РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 7 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Программа составлена для ОУ по учебнику А.Г.Мордковича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika7_2014-2015.doc | 352.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горьковская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района Алтайского края
ПРИНЯТО Руководитель МС ________________ /Т.В. Голубева/ Протокол № _____ от « ___ » августа 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ____________________ /И.И. Труфанова/ Приказ № 42-06 от « 30» августа 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике, 7 класс,
основное общее образование, базовый уровень
на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторских программ
«Программы. Алгебра 7-9 классы»
«Программы. Геометрия 7-9 классы»
Авторы программы: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович - М.: Просвещение, 2009.
Авторы программы: Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов - М.: Просвещение, 2009.
Составитель: Труфанова Ирина Ивановна,
учитель математики,
1 квалификационная категория
2014
Автор Л.С.Атанасян
Рабочая программа
составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования - М.: Дрофа, 2004
- Примерной программы основного общего образования и авторской программы Атанасяна Л. С.
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способностей к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
- Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Автор А. Г. Мордкович
ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы наблюдается резкий всплеск активности на рынке учебной литературы по математике для общеобразовательной школы: появляются десятки новых учебных и методических пособий, выдвигаются новые концепции и новые подходы, по-новому раскрывается роль математического образования в деле воспитания культурного человека, которому предстоит жить в XXI веке.
В прошлом веке, когда осуществлялся переход на ныне действующую программу школьного курса математики, социальный заказ, который общество ставило перед математическим образованием, состоял в том, чтобы обеспечить выпускников школы определенным объемом математических ЗУНов (знаний, умений, навыков). Это привело к приоритету (и даже культу) формул в школьном математическом образовании, приоритету запоминания (а не понимания), засилью репетиторских методов (а не творческих) и рецептурной методики (а не концептуальной). В итоге мы получили то, что получили: перекос математического образования в сторону формализма и схоластики, падение интереса учащихся к математике. Сегодняшний социальный заказ выглядит совершенно по-другому: школа должна научить детей самостоятельно добывать информацию и уметь ею пользоваться — это неотъемлемое качество культурного человека в наше время.
Несколько слов о целях математического образования, которые мы стремились реализовать в нашей программе. Собственно, глобальная цель одна — содействовать формированию культурного человека. Тезисно остановимся на основных направлениях гуманитарного потенциала математики, т. е. на путях реализации указанной глобальной цели.
Математика изучает математические модели. Математическая модель — это то, что остается от реального процесса, если отвлечься от его материальной сути. Математические модели описываются математическим языком. Изучая математику, мы фактически изучаем специальный язык, «на котором говорит природа». Эту мысль высказывали многие математики и философы. Основная функция математического языка — организующая: таблицы, схемы, графики, алгоритмы, правила вывода, способы логически правильных рассуждений. Как в настоящее время обойдется без этого культурный человек, как он спланирует и организует свою деятельность? Где он этому научится? Прежде всего на уроках математики. Понимают ли это сегодняшние школьники? Нет, поскольку этого часто не понимают учителя, привыкшие считать, что математика в школе изучается прежде всего ради формул. Настало время сместить акценты: формулы в математике — не цель, а средство, средство приобщения к математическому языку, средство выявления его особенностей и достоинств. «Учить не мыслям, а мыслить!» — так говорил И. Кант более 200 лет назад.
Особая цель математического образования — развитие речи на уроках математики. В наше прагматичное время культурный человек должен уметь излагать свои мысли четко, кратко, раскладывая «по полочкам», умея за ограниченное время сформулировать главное, отсечь несущественное. Этому он учится в школе прежде всего на уроках математики, если, конечно, учитель не является апологетом рутинной работы на уроках — бесконечного (и, к сожалению, чаще всего бессмысленного) решения однотипных примеров. Можно указать две основные причины, по которым ребенок должен говорить на уроке математики: первая — это способствует активному усвоению изучаемого материала (конъюнктурная цель), вторая — приобретает навыки грамотной математической речи (гуманитарная цель). Для того чтобы ребенок заговорил на уроке, надо, чтобы было о чем говорить. Поэтому наши учебники, реализующие программу, написаны так, чтобы после самостоятельного прочтения у учителя и учащихся имелся материал для последующего обсуждения на уроке.
Итак, основные цели и задачи математического образования в школе, которые мы стремились реализовать в проекте, заключаются в следующем: содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком не как языком общения, а как языком, организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.
Исходные положения теоретической концепции нашего курса алгебры для 7—11 классов можно сформулировать в виде двух лозунгов.
1. Математика в школе — не наука и даже не основа наук, а
учебный предмет.
2. Математика в школе — гуманитарный учебный предмет.
Пояснения к первому лозунгу. Не так давно считалось,
что главное в школьном обучении математике — повысить так называемую научность, что в конечном счете свелось к перекосу в сторону формализма и схоластики, к бессмысленному заучиванию формул. Когда педагогическая общественность начала это осознавать, стало крепнуть (хотя и не без борьбы) представление о том, что школьная математика не наука, а учебный предмет со всеми вытекающими отсюда последствиями. В учебном предмете не обязательно соблюдать законы математики как науки, зачастую более важны законы педагогики и особенно психологии, постулаты теории развивающего обучения.
Для примера рассмотрим вопросы о самом трудном в работе учителя математики — как и когда должен вводить учитель то или иное сложное математическое понятие; как правильно выбрать уровень строгости изложения того или иного материала.
Если основная задача учителя — обучение, то он имеет право давать формальное определение любого понятия тогда, когда сочтет нужным. Если основная задача учителя — развитие, то следует продумать выбор места и времени (стратегия) и этапы постепенного подхода к формальному определению на основе предварительного изучения понятия на более простых уровнях (тактика). Таковых уровней в математике можно назвать три:
- наглядно-интуитивный, когда новое понятие вводится
с опорой на интуитивные или образные представления учащихся; - рабочий (описательный), когда от учащегося требуется
уметь отвечать не на вопрос «что такое?», а на вопрос «как ты
понимаешь?»; - формальный.
Стратегия введения определений сложных математических понятий в наших учебниках базируется на положении о том, что выходить на формальный уровень следует при выполнении двух условий:
1) если у учащихся накопился достаточный опыт для адекватного восприятия вводимого понятия, причем опыт по двум направлениям — вербальный (опыт полноценного понимания всех слов, содержащихся в определении) и генетический (опыт использования понятия на наглядно-интуитивном и рабочем уровнях);
2) если у учащихся появилась потребность в формальном определении понятия.
То или иное понятие математики практически всегда проходило в своем становлении три указанные выше стадии (наглядное представление, рабочий уровень восприятия, формальное определение), причем переход с уровня на уровень зачастую был весьма длительным по времени и болезненным. Не учитывать этого нельзя, ибо то, что в муках рождалось в истории математики, будет мучительным и для сегодняшних детей. Надо дать им время пережить это, не спеша переходить с уровня на уровень. Поэтому, в частности, существенной ошибкой, на наш взгляд, является традиция предлагать определение функции не подготовленным для этого учащимся 7 класса.
8 нашей программе это понятие «созревает» с 7 по 9 класс. Поначалу, пока изучаются простейшие функции (линейная, обратная пропорциональность, квадратичная и т. д. — это материал 7—8 классов), следует отказаться от формального определения
функции и ограничиться описанием, не требующим заучивания. Ничего страшного в этом нет, о чем свидетельствует и история математики. Многие математические теории строились, развивались, обогащались все новыми и новыми фактами и приложениями, несмотря на отсутствие определения основного понятия этой теории. Можно строить теорию, даже достаточно строгую, и при отсутствии строгого определения исходного понятия — во многих случаях это оправдано с методической точки зрения.
Итак, в отличие от сложившихся традиций мы не вводим в 7 классе определение функции, хотя работаем с функциями и в 7, ив 8 классе очень много. И только в 9 классе, проанализировав накопленный учащимися опыт в использовании понятия функции и в работе со свойствами функции в курсе алгебры 7 и 8 классов, мы убеждаем их в том, что у них появилась и потребность в формальном определении понятия функции и ее свойств.
Что касается свойств функций, то следует подчеркнуть, что фактически в 7 классе мы работаем с учащимися на наглядно-интуитивном уровне, в 8 классе — на рабочем уровне и только в 9 классе выходим на формальный уровень.
Новый математический термин и новое обозначение должны появляться мотивированно, только тогда, когда в них возникает необходимость (в первую очередь в связи с появлением новой математической модели). Немотивированное введение нового термина провоцирует запоминание (компонент обучения) без понимания (и, следовательно, без развития)
Несколько слов о выборе уровня строгости в учебном предмете, где, в отличие от науки, мы не обязаны все доказывать. Более того, в ряде случаев правдоподобные рассуждения или рассуждения, опирающиеся на графические модели, на интуицию, имеют для школьников более весомую развивающую и гуманитарную ценность, чем формальные доказательства. В нашем курсе все, что входит в программу, что имеет воспитательную ценность и доступно учащимся, доказывается. Если формальные доказательства мало поучительны и схоластичны, они заменяются правдоподобными рассуждениями. Наше кредо: с одной стороны, меньше схоластики, формализма, «жестких моделей», меньше опоры на левое полушарие мозга; с другой стороны, больше геометрических иллюстраций, наглядности, правдоподобных рассуждений, «мягких моделей», больше опоры на правое полушарие мозга. Преподавать в постоянном режиме жесткого моделирования — легко, использовать в преподавании режим мягкого моделирования — трудно; первый режим — удел ремесленников от педагогики, второй режим — удел творцов.
Пояснения ко второму лозунгу. Математика — гуманитарный (общекультурный) предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности и «ум в порядок приводит». Математика — наука о математических моделях. Модели описываются в математике специфическим языком (термины, обозначения, символы, графики, графы, алгоритмы и т. д.). Значит, надо изучать математический язык, чтобы мы могли работать с любыми математическими моделями. Особенно важно при этом подчеркнуть, что основное назначение математического языка — способствовать организации деятельности (тогда как основное назначение обыденного языка — служить средством общения), а это в наше время очень важно для культурного человека. Поэтому в нашем курсе математический язык и математическая модель — ключевые слова в постепенном развертывании курса, его идейный стержень. При наличии идейного стержня математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера. В наше время владение хотя бы азами математического языка — непременный атрибут культурного человека.
Гуманитарный потенциал школьного курса алгебры мы видим, во-первых, в том, что владение математическим языком и математическим моделированием позволит учащемуся лучше ориентироваться в природе и обществе; во-вторых, в том, что математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания мышления и характера учащихся; в-третьих, в реализации в процессе преподавания идей развивающего и проблемного обучения; в-четвертых, в том, что уроки математики (при правильной постановке) способствуют развитию речи обучаемого в не меньшей степени, чем уроки русского языка и литературы.
Из основных содержательно-методических линий школьного курса алгебры приоритетной в нашей программе является функционально-графическая линия. Это выражается прежде всего в том, что, какой бы класс функций, уравнений, выражений ни изучался, построение материала практически всегда осуществляется по жесткой схеме: функция — уравнения — преобразования. Приоритет функциональной линии — не наше изобретение. На необходимость этого более 100 лет назад указывал немецкий математик и педагог Феликс Клейн, более 60 лет назад ту же идею провозгласил советский математик А. Я. Хинчин, а затем вслед за ним методист В. Л. Гончаров. Но к сожалению, до сих пор эта идея в российской школе не была реализована.
Для понимания учащимися курса алгебры в целом важно прежде всего, чтобы они полноценно усвоили первичные модели (функции). Это значит, что нужно организовать их деятельность По изучению той или иной функции так, чтобы рассмотреть новый объект (конкретную математическую модель — функцию) системно, с разных сторон, в разных ситуациях. В то же время не следует рассматривать набор случайных сюжетов, различных для разных классов функций — это создаст ситуацию дискомфорта в обучении. Возникает методическая проблема выделения в системе упражнений по изучению того или иного класса функций инвариантного ядра, универсального для любого класса функций. Инвариантное ядро в наших учебниках и задачниках состоит из шести направлений: графического решения уравнений; отыскания наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке; преобразования графиков; функциональной символики; кусочных функций; чтения графика.
Графический (или, точнее, функционально-графический) метод решения уравнений, на наш взгляд, должен всегда быть первым и одним из главных при решении уравнений любых типов. Неудобства, связанные с применением графического метода, как правило, и создают ту проблемную ситуацию, которая приводит к необходимости отыскания алгоритмов аналитических способов решения уравнения. Эта идея проходит красной нитью в нашей программе через весь школьный курс алгебры.
Что дает этот метод для изучения той или иной функции? Он приводит ученика к ситуации, когда график функции строится не ради графика, а для решения другой задачи — для решения уравнения. График функции является не целью, а средством, помогающим решить уравнение. Это способствует и непосредственному изучению функций, и ликвидации того неприязненного отношения к функциям » графикам, которое, к сожалению, характерно для традиционных способов организации изучения курса алгебры в общеобразовательной школе. В наших учебных пособиях графический способ решения уравнения всегда предшествует аналитическим способам. Ученики вынуждены применять его, привыкать к нему и относиться к нему, как к своему первому помощнику (они как бы «обречены на дружбу» с графическим методом), поскольку никаких других приёмов решения того или иного уравнения они к этому времени не знают.
Для правильного формирования у учащихся как самого понятия функции, так и представления о методологической сущности этого понятия очень полезны кусочные функции. Во многих случаях именно кусочные функции являются математическими
моделями реальных ситуаций. Использование таких функций способствует преодолению обычного заблуждения многих учащихся, отождествляющих функцию только с ее аналитическим заданием в виде некоторой формулы, готовит как в пропедевтическом, так и в мотивационном плане и определение функции, и, понятие непрерывности. Использование на уроках кусочных функций дает возможность учителю сделать систему упражнений более разнообразной (что важно для поддержания интереса к предмету у обучаемых), творческой (можно предложить учащимся сконструировать примеры самим). Отметим и воспитательный момент: это воспитание умения принять решение, зависящее от правильной ориентировки в условиях, это и своеобразная эстетика — оценка красоты графиков кусочных функций, предложенных разными учениками.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
- Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель – систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
- Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к
прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель – ввести понятие теоремы; выработать умение
доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
- Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиомы параллельных прямых. Свойства параллельных прямых
Основная цель – ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей ( накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольниках, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
- Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и
углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель – рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме рассматривается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Он позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, тупоугольный, прямоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на посторенние следует ограничиться только выполнением и описание построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условиями задачи.
- Повторение. Решение задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Математический язык. Математическая модель
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первое представление о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Линейная функция.
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (х;у) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах+bу+с=0. График уравнения. Алгоритм построения уравнения ах+bу+с=0.
Линейная функция. Независимая функция (аргумент).зависимая переменная. График линейной функции.
Линейная функция у=кх и её график.
Наибольшее и наименьшее значение линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.
Взаимное расположение графиков функций.
Степень с натуральным показателем и её свойства
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
Одночлены
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Алгоритм сложения одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Многочлен. Арифметические операции над многочленами
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.
Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов. Куб суммы и куб разности.
Деление многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинация различных приемов. Метод выделения полного Тождества. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Функция у=х2
Функция у=х2 , её свойства и график. Функция у= - х2 , её свойства и график.
Графическое решение уравнений.
Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у= f(х). Функциональная символика.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Несовместная система. Алгоритм решения двух линейных уравнений с двумя переменными методом подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Обобщающее повторение
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Планируемая дата проведения | Дата проведения урока | Примечание |
Числовые и алгебраические выражения | 01.09.2014 | 01.09.2014 | ||
Числовые и алгебраические выражения | 02.09.2014 | 02.09.2014 | ||
Прямая и отрезок. Луч и угол | 03.09.2014 | 03.09.2014 | ||
Числовые и алгебраические выражения | 04.09.2014 | 04.09.2014 | ||
Числовые и алгебраические выражения | 05.09.2014 | 05.09.2014 | ||
Прямая и отрезок. Луч и угол | 06.09.2014 | 06.09.2014 | ||
Что такое математический язык | 08.09.2014 | 08.09.2014 | ||
Что такое математический язык | 09.09.2014 | 09.09.2014 | ||
Сравнение отрезков и углов | 10.09.2014 | 10.09.2014 | ||
Что такое математическая модель | 11.09.2014 | 11.09.2014 | ||
Что такое математическая модель | 12.09.2014 | 12.09.2014 | ||
Измерение отрезков. Измерение углов | 13.09.2014 | 13.09.2014 | ||
Что такое математическая модель | 14.09.2014 | 14.09.2014 | ||
Что такое математическая модель | 16.09.2014 | 16.09.2014 | ||
Измерение отрезков. Измерение углов | 17.09.2014 | 17.09.2014 | ||
Линейное уравнение с одной переменной | 18.09.2014 | 18.09.2014 | ||
Линейное уравнение с одной переменной | 19.09.2014 | 19.09.2014 | ||
Измерение отрезков. Измерение углов | 20.09.2014 | 20.09.2014 | ||
Линейное уравнение с одной переменной | 22.09.2014 | 22.09.2014 | ||
Линейное уравнение с одной переменной | 23.09.2014 | 23.09.2014 | ||
Перпендикулярные прямые | 24.09.2014 | 24.09.2014 | ||
Координатная прямая | 25.09.2014 | 25.09.2014 | ||
Координатная прямая | 26.09.2014 | 26.09.2014 | ||
Перпендикулярные прямые | 27.09.2014 | 27.09.2014 | ||
Контрольная работа по теме «Математический язык. Математическая модель» | 29.09.2014 | 29.09.2014 | ||
Координатная плоскость | 30.09.2014 | 30.09.2014 | ||
Решение задач | 01.10.2014 | 01.10.2014 | ||
Координатная плоскость | 02.10.2014 | 02.10.2014 | ||
Координатная плоскость | 03.10.2014 | 03.10.2014 | ||
Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения» | 04.10.2014 | 04.10.2014 | ||
Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 06.10.2014 | 13.10.2014 | ||
Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 07.10.2014 | 13.10.2014 | ||
Первый признак равенства треугольников | 08.10.2014 | 14.10.2014 | ||
Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 09.10.2014 | 15.10.2014 | ||
Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 10.10.2014 | 16.10.2014 | ||
Первый признак равенства треугольников | 11.10.2014 | 17.10.2014 | ||
Линейная функция и её график | 13.10.2014 | 18.10.2014 | ||
Линейная функция и её график | 14.10.2014 | 20.10.2014 | ||
Первый признак равенства треугольников | 15.10.2014 | 20.10.2014 | ||
Линейная функция и её график | 16.10.2014 | 21.10.2014 | ||
Линейная функция и её график | 17.10.2014 | 21.10.2014 | ||
Медианы, биссектрисы и высоты треугольников | 18.10.2014 | 22.10.2014 | ||
Линейная функция и её график | 20.10.2014 | 23.10.2014 | ||
Линейная функция у=кх | 21.10.2014 | 24.10.2014 | ||
Медианы, биссектрисы и высоты треугольников | 22.10.2014 | 25.10.2014 | ||
Линейная функция у=кх | 23.10.2014 | 25.10.2014 | ||
Линейная функция у=кх | 24.10.2014 | 27.10.2014 | ||
Медианы, биссектрисы и высоты треугольников | 25.10.2014 | 27.10.2014 | ||
Взаимное расположение графиков функций | 27.10.2014 | 28.10.2014 | ||
Второй и третий признаки равенства треугольников | 29.10.2014 | 29.10.2014 | ||
Контрольная работа по теме «Линейная функция» | 30.10.2014 | 30.10.2014 | ||
Основные понятия | 30.10.2014 | 30.10.2015 | ||
Второй и третий признаки равенства треугольников | 31.10.2014 | 31.10.2014 | ||
Основные понятия | 10.11.2014 | 10.11.2014 | ||
Основные понятия | 11.11.2014 | 11.11.2014 | ||
Второй и третий признаки равенства треугольников | 12.11.2014 | 12.11.2014 | ||
Метод подстановки | 13.11.2014 | 13.11.2014 | ||
Метод подстановки | 14.11.2014 | 14.11.2014 | ||
Второй и третий признаки равенства треугольников | 15.11.2014 | 15.11.2014 | ||
Метод подстановки | 17.11.2014 | 17.11.2014 | ||
Метод алгебраического сложения | 18.11.2014 | 18.11.2014 | ||
Задачи на построение | 19.11.2014 | 19.11.2014 | ||
Метод алгебраического сложения | 20.11.2014 | 20.11.2014 | ||
Метод алгебраического сложения | 21.11.2014 | 21.11.2014 | ||
Задачи на построение | 22.11.2014 | 22.11.2014 | ||
Метод алгебраического сложения | 24.11.2014 | 24.11.2014 | ||
Система двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 25.11.2014 | 25.11.2014 | ||
Задачи на построение | 26.11.2014 | 26.11.2014 | ||
Система двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 27.11.2014 | 27.11.2014 | ||
Система двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 28.11.2014 | 28.11.2014 | ||
Решение задач | 29.11.2014 | 29.11.2014 | ||
Система двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 01.12.2014 | 01.12.2014 | ||
Система двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 02.12.2014 | 02.12.2014 | ||
Решение задач | 03.12.2014 | 03.12.2014 | ||
Контрольная работа по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» | 04.12.2014 | 04.12.2014 | ||
Что такое степень с натуральным показателем | 05.12.2014 | 05.12.2014 | ||
Решение задач | 06.12.2014 | 06.12.2014 | ||
Что такое степень с натуральным показателем | 08.12.2014 | 08.12.2014 | ||
Таблица основных степеней | 09.12.2014 | 09.12.2014 | ||
Контрольная работа по теме «Треугольники» | 10.12.2014 | 10.12.2014 | ||
Таблица основных степеней | 11.12.2014 | 11.12.2014 | ||
Свойства степени с натуральным показателем | 12.12.2014 | 12.12.2014 | ||
Признаки параллельности двух прямых | 13.12.2014 | 13.12.2014 | ||
Свойства степени с натуральным показателем | 15.12.2014 | 15.12.2014 | ||
Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями | 16.12.2014 | 16.12.2014 | ||
Признаки параллельности двух прямых | 17.12.2014 | 17.12.2014 | ||
Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями | 18.12.2014 | 18.12.2014 | ||
Степень с нулевым показателем | 19.12.2014 | 19.12.2014 | ||
Признаки параллельности двух прямых | 20.12.2014 | 20.12.2014 | ||
Степень с нулевым показателем | 22.12.2014 | 22.12.2014 | ||
Контрольная работа по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства» | 23.12.2014 | 23.12.2014 | ||
Признаки параллельности двух прямых | 24.12.2014 | 24.12.2014 | ||
Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена | 25.12.2014 | 25.12.2014 | ||
Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена | 26.12.2014 | 26.12.2014 | ||
Сложение и вычитание одночленов | 27.12.2014 | 27.12.2014 | ||
Сложение и вычитание одночленов | 12.01.2015 | 12.01.2015 | ||
Аксиомы параллельных прямых | 13.01.2015 | 13.01.2015 | ||
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 14.01.2015 | 14.01.2015 | ||
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 15.01.2015 | 15.01.2015 | ||
Аксиомы параллельных прямых | 16.01.2015 | 16.01.2015 | ||
Деление одночлена на одночлен | 17.01.2015 | 17.01.2015 | ||
Деление одночлена на одночлен | 19.01.2015 | 19.01.2015 | ||
Аксиомы параллельных прямых | 20.01.2015 | 20.01.2015 | ||
Контрольная работа по теме «Одночлены. Операции над одночленами» | 21.01.2015 | 21.01.2015 | ||
Основные понятия | 22.01.2015 | 22.01.2015 | ||
Аксиомы параллельных прямых | 23.01.2015 | 23.01.2015 | ||
Основные понятия | 24.01.2015 | 24.01.2015 | ||
Основные понятия | 26.01.2015 | 26.01.2015 | ||
Решение задач | 27.01.2015 | 27.01.2015 | ||
Сложение и вычитание многочленов | 28.01.2015 | 28.01.2015 | ||
Сложение и вычитание многочленов | 29.01.2015 | 29.01.2015 | ||
Решение задач | 30.01.2015 | 30.01.2015 | ||
Умножение многочлена на одночлен | 31.01.2015 | 31.01.2015 | ||
Умножение многочлена на одночлен | 02.02.2015 | 02.02.2015 | ||
Решение задач | 03.02.2015 | 03.02.2015 | ||
Умножение многочлена на одночлен | 04.02.2015 | 04.02.2015 | ||
Умножение многочлена на многочлен | 05.02.2015 | 05.02.2015 | ||
Контрольная работа по теме «Параллельные прямые» | 06.02.2015 | 06.02.2015 | ||
Умножение многочлена на многочлен | 07.02.2015 | 07.02.2015 | ||
Умножение многочлена на многочлен | 09.02.2015 | 09.02.2015 | ||
Сумма углов треугольника | 10.02.2015 | 10.02.2015 | ||
Формулы сокращенного умножения | 11.02.2015 | 11.02.2015 | ||
Формулы сокращенного умножения | 12.02.2015 | 12.02.2015 | ||
Сумма углов треугольника | 13.02.2015 | 13.02.2015 | ||
Формулы сокращенного умножения | 14.02.2015 | 14.02.2015 | ||
Формулы сокращенного умножения | 16.02.2015 | 16.02.2015 | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 17.02.2015 | 17.02.2015 | ||
Формулы сокращенного умножения | 18.02.2015 | 18.02.2015 | ||
Деление многочлена на одночлен | 19.02.2015 | 19.02.2015 | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20.02.2015 | 20.02.2015 | ||
Деление многочлена на одночлен | 21.02.2015 | 21.02.2015 | ||
Контрольная работа по теме «Многочлены. Арифметические операции над многочленами» | 24.02.2015 | 24.02.2015 | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 25.02.2015 | 25.02.2015 | ||
Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно | 26.02.2015 | 26.02.2015 | ||
Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно | 27.02.2015 | 27.02.2015 | ||
Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 28.02.2015 | 28.02.2015 | ||
Вынесение общего множителя за скобки | 02.03.2015 | 02.03.2015 | ||
Вынесение общего множителя за скобки | 03.03.2015 | 03.03.2015 | ||
Прямоугольные треугольники | 04.03.2015 | 04.03.2015 | ||
Способ группировки | 05.03.2015 | 05.03.2015 | ||
Способ группировки | 06.03.2015 | 06.03.2015 | ||
Прямоугольные треугольники | 07.03.2015 | 07.03.2015 | ||
Способ группировки | 10.03.2015 | 10.03.2015 | ||
Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | 11.03.2015 | 11.03.2015 | ||
Прямоугольные треугольники | 12.03.2015 | 12.03.2015 | ||
Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | 13.03.2015 | 13.03.2015 | ||
Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | 14.03.2015 | 14.03.2015 | ||
Прямоугольные треугольники | 16.03.2015 | 16.03.2015 | ||
Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | 17.03.2015 | 17.03.2015 | ||
Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | 18.03.2015 | 18.03.2015 | ||
Построение треугольников по трем элементам | 19.03.2015 | 19.03.2015 | ||
Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов | 20.03.2015 | 20.03.2015 | ||
Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов | 30.03.2015 | 30.03.2015 | ||
Построение треугольников по трем элементам | 31.03.2015 | 31.03.2015 | ||
Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов | 01.04.2015 | 01.04.2015 | ||
Сокращение алгебраических дробей | 02.04.2015 | 02.04.2015 | ||
Построение треугольников по трем элементам | 03.04.2015 | 03.04.2015 | ||
Сокращение алгебраических дробей | 04.04.2015 | 04.04.2015 | ||
Сокращение алгебраических дробей | 06.04.2015 | 06.04.2015 | ||
Построение треугольников по трем элементам | 07.04.2015 | 07.04.2015 | ||
Сокращение алгебраических дробей | 08.04.2015 | 08.04.2015 | ||
Сокращение алгебраических дробей | 09.04.2015 | 09.04.2015 | ||
Решение задач | 10.04.2015 | 10.04.2015 | ||
Тождества | 11.04.2015 | 11.04.2015 | ||
Тождества | 13.04.2015 | 13.04.2015 | ||
Решение задач | 14.04.2015 | 14.04.2015 | ||
Функция у=х2 | 15.04.2015 | 15.04.2015 | ||
Функция у=х2 | 16.04.2015 | 16.04.2015 | ||
Решение задач | 17.04.2015 | 17.04.2015 | ||
Функция у=х2 | 18.04.2015 | 18.04.2015 | ||
Функция у=х2 | 20.04.2015 | 20.04.2015 | ||
Контрольная работа по теме «Прямоугольные треугольники» | 21.04.2015 | 21.04.2015 | ||
Графическое решение уравнений | 22.04.2015 | 22.04.2015 | ||
Графическое решение уравнений | 23.04.2015 | 23.04.2015 | ||
Повторение. Решение задач. | 24.04.2015 | 24.04.2015 | ||
Что означает в математике запись у=f(х) | 25.04.2015 | 25.04.2015 | ||
Что означает в математике запись у=f(х) | 27.04.2015 | 27.04.2015 | ||
Повторение. Решение задач. | 28.04.2015 | 28.04.2015 | ||
Что означает в математике запись у=f(х) | 29.04.2015 | 29.04.2015 | ||
Что означает в математике запись у=f(х) | 30.04.2015 | 30.04.2015 | ||
Повторение. Решение задач. | 05.05.2015 | 05.05.2015 | ||
Что означает в математике запись у=f(х) | 06.05.2015 | 06.05.2015 | ||
Итоговая контрольная работа | 07.05.2015 | 07.05.2015 | ||
Повторение. Решение задач. | 08.05.2015 | 08.05.2015 | ||
Повторение | 11.05.2015 | 11.05.2015 | ||
Повторение | 12.05.2015 | 12.05.2015 | ||
Повторение. Решение задач. | 13.05.2015 | 13.05.2015 | ||
Повторение | 14.05.2015 | 14.05.2015 | ||
Повторение | 15.05.2015 | 15.05.2015 | ||
Повторение. Решение задач. | 16.05.2015 | 16.05.2015 | ||
Повторение | 18.05.2015 | 18.05.2015 | ||
Повторение | 19.05.2015 | 19.05.2015 | ||
Повторение. Решение задач. | 20.05.2015 | 20.05.2015 | ||
Повторение | 21.05.2015 | 21.05.2015 | ||
Повторение | 22.05.2015 | 22.05.2015 | ||
Повторение. Решение задач. | 23.05.2015 | 23.05.2015 | ||
Повторение | 25.05.2015 | 25.05.2015 | ||
Повторение | 26.05.2015 | 26.05.2015 | ||
Повторение. Решение задач. | 27.05.2015 | 27.05.2015 | ||
Повторение | 28.05.2015 | 28.05.2015 | ||
Повторение | 29.05.2015 | 29.05.2015 | ||
Повторение. Решение задач. | 30.05.2015 | 30.05.2015 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса математики 7-го класса учащиеся должны
Знать/понимать:
- Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- Существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- Как используют математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- Смысл идеализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающие при идеализации;
Уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов) в том числе: находить стороны, углы треугольников;
- решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи;
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответственные вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования выражений;
- решать линейные уравнения, их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной таблицей, графиком; описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- Построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- Решение простейших геометрических задач;
- Выполнение расчетов по формулам, составление формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождение нужной формулы.
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫ СРЕДСТВ
- Контрольная работа по теме «Математический язык. Математическая модель»
- Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения»
- Контрольная работа по теме «Линейная функция»
- Контрольная работа по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»
- Контрольная работа по теме «Треугольники»
- Контрольная работа по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства»
- Контрольная работа по теме «Одночлены. Операции над одночленами»
- Контрольная работа по теме «Параллельные прямые»
- Контрольная работа по теме «Многочлены. Арифметические операции над многочленами»
- Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
- Контрольная работа по теме «Прямоугольные треугольники»
- Итоговая контрольная работа
Литература
- Атанасян Л. С., Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2005.
- Атанасян Л. С., Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2005.
- Мордкович А.Г., Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович – М. Просвещение,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в 8 классе основного общего образования, базовый уровень на 2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программ:Алгебра. 7-9 классы, авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - 2 изд., испр. и доп. - М.:Мнемозина, 2009.Программы общеобразовательных учр...
Рабочая программа по математике для 5 класса на основе ФГОС на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по математике для 5 класса на основе ФГОС на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса ( базовый курс) на 2014-2015 уч.год
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса ( базовый курс) на 2014-2015...
Рабочая программа по географии для основного общего образования. (Базовый уровень).2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по географии для основного общего образования.(Базовый уровень).2014-2015 учебный год. Статус документа: Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основно...
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса ( базовый курс) на 2014-2015 уч.год
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса ( базовый курс) на 2014-2015 уч.год для дистанционного обучения детей-инвалидов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 5 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
Составлена для общеобразовательных учреждений по учебнику И.И.Зубаревой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Базовый уровень)
рабочая программа по алгебре 7-9 класс к учкбнику Мордкович...