рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс, основное общее образование, базовый уровень
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Шароватова Яна Олеговна

Рабочая программа по информатике составлена на основе  программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 7-8 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Программа содержит пояснительную записку, требования к знаниям по информатике учащихся 8 класса, умениям и навыкам учащихся, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_8_klass1.docx168.3 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

Закон об образовании РФ, 2007.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ. Москва, 2004.

Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 № 1276)

Программа базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 7-8 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»;

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

 Учебный план  МКОУ «Новоярковская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год

Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.

В 8-м классе учащиеся начинают осваивать базовый уровень информатики. Здесь закладываются основы системного мышления. Знакомство с понятийным аппаратом предметной области и основами системного анализа начинается с рассмотрения понятий «информация» и «объект», которые затем закрепляются в темах, посвященных изучению компьютерных технологий.

Базовые технологии работы на компьютере изучаются в системной среде, в графическом редакторе, в текстовом процессоре. Освоение информационных технологий происходит в процессе создания информационных объектов для разных предметных областей.

Понятия закрепляются при изучении технологии работы в системной среде и в табличном процессоре. Изучается технология работы в Интернете, с электронной почтой, основами языка HTML. Продолжается изучение аппаратной части компьютера и основ кодирования.

Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Изучение информатики  в основной  школе направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;
  • Формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
  • Освоение информационной технологии моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре;
  • Освоение базовой информационной технологии работы в системной среде , в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;
  • Освоение коммуникационных технологий в глобальной сети Интернет;
  • Ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
  • Ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
  • Приобретение знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  • Понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Компетенции

Общеучебные

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Предметно-ориентированные

расширение знаний об объектах и их информационных моделях;

закрепление и расширение знаний и умений по технологии в системной среде

освоение технологии работы в табличном процессоре

освоение технологии работы в текстовом редакторе

развитие алгоритмического мышления учащегося посредством изучения основ алгоритмизации и программирования;

формирование представления об основах представления информации в компьютере;

закрепление и расширение знаний по техническому обеспечению информационных технологий.

Содержание курса имеет две ярко выраженных составляющих.

Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.

Вторая составляющая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Место предмета в учебном плане

8 класс

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8  - 34 -часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Учебный план МКОУ «Новоярковская  СОШ» также определяет на изучение предмета «Информатика и ИКТ  - 1 час в неделю.

Основой целеполагания при изучении курса «Информатика и ИКТ» является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информационных технологий.

Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  • Примерные учебные программы по информатике;
  • Методические разработки и рекомендации;
  • Индивидуальные проблемные задания;
  • Индивидуальные вариативные задания;
  • Тестовые тематические задания;
  • Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;
  • Развивающее обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Дидактические игры;
  • Проблемное обучение;
  • Педагогики сотрудничества.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;
  • Урок-лекция;
  • Урок-демонстрация;
  • Урок-практикум;
  • Творческая лаборатория;
  • Урок-демонстрация;
  • Урок-игра;
  • Урок-консультация.

СТРУКТУРА КУРСА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Ранее курс информатики и ИКТ не преподавался. Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ в 8-9 классах – 105 учебных часов (1 час в 8-ом классе и 2 часа в неделю в 9-ом классе).

Наименование раздела

Примерная программа

Количество часов в рабочей программе

Всего

8 класс

Информация и информационные процессы

4

4

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

4

5

Обработка текстовой информации

14

14

Кодирование и обработка графической информации

4

4

Мультимедийные технологии

8

7

Итого

34

Изменения, внесенные в  программу:

  1. В соответствии с учебным планом на изучении предмета « Информатика и ИКТ» начинается с 8 класса, а программа предполагает изучение предмета для основной школы  с 7 класса, поэтому материал, рассчитанный на 3 года  уплотнен и выдается за  8 – 9 классы .
  2. В связи с переходом на СПО, учителем  в учебном процессе используется учебник  Н.Д. Угриновича, так как он мультисистемный и практические работы компьютерного практикума  могут выполняться в операционных системах Windows и Linux.
  3. В разделе « Представление о программе. Классификация программ.» сокращено количество часов( 2)  на изучение операционной среды Windows, и добавлены часы на изучение ОС Linux.  
  4. Раздел «Представление информации» (6 часов) не преподается отдельным блоком, а включен отдельными темами при изучении соответствующих разделов: «Информация и информационные процессы» – 1 час, «Обработка текстовой информации» – 1 час, «Обработка числовой информации» – 2 часа, «Мультимедийные технологии» – 1 час. Образующийся резерв времени (5 часов) используется на изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» и 6 часов на контроль и резерв учебного времени.
  5. В раздел «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» добавлен 1 час на проведение контрольной работы
  6. Раздел «Мультимедийные технологии сокращен на 1 час, так как учащиеся знакомились с этой темой ранее.
  7. Практическая работа «Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения» на каждом уроке до 5 минут на протяжении тем 8 класса.
  8. Предполагается проведение непродолжительных практических работ (ПР) на 10—25 минут, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

знать/понимать

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

программный принцип работы компьютера;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

создавать информационные объекты, в том числе:

-  структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-  создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-  создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-  создавать записи в базе данных;

-  создавать презентации на основе шаблонов;

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Для реализации компетентностного подхода принципиально важная роль в рабочей программе отведена участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Содержание рабочей программы (34 ч) 8 класс

Информация и информационные процессы (4 ч).

Информация. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

  1. Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч).

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

  1. «Подключение внешних устройств» Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
  2. «Знакомство с графическим интерфейсом» Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
  3. «Планирование информационного пространства». Создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Обработка текстовой информации (14 ч).

Компьютерное представление текстовой информации.

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

  1. «Кодирование текстовой информации». Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
  2. «Создание визитных карточек на основе шаблона». Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
  3. «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров».
  4. «Вставка в документ формул».
  5. «Форматирование символов и абзацев».
  6. «Создание и форматирование списков».
  7. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
  8. «Создание гипертекстового документа».
  9. «Перевод текста с использованием системы машинного перевода».
  10. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Практикум: I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Обработка графической информации (4 ч).

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Практические работы:

  1. «Кодирование графической информации». Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
  2. «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
  3. «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
  4. «Ввод изображений с помощью графической сканера». Использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений.

Практикум: работаII. Создание графического объекта.

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Мультимедийные технологии (7 ч).

Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

  1. «Запись изображений и звука с использованием устройств». Цифровые фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, сканеры.
  2. Запись звуковых файлов Кодирование звуковой информации. Различное качество звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
  3. «Создание презентации с использованием готовых шаблонов». Подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
  4. «Анимация слайда и объекта». Настройка анимации ввода, выхода,
  5. «Демонстрация презентации». Использование микрофона и проектора.
  6. Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Практикум: работаIII. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

Дата

Вид работы

Отметка

Ноябрь

Олимпиада по информатике

Май

Творческий проект «Моя школа»

Сентябрь – май

Творческий проект «Школьный сайт»

Сентябрь – май

Участие в различных конкурсах

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Контрольно – измерительные материалы

Виды контроля:

Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).

Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.

Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.

Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.

Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Оценка практических работ

Оценка «5»

выполнил    работу    в    полном    объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

проводит  работу  в  условиях,   обеспечивающих  получение   правильных результатов и выводов;

соблюдает правила техники безопасности;

в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,    графики, вычисления;

правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не     более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

работа проводилась неправильно.

Оценка «1» ставится в том случае, если

ученик совсем не выполнил работу.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если:

ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

 выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся

выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если

работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.

Критерии оценивания реферата

соответствие реферата теме;

глубина и полнота раскрытия темы;

адекватность передачи первоисточников;

логичность, связность;

доказательность;

структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

языковая правильность.

Защита творческой работы   

  1. Уверенное владение материалом творческой работы (реферата).
  2. Компетентность и эрудированность учащегося по теме работы.
  3. Аргументированность выводов по заявленной теме.
  4. Грамотность и полнота ответов на встречные вопросы.
  5. Личностное отношение к проблеме исследования.
  6. Четкость представления материала с использованием программы просмотра

Список литературы

Основная учебная литература для учителя:

  1. «Информатика. Базовый курс. 8 класс» Н. Д. Угринович.  – Москва, БИНОМ, 2010г.;
  2. Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007
  3. Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007
  4. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя. 8-11 класс Н. Д. Угринович.  – Москва, БИНОМ, 2012г. Лаборатория знаний;

Дополнительная литература для учителя:

  1. Научно-методический журнал «Информатика и образование»
  2. Методическая газета для учителя информатики «ИНФОРМАТИКА», издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
  3. Информатика        8-9        Информатика. Поурочные планы        А.С. Федоров        «Учитель»        2006
  4. Информатика        9-11        Конспекты уроков        А.А. Чернов        «Учитель»        2006
  5. Информатика        9-11        Информатика. Проектная  деятельность         Э.С. Ларина        «Учитель»        2009
  6. Информатика        8 класс        Поурочные разработки по информатике        А.Х. Шелепаева        М.: «ВАКО»        2012
  7. Информатика        10        Поурочные разработки по информатике        О.Л. Соколова        М.: «ВАКО»        2008
  8. Информатика        8-9        Сборник типовых задач        А.А. Кузнецов        Просвещение        2006
  9. Информатика        8        Методическое пособие для учителей        п/ред Н.В. Макаровой        «Питер»        2006
  10. Информатика                Компьютер в вашей школе        С. Симонович        «АСТ-пресс»        2001

 -Основная учебная литература  для учащихся:

  1. «Информатика. Базовый курс. 8 класс» Н. Д. Угринович.  – Москва, БИНОМ, 2010г.;
  2. .  Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007
  3. Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007

Интернет – ресурсы: Для учителя:

  1. http://www.int-edu.ru
  2. http://school.ort.spb.ru
  3. http://www.softronix.com
  4. http://www.infojournal.ru
  5. http://festival.1september.ru

6.http://makarova.piter.com.

Для учащихся:

Учебные материалы по алгоритмизации и программированию

Олимпиады и контрольно-измерительные материалы по информатике и ИКТ

Олимпиадная информатика http://www.olympiads.ru/

Олимпиада по кибернетике для школьников http://cyber-net.spb.ru/

Олимпиада «Бобер» http://www.bebras.ru

Олимпиады по информатике: сайт Мытищинской школы программистов http://www.informatics.ru/

Олимпиады школьников по информатике в Санкт-Петербурге http://neerc.ifmo.ru/school/

Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям http://test.specialist.ru/

Онлайн-тестирование по информационным технологиям http://tests.academy.ru/

Тесты по информатике и информационным технологиям http://www.junior.ru/wwwexam/

Уральские олимпиады по программированию и математике http://contest.ur.ru/

Олимпиада «КИТ-2013» www/konkurskit.org

 Олимпиады и контрольно-измерительные материалы по информатике и ИКТ:

Олимпиадная информатика http://www.olympiads.ru

Онлайн - тестирование и сертификация по информационным технологиям http://test.specialist.ru

Онлайн-тестирование по информационным технологиям http://www.junior.ru/wwwexam

Название раздела

Тема

Информация и информационные процессы

1

2

3

Информация и информационные технологии в неживой природе.

Информация и информационные технологии в живой природе.

Знаки, знаковые системы

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

1

2

3

4

5

6

Модульный принцип устройства компьютера

Процессор

Память

Операционные системы

Компьютерные вирусы

Охрана информации.

Обработка текстовой информации

1

Текстовые процессоры

Кодирование и обработка графической информации

1

2

Виды графики

Возможности  графических редакторов

Темы рефератов


ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ  РАБОТ

ТЕМА

1

Информация и информационные процессы. Компьютер как устройство обработки информации.

1 четверть

Календарно -тематическое планирование
по курсу «Информатика и ИКТ»
8 класс

Дата

Наименование урока

Краткое содержание

Требование стандарта

Знать/понимать

Уметь/применять

Информация и информационные процессы (4 ч)

1

Информация. Информационные объекты. ПТБ.

ПТБ. Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации.

2

.Информация. Информационные процессы.

И.процессы: хранения, передачи и обработки информации. Восприятие, запоминание, и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Приводить примеры хранения, передачи и обработки информации

3

Количество информации

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Знакомство с клавиатурным тренажером (5 минут)

Основные единицы измерения количества информации

Решать задачи на определение количества информации.

4

Фиксация видеоинформации

Проверочная работа по теме: «Информация и информационные процессы» (20 минут).

Практическая работа №1 «Фиксация видеоинформации

Понятия, свойства информации. Основные информационные процессы.

Фиксировать аудио- и видеоинформацию

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (5 часов)

5

Устройства компьютера и их функции

Процессор и системная плата. Устройства ввода.вывода. Оперативная и долговременная память.

ПР №2 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств»

Различие между данными и программами. Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств. Виды памяти.

Вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка) Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам.

6

Программное обеспечение (ПО) компьютера

ПО: Виды и назначение.

Работа с клавиатурным тренажером (5 минут)

Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения.

Приемы квалифицированного клавиатурного письма.

Определять тип программного обеспечения.

Применять «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма для набора.

7

Графический интерфейс

Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Пользовательский интерфейс. ПР №3 «Знакомство с графическим интерфейсом»

Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей.

Различать элементы ОС,  определять управляющие элементы диалоговых панелей. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows

8

Файл и файловая система

Данные и программы. Использование файлового менеджера ПР №4 «Планирование информационного пространства»

Программный принцип работы компьютера.

Выполнять операции с файлами

9

Контрольная работа

Информация и информационные процессы. Компьютер как устройство обработки информации.

Обработка текстовой информации (14 часов)

10

Кодирование текстовой информации

Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. ПР №5 «Кодирование текстовой информации».

Работа с клавиатурным тренажером (5 мин)

Представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков

Определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.

11

Создание документов в текстовых редакторах

Текстовые редакторы. Способы создания документов.

ПР№6 «Создание визитных карточек на основе шаблона»

Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов.

Создавать документы с использованием шаблонов.

12

Ввод и редактирование документа

Ввод текста.

ПР№7 «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров страниц»

Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена,

Устанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц.

13

Вставка объектов в документ.

Вставка изображений, формул и других объектов в документ. ПР№8 «Вставка в документ формул»

Вставлять в документ физические и математические формулы с использованием редактора формул,

14

Сохранение и печать документов

Форматы текстовых файлов. Параметры печати

Работа с клавиатурным тренажером (7 минут)

Назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах.

Приводить достоинства и недостатки различных форматов текстовых файлов. Сохранять документ в разных форматах.

15

Форматирование документа

Форматирование символов и абзацев.

ПР №9 «Форматирование символов и абзацев»

Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и  интервалы абзацев.

Устанавливать в документе  параметры форматирования символов, абзацев

16

Создание и форматирование списков

Списки. Виды и назначение. ПР№10 «Создание и форматирование списков»

Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков.

Создавать нумерованные, маркированные и многоуровневые списки.

17

Разработка и использование стиля

Стили форматирования. Оглавление документа

Назначение и использование стилей форматирования

Создавать оглавления в многостраничных документов

18

Таблицы

Элементы таблицы. ПР №11 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц.

Создавать таблицу разными способами,

19

Гипертекст

Понятие гипертекста. Состав
и функция гиперссылки.

ПР №12 «Создание гипертекстового документа»

Гипертекст и гиперссылка. Назначение закладки и указателя гиперссылки.

Создавать гипертекстовый документ

20

Дополнительные возможности

Системы оптического распознавания документов.

ПР № 14

словари и системы машинного перевода текстов.

ПР № 13 «Перевод текста с использованием системы машинного перевода»

Возможности, аппаратное обеспечение и ПО системы оптического распознавания документов. Этапы распознавания текстовых документов.

Распознавать текстовый документ.

Переводить текст, используя различные системы машинного перевода

21

Практикум I

(3 часа)

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (Поиск информации в Интернете. Ввод текста.

Форматирование

текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использованием сканера и программ распознавания печатного текста

Сохранять документ в разных форматах. Печать документа.

22

Кодирование и обработка графической информации (4 часов)

23

Кодирование графической информации

Пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

ПР № 20 «Кодирование графической информации»

Способы представления графической информации.

Форматы графических файлов.

Рассчитывать емкость графических объектов. Приводить примеры растровых и векторных изображений.

24

Растровый графический редактор

Интерфейс растровых графических редакторов.

ПР № 21 «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора»

Основные примитивы для работы с растровыми графическими объектами.

создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов

25

Векторный графический редактор

Интерфейс векторных графических редакторов.

ПР № 22 «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора».

Основные примитивы для работы с векторными графическими объектами.

26

Устройства ввода графических изображений

Устройства для ввода графических изображений. Сканер. Графический планшет.

ПР № 23 «Ввод изображений
с помощью сканера».

Иметь представление о технических средствах при работе с графикой

Получать графическое изображение с помощью сканера или других аппаратных устройств.

27

Практикум II

Создание графического объекта

Мультимедийные технологии (7ч)

28

Компьютерные презентации.

Компьютерные презентации. Дизайн ПР № 26 «Создание презентации

Иметь представление о технологии создания слайдов и презентации.

создавать презентации на основе шаблонов

29

Анимация

Виды анимации. Настройка анимации.

ПР № 27 «Анимация слайда и объекта »

Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение.

Настраивать анимацию объектов, слайдов.

30

Демонстрация презентации.

Использование микрофона и проектора.

ПР № 28 «Демонстрация презентации»

Виды и назначение демонстрации. Аппаратные средства для демонстрации.

Настраивать демонстрацию для показа.

31

Кодирование звуковой информации

Глубина кодирования, частота дискретизации.

ПР № 25 «Запись звуковых файлов»

Характеристики звуковых файлов

Вычислять информационную емкость звуковых файлов.

Выбирать настройки для записи звуковых файлов

32

Запись изображений и звука

Технические приемы записи звуковой и видео информации. ПР № 24 «Запись изображений и звука с использованием устройств»

Технические приемы записи звуковой и видео информации. Программное обеспечение для работы и аппаратные средства

Записывать изображения и звук.

33 - 34

Практикум III

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Планирование презентации и слайда.

Создание презентации;


Лист внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в 8 классе основного общего образования, базовый уровень на 2012 - 2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программ:Алгебра. 7-9 классы, авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - 2 изд., испр. и доп. - М.:Мнемозина, 2009.Программы общеобразовательных учр...

рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс, основное общее образование, базовый уровень

Рабочая программа по информатике составлена на основе  программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 8-9 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 8 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «

Пояснительная записка. Рабочая программа  разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, авторской програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 9 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «

Пояснительная записка. Рабочая программа  разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования «Технология. Cель...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...

Рабочая программа по предмету "Биология" 6 класс.Основное общее образование .Базовый уровень

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте,рекомендует последовательность их изучения  и приводит примерное распределение учебных часов на изуче...