Технологическая карта урока по теме "Две судьбы" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Общеизвестно, что от гармонии внутри человека зависит и гармония в его взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.
Ситуация, в которой человек сталкивается с нравственным выбором, и не всегда ясно, как поступить и что делать, стала ежечасной в наше непростое время. Именно поэтому выбор нравственных законов, по которым собираемся жить, так важен в жизни каждого человека, ведь от него зависит формирование нашего характера, нашей личности.
Восточная мудрость гласит:
Посей поступок – пожнешь привычку;
Посей привычку – пожнешь добродетель или порок;
Посей добродетель или порок – пожнешь характер;
Посей характер – пожнешь судьбу.
Еще раз вчитаемся в мудрые строки, подумаем…
Поступок – привычка – характер – судьба
Значит, в начале человеческой судьбы
лежит…поступок.
Рассмотрим эту истину на примере анализа судеб двух героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: молодых дворян Петра Андреевича Гринева и Алексея Ивановича Швабрина, опираясь на анализ отдельных глав, эпизодов, образов (заставляя учащихся вчитываться в повествование, вслушиваться в речь действующих лиц, активизируя интерес детей к отдельным художественным деталям, к слову), и приведем учащихся к постижению характера героя, к пониманию развивающихся в повести событий, ее сюжета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_att.docx | 61.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель | Чимитова Цырендулма Дашинимаевна |
Предмет | литература |
Класс | 8 |
Тема | Две судьбы (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») |
Цель деятельности | Опираясь на анализ отдельных глав, эпизодов, образов (заставляя учащихся вчитываться в повествование, вслушиваться в речь действующих лиц, активизируя интерес детей к отдельным художественным деталям, к слову), привести учащихся к постижению характера героя, к пониманию развивающихся в повести событий, ее сюжета |
Тип урока | Обобщающий урок |
Планируемые | Предметные. Знать: • основные признаки романа, его жанровое своеобразие :«семейственные записки»(выражение А.С. Пушкина), мемуары • основные этапы анализа прозаического текста; Метапредметные. Уметь: • выразительно читать и подробно пересказывать эпизоды текста; • определять тему и идею произведения; • давать развернутые ответы на вопросы; • находить в прозаических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте произведения. Личностные: формирование положительного отношения к учению, уважительного отношения к собеседнику. |
Методы и формы | Методы: чтение вслух, интроспективный анализ, развитие творческого самочувствия, творческого самовыражения, дискуссия Формы: фронтальная, индивидуальная, комментированное чтение и обсуждение. |
Образовательные | Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч.1 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014. |
Оборудование |
|
Основные понятия и термины | Повесть, поступок, характер, судьба, виды любви, испытание любовью, испытание на верность долгу и присяге, эпиграф |
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность | Формируемые умения |
I. Мотивация | Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. | Слушают учителя. | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. Актуализация знаний | : Во все времена семья, общество и народ стремились передать следующему поколению не только интеллектуальные знания, но и те нравственные ценности, обычаи и традиции, которые составляют основу здорового общества. Из истории мы знаем, что общества и даже целые цивилизации, которым это не удавалось, часто исчезали без следа. Материя, из которой создана цивилизация, очень непрочна, и общество может скатиться до варварства даже за одно поколение. Именно поэтому наиболее важной задачей для любого общества должно стать духовное и нравственное воспитание молодого поколения. Общеизвестно, что от гармонии внутри человека зависит и гармония в его взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром. Ситуация, в которой человек сталкивается с нравственным выбором, и не всегда ясно, как поступить и что делать, стала ежечасной в наше непростое время. Именно поэтому выбор нравственных законов, по которым собираемся жить, так важен в жизни каждого человека, ведь от него зависит формирование нашего характера, нашей личности. Восточная мудрость гласит: Посей поступок – пожнешь привычку; Посей привычку – пожнешь добродетель или порок; Посей добродетель или порок – пожнешь характер; Посей характер – пожнешь судьбу. Эту истину, принадлежащую восточным мудрецам, попробуем утвердить, обратившись к творчеству великого А.С. Пушкина. Всем людям присуще созидательное начало. Созидание доставляет нам радость. Одной из первых жизненных целей мы можем назвать создание собственной личности. Это величайшая радость – создавать себя, свои идеалы. При этом мы становимся лучше, правдивее, искреннее, начинаем уважать себя. Однако мы живем не в одиночестве. Величайшую радость доставляет нам создание отношений с другими людьми: семьей, родственниками, друзьями, незнакомыми прежде людьми и т.д. Задает вопросы: • Какую личность мы хотим создать? • Какие люди больше всего восхищают вас? • Каких друзей вы хотели бы иметь? Но, надо признаться, вокруг нас есть также есть ненадежные, нечестные, порой коварные люди. Как их распознать: где честный, а где нечестный? Вернемся к восточной мудрости, еще раз вчитаемся в мудрые строки, подумаем… Поступок – привычка – характер – судьба Значит, в начале человеческой судьбы лежит…поступок. Рассмотрим эту истину на примере анализа судеб двух героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: молодых дворян Петра Андреевича Гринева и Алексея Ивановича Швабрина Тема урока «Две судьбы» | Ответы:
Записывают тему урока и эпиграф к уроку «Береги честь смолоду, а платье – снову» (русская пословица) | К – понимают чувства других людей и сопереживают им, осваивают навыки сотрудничества Л – осознают свои |
III. Изучение нового материала | Воспитание истинных взаимоотношений между людьми, со всеми людьми в обществе начинается в семье, во взаимоотношениях с теми, кто наиболее нам близок. Именно в семье человек испытывает все виды любви: любовь родителей к детям, детей к родителям, любовь братьев и сестер друг к другу, супружескую любовь между родителями. Какова современная семья? Сохранила ли она те семейные ценности, передаваемые нашими предками из поколения в поколение? Сохранилась ли у современных людей забота о честном имени своего рода, своей семьи, своей фамилии? Что влечет за собой попрание семейных традиций общеизвестно, это отсутствие любви родителей к детям ведет к появлению детей – беспризорников; с каждым годом растет число брошенных своими детьми стариков – родителей, одиноко угасающих в доме престарелых или на помойке в больших городах: растет число так называемых неполных семей – печальный итог развода родителей и т.д. Через какие виды любви прошли в родительском доме Гринев и Швабрин? Обобщение: семейные узы Гриневых нерасторжимы: семья держится на любви, дружбе доверии; истинная любовь друг к другу - истинная любовь к Отечеству; верность друг к другу – верность к Отечеству. Заслуга семьи Гриневых в том, что их сын Петр вырос добрым, честным, справедливым. Швабрин – человек без корней, значит без нравственных устоев. | П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, используют речь для регуляции способов действия. | |
Ответы детей на вопросы Петр Андреевич Гринев • родительская любовь (без условий, только во благо) «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду со дворовыми мальчишками» Атмосфера добра, простоты, искренности Напутствие отца: …служи верно, кому присягнешь…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду… Семейные традиции: назван Петром в честь деда • любовь к родителям, к отчему дому («батюшка», «матушка») Верность наказу отца • любовь к дворовым людям (дядьке Савельичу, хорошее отношение к французу Бопре, к дворовым мальчишкам) Алексей Иванович Швабрин Ничего не известно | |||
IV. Практическая деятельность Комментированное чтение и обсуждение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | : Петр Андреевич Гринев, восприняв от семьи очень важные ценности, отправляется в дорогу, на место службы, «обливаясь слезами» от предстоящей разлуки с родными. Где же тот самый поступок, по которому мы должны распознать сначала характер, а затем и судьбу Гринева? | Составление таблицы «Черты характера героев»
| П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, формулируют собственное мнение и позицию.. К – применяют изученные правила общения; осваивают навыки сотрудничества Л – осознают свои |
Как вы думаете, почему он так повел себя? |
родительской опеки жизни.
| ||
То, что Гринёв первым попросил прощения у своего слуги Савельича, говорит о каких чертах его характера? Как повел себя Гринёв в эпизоде с проигрышем? О каких качествах характера Гринёва говорит этот поступок? Несомненно важную роль в судьбе героя играет эпизод с заячьим тулупом, в котором проявилась человечность и способность молодого Гринёва к чувству благодарности случайному прохожему, помогшему им выбраться к людям во время бурана в степи. О чем это говорит? |
держать слово дворянина: отдать биллиардный долг Зурину.
То, что юнец Гринёв был верен своему слову, повысило его в глазах Ивана Ивановича Зурина: в главе «Арест» именно майор Зурин спасает Гринёва и Машу Миронову от расправы гусаров, советует отправить Марью Ивановну в деревню к родителям, а самому Гринёву остаться в его отряде. И там же читаем, что Гринёв «чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы».
| ||
Рассмотрим, как ведет себя Гринёв на новом месте службы. Тяжело ли ему было осваиваться? Что известно о нем? Значит, Швабриным уже совершен поступок – убийство. Что вы можете сказать об этом его поступке? Что же вызвало у Гринева неприязнь к Швабрину? В любви Гринева к Маше Мироновой раскрывается то ценное, что было изначально заложено в его натуре: искренность и прямота, способность к глубокому и нежному чувству, мужество, верность в любви. Достойна ли избранница Гринева его любви? Докажите. Пройдя испытание любовью, Петр Гринев пройдет испытание на верность долгу и присяге («дал слово – держи») В судьбе Петра Гринева и Маши Мироновой, Алексея Швабрина роковую роль играет Пугачев - кровожадный злодей, изверг (по официальным правительственным документам), защитник бедных, сирот, угнетенных и обездоленных (по народным песням). И именно с Пугачевым будет связано «сильное и благое потрясение» в душе Гринева. Какие новые испытания приготовила ему судьба, после которых у Гринева было «благое» (значит хорошее) потрясение? По- вашему, каковы истоки предательства Швабрина? Почему ему, в отличие от Гринева, не было трудно стать казаком и дать присягу новоявленному царю? Молодой Гринев выдержал испытание в сложнейших условиях, исполнив наказ отца: «Береги честь смолоду». И в старости он рассматривает все произошедшее с ним как благо для себя. Так, нам, кажется, нужно понимать слова «сильное и благое потрясение». Герой не погибает, его спасает человечество. Пугачев поступает так, как ему велят не политические соображения, а простое человеческое чувство. От позорной казни, ожидающей Гринева, как изменника царя и Отечества и друга Пугачева, его спасает милость государыни, оказанная дочери капитана Миронова Маше. Нам симпатичен молодой дворянин Петр Андреевич Гринев - не вписывающийся в рамки дворянской этики своего времени. |
«Доброе семейство», состоявшее из Ивана Кузьмича – коменданта крепости, его жены Василисы Егоровны, которая «управляла не только мужем, но и «крепостию так точно, как и своим домком» и дочери Маши – «девки на выданье» скрасило жизнь Петру Гринёву, его «размышления, большею частию печальные».
| ||
V. Итоги урока Рефлексия деятель- | Заслушивает составленные обучающимися таблицы Вернемся к теме урока «Две судьбы», к эпиграфу и к восточной мудрости | Составляют таблицы, формулируют, что усвоено на уроке. | П – ориентируются в своей системе знаний, установить соответствие результатов поставленной цели. Р – оценивают собственную деятельность на уроке, формулируют то, что усвоено. Л – проявляют интерес к предмету |
VI. Домашнее задание | Подготовить сообщение на тему о значении семьи в жизни | Задают уточняющие вопросы | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин
Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
В методической разработке представлена технологическая карта урока литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...
Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе "А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ Петра Гринёва. Способы создания характера героя, его место в системе персонажей" .
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию учителя планироват предметных, метапредметных и личностных умений в соот...
Технологическая карта урока литературы «Оставаться человеком» по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», 5 класс
Беда и радость ходят рядомВечно –Людей спасает только человечностьПимен Панченко, народный поэт БелоруссииДействительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, сов...