Технологическая карта по рассказу Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
в помощь коллегам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hameleonushka_2.docx | 42.79 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_rasskazu_a.p.chekhova_khameleon.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по русской литературе в 7 «А»классе:
Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Смысл названия рассказа.
Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ.
Форма урока: нетрадиционная
Цель: подведение учащихся к осознанию того, что человек должен быть ноcителем честности, справедливости и доброго отношения к миру, «хамелеонство»- то качество, которое нужно разоблачать в людях.
Задачи:
- расширять знания о биографии и творчества А.П.Чехова;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы, анализа текста;
- формировать умения оценивать действия героев,
- объяснить значение художественной детали в раскрытии характеров героев;
- способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом;
- воспитать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом этических, правовых и духовно-нравственных аспектов её распространения.
Оборудование: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс; презентация, лист-самоконтроль, ТРКМ на ватманах
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | |
Знать cодержание рассказа «Хамелеон» А.П. Чехова; | Осваивать способы решения выдвигаемых | Раскрыть нравственные понятия: хамелеон, угодничество, лицемерие. Вырабатывать в себе только такие нравственные качества как: любовь, доброта, честность, трудолюбие, справедливость, дружба. | |
Уметь определять проблемы, поднятые автором в | проблем поискового характера; обнаруживать | ||
произведении, давать характеристику герою; | противоречия между видимостью и сущностью | ||
аргументированно формулировать свое отношение | героя; активно использовать речевые средства | ||
к прочитанному; выявлять нравственные качества | для решения коммуникативных и | ||
героя: хамелеонство, угодничество, подхалимство, двуличие | познавательных задач; определять цели и пути | ||
их решения. | |||
Основные понятия и термины | Рассказ, юмор, сатира, хамелеон | ||
Методы обучения | Проблемно-поисковый, иccледовательский |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа , и мысли .» А.П.Чехов .
Интересные факты из жизни А.П.Чехова : Родился 17 января 1860 года в Таганроге. Родители: Павел Егорович и Евгения Яковлевна Чеховы. Антон Павлович родился третьим из шестерых детей. Когда будущему писателю исполнилось 16 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву. Уехали все, кроме Антона: он остался в Таганроге. Одиночество пошло ему на пользу. Он подтянул учёбу, успешно решал отцовские вопросы и даже подрабатывал репетиторством. Тогда же появились его первые очерки и рассказы .
В детстве было чувство вины перед родителями за тяжелое детство и юность , однако в зрелости Чехов говорил одно – он был безмерно благодарен родителям. В юности Чехов и думать не смел о том, чтобы посвятить жизнь литературной деятельности. Бедность и забота о родных заставили его избрать иное поприще – медицину, которая на то время приносила существенный доход и позволяла выбиться «в люди». Конечно, добиться такого положения было непросто. Но Чехов смог поступить и с успехом окончить медицинский факультет Московского университета .
Кратко говоря, Чехов был очень ответственным человеком, причем, во всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке. Ж енился он поздно. На Ольге Книпппер , актрисе Московского художественного театра. Свадьба Антона Павловича и Ольги прошла тайно . Они по-прежнему жили врозь: она – в Москве, он – в Ялте. Она не могла бросить театр, а ему был категорически противопоказан холодный климат. Их брак – вереница редких встреч и тягостных расставаний, и только ежедневная переписка, пестрящая ласковыми словами и признаниями в искренности чувств, помогла сохранить их любовь. Утром последнего дня жизни Чехов проснулся в бреду. Ему позвали врача. Он осмотрел его и попросил принести шампанского. Дело в том, что если врач после осмотра коллеги видит, что надежды нет, он должен преподнести ему бокал шампанского. Антон Павлович выпил его, повернулся на бок, крепко уснул и больше не проснулся
Хамелеон - 1. Р азновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки ; 2.Б еспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки . С.И.Ожегов
« А.П.Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа.
«Звёздный пересказ» 1 слово для названия 2 слова о чувствах 3 слова про обстоятельства 4 слова о проблеме 5 слов для выхода из проблемы
Тест по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» : 1 . Кого из героев можно назвать главным в рассказе? а) Очумелова б) Хрюкина в) щенка г) генерала 2. Определите жанр произведения. а) повесть б) очерк в) эпиграмма г) рассказ 3. Каково авторское отношение к героям рассказа? а) сочувствие б) негодование в) высмеивание г) безразличие 4. Чем являются в рассказе следующие предметы: «шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина », «узелок в руке»? а) бытописанием б) художественной деталью в) символом 5. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»? а) Очумелова б) Хрюкина в) Елдырина г) повара д) толпу зевак 6. В чем смысл заглавия рассказа? а) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество б) метафорическое обозначение чиновничества
Ответы к тесту: 1 . а 2. г 3. в 4 . б 5 . а, б, д 6 . б
Закончи предложения: Мне рассказ показался…. Я б никогда не был «хамелеоном», потому что… Мне б хотелось Очумелову сказать такие слова: «…….!» А если….. Думаю честных, справедливых, добрых людей больше, чем «хамелеонов», потому что….
Домашнее задание: На выбор: А ).Написать мини-рассуждение «Есть ли сейчас «хамелеоны», подобные Очумелову? Б ) Составить тест по рассказу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Конструкт урокаПредметлитератураКласс5Тип урокакомбинированныйТема урокаВ.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. Цель урокаОбучение анализу прозаического текста, развитие нав...
технологическая карта урока ""Рассказ Е.Замятина «Дракон» как обращение новой действительности и «нового человека»
Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон" и определение взгляда писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека"....
Технологическая карта 5 класс "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."
Технологическая карта. 5 класс.Литература под редакцией Г.С. Меркина. ФГОС.Тема: "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."...
Технологическая карта урока "Рассказ на основе услышанного"
Технологическая карта урока "Рассказ на основе услышанного" 6 класс...
Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса
Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....