Технологическая карта урока литературы в 8 классе "А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ Петра Гринёва. Способы создания характера героя, его место в системе персонажей" .
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию учителя планироват предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Заранее спланированная деятельность имеет больше шансов на успех, т.к. уже в ходе составления схемы прорабатываются возможные варианты выхода. Технологическая карта помогает организовать класс на какую-либо деятельность. .В схему включены блоки, на которые разделен урок, прописаны варианты самостоятельной и групповой работы. В результате на уроке не было пробелов, ученики добились цели, чётко следуя плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 108.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка технологической карты урока по литературе
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Савченко Ольга Константиновна |
Место работы | Московская область, г. Руза, МАОУ «СОШ № 3 Г. Рузы» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 1 триместр (18 урок) |
Тема урока | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ Петра Гринёва. Способы создания характера героя, его место в системе персонажей. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, уважения к культуре других народов; развитие морального сознания и нравственных чувств, компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | |
Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | |
Предметные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, умение анализировать литературное произведение; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): автор, герой произведения, характер, воля, честь, искренность, порядочность, любовь. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
Тетрадь по литературе. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Эвристическая беседа, чтение повести, аналитическая беседа по содержанию беседа по содержанию, сжатый пересказ отдельных эпизодов романа, работа над ключевыми эпизодами романа, составление сравнительной характеристики, фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Проверка д/з: До сих пор нет единого мнения в определении жанра Капитанской дочки». Что это: повесть? роман? воспоминания? исторический роман? Приведите аргументы в пользу каждого из жанров. 1 группа. В «Капитанской дочке» есть художественный вымысел. Написана в форме воспоминаний, рассказывает о судьбе и жизни небогатых людей. Небольшая по объему. Это повесть. 2 группа. Да, произведение А. Пушкина невелико по объему, но судьба героев тесно переплетается с историческими событиями Российской империи. Восстание под предводительством Пугачёва – исторически значимое событие для страны. Пушкин упоминает имена конкретных исторических личностей: императрица Екатерина II, граф Миних, Пугачёв. Прослеживается несколько сюжетных линий. По масштабу изображения «Капитанская дочка» - роман. Оценка учителя: Сам автор определил жанр «Капитанской дочки» как повесть. Современные литературоведы считают, что это исторический роман. Мы можем согласиться с ними или принять мнение самого Пушкина. Назовите главного героя произведения. Как формировался характер Петра Гринёва? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Работа в группах. 1 группа. Дайте определение слову «характер», воспользуйтесь ссылкой: https://gufo.me/dict/ozhegov?page=3&letter=о + словарь в классе. 2 группа. Дайте определение понятию «характер литературного героя», опираясь на материалы словаря литературоведческих терминов. 3 группа. Дайте определение значению имени главного героя? Воспользуйтесь ссылками: https://kakzovut.ru и http://lit-helper. ru/p_Kapitanskaya_dochka_harakteristika_obraza_Grinev_Petr_Andreevich_Petrusha; http://harakteristik.narod.ru/index-940.htm. Установите, поддерживает ли Пётр Гринев значение имени. Приведите аргументы. |
Ключевое слово – характер. Обратимся к тексту рассказа и попробуем, опираясь на текст и материалы, с которыми мы работали в группах, понять характер главного героя, причины его поступков. Определим, какое место он занимает в системе персонажей? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
На уроке мы узнаем, какие изменения происходят в характере Петра Гринёва на протяжении повествования. Вы научитесь анализировать эпизоды, обобщать литературный материал, создавать речевое высказывание как устное, так и письменное (https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/68934-sochinenija-k-sborniku-oge-2024-36-variantov.html) |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Главное действующее лицо романа – Пётр Гринёв. Он же и «автор» записок. В нём два образа: образ молодого офицера с его историей жизни и поступками, и образ старого помещика, офицера в отставке с большим жизненным опытом. За образом повествователя мы угадываем автора – Пушкина. Для работы предлагается План
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Выявите: какие черты характера свойственны главному герою Петру Гринёву? Подтвердите/аргументируйте проявление этих черт словами из текста. Опирайтесь на алгоритм анализа эпизода при составлении речевого высказывания. Памятка. Анализ эпизода 1. Где и когда происходят события, о которых идёт речь в эпизоде? 2. Главные герои (-й), о которых идёт речь. Кто они такие? 3. Как меняется состояние героев (-я) на протяжении эпизода? С чем это связано? Как это показывает автор? Что делает автор для того, чтобы нам легче было понять состояние героев и их поступки? 4. При помощи каких художественных средств (пейзаж, портрет, диалог, прямая авторская характеристика, внутренний монолог героя и т.п.) и речевых выразительных (повтор и т.д.) и изобразительных средств (тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и т.д.) автор создаёт эмоциональную атмосферу эпизода? 5. Что меняет эпизод в судьбе героев? Почему он важен? Как он связан с другими эпизодами? Какова его роль во всём произведении? Что этот эпизод даёт нам, читателям, для понимания смысла всего произведения? Проверьте по ключам правильность выполнения задания. 1 группа. Приведите примеры из глав I-III, как формируется характер Гринёва. Зачитать завет отца. Создайте речевое высказывание, отвечая на вопрос: какие черты характера Петра Гринёва проявляются в этом эпизоде? 2 группа. Сделайте анализ эпизода из главы IV («Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза…) Создайте речевое высказывание, отвечая на вопрос: какие черты характера Петра Гринёва проявляются в этом эпизоде? 3 группа. Сделайте анализ эпизода из главы V («Проснувшись, подозвал я Савельича…» до («Со Швабриным я помирился…»). Создайте речевое высказывание, отвечая на вопрос: какие черты характера Петра Гринёва проявляются в этом эпизоде? 4 группа. Прокомментируйте последнюю фразу главы V («Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».) 5 группа. Сделайте анализ эпизода из главы VI (От «Схвачен был башкирец…» до «Все были поражены».) Создайте речевое высказывание, отвечая на вопрос: какие черты характера Петра Гринёва проявляются в этом эпизоде? 6 группа. Сделайте анализ эпизода из главы VII (от «Очередь была за мною». до «Жители начали присягать».) Создайте речевое высказывание, отвечая на вопрос: какие черты характера Петра Гринёва проявляются в этом эпизоде? 7 группа. Сделайте анализ эпизода из главы VIII (от «Оставшись один, я погрузился в размышления» до «Я оставил Пугачёва…».) Создайте речевое высказывание, отвечая на вопрос: какие черты характера Петра Гринёва проявляются в этом эпизоде? 8 группа. Сделайте анализ эпизодов из главы XI (от «Странная мысль пришла мне в голову…» по «Я спокойно отвечал…»; «Легко можно себе представить…» до конца главы) Создайте речевое высказывание, отвечая на вопрос: какие черты характера Петра Гринёва проявляются в этом эпизоде? 9 группа. Сделайте анализ эпизодов из главы XII («Слушай, - продолжал я…» до «Тут он оборотился к Швабрину…»; от «Наконец я стал объяснять ей…» до «Пугачёв уехал».) Создайте речевое высказывание, отвечая на вопрос: какие черты характера Петра Гринёва проявляются в этом эпизоде? 10 группа. Сделайте анализ эпизода из главы XIII («Я вошёл в залу довольно обширную».) Создайте речевое высказывание, отвечая на вопрос: какие черты характера Петра Гринёва проявляются в этом эпизоде? Ответы.
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Вы сейчас выполняли важную работу – строили устное речевое высказывание. Опираясь на алгоритм, составьте план письменного речевого высказывания в формате сочинения по литературе Общая структура сочинения I. Вступление (20-30 слов). II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 150-200 слов.
III. Заключение (20-30 слов). |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Честь в романе А.С. Пушкина стала мерой человечности и порядочности. В реальной жизни мы тоже встречаем людей, которые «берегут честь смолоду». Таким есть Захар Прилепин (реальная жизнь). Герой романа В. Каверина «Два капитана» Саня Григорьев тоже честный человек. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Работа в группах. Опираясь на алгоритм, составьте письменное речевое высказывание в формате литературного сочинения. 1 группа. I. Вступление (20-30 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. 2 группа. II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 150-200 слов. Детство и юность, среда, воспитавшая героя. 3 группа. Первое вступление в самостоятельную жизнь. 4 группа. Как проявляет себя Гринёв в поединке со Швабриным. 5 группа. История любви к Маше. 6 группа. «Благие» потрясения. 7 группа. Отношения с Пугачёвым. 8 группа. «Береги честь смолоду». 9 группа. III. Заключение (20-30 слов) |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Составьте устное речевое высказывание, отвечая на вопрос: какие черты характера русского ярко проявляются в современной нам жизни? Что изменилось, а что осталось неизменным? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на свой жизненный опыт. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Отец завещал сыну беречь «честь смолоду», как «платье снову». Сделайте вывод: удалось ли Петру Гринёву выполнить завет отца? (Пётр Гринёв не уронил ни чести, ни достоинства, не подвёл своих родителей. Ни разу не погрешил против чести, проявил искренность, смелость, правдивость.) Ответьте на вопрос: кто ещё, кроме Петра Гринёва, сберёг честь? Аргументируйте свой ответ. (Ответ. Маша Миронова сберегла свою честь и любовь. Проявила твёрдость характера, отправившись к императрице, чтобы спасти любимого. Преодолевает трудности. Испытания воспитывают в ней стойкость и мужество. Маша – девушка с сильной волей.Поэтому роман и назван «Капитанская дочка».) |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Работа в парах. Проверьте друг друга. Составьте план ответа на вопрос: Как формируется характер Петра Гринёва на протяжении всего романа? |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
На уроке, выполняя разные задания, мы анализировали эпизоды, находили ключевые моменты, выявляли особенности характера героя рассказа, составляли устное речевое высказывание и элементы письменного речевого высказывания, работали по памяткам и следовали алгоритму выполнения заданий. Все это поможет нам в выполнении домашнего задания. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Напишите литературное сочинение, используя алгоритм написания. Тема «Формирование характера Петра Гринёва». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...
Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин
Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс....
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс
Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педаг...
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...
Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
Технологическая карта урока...