Технологическая карта 5 класс "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Технологическая карта. 5 класс.Литература под редакцией Г.С. Меркина. ФГОС.
Тема: "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekh.krta_literatura_5_klass.rar | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 51 | ||
Учитель: Филипенкова О.В. | ||
Учебный предмет | литература | |
Класс | 5 | |
Автор УМК | Г.С. Меркин. «Литература 5 класс» 1 часть, М.: Дрофа, 2013 г. | |
Тема | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | |
Кол-во часов | 1 | |
Тип урока | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом | |
Цели | Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении активной жизненной позиции, любви к людям, как высшей нравственной основы в человеке. Формирование навыка анализа эпического произведения в единстве формы и содержания, составления цитатного плана фрагментов произведения выразительного чтения, работа с иллюстрациями, развитие устной речи учащихся.. Воспитание гуманистического мировоззрения в ходе выявления художественной идеи рассказа. | |
Основные виды деятельности учителя и учащихся | Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями. | |
Планируемые результаты | Метапредметные | Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и подробностей. |
Предметные | Владение литературоведческими терминами завязка, кульминация, развязка. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. | |
Личностные | Формирование представлений о чистосердечии, чувстве товарищеского долга, ответственности за более слабого. Противопоставление активной жизненной позиции, умения во имя большой цели переносить трудности, силы воли, мужества, находчивости, стойкости – пассивности, нерешительности, трусости, эгоистичности. | |
Оборудование | Ноутбук, проектор, презентация. | |
№ п/п | Этап урока | Вид деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся. | ||
| Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | |||
| Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении активной жизненной позиции, любви к людям, как высшей нравственной основы в человеке. | |||
2. | Анализ 4-6 глав рассказа |
| ||
| Возможный вариант плана.
| Зачитывают цитатные планы | ||
| Вопросы: Как Жилин готовится к побегу? Принимает ли Костылин участие в подкопе? | Примерный ответ Жилин, не жалея сил, готовится к побегу. Костылин не мог не заметить, что его товарищу трудно подкапывать под стеной дыру, однако он даже не попытался чем-либо помочь | ||
(слайд 3) Как описание природы, данное в восприятии Жилина, помогает читателям понять состояние души героя, ощутить его стремление к воле? Обращение к иллюстрации М.С.Родионова. «Жилин смотрит в русскую сторону». | Работа с иллюстрацией. Примерный ответ Прекрасная картина, открывшаяся взору Жилина, побудила воспоминание о жизни в крепости. Герой замечает детали, которые помогут выбрать правильное направление. | |||
Какое событие укрепило Жилина в решимости немедленно бежать из аула? | Примерный ответ. Жилин наблюдает похороны брата рыжего и понимает, что татары захотят отомстить за убитого. | |||
Как реагирует Костылин на предложение Жилина немедленно бежать? | Костылина охватывает страх: «Мы и дороги не знаем… Да и не дойдём в ночь». | |||
| ||||
| (Слайд 4) Возможный вариант плана.
| Зачитывают цитатные планы. | ||
| Слайд 5 Как ведут себя Жилин и Костылин, выбираясь из сарая? | Примерный ответ. Жилин делает всё для того, чтобы побег был удачным, все трудности берёт на себя (дыру раскопал пошире, чтобы толстый Костылин сумел пролезть, собаку прикормил на случай, если она услышит шум и поднимет лай), а Костылин не верит в возможность освобождения собственными силами и уходит из аула лишь под нажимом чужой воли; он небрежен, неосторожен (зацепил ногой камень, загремел) | ||
Как Жилин и Костылин ведут себя во время побега? Обращение к иллюстрации Ю.Н.Петрова «Жилин и Костылин во время побега» | Работа с иллюстрацией. Примерный ответ. Жилин терпеливо выносит все тяготы пути, заботится о товарище, утешает его, подбадривает. Костылин постоянно жалуется, ноет, пугается всего окружающего. В горах Костылин оказывается совершенно беспомощным, покряхтывает, отстаёт и охает, постоянно стонет: «… не дойду, не могу», «… сил моих нет», «Ой, больно!» | |||
Почему Жилин не бросает товарища даже тогда, когда тот выдал обоих своим криком? | Примерный ответ. Жилин не бросает Костылина, твёрдо следуя одному из своих жизненных принципов: «Бросить товарища не годится». Он несёт Костылина на себе, стремится уйти от погони, хотя ясно, что с такой ношей ему далеко не убежать: «Тяжело Жилину, ноги тоже в крови, и уморился». Всем своим поведением Жилин показывает, что во имя большой цели нужно терпеливо переносить трудности | |||
Почему Костылин так ведёт себя? | Примерный ответ. Костылин не привык к трудностям, не рассчитывает на свои собственные силы, надеется на то, что, заплатив выкуп, освободится из плена | |||
Какие качества характера проявляют герои в данных эпизодах? | Примерный ответ. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, Костылин нерешительность, трусость, эгоизм | |||
| ||||
| Слайд 6 Возможный вариант плана.
| Зачитывают свои цитатные планы. | ||
| Жилин не смирился с неудачей. Он полон решимости начать подготовку к новому побегу. Смог бы он осуществить свой замысел, если бы на помощь не пришла Дина? | Примерный ответ. Можно предположить, что упорство Жилина увенчалось бы успехом, одако намерения Абдула расправиться с пленными через две недели, если не придёт выкуп, оставляют мало надежды. Кроме того, хозяину пленников трудно противостоять требованиям враждебно настроенных татар | ||
Слайд 7 Почему Дина решилась помочь Жилину? | Примерный ответ. Дина – ребёнок. Детская душа наиболее восприимчива к доброте и любви. Девочка почувствовала, что Жилин чуток и добр. Именно этими качествами он отличается от окружающих её людей, исполненных злобы и ненависти к ни в чём не повинному человеку. Она чувствует, что законы человечности сильнее, чем законы ненависти и вражды | |||
В каких эпизодах наиболее полно проявляется чистосердечие Жилина, его чувство товарищеского долга, понимание своей ответственности за более слабого? | Примерный ответ. При первой возможности бежать Жилин снова предлагает Костылину свою помощь: «Ну, Костылин, пойдём, попытаемся последний раз; я тебя подсажу». Герой знает, что Костылин его может выдать, но чувство ответственности за судьбу товарища не позволяет оставить его в беде. В решительный момент, когда дорога каждая минута, Жилин не забывает о безопасности Дины. Протягивая ей шест, Жилин говорит: «Снеси на место, Дина, а то хватятся – прибьют тебя». | |||
Слайд 8 Найдите сочетания слов, передающие отношение Жилина к Дине. Какие чувства испытывает герой? | Примерный ответ. «Глазёнки блестят, как звёздочки», «Села на коленочки», «Прощай, Динушка», «Век тебя помнить буду…», «Спасибо… умница». Жилин с отцовской любовью относится к Дине. Так можно обращаться только к родному человеку. Он благодарен ей за доброту и участие. | |||
| Слайд 7,8 Ю.Н.Петров. «Жилин и Дина. Перед побегом»; М.С.Родионов. «Жилин и Дина пытаются снять колодку» | Работают с иллюстрациями. Ю.Н.Петров. «Жилин и Дина. Перед побегом»; М.С.Родионов. «Жилин и Дина пытаются снять колодку» | ||
| Прочитать выразительно описание ночи, когда Жилин вторично бежит из плена, от слов «… перекрестился Жилин…» до слов «Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать». Стр. 294 | Находят в тексте и читают. | ||
Вопрос. Как передана стремительность движения героя? | Примерный ответ. Вместе с героем всё движется в нарисованной Толстым картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой. Природа откликается на чувства героя | |||
| Прочитайте фрагмент «Освобождение» от слов «Вгляделся – видит: ружья блестят…» до конца рассказа. Стр. 295 | Находят фрагмент в тексте, читают и отвечают на вопрос. | ||
С помощью какой части речи передаётся состояние Жилина и атмосфера всего происходящего? | Выписывают глаголы, передающие состояние Жилина и атмосферу всего происходящего в тетрадь. Стр. 106 Примерный ответ. Глаголы передают динамику развития событий и чувств героя: вгляделся, видит, обрадовался, собрался, пошёл, думает, замахал, закричал, услыхали, вскочили, пустились, подхватил, окружили, спрашивают, сам себя не помнит, плачет и приговаривает, выбежали, обступили, прикрывает, разбивает, узнали, повезли, обрадовались, собрались, рассказал, остался служить | |||
3. | Работа по теории литературы |
| Слайд 9 Сюжет – последовательность, ход связанных друг с другом событий в художественном произведении. Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. В силу его многозначности данный термин часто путают с сюжетом. Если под сюжетом понимают хронологическую последовательность изображаемых событий, то под фабулой — тот порядок, в котором о них повествуется. Т.е. сюжет — схема события, а фабула — их конкретное и многостороннее изображение. Слайд 10 Фабульные элементы: Экспозиция – предыстория события или событий, которые лежат в основе художественного произведения; та часть литературного произведения, которая непосредственно предшествует началу основного действия, завязке. Завязка – событие, определяющее начало действия, «завязывание конфликта» в литературном произведении. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия. Развязка – заключительный момент в разрешении конфликта. | Читают статью самостоятельно. |
2.Оределение завязки, кульминации, развязки в рассказе «Кавказский пленник». | Определяют завязку, кульминацию, развязку.
| |||
4. | Подведение итогов урока | Беседа | Почему рассказ Л.Н.Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Слайд 13 | Ответ записывают в тетрадь стр.107. Примерный ответ. Назвав рассказ «Кавказский пленник», Толстой тем самым подчеркнул значимость образа Жилина для понимания художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении активной жизненной позиции, любви к людям как высшей нравственной основе в человеке |
Почему Л.Н.Толстой поместил свой рассказ в «Четвёртую книгу для чтения», то есть в учебную книгу для детей? Что, по мнению Л.Н.Толстого, должны осознать юные читатели? | Примерный ответ. Необходимо понять, что нельзя враждовать, разделяя людей по национальному признаку или вероисповеданию. Татарка Дина спасла русского Жилина, а русский Костылин не раз его предал. Нужно ценить в людях умение трудиться, быть верным в дружбе, мужественным, искренним, добрым, любящим и быть непримиримым к пассивности, ведущей к предательству; злобе, вражде, стремлению утвердиться за счёт других, диктовать свою волю | |||
5. | Домашнее задание | 1.Подготовить пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула», с.309-310, ч.1. 2.Записать 2-3 пословиц о любви к людям 3.Записать 2-3 высказываний о доброте 4.Записать 2-3 пословиц о войне и мире | Записывают задание. |
Литература:
- Базовый учебник «Литература». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. 2-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Москва: ООО «Русское слово - учебник», 2013.(ФГОС. Инновационная школа).
- Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5 класс. В двух частях. Ф.Е.Соловьёва; под редакцией Г.С.Меркина. Москва: ООО «Русское слово - учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
- Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Автор тематического планирования Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина. Москва: «Русское слово», 2010.
- Рабочая программва учебникам Г.С.Меркина «Литература. 5 класс», «Литература. 6 класс». Автор-составитель Ф.Е.Соловьева. Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
- Методическое пособие для учителя«Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Автор Ф.Е.Соловьёва,под редакцией Г.С.Меркина; Москва, «Русское слово», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки литературы по рассказу «Кавказский пленник» в 5 классе.
Урок 1. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.В первой части урока на стадии вызова учащиеся выделяют в формулировке темы ключевые с...
Технологическая карта урока.55 Урок контроля развивающего 5 класс ЛИТЕРАТУРА Рассказ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК Л.ТОЛСТОЙ
Технологическая карта урока.55 Урок контроля развивающего 5 класс ЛИТЕРАТУРА Рассказ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК Л.ТОЛСТОЙ...
Проверочная работа по рассказу "Кавказский пленник". Литература, 5 класс.
Проверочная работа из 10 вопросов на знание и понимание текста....
Групповая работа на уроке литературы по рассказу "Кавказский пленник"
Задания для работы в группе или в паре на сравнение персонажей рассказа Толстого....
Урок литературы в 5 классе по теме "Две жизненные позиции в рассказе "Кавказский пленник". Художественная идея рассказа."
Урок литературы в 5 классе....
Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа
Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...