Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Боровикова Ирина Анатольевна

В методической разработке представлена технологическая карта урока литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolgicheskaya_karta_uroka_literatury_7_klass.odt27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».Прославление любви и верности

Тип урока

Комбинированный

Форма проведения урока

Урок-беседа с элементами проектной деятельности

Цели:

  • сформировать представления о древнерусской литературе как о неотъемлемой части мировой культуры и неиссякающем источнике, питающем русскую классическую литературу;
  •  развивать читательскую культуры учащихся;
  • совершенствовать умения учащихся воспроизводить текст и анализировать прочитанное: выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям;
  • совершенствовать навыки монологической речи;
  • воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать, уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;
  • развивать память, логическое мышление, речь, способности, эмоции; формировать навыки исследовательской работы, продуктивного интеллектуального труда школьников.

Планируемые результаты

Предметные:

умение воспроизводить текст, анализировать его с различных точек зрения.

Метапредметные :

регулятивные: планирование действий, направленных на решение поставленной задачи;

познавательные: отрабатывание навыков поиска необходимой информации; коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

развитие представлений об образе человека в древнерусской литературе; формирование представлений об идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси.

Ресурсы урока:учебник, презентация, мультимедийный проектор, икона Святых Петра и Февронии Муромских.

Глоссарий урока:эпиграф,лингвист Дмитрий Сергеевич Лихачев,сказка, житие

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Образовательные ресурсы

Способ обратной связи

Продолжительность урока (с учетом требований работы с компьютером)

1. Этап активного целеполагания

Работа с эпиграфом.

 -Ребята, что такое эпиграф? - Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока. Высказывание принадлежит известному лингвисту Д.С. Лихачеву.

 «Святые, прославившиеся несколько столетий назад, князья Петр и Феврония Муромские явили для всего мира красоту и высоту православной семьи, став идеалом христианского супружества».

 - Какова основная мысль данного высказывания? - Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь

Запись темы: «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Прославление любви и верности

На прошлом уроке мы познакомились с содержанием «Повести о Петре и Февронии Муромских», а сегодня мы обратимся к произведению ещё раз, чтобы глубже вникнуть в суть повествования, чтобы понять, что же хотел рассказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волнуют писателя далёкого прошлого. Попробуем разобраться в характерах героев, вслушаемся в слово (речь) наших далёких предков и попытаемся провести параллель между прошлым, настоящим и будущим. Исходя из выше сказанного, я прошу вас сформулировать цели сегодняшнего урока. (Формулируют цели)  

Отвечают на вопросы.

Записывают тему урока.

Воспринимают информацию учителя

Отвечают на вопросы.

Формулируют цели урока

Презентация

Фронтальная беседа

5 минут

2. Операционно-деятельностный этап

Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских. Работа с текстом.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы все дома перечитали текст. А вспомнить основные эпизоды повести поможет небольшая викторина.

2.1.Викторина по «Повести…»

Кто является автором «Повести о Петре и Февронии Муромских»? (писатель и публицист 40-60 годов 16 века Ермолай или Еразм)

На слайде предствлены цитаты из текста. Необходимо ответить на вопросы и пересказать эпизод близко к тексту.

а) «Доблестный князь Пётр взял меч и с того дня искал подходящего времени, чтобы убить Змея».

 - Кто такой князь Пётр? Почему ему необходимо было убить Змея? Удалось ли это ему? Перескажите соответствующий эпизод близко к тексту, сохраняя по возможности стилистику древней литературы.

б) «Я – врач, но даров мне не надо. Моё слово таково: если не буду его супругой, нечего мне и лечить его». - Кто этот загадочный врач? Почему не взяла даров? Сумела ли она исцелить Петра? Кто она по происхождению? (Девица; крестьянка.)

в)«Вскоре он /Пётр/ вновь покрылся струпьями и язвами».

- Почему же Пётр не исцелился? Может, Февронии не хватило мудрости?

г)«Прибыли они в отчину свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно».

 - О ком говорит автор? Как же удалось Февронии взять Петра в мужья?

д) «Блаженный (благочестивый) Пётр не мог оставить жену свою ради своего княжения и решил покинуть Муром».

- Почему Пётр должен был оставить родной город? Почему не оставил жену свою ради княжения?

е) «Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество своё».

- К кому обращена эта просьба? Кто сказал это и почему? (Бояре.) - Как характеризует это вельмож? (Поняли свои ошибки.) - Смогли ли Пётр и Феврония простить бояр? Не пытались ли отомстить за обиды прошлые?

ж)«Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются…в едином гробе».

 - Как произошло это таинственное перемещение тел?

Учитель. Эта сцена смерти святых, которые чудесным образом оказались в одной гробнице, самая сильная в повести.

- Что хотел сказать автор этим эпизодом? Какие прекрасные качества человеческой души воспевает далёкий предок?

 2.2.Охарактеризуйте героев Петра и Февронию, подобрав оценочные эпитеты. Разделите страничку пополам. Справа запишите эпитеты, характеризующие Февронию, а слева - Петра. Итак, обобщим сказанное. Какие качества воспевает автор в повести. Запишите ответ в тетрадь. (Сначала учащиеся формулируют ответ в устной форме, а затем записывают в форме развёрнутого ответа в тетради. Проверка осуществляется на доске в форме «мозгового штурма»

Примерный ответ: В повести автор воспевает такие прекрасные качества человеческой души, как любовь, верность, преданность друг другу до гроба и т.п.)

2.3. Итоги работы в группах

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы выполняли задания по группам.

Итак, слово предоставляется руководителю 1 группы . Группа занималась исследованием критической статьи Д.С. Лихачева «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Учитель. Ребята, как вы считаете, можно ли однозначно отнести прочитанное произведение к какому либо жанру?

- Какие сказочные элементы вы отыскали в тексте? Какие фольклорные мотивы и образы использует автор? (Змей-оборотень, вступающий в связь с замужней женщиной; чудесный меч-кладенец, от которого змей погибает, мудрая дева, говорящая загадками; чудесные превращения, например, хлебных крошек в ладан и т. д.)

- А что ещё напоминает сказку? Какие две противоположные силы представлены в повести? (Добра и зла.) - Кто представляет в повести добро? Зло? Что побеждает в итоге? (Добро – как и во всех сказках.)

- А можно ли зло уничтожить ответным злом, ненавистью?

- Как поступают мудрые Пётр и Феврония, преодолевая все враждебные действия бояр? Помнят ли они зло, причинённое им? Отвечают ли злом на зло? (Они прощают боярам их ошибки, они не предают друг друга, они преданны друг другу, верны и благородны по отношению к другим.) - С какой интонацией нужно читать это произведение, насыщенное фольклорными элементами?

 - Черты какого жанра еще присутствуют в повести?

(жития)

 -Что такое житие?

Найдите определение в толковом словаре?

- Запишите определение в тетрадь.

 Сверхъестественные силы, проявляющиеся в способности входить в общение с ангелами

 Сверхъестественные силы, проявляющиеся в способности входить в общение с ангелами

 Сверхъестественные силы, проявляющиеся в способности входить в общение с ангелами

-Чудеса, которые творят герои -Необычная смерть и посмертные чудеса

-Необычная смерть и посмертные чудеса

Учитель. В основе изучения всякого художественного произведения – словарная работа. Жанры древнерусской литературы очень богаты наличием устаревшей лексики. Второй группе предлагалось не только выписать то или иное слово, но и дать его лексическое толкование. Кроме того, необходимо было выяснить, окончательно ли устарели эти слова или же до сих пор используются в разговорной речи. Результаты этой исследовательской работы предоставит руководитель группы

 Учитель. Ребята, скажите повесть представляет собой вымышленное повествование или имеет исторические прототипы? Петр и Феврония действительно существовали и жили они в г. Муроме. Тепеть там хранятся их мощи.

- Скажите, ребята, какой день вы привыкли праздновать как день влюбленных? (14 февраля)

- Ребята, в православии есть свой праздник, который называется День семьи, любви и верности. Празднуется он 8 июля в память о святых Петре им Февронии Муромских.

3 группа занималась проектированием буклета, пропагандирующего День семьи, любви и верности. Слово для защиты буклета предоставляется ….. Работа с буклетом. Сообщение об истории возникновения праздника готовила ….

2.4.Задание ромашка

-Ребята, я предлагаю вам выполнить необычное задание. Символом семьи в России считается ромашка.

1группа составляет ромашку с качествами, которые укрепляют семью. 2 группа с качествами, которые разъединяют семью.

3 группа с качествами, которые позволяют примирить эти стороны. Учитель. Дорогие ребята, я принесла вам икону святых Петра и Февронии Муромских. Эта икона приносит в дом мир и добро. Пусть в ваших семьях царит взаимопонимание, мудрость, терпение и, конечно же, любовь. И пусть никогда не будет в вашем доме места для раздоров, лжи и злобы. Ведь семья – любви великой царство

Отвечают на вопросы. Пересказывают эпизод близко к тексту.

Делают сравнительную характеристику Петра и Февронии. Подбирают эпитеты.

Петр

Феврония

Смелость

храбрость

религиозность

кротость и верность заповедям Божьим

мудрость

любовь и верность близким

умение прощать

Ум

чудесный дар

способность самоотверженно любить

нравстевенная чистота

верность

Обобщают полученные знания, делают вывод о неоднозначности жанра «Повести…»

Сравнивают повесть со сказкой.

Запись определения в тетрадь

Сравнивают повесть с житием.

На доске распределяют признаки сказки и жития в два столбика

Зачитывают устаревшие слова, находят на доске современное значение, соотносят слова и их значение

Защита буклета

Зачитывают качества, записывают на ромашке

Презентация, учебник

критическая статья Д.С. Лихачева «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Толковый словарь

интернет-источники

ромашка

Эвристический метод поискового обощения

Исследовательский, практический, познавательно-рефлексивный

Самоконтроль, взаимоконтроль с использованием эталонных ответов

10 минут

10 минут

15 минут

3. Оценочно-рефлексивный

Рефлексия

 Продолжи предложения

 1. На уроке мне было интересно узнать о….

2. Затруднение вызвало…

 3. После урока мне захотелось узнать о….

4. Урок мне понравился тем, что…

Продолжают предложение

Самоконтроль Контроль познавательной рефлексии

2 минуты

4. Подготовка учащихся к работе вне школы

1.Написать небольшую письменную работу «Моё отношение к героям (к одному из героев) повести» (к Петру; к Февронии; к вельможам и их жёнам). 2. Написать сравнительную оценочно–эмоциональную характеристику героев повести, например: Князь Пётр – справедливый и т.п. Феврония – мудрая, верная и т.п. Бояре и их жёны – завистливые, злые и т.п

Получают установку на выполнение дифференцирован ного домашнего задания

2 минуты

Дополнительный материал к уроку

Признаки сказки и жития

  1. Присутствуют волшебные помощники
  2. Добро побеждает зло
  3. Прославляются святые, происходит идеализация образов
  4. Есть традиционный зачин
  5. Герои проявляют любовь к Богу, живут по заповедям
  6. Герои творят чудеса
  7. Герои необычно умирают, происходят посмертные чудеса
  8. Все герои и события вымышлены
  9. Есть похвальное слово святым
  10. Чтобы произошло волшебство, герою надо произвести заклинание
  11. Используются постоянные эпитеты
  12. Герои разгадывают загадки

Лексическая работа

Устаревшие и незнакомые слова

Лексическое занчение

лукавый

Говорить прямо, открыто

ненароком

Клевета,ложное обвинение

Говорить без обиняков

Проявляющий, выражающий милость (то есть благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему сос тороны высшего)

порты

Воздать благодарность кому(чему)-нибудь

чурка

Короткий обрубок дерева

благочестивый

Соблюдающий предписания религии, церкви

праведный

Ароматный, душистый

навет

Ставший сиротой, одинокий, бедный

благовонный

Беда, непрятность

ладан

То же , что и штаны

блаженный

То же , что и умереть

милостивый

Ароматическая смоло, употребляющаяся для получения ароматного дыма при богослужении

благословить

Любящий детей

сирый

Ненамеренно, случайно

чадолюбивый

То же , что и святой

напасть

Союз «чтобы»

преставиться

1)благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам; 2) основанный на правде, справедливый

дабы

1)коварный, хитрый; «) игривый, исполненный добродушной хитрости

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Презентация к уроку литературы. Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии"

Презентация к уроку по древнерусской литературе...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2  урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...

Технологическая карта урока "Северная война и реформы Петра I"

Технологическая карта урока "Северная война и реформы Петра I"...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ Петра Гринёва. Способы создания характера героя, его место в системе персонажей" .

Обучение с использованием  технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию учителя планироват предметных, метапредметных и личностных умений в соот...