Рабочая программа по русской литературе для 9 «В» класса основного общего образования (базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_9.odt | 48.96 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- средняя общеобразовательная школа №2 г.Алагира
Рассмотрена на заседании МО _____________________ Протокол № ____ «____»____________2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________________________ «____»____________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2 _____________Коченова Л.Ч. от «___»______________2019 г. |
Рабочая программа
по русской литературе
для 9 «В» класса
основного общего образования
(базовый уровень)
2019 – 2020 учебный год
Составитель: Кочиева Т.Х.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 2 г.Алагира
г.Алагир
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон «Об образовании в РФ».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786.
Учебный план МБОУ СОШ № 2 г. Алагира на 2019-2020 учебный год.
Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2014 г., рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к многонациональному Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; уважительного отношения к русской литературе;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);
- устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- самостоятельном определении цели своего обучения, постановке и формулировании для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельном планировании пути достижения целей, в том числе альтернативных, умении осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотнесении своих действий с планируемыми результатами, осуществлении контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определении способов действий в рамках предложенных условий и требований, умении корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умении определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; владеть устной и письменной речью;
- владении основами самоконтроля, самооценки, принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- формировании и развитии компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий;
- формировании и развитии экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- осознании значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировании потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношении человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимании литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечении культурной самоидентификации, осознании коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитании квалифицированного читателя с формированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитии способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этно-культурные традиции;
- овладении процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
- формировании умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX —XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-тематический план
№/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Количество | ||
Р/Р | К/Р | ||||
1. | Введение | 2 ч. | |||
2. | Древнерусская литература | 5 ч. | 1ч.(кл.) | ||
3. | Русская литература 18 века | 12ч. | 1ч.(кл.) | ||
4. | Литература первой четверти 19 века | 5 ч. | 1ч. | ||
5. | Литература первой половины 19 века | 52 ч. | |||
| 10 ч. | 1ч.(дом.) | |||
| 22 ч. | 1ч(кл) | 1ч. | ||
| 14 ч. | 1ч.(кл.) | 1ч. | ||
| 6 ч. | 2ч(кл.+дом.) | |||
6. | Литературный процесс второй половины 19-20века | 26 ч. | 1ч.(кл.) | ||
Резерв | 3 ч. | ||||
Всего: | 105 ч. | 6 кл | 2 дом | 3ч. |
График проведения контрольных работ и работ по развитию речи
№ | Дата | Тема | |
План | Факт | ||
1. | 18.09 | Р/р Обучение сочинению | |
2. | 4.10 | Р/р Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки» | |
3. | 25.10 | Р/р Обучение анализу лирического текста. Практикум | |
4. | 24, 27.11 | Р/р Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | |
5. | 18.12 | Р/р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка | |
6. | 26, 29.01 | Р/р Сочинение по творчеству Пушкина | |
7. | 26, 28.02 | Р.р. Обучение анализу эпизода по главе «Тамань» | |
8. | 2.03 | Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова | |
9. | 2.04 | Сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» А.Н.Островский сделал Любима Торцова?» | |
10. | 7.05 | Р/р Анализ стихотворений поэтов XX века | |
11. | 21.05 | Р/р Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего | |
12. | 23.05 | Итоговый тест |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Вводный урок. Великие сеятели разумного, доброго, вечного. | 1 | 4.09 | |
2 | Роды и жанры литературных произведений | 1 | 6.09 | |
3 | Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | 8.09 | |
4 | «Печальная повесть о походе Игоревом». Патриотический пафос произведения | 1 | 11.09 | |
5 | Образ автора «Слова…», художественные особенности произведения | 1 | 13.09 | |
6 | Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» | 1 | 15.09 | |
7 | Р/р Обучение сочинению | 1 | 18.09 | |
8 | Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве | 1 | 20.09 | |
9 | М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт | 1 | 22.09 | |
10 | Г.Р.Державин – поэт и гражданин | 1 | 25.09 | |
11 | Значение творчества Ломоносова и Державина для дальнейшего развития поэтического слова | 1 | 27.09 | |
12 | Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция | 1 | 29.09 | |
13 | Идеал честного человека в комедии «Недоросль» | 1 | 2.10 | |
14 | Р/р Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки» | 1 | 4.10 | |
15 | Тема воспитания и образования в комедии | 1 | 6.10 | |
16 | «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения | 1 | 9.10 | |
17 | Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, историк, критик. Повесть «Бедная Лиза» | 1 | 11.10 | |
18 | Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении | 1 | 13.10 | |
19 | Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века | 1 | 16.10 | |
20 | Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века | 1 | 18.10 | |
21 | К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности» | 1 | 20.10 | |
22 | «Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского | 1 | 23.10 | |
23 | Р/р Обучение анализу лирического текста. Практикум | 1 | 25.10 | |
24 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику». | 1 | 27.10 | |
25 | А.С.Грибоедов. Личность и судьба | 1 | 30.10 | |
26 | Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Анализ 1-го действия | 1 | 1.11 | |
27 | «Век нынешний и век минувший». Обучение анализу монолога. 2-е действие комедии | 1 | 3.11 | |
28 | Фамусовское общество. Анализ сцены бала | 1 | 13.11 | |
29 | Смысл названия комедии «Горе от ума» | 1 | 15.11 | |
30 | Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова | 1 | 17.11 | |
31 | И.А. Гончаров «Мильон терзаний» | 1 | 20.11 | |
31 | Умники и умницы. Литературная игра по комедии Грибоедова «Горе от ума» | 1 | 22.11 | |
33-34 | Р/р Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 2 | 24.11 27.11 | |
35 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество | 1 | 29.11 | |
36 | Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. Дружба и друзья в лирике поэта | 1 | 4.12 | |
37-38 | Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина | 2 | 6.12 8.12 | |
39 | Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики | 1 | 11.12 | |
40 | Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина | 1 | 13.12 | |
41 | Образы природы в лирике А.С.Пушкина | 1 | 15.12 | |
42 | Р/р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка | 1 | 18.12 | |
43 | Романтические поэмы Пушкина | 1 | 20.12 | |
44 | «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия | 1 | 22.12 | |
45 | Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина | 1 | 25.12 | |
46 | «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров | 1 | 27.12 | |
47 | История создания романа «Евгений Онегин», Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения | 1 | 8.01 | |
48 | «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге | 1 | 10.01 | |
49 | «Но был ли счастлив мой Евгений?». Онегин в деревне | 1 | 12.01 | |
50 | Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна | 1 | 15.01 | |
51 | «И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!» Онегин и Ленский | 1 | 17.01 | |
52 | «Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительностью» | 1 | 19.01 | |
53 | Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа | 1 | 22.01 | |
54 | Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине. | 1 | 24.01 | |
55-56 | Р/р Сочинение по творчеству Пушкина | 2 | 26.01 29.01 | |
57 | Пролог к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…» | 1 | 31.09 | |
58 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | 1 | 2.02 | |
59 | Адресаты любовной лирики Лермонтова | 1 | 5.02 | |
60 | Тема России. Характер лирического героя его поэзии | 1 | 7.02 | |
61-62 | Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова | 1 | 9.02 | |
63 | «Герой нашего времени». История создания, композиция романа | 1 | 12.02 | |
64 | «Странный человек» Г.А.Печорин | 1 | 14.02 | |
65 | Печорин как «портрет поколения» | 1 | 16.02 | |
66 | «Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань» | 1 | 19.02 | |
67 | «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 | 21.02 | |
68 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени» | 1 | 23.02 | |
69-70 | Р.р. Обучение анализу эпизода по главе «Тамань» | 2 | 26.02 28.02 | |
71 | Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | 2.03 | |
72 | Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений | 1 | 5.03 | |
73 | Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации | 1 | 7.03 | |
74-75 | Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов | 2 | 9.03 | |
76 | Чичиков и чичиковщина | 1 | 12.03 | |
77 | Образ Родины в поэме «Мёртвые души» | 1 | 14.03 | |
78 | Литература второй половины XIX века. Обзор | 1 | 16.03 | |
79 | Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова | 1 | 19.03 | |
80 | А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского | 1 | 21.03 | |
81 | Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок» | 1 | 23.03 | |
82 | Сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» А.Н.Островский сделал Любима Торцова?» | 1 | 2.04 | |
83 | Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность» | 1 | 4.04 | |
84 | Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь» | 1 | 6.04 | |
85 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя | 1 | 9.04 | |
86 | Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского | 1 | 11.04 | |
87 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника» | 1 | 13.04 | |
88 | Литература XX века | 1 | 16.04 | |
89 | А.М.Горький Драма «На дне» как «пьеса-буревестник» | 1 | 18.04 | |
90 | Русские поэты Серебряного века | 1 | 20.04 | |
91 | А.Блок. «В поэтической мастерской поэта» | 1 | 23.04 | |
92 | С.Есенин Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта | 1 | 25.04 | |
93 | В.В.Маяковский Новаторство поэта | 1 | 27.04 | |
94 | М.И.Цветаева. Судьба и творчество | 1 | 30.04 | |
95 | А.Ахматова. Жизнь и творчество | 1 | 4.05 | |
96 | Р/р Анализ стихотворений поэтов XX века | 1 | 7.05 | |
97 | М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце» | 1 | 11.05 | |
98 | М.Шолохов. Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека») | 1 | 14.05 | |
99 | А.И.Солженицын. Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор» | 1 | 16.04 | |
100 | Новейшая русская проза | 1 | 18.04 | |
101 | Р/р Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего | 1 | 21.05 | |
102 | Итоговый тест | 1 | 23.05 | |
103-105 | Резервные уроки | 3 | 25.04 28.04 30.04 |
Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014.
Дополнительная литература:
- И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2010г.
- Г.И.Беленький. Литература. 8 класс. М.: 2Просвещение», 2005 г.
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2010г
- Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Издат-Школа, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в 8 классе основного общего образования, базовый уровень на 2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программ:Алгебра. 7-9 классы, авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - 2 изд., испр. и доп. - М.:Мнемозина, 2009.Программы общеобразовательных учр...
рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс, основное общее образование, базовый уровень
Рабочая программа по информатике составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 7-8 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Прогр...
рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс, основное общее образование, базовый уровень
Рабочая программа по информатике составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 8-9 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 5 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
Составлена для общеобразовательных учреждений по учебнику И.И.Зубаревой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 7 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
Программа составлена для ОУ по учебнику А.Г.Мордковича...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса основного общего образования (базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программапо русскому языкудля 10 классаосновного общего образования(базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год...