Проект урока литературы. Тема урока: Поэма С. Есенина «Анна Снегина».
проект (литература, 11 класс) по теме
Цели урока: 1. Научить анализу лиро-эпического произведения. Обеспечить усвоение учащимися этапов анализа лиро-эпического произведения:
а) разграничение лирического и эпического начала; б) синтез 2-х начал в рамках одного произведения;
в) анализ образа лирического героя в эпическом тексте;
2. развивать аналитические способности учащихся (анализ формы и содержания литературного произведения),
умение систематизировать материал, развивать интерес к творческой деятельности;
3. Воспитать внимание и уважение к мнению одноклассников. Показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся
произведений русской литературы, способствовать воспитанию эстетических качеств личности учащегося.
Тип урока: комбинированный.
Ключевые понятия: литературный род, лирика, эпос, лиро-эпический жанр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_literatury._poema_s._esenina_anna_snegia.doc | 42 КБ |
rody_literatury.docx | 12.29 КБ |
kartochki_po_tvorchestvu_s.esenina.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока литературы.
Тема урока: Поэма С. Есенина «Анна Снегина».
Цели урока: 1. Научить анализу лиро-эпического произведения. Обеспечить усвоение учащимися этапов анализа лиро-эпического произведения:
а) разграничение лирического и эпического начала; б) синтез 2-х начал в рамках одного произведения;
в) анализ образа лирического героя в эпическом тексте;
2. развивать аналитические способности учащихся (анализ формы и содержания литературного произведения),
умение систематизировать материал, развивать интерес к творческой деятельности;
3. Воспитать внимание и уважение к мнению одноклассников. Показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся
произведений русской литературы, способствовать воспитанию эстетических качеств личности учащегося.
Тип урока: комбинированный.
Ключевые понятия: литературный род, лирика, эпос, лиро-эпический жанр.
№ | ЭТАПЫ УРОКА | ЦЕЛЬ ЭТАПА УРОКА | ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ПРИМЕЧАНИЕ |
1 | Организационный момент | Повторить ранее изученное, подготовить к восприятию нового материала. Выявить неизвестное. | Создание ситуации успеха в познавательной деятельности | Организация работы, контроль. Метод: репродуктивный Задача: воспроизвести материал, необходимый для раскрытия новой темы. | Повторение ранее изученного теоретического материала, составление таблицы-характеристики родов литературы, репродуктивная беседа. | Приложение № 1. |
2 | Постановка проблемы | Создать проблемную ситуацию, позволяющую убедиться в необходимости изучения новой темы. | Актуализация субъективного опыта учащихся, настрой на понимание значимости изучаемого материала. | Проблемная беседа: постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, которая организует деятельность ученика. Предложение определить жанр изучаемого произв. | Наблюдение, сравнение, формулировка цели урока учениками. Выявление черт эпического и лирического начала в поэме «Анна Снегина». |
3 | Знакомство с новым материалом | Показать учащимся синтез лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», проанализировать лирического образ героя-повествователя. Раскрыть тематику и проблематику поэмы. | Обеспечение восприятия, осмысления поэмы. Обращение внимания на способы выражения лирической интонации и субъективной взволнованности. | Организация учителем самостоятельной деятельности учащихся, демонстрация литературного материала для глубокого наблюдения. Метод: эвристический, частично-поисковый. Приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение с комментарием. | Наблюдение, анализ содержания и формы литературного произведения, индивидуальная работа с карточками (полными), работа с карандашом в стихотворении. | Приложение № 2. |
4 | Закрепление нового материала | Проверить уровень навыков анализа лиро-эпического произведения, установить степень осознанности учащимися изучаемого материала, обеспечить повышение уровня осмысления литературного материала. | Обработка логики синтеза лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина». | Организация учителем деятельности учащихся. | Творческая работа в группах по вопросам и заданиям. | Приложение № 3. |
5 | Подведение итогов | Проверить уровень усвоения материала, дать качественную оценку работ отдельных учеников, групп, класса в целом. | Одобрение деятельности учащихся, класса, стимулирование интереса к предмету. | Организация проверки групповых творческих работ. | Демонстрация творческих работ с комментированием. | |
6 | Задание на дом | Закрепление изученного материала, обеспечение понимания цели, содержания, способов выполнения, мотивация к выполнению задания, инструктаж по его выполнению. | Предоставление возможности выбора задания на дом по степени сложности и по интересу. | Инструктаж по выполнению домашнего задания, проверка записей в дневниках. | Запись в дневнике задания: подготовка к словарной работе (учить литературоведческие термины: род литературы, эпос, лирика, лиризм, образность) |
Предварительный просмотр:
Литературный род
Большая группа литературных произведений, которые объединяются общими свойствами. Среди них – общность объекта изображения (внешний мир во всем его многообразии или сознание человека), принципы изображения человека, характер авторского отношения к действительности, художественные средства, доступные писателю.
Существует 3 литературных рода
ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
Род литературы, Рисует отдельные состояния Особенность драмы
повествование, характера в определенные составляют сюжет-
характеризующееся моменты жизни, собственное ность, конфликт-
изображением событий, «Я» поэта. Любое явление и ность действия и
внешних по отношению событие воспроизводится в его членение на
к автору. Форме собственного сценические эпизоды,
переживания. сплошная цепь выска-
зываний персонажей,
отсутствие повество-
вательного начала.
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР
Жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью («Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Анна Снегина» С.А.Есенина)
Предварительный просмотр:
Карточка №1.
Как вы понимаете слова Ю.Н.Тынянова о лирических произведениях Есенина: «Его стихи – стихи для легкого чтения…»?
Вспомните известные вам стихотворения С.Есенина. Какие черты художественного мира поэта вы бы выделили как основные?
Карточка № 2.
Обратившись к стихотворениям Есенина, проиллюстрируйте слова одного из исследователей творчества поэта: «Лирику Есенина объединяет система сквозных лирических образов – клен, черемуха, береза, осень. Это не случайность, а эстетический принцип, который сам Есенин объяснил как «узловую связь человека с миром природы», т.е. единство мира растительного, животного и человеческого, а следовательно, и объяснение жизни своих героев через жизнь природы, сопоставление своих отношений, поступков, настроений с процессами, происходящими в природе».
*Карточка № 3.
Какая концепция природы сформулирована в эстетическом трактате Есенина «Ключи Марии»? На что опирается эта концепция? На какие группы разделил Есенин свои образы в этой статье?
Карточка № 4.
Согласны ли вы с мнением критика: «Русь Есенина в первых книгах его стихов – смиренная, дремотная, кроткая, Русь богомолок, колокольного звона, монастырей, иконная, канонная. Деревенский уклад, деревенский быт взяты поэтом исключительно с идиллической стороны» (А.Воронский). Какие произведения поэта вы приведете в доказательство или опровержение этой точки зрения?
Карточка № 6.
Как вы думаете, насколько применимы к характеристике лирического героя стихотворений Есенина слова современного богослова: «Человек имеет две Родины, два отечества. Одно отечество – это наша земля. И та точка земли, где ты родился и вырос.
А второе отечество – это тот сокровенный мир духа, который око не может увидеть и ухо не может услышать, но которому мы принадлежим по природе своей. Мы дети земли – и в то же время гости в этом мире»? Дайте аргументированный ответ.
Карточка № 5.
Прочитайте стихотворения «Русь», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Неуютная жидкая лунность…». Как в них раскрывается тема Родины? Подумайте, почему в лирике Есенина преобладают мотивы грусти и печали по «уходящей Руси»?
Карточка № 7.
Литератор К.Л.Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии».
- Согласны ли вы с тем, что Есенин описывает природу «словно живое существо»? Обоснуйте свой ответ, обращаясь к стихотворениям «Поет зима – аукает…», «Выткался на озере…», «Сыплет черемуха снегом…»
- Как вы понимаете мысль К.Л.Зелинского о том, что природа в стихах Есенина «показана не созерцательно, а в действии»? Обоснуйте ответ.
Карточка № 8.
Исследователь А.А.Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок…Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, играет тальянка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок…»
- Согласны ли вы с тем, что ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? Ответ обоснуйте.
- Как вы считаете, о каком восприятии природы, каком отношении к ней свидетельствуют особенности стиха, отмеченные литературоведом?
*Карточка № 9.
Как вы думаете, какие стихотворения Есенина можно назвать песнями? Что в образной системе, ритмике, строфике, лексике, поэтическом синтаксисе есенинских сьтихотворений продолжает традиции русских народных песен? Похож ли лирический герой есенинских стихотворений на лирического героя русского песенного фольклора? («Выткался на озере…», «Под венком лесной ромашки…», «Темна ноченька, не спиться…», «Хороша была Танюша…», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…»)
*Карточка № 10.
Подготовьте подробные характеристики персонажей «Анны Снегиной», опираясь в основном на форму и содержание их речи. Как выразилось отношение автора к своим персонажам через их речевую характеристику? Какие художественные языковые средства позволили поэту создать не только различные социальные типы героев (Прон, Анна), но и яркие, индивидуальные характеры людей, близких по социальному положению (возница, мельник, жена мельника)?
Карточка № 11.
Восстановите в приведенных цитатах пропущенные слова или словосочетания:
А) «Отговорила роща золотая ………, веселым языком…».
Б) «Опять я теплой грустью болен От …….. ветерка. И на известку ……… Невольно крестится рука».
В) «Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое …….., И страна ………. ….. Не заманит шляться босиком».
Г) Я готов рассказать тебе поле, Про ……… рожь при луне».
Д) «Несказанное, ….., нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - …. ………. – Дышит запахом меда и роз»
Карточка № 1.
Каковы хронологические рамки эпического сюжета поэмы? Отвечая на вопрос, приведите подтверждающие цитаты. Какие события социально-политической истории ХХ века упоминаются в тексте, составляя исторический фон рассказу о деревенских встречах героя?
Карточка № 2
Кому из персонажей поэмы принадлежат следующие высказывания:
А)«…Скатилась со счастья вожжа.
Почти что три года кряду
У нас то падеж, то пожар».
Б) «…А все это, значит, безвластье.
Прогнали царя…
Так вот…
Посыпались все напасти
На наш неразумный народ».
В) «Приветствую с новой властью!
Теперь мы всех р-раз – и квас!»
Г) «Смотрите…
Уже светает.
Заря как пожар на снегу…
Мне что-то напоминает...»
Карточка № 3.
1. Узнайте действующее лицо поэмы по приведенной характеристике и истолкуйте эту характеристику: «Мужик – что твой пятый туз: При всякой опасной минуте Хвальбишка и дьявольский трус».
2. Восстановите правильную последовательность эпизодов, описанных в поэме:
Письмо мельника с сообщением о смерти Прона. Четыре дня простуды, болезнь героя. Разговор с возницей. Обвинение Сергея в дезертирстве. Письмо из Лондона. Смерть Бориса
Карточка № 4.
Сопоставьте цветовые компоненты пейзажных и портретных описаний в поэме: «Луна золотою порошею Осыпала даль деревень», «Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень», «девушка в белой накидке», «Иду голубою дорожкой…», «Сиреневая погода Сиренью обрызгала тишь», «Я видел лишь белое платье», «Дымком отдает росяница На яблонях белых в саду», «Заря как пожар на снегу», «…Синею заволокой Покрыты береза и ель».
Опишите цветовую палитру поэмы. В чем функции метафор и метафорических эпитетов?
Карточка № 5.
Каковы основные принципы композиции поэмы? Сопоставьте концовку первой главы произведения с концовкой всей поэмы. Какие слова изменены автором в финальном фрагменте по сравнению с их начальным вариантом? Как это изменение влияет на смысловой итог поэмы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 11 классе "Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина»"
Урок является заключительным этапом в изучении творчества Сергея Есенина....
История создания поэмы Сергея Есенина "Анна Снегина" .
История создания поэмы Сергея Есенина "Анна Снегина", факты из жизни прототипа главной героини произведения....
Тест по поэме С.Есенина "Анна Снегина"
Данная разработка создана для проверки знаний учащихся по поэме "Анна Снегина" С.Есенина...
Технологическая карта урока по литературе: «Соотношение лирического и эпического начал в поэме С.Есенина «Анна Снегина» (технология критического мышления)
Третий урок в изучаемом разделе «Творчество Есенина» -11 класс. В рамках темы необходимо было систематизировать и обобщить ранее пройденный материал и изучить аспекты новой темы.Тип ...
Поэма Сергея Есенина "Анна Снегина"
История создания поэмы С.Есенина"Анна Снегина", образы главных героев...
Тест по поэме С.Есенина "Анна Снегина"
Тест на знание текста. Составлен в двух вариантах, без вариантов ответов....
Опросник по содержанию поэмы С. Есенина "Анна Снегина"
состоит из вопросов по содержанию поэмы для проверки знания текста и первичного его понимания...