Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

 Морозова Наталья Юрьевна

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.  

 Тема урока: «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Цель урока - обучение анализу художественного произведения.

Образовательные задачи: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»;

Развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;

Воспитательные: воспитание нравственных понятий, поднятие проблемы отцов и детей;

воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: урок – размышление.

Урок раскрывает понятия «повесть», «тема», «проблема», «сюжет», «притча». Образ «маленького человека».

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: экран, компьютер, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_7_klass.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 МБОУ «СОШ пгт. Вахрушев им. И.П. Фархутдинова»

Технологическая карта урока

по предмету «Литература»

7 класс

«Культура и религия»

                                                                                                                   Составитель:

                                                                                                                              учитель литературы

      МБОУ «СОШ пгт. Вахрушев

                                                                                                                                       им. И.П. Фархутдинова»

                                                                                                                                            Морозова Наталья Юрьевна

пгт. Вахрушев

2023 г.

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

        

Класс: 7 класс

             Тип урока: Изучение нового материала.

           Тема;  «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и

              композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Тема

Урок объяснения  нового материала по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Цели

Образовательные:

Обобщать  знания, полученные в процессе изучения повести. Формировать умения оценивать поступки людей.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение ,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт  (Познавательные УУД).

Планируемый результат

Предметные:

Выявить ключевые идеи в повести, показать актуальность этих идей сегодня.

Уметь оценивать поступки людей.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Основные понятия

Нравственность, тема «маленького человека»

Межпредметные связи

История, русский язык, обществознание, икн

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.

Работа ведется в рабочих  листах и на доске.

Составляют кластер, обоснуя свое мнение.

Материалом служат  знания о повестях А.С. Пушкина, полученные в ходе библиотечного урока.

Прикрепляют образцы  к тематическому стенду.

Организует ответы на вопросы.

 

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельюность. Уточняет тематические рамки.

-вспомнить повести И. Белкина, когда и в какой последовательности записаны и опубликованы? Составление кластера об истории создания повестей Белкина

-проверка задания с помощью слайда №1

Проблемный вопрос: «Какие нравственные проблемы ставит А.С. Пушкин в «Станционном смотрителе»?

Уметь совместно окунуться время пушкинского творения (Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Формулировка темы урока, постановка цели

(2 мин)

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Организует формулировку темы урока детьми.

Организовать постановку цели урока детьми.

- Какая тема нашего урока? (.)

- Какую цель ставим? (.)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Изучение нового (12 мин)

Цель:

- организовать формирование знаний о нравственности

 

 

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ (прием «тонкие-толстые» вопросы

Отвечают на вопросы.

Работа со словарями (толковым, кратким словарем литературоведческих терминов), находят определение понятию «нравственность»

Ученики делают индивидуальные   сообщения на заранее заданную тему, о семейных ценностях (на примере изученной древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», о дорожном быте пушкинских времен, обязанности станционного смотрителя. Музей «Дом станционного смотрителя». Определяют разные стороны конфликта в повести. Прикрепляют листы к тематическому стенду.

Организует формирование зна-

ний  о нравственности

Работа со словарем

-что такое нравственность?

-какие духовные качества можно извлечь из двух повестей Пушкина? («Дубровский», «Станц. Смотритель»)

О какой любви? (Чувство любви смягчило сердце Дубровского, он преодолел чувство мести) на примере «станционного смотрителя». Определим ещё какой нравственный урок можно извлечь.

Знать содержание текстов, обобщить знания, полученные в процессе изучения повести

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

(Регулятивные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). 

Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

 (20 мин)

Цели:

-  организовать закрепление знаний содержания повести, умения анализировать данное произведение

Работают в группе.

1 ГГГГГГруппа – разбор эпиграфа

(Прочитайте эпиграф к повести «Станционный смотритель». Объясни значение слова «диктатор».

Найди в тексте ключевые слова, характеризующие смотрителей. Соответствует ли эпиграф характеру главного героя? Какова роль эпиграфа? (Ключевые слова: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».)

-2 группа – кто такие станционные смотрители в России, их обязанности

3 группа – работа над сюжетом произведения. Составить план

 Организует групповую работу.

В*32ыводы представлены на 2,3 слайдах

Уметь делать выводы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по предложенному учителем плану

(Регулятивные УУД).

Анализ произведения

Работа с учебником

Введение библейского мотива

Сообщение  ученика» Притча Евангельская о блудном сыне». Просмотр репродукции картины Рембранда «Возвращение блудного сына»

Актуальность темы: современность                    

Отвечают на вопросы, ищут по тесту, аргументируют ответ цитатами из текста.

над системой персонажей.

Чтение отрывка

Слушают сообщение, соотнося с картиной

Читают, осмысливают запись на доске.

 Обобщают содержание содержание тематического стенда.

Организует фронтальную проверку.

Работа

Организует самост. работу уч-ся

-Почему Самсон Вырин остался один?

-В чем причина разлуки отца с дочерью?

-Кто считает, что Дуня виновата? Самсон Вырин?

-слушем музыку. К кинофильму (что в этой мелодии? (грусть,  тоска, любовь, молодость)

-презентация Табель о рангах 1722года, установленный Петром1, наблюдение чина Самсона и Минского

-тема «маленького человеко»

Каким видел Самсона при первой встрече?

-

-найти строчки, где отец сам любовался дочерью

-2 встреча с Самсоном

-Мог Самсон предполагать, что родная дочь его бросит?

-слушание притчи о блудном сыне, просмотр картины Рембранда «возвращение блудного сына»

-можно провести параллель (заполнение таблицы)

Блудный сын

Дуня

-добровольно               -тайно увозит Уходит,

Отец  не ищет

                                         -богатый дом

                                          -боится встречи

                                         -чувствует вину

                                         -примерение с      

                                          -разгульный образ жизни              

                                    отцом не возможен

Отец радостно

Встречает. рад

Любому приезду

Нищий, голодный

-сын раскаивается

-Какую заповедь нарушила Дуня (почитай отца твоего и мать свою и будешь долголетен на земле. 5 ЗАПОВЕДЬ).

_составление синквейна (правило-подсказка записана на доске) на образ дочери_

Провести анализ и синтез текста

Сравнительная характеристика героя

ОСМЫСЛЕНИЕ

Уметь работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). 

Пробудить чувство ответственности за поступки (личностные УУД0

На основе наблюдений выявить ключевые идеи повести, показать актуальность этих идей и сегодня (предметные ууд, познавательные ууд)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Заполняют бланк самооценки

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

-Какой нравственный урок извлекли?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа  «Мне было трудно понять,» «Урок понравился, потому….». «Я усвоил….»

Я оцениваю свои знания…., потому что…

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

           

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII. Домашнее задание

Выберите:

  1. Дайте советы Дуне
  2. Напишите письмо отцу от лица Дуни

Приложение 1

Доклад

Станционный смотритель – это специалист, отвечающий за безопасность и правильное функционирование железнодорожных станций. Его главная задача заключается в обеспечении безопасности на перегонах, путях, станциях и вокзалах, а также в контроле и регулировании движения поездов.

Станционный смотритель отвечает за следующие обязанности: обеспечение правильного организационного и технического состояния станции, контроль за движением и взаимодействием поездов на станции, обнаружение и устранение неисправностей в системах управления, осуществление оперативного реагирования на возникающие проблемы, контроль и обеспечение безопасности на территории станции, а также организация работы персонала станции.

Роль станционного смотрителя невозможно переоценить – именно благодаря его работе происходит эффективное и безопасное движение поездов, а пассажиры и работники станции чувствуют себя защищенными и уверенными в том, что железнодорожные перевозки проводятся профессионально и безопасно.

Содержание

Роль и обязанности станционного смотрителя: зачем нужны?

Роль в обеспечении безопасности и порядка

Обязанности в поддержании технической исправности и работоспособности оборудования

Роль в обеспечении безопасности пассажиров и грузов

Обязанности в контроле перевозок и соблюдении правил перемещения

Вопрос-ответ

Какие обязанности у станционного смотрителя?

Какие качества должен обладать станционный смотритель?

Какая роль станционного смотрителя в системе железнодорожного транспорта?

Какие навыки нужно иметь, чтобы стать станционным смотрителем?

Роль и обязанности станционного смотрителя: зачем нужны?

Станционный смотритель – это специалист, ответственный за безопасность и нормальное функционирование станции. Его роль и обязанности играют важную роль в обеспечении безопасности, качества обслуживания и сохранности имущества станции. Ниже представлены основные задачи и обязанности станционного смотрителя:

Обеспечение безопасности. Станционный смотритель следит за безопасностью на станции, осуществляет контроль за поступающими и покидающими станцию людьми, принимает меры для предотвращения возможных происшествий и аварий.

Техническое обслуживание. Смотритель отвечает за техническое обслуживание и нормальное функционирование технического оборудования на станции, такого как эскалаторы, лифты, сигнальные системы и др. Он следит за исправностью и своевременным проведением ремонтных работ.

Контроль за порядком и чистотой. Смотритель поддерживает чистоту и порядок на станции, следит за состоянием помещений, площадок, туалетов и других общественных мест. Также он контролирует работу уборщиков и обслуживающего персонала.

Организация пассажирских потоков. Смотритель осуществляет организацию и контроль за пассажирскими потоками на станции, направляет пассажиров, следит за соблюдением правил и порядка при посадке и высадке.

Обеспечение информационной поддержки. Смотритель предоставляет пассажирам актуальную информацию о расписании движения поездов, задержках, изменениях в работе станции и других важных событиях. Он отвечает на вопросы пассажиров и помогает им сориентироваться на станции.

Взаимодействие с другими службами и организациями. Смотритель поддерживает связь и сотрудничает с другими службами и организациями, такими как полиция, скорая помощь, пожарная охрана и другие, для оперативного реагирования на различные ситуации.

Роль станционного смотрителя важна для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров, а также для эффективного функционирования станций общественного транспорта. За счет своего профессионализма и ответственности, станционный смотритель обеспечивает надежность работы системы и повышает качество обслуживания пассажиров.

Источник: https://xn--870-iddfg5dar7d.xn--p1ai/faq/cto-takoe-stancionnyi-smotritel


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Данная презентация содержит наглядный материал, иллюстрации к повести Н.В.Гоголя "Шинель"....

Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Цель: Раскрыть образ "маленького человека".Задачи: ·         Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного ...

А.А.Башмачкин - образ "маленького человека" (по повести Н.Гоголя "Шинель")

Урок построен с требования ФГОС. Ученики заполняют таблицу, работая с текстом художестенного произведения....

А.С. ПУШКИН. ПОВЕСТИ БЕЛКИНА: "СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ"

Перед вами урок, посвященный повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (из цикла "Повести покойного Ивана Петровича Белкина").  На уроке подробно изучается:История создани...

Урок литературы с использованием проектно-исследовательской технологии по теме: "Образ маленького человека в повести «Станционный смотритель»"

Урок открытия нового знания с использованием  проектно-исследовательской и коммуникативной технологий (исследование «Кто такой маленький человек», дискуссия)...

Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...