие годы таились в его душе. В исповеди передается взволнованность и эмоциональность речи рассказчика. С ее помощью более ярко раскрывается трагичность судьбы Мцыри.
 дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя)

Слово исповедь имеет следующие значения:

1. Покаяние в грехах перед священником;

2.откровенное признание в чем-нибудь

3. сообщение своих мыслей, взглядов.

-В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

-В чем же откровенно признается Мцыри монаху?

-Прочитаем еще одно  высказывание В. Белинского:

«Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности»                  Слайд

-Что роднит Лермонтова с его героем?

(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)

 Он хотел служить родине, но в условиях постоянного бездействия, апатии, в которых находилась Россия 30-х годов, это было невозможно. Своим произведением он призывал отказаться от такой жизни. Тогдашняя Россия представлялась ему в образе тюрьмы, заточения. Его Мцыри умирает непобеждённым, потому что он во имя своей идеи принял эту смерть, прожив короткую, но свободную жизнь.

-Вам знакомы и другие произведения Лермонтова.  В каких ещё поэтических образах воплощал он эти же мысли? («Парус», Слайд 7 «Демон», «Тучи», «Воздушный          корабль»). Так по-новому переосмысливается Лермонтовым литературный конфликт. Это является определённым новаторским штрихом к традиционному пониманию конфликта. Романтического героя поэт возводит на новую ступень.

- Так в чём заключается главный конфликт произведения?

 (в столкновении между идеалами героя и действительностью)

Значение поэмы

Слово учителя.

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой призыв звучал как смелый вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри. 

Рефлексия.  Развернутый ответ на вопрос.

- Почему погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет данная опора.

Истоки трагедии Мцыри –это  условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства,  лишили  его    ______________________и

привели к_________________________.

Его последнее предсмертное  желание – ___________________________________________.

Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.

Чт. работ. Обсуждение. Поможет ли наша работа на уроке в подготовке д.з.?

Д.з. ответ на проблемный вопрос (по выбору учащихся):

- Что для Мцыри свобода?

- Чем Мцыри близок самому Лермонтову?

 - Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри?

 - Почему Мцыри не нашел пути на Родину?

 - Был ли в жизни Мцыри счастья миг?

Вы помните, что вы должны написать рассуждение.

-Как оно строиться? (Слайд)

1.Тезис.

2.Доказательства (аргументы, доказываем эпизодами поэмы, цитируем, анализируем)

3. Вывод  (должен соотноситься с тезисом)

При ответе можете использовать цитирование.

Учитель: ребята, вы уже знаете, что всякий ответ, тезис в сочинении необходимо подтверждать цитатами из текста. Давайте запишем в тетради правила цитирования.
1. Цитаты необходимо заключать в кавычки.
2. Стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением строфы пишется без кавычек.
3. При пропуске слов в цитате ставится многоточие.

Подведение итогов урока. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Декабристы: преступники или герои?"

Методическая разработка урока по истории в 8 классе по теме: "Декабристы: преступники или герои?" 1. План-конспект урока2. Презентация к уроку...

Методическая разработка урока музыки для 5-7 классов по теме "Песни-герои военных лет"

В современном мире существует проблема незнания достояния и культурного наследия страны. Учащиеся практически не имеют представления о композиторах и поэтах, написавших композиции, поднимающие военный...

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ООО в 5 классе по теме «Упрощение выражений»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАУРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «УПРОЩЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ»учитель  математики высшей квалификационной категории  Трошечкина Елена АлександровнаТема: «УП...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе. Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.

Вывод формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. Применение этих формул при решении заданий....

Методическая разработка урока: Основные пропорции головы человека: создаем портрет времен года. Портрет времени года. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 6

Пояснительная записка     Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету Изобразительное  искусство  по теме: Основные пропорции головы чел...

Методическая разработка урока русского языка "Предложения с обращениями. Обращение (однословное и неоднословное) и средства его выражения"

Данная методическая разработка объединяет две темы : "Обращения" и "Письмо", так как целесообразно, объясняя , что такое обращения, показать детям пример употребления обращений в п...