рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс, основное общее образование, базовый уровень
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа по информатике составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 7-8 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Программа содержит пояснительную записку, требования к знаниям по информатике учащихся 8 класса, умениям и навыкам учащихся, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_8_klass1.docx | 168.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ | Нормативные документы |
Закон об образовании РФ, 2007. | |
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ. Москва, 2004. | |
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 № 1276) | |
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 7-8 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 | |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»; | |
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; | |
САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997; | |
Учебный план МКОУ «Новоярковская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год |
Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.
В 8-м классе учащиеся начинают осваивать базовый уровень информатики. Здесь закладываются основы системного мышления. Знакомство с понятийным аппаратом предметной области и основами системного анализа начинается с рассмотрения понятий «информация» и «объект», которые затем закрепляются в темах, посвященных изучению компьютерных технологий.
Базовые технологии работы на компьютере изучаются в системной среде, в графическом редакторе, в текстовом процессоре. Освоение информационных технологий происходит в процессе создания информационных объектов для разных предметных областей.
Понятия закрепляются при изучении технологии работы в системной среде и в табличном процессоре. Изучается технология работы в Интернете, с электронной почтой, основами языка HTML. Продолжается изучение аппаратной части компьютера и основ кодирования.
Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;
- Формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
- Освоение информационной технологии моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре;
- Освоение базовой информационной технологии работы в системной среде , в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;
- Освоение коммуникационных технологий в глобальной сети Интернет;
- Ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
- Ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
- Приобретение знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
- Понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Компетенции | |
Общеучебные | освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; |
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; | |
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; | |
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; | |
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. | |
Предметно-ориентированные | расширение знаний об объектах и их информационных моделях; |
закрепление и расширение знаний и умений по технологии в системной среде | |
освоение технологии работы в табличном процессоре | |
освоение технологии работы в текстовом редакторе | |
развитие алгоритмического мышления учащегося посредством изучения основ алгоритмизации и программирования; | |
формирование представления об основах представления информации в компьютере; | |
закрепление и расширение знаний по техническому обеспечению информационных технологий. |
Содержание курса имеет две ярко выраженных составляющих.
Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.
Вторая составляющая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Место предмета в учебном плане
8 класс
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 - 34 -часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебный план МКОУ «Новоярковская СОШ» также определяет на изучение предмета «Информатика и ИКТ - 1 час в неделю.
Основой целеполагания при изучении курса «Информатика и ИКТ» является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информационных технологий.
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
- Примерные учебные программы по информатике;
- Методические разработки и рекомендации;
- Индивидуальные проблемные задания;
- Индивидуальные вариативные задания;
- Тестовые тематические задания;
- Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
- Традиционное обучение;
- Развивающее обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Дифференцированное обучение;
- Дидактические игры;
- Проблемное обучение;
- Педагогики сотрудничества.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- Комбинированный урок;
- Урок-лекция;
- Урок-демонстрация;
- Урок-практикум;
- Творческая лаборатория;
- Урок-демонстрация;
- Урок-игра;
- Урок-консультация.
СТРУКТУРА КУРСА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Ранее курс информатики и ИКТ не преподавался. Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ в 8-9 классах – 105 учебных часов (1 час в 8-ом классе и 2 часа в неделю в 9-ом классе).
Наименование раздела | Примерная программа | Количество часов в рабочей программе |
Всего | ||
8 класс | ||
Информация и информационные процессы | 4 | 4 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 4 | 5 |
Обработка текстовой информации | 14 | 14 |
Кодирование и обработка графической информации | 4 | 4 |
Мультимедийные технологии | 8 | 7 |
Итого | 34 |
Изменения, внесенные в программу:
- В соответствии с учебным планом на изучении предмета « Информатика и ИКТ» начинается с 8 класса, а программа предполагает изучение предмета для основной школы с 7 класса, поэтому материал, рассчитанный на 3 года уплотнен и выдается за 8 – 9 классы .
- В связи с переходом на СПО, учителем в учебном процессе используется учебник Н.Д. Угриновича, так как он мультисистемный и практические работы компьютерного практикума могут выполняться в операционных системах Windows и Linux.
- В разделе « Представление о программе. Классификация программ.» сокращено количество часов( 2) на изучение операционной среды Windows, и добавлены часы на изучение ОС Linux.
- Раздел «Представление информации» (6 часов) не преподается отдельным блоком, а включен отдельными темами при изучении соответствующих разделов: «Информация и информационные процессы» – 1 час, «Обработка текстовой информации» – 1 час, «Обработка числовой информации» – 2 часа, «Мультимедийные технологии» – 1 час. Образующийся резерв времени (5 часов) используется на изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» и 6 часов на контроль и резерв учебного времени.
- В раздел «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» добавлен 1 час на проведение контрольной работы
- Раздел «Мультимедийные технологии сокращен на 1 час, так как учащиеся знакомились с этой темой ранее.
- Практическая работа «Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения» на каждом уроке до 5 минут на протяжении тем 8 класса.
- Предполагается проведение непродолжительных практических работ (ПР) на 10—25 минут, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Для реализации компетентностного подхода принципиально важная роль в рабочей программе отведена участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Содержание рабочей программы (34 ч) 8 класс
Информация и информационные процессы (4 ч).
Информация. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
- Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч).
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
- «Подключение внешних устройств» Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
- «Знакомство с графическим интерфейсом» Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
- «Планирование информационного пространства». Создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Обработка текстовой информации (14 ч).
Компьютерное представление текстовой информации.
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
- «Кодирование текстовой информации». Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
- «Создание визитных карточек на основе шаблона». Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
- «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров».
- «Вставка в документ формул».
- «Форматирование символов и абзацев».
- «Создание и форматирование списков».
- «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
- «Создание гипертекстового документа».
- «Перевод текста с использованием системы машинного перевода».
- «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Практикум: I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Обработка графической информации (4 ч).
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практические работы:
- «Кодирование графической информации». Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
- «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
- «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
- «Ввод изображений с помощью графической сканера». Использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений.
Практикум: работаII. Создание графического объекта.
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Мультимедийные технологии (7 ч).
Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
- «Запись изображений и звука с использованием устройств». Цифровые фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, сканеры.
- Запись звуковых файлов Кодирование звуковой информации. Различное качество звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
- «Создание презентации с использованием готовых шаблонов». Подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
- «Анимация слайда и объекта». Настройка анимации ввода, выхода,
- «Демонстрация презентации». Использование микрофона и проектора.
- Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Практикум: работаIII. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
Дата | Вид работы | Отметка |
Ноябрь | Олимпиада по информатике | |
Май | Творческий проект «Моя школа» | |
Сентябрь – май | Творческий проект «Школьный сайт» | |
Сентябрь – май | Участие в различных конкурсах |
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Контрольно – измерительные материалы
Виды контроля:
Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.
Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).
Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.
Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.
Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.
Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Оценка практических работ
Оценка «5»
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если:
ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
Критерии оценивания реферата
соответствие реферата теме;
глубина и полнота раскрытия темы;
адекватность передачи первоисточников;
логичность, связность;
доказательность;
структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
языковая правильность.
Защита творческой работы
- Уверенное владение материалом творческой работы (реферата).
- Компетентность и эрудированность учащегося по теме работы.
- Аргументированность выводов по заявленной теме.
- Грамотность и полнота ответов на встречные вопросы.
- Личностное отношение к проблеме исследования.
- Четкость представления материала с использованием программы просмотра
Список литературы
Основная учебная литература для учителя:
- «Информатика. Базовый курс. 8 класс» Н. Д. Угринович. – Москва, БИНОМ, 2010г.;
- Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007
- Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя. 8-11 класс Н. Д. Угринович. – Москва, БИНОМ, 2012г. Лаборатория знаний;
Дополнительная литература для учителя:
- Научно-методический журнал «Информатика и образование»
- Методическая газета для учителя информатики «ИНФОРМАТИКА», издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
- Информатика 8-9 Информатика. Поурочные планы А.С. Федоров «Учитель» 2006
- Информатика 9-11 Конспекты уроков А.А. Чернов «Учитель» 2006
- Информатика 9-11 Информатика. Проектная деятельность Э.С. Ларина «Учитель» 2009
- Информатика 8 класс Поурочные разработки по информатике А.Х. Шелепаева М.: «ВАКО» 2012
- Информатика 10 Поурочные разработки по информатике О.Л. Соколова М.: «ВАКО» 2008
- Информатика 8-9 Сборник типовых задач А.А. Кузнецов Просвещение 2006
- Информатика 8 Методическое пособие для учителей п/ред Н.В. Макаровой «Питер» 2006
- Информатика Компьютер в вашей школе С. Симонович «АСТ-пресс» 2001
-Основная учебная литература для учащихся:
- «Информатика. Базовый курс. 8 класс» Н. Д. Угринович. – Москва, БИНОМ, 2010г.;
- . Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007
- Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007
Интернет – ресурсы: Для учителя:
- http://www.int-edu.ru
- http://school.ort.spb.ru
- http://www.softronix.com
- http://www.infojournal.ru
- http://festival.1september.ru
Для учащихся:
Учебные материалы по алгоритмизации и программированию
- Алгоритмы, методы, исходники http://algolist.manual.ru/
- Библиотека алгоритмов http://alglib.sources.ru/
- Дискретная математика: алгоритмы (проект ComputerAlgorithmTutor) http://rain.ifmo.ru/cat/
- Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой http://acm.timus.ru/
- Изучаем алгоритмизацию http://inform-school.narod.ru/
- Некоторые математические алгоритмы http://algorithm.narod.ru/
- Математика и программирование http://www.mathprog.narod.ru/
- Первые шаги: уроки программирования http://www.firststeps.ru/
- Программируем на Лого http://school.ort.spb.ru/library/logo/
- Российская интернет-школа информатики и программирования http://ips.ifmo.ru/
- CodeNet — все для программиста http://www.codenet.ru/
- HTML-справочник http://html.manual.ru/
- VisualBasic для детей http://www.vbkids.narod.ru/
Олимпиады и контрольно-измерительные материалы по информатике и ИКТ
Олимпиадная информатика http://www.olympiads.ru/
Олимпиада по кибернетике для школьников http://cyber-net.spb.ru/
Олимпиада «Бобер» http://www.bebras.ru
Олимпиады по информатике: сайт Мытищинской школы программистов http://www.informatics.ru/
Олимпиады школьников по информатике в Санкт-Петербурге http://neerc.ifmo.ru/school/
Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям http://test.specialist.ru/
Онлайн-тестирование по информационным технологиям http://tests.academy.ru/
Тесты по информатике и информационным технологиям http://www.junior.ru/wwwexam/
Уральские олимпиады по программированию и математике http://contest.ur.ru/
Олимпиада «КИТ-2013» www/konkurskit.org
Олимпиады и контрольно-измерительные материалы по информатике и ИКТ:
Олимпиадная информатика http://www.olympiads.ru
Онлайн - тестирование и сертификация по информационным технологиям http://test.specialist.ru
Онлайн-тестирование по информационным технологиям http://www.junior.ru/wwwexam
Название раздела | № | Тема |
Информация и информационные процессы | 1 2 3 | Информация и информационные технологии в неживой природе. Информация и информационные технологии в живой природе. Знаки, знаковые системы |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 1 2 3 4 5 6 | Модульный принцип устройства компьютера Процессор Память Операционные системы Компьютерные вирусы Охрана информации. |
Обработка текстовой информации | 1 | Текстовые процессоры |
Кодирование и обработка графической информации | 1 2 | Виды графики Возможности графических редакторов |
Темы рефератов
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | ТЕМА | |
1 | Информация и информационные процессы. Компьютер как устройство обработки информации. | 1 четверть |
Календарно -тематическое планирование
по курсу «Информатика и ИКТ»
8 класс
№ | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | |
Знать/понимать | Уметь/применять | ||||
1 | Информация. Информационные объекты. ПТБ. | ПТБ. Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации. | |||
2 | .Информация. Информационные процессы. | И.процессы: хранения, передачи и обработки информации. Восприятие, запоминание, и преобразование сигналов живыми организмами. | Роль информации в жизни людей. | Приводить примеры хранения, передачи и обработки информации | |
3 | Количество информации | Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Знакомство с клавиатурным тренажером (5 минут) | Основные единицы измерения количества информации | Решать задачи на определение количества информации. | |
4 | Фиксация видеоинформации | Проверочная работа по теме: «Информация и информационные процессы» (20 минут). Практическая работа №1 «Фиксация видеоинформации | Понятия, свойства информации. Основные информационные процессы. | Фиксировать аудио- и видеоинформацию | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (5 часов) | |||||
5 | Устройства компьютера и их функции | Процессор и системная плата. Устройства ввода.вывода. Оперативная и долговременная память. ПР №2 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств» | Различие между данными и программами. Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств. Виды памяти. | Вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка) Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. | |
6 | Программное обеспечение (ПО) компьютера | ПО: Виды и назначение. Работа с клавиатурным тренажером (5 минут) | Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения. Приемы квалифицированного клавиатурного письма. | Определять тип программного обеспечения. Применять «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма для набора. | |
7 | Графический интерфейс | Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Пользовательский интерфейс. ПР №3 «Знакомство с графическим интерфейсом» | Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей. | Различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows | |
8 | Файл и файловая система | Данные и программы. Использование файлового менеджера ПР №4 «Планирование информационного пространства» | Программный принцип работы компьютера. | Выполнять операции с файлами | |
9 | Контрольная работа | Информация и информационные процессы. Компьютер как устройство обработки информации. | |||
Обработка текстовой информации (14 часов) | |||||
10 | Кодирование текстовой информации | Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. ПР №5 «Кодирование текстовой информации». Работа с клавиатурным тренажером (5 мин) | Представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков | Определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов. | |
11 | Создание документов в текстовых редакторах | Текстовые редакторы. Способы создания документов. ПР№6 «Создание визитных карточек на основе шаблона» | Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов. | Создавать документы с использованием шаблонов. | |
12 | Ввод и редактирование документа | Ввод текста. ПР№7 «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров страниц» | Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, | Устанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц. | |
13 | Вставка объектов в документ. | Вставка изображений, формул и других объектов в документ. ПР№8 «Вставка в документ формул» | Вставлять в документ физические и математические формулы с использованием редактора формул, | ||
14 | Сохранение и печать документов | Форматы текстовых файлов. Параметры печати Работа с клавиатурным тренажером (7 минут) | Назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах. | Приводить достоинства и недостатки различных форматов текстовых файлов. Сохранять документ в разных форматах. | |
15 | Форматирование документа | Форматирование символов и абзацев. ПР №9 «Форматирование символов и абзацев» | Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев. | Устанавливать в документе параметры форматирования символов, абзацев | |
16 | Создание и форматирование списков | Списки. Виды и назначение. ПР№10 «Создание и форматирование списков» | Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. | Создавать нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. | |
17 | Разработка и использование стиля | Стили форматирования. Оглавление документа | Назначение и использование стилей форматирования | Создавать оглавления в многостраничных документов | |
18 | Таблицы | Элементы таблицы. ПР №11 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц. | Создавать таблицу разными способами, | |
19 | Гипертекст | Понятие гипертекста. Состав ПР №12 «Создание гипертекстового документа» | Гипертекст и гиперссылка. Назначение закладки и указателя гиперссылки. | Создавать гипертекстовый документ | |
20 | Дополнительные возможности | Системы оптического распознавания документов. ПР № 14 словари и системы машинного перевода текстов. ПР № 13 «Перевод текста с использованием системы машинного перевода» | Возможности, аппаратное обеспечение и ПО системы оптического распознавания документов. Этапы распознавания текстовых документов. | Распознавать текстовый документ. Переводить текст, используя различные системы машинного перевода | |
21 | Практикум I (3 часа) | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета). | Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (Поиск информации в Интернете. Ввод текста. Форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста Сохранять документ в разных форматах. Печать документа. | ||
22 | |||||
Кодирование и обработка графической информации (4 часов) | |||||
23 | Кодирование графической информации | Пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. ПР № 20 «Кодирование графической информации» | Способы представления графической информации. Форматы графических файлов. | Рассчитывать емкость графических объектов. Приводить примеры растровых и векторных изображений. | |
24 | Растровый графический редактор | Интерфейс растровых графических редакторов. ПР № 21 «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора» | Основные примитивы для работы с растровыми графическими объектами. | создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов | |
25 | Векторный графический редактор | Интерфейс векторных графических редакторов. ПР № 22 «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора». | Основные примитивы для работы с векторными графическими объектами. | ||
26 | Устройства ввода графических изображений | Устройства для ввода графических изображений. Сканер. Графический планшет. ПР № 23 «Ввод изображений | Иметь представление о технических средствах при работе с графикой | Получать графическое изображение с помощью сканера или других аппаратных устройств. | |
27 | Практикум II | Создание графического объекта | |||
28 | Компьютерные презентации. | Компьютерные презентации. Дизайн ПР № 26 «Создание презентации | Иметь представление о технологии создания слайдов и презентации. | создавать презентации на основе шаблонов | |
29 | Анимация | Виды анимации. Настройка анимации. ПР № 27 «Анимация слайда и объекта » | Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение. | Настраивать анимацию объектов, слайдов. | |
30 | Демонстрация презентации. | Использование микрофона и проектора. ПР № 28 «Демонстрация презентации» | Виды и назначение демонстрации. Аппаратные средства для демонстрации. | Настраивать демонстрацию для показа. | |
31 | Кодирование звуковой информации | Глубина кодирования, частота дискретизации. ПР № 25 «Запись звуковых файлов» | Характеристики звуковых файлов | Вычислять информационную емкость звуковых файлов. Выбирать настройки для записи звуковых файлов | |
32 | Запись изображений и звука | Технические приемы записи звуковой и видео информации. ПР № 24 «Запись изображений и звука с использованием устройств» | Технические приемы записи звуковой и видео информации. Программное обеспечение для работы и аппаратные средства | Записывать изображения и звук. | |
33 - 34 | Практикум III | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов. | Планирование презентации и слайда. Создание презентации; |
Лист внесения изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в 8 классе основного общего образования, базовый уровень на 2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программ:Алгебра. 7-9 классы, авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - 2 изд., испр. и доп. - М.:Мнемозина, 2009.Программы общеобразовательных учр...
рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс, основное общее образование, базовый уровень
Рабочая программа по информатике составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 8-9 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 8 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, авторской програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 9 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования «Технология. Cель...
Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под...
Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Программа разработана на основе: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...
Рабочая программа по предмету "Биология" 6 класс.Основное общее образование .Базовый уровень
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте,рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изуче...