Технологическая карта урока литературы «Оставаться человеком» по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Короткова Надежда Романовна

Беда и радость ходят рядом
Вечно –
Людей спасает только человечность

Пимен Панченко, народный поэт Белоруссии

Действительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, совсем еще дети, нищие дети, «дети подземелья».

Особое внимание в тексте уделено детям – представителям двух миров: миру нищих и миру обеспеченных, богатых. Но кто же будет главным героем нашего урока, обездоленные дети Тыбурция или сын судьи?

Почему?

Писатель показал, что в жизни человека бывает не только горе, страдание, но и радость, которую приносят сочувствие, сострадание, дружеская привязанность – все прекрасные и благородные чувства, способные осветить самые темные углы подземелья.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_v.g.korolenko.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Учитель русского языка и литературы: Короткова Надежда Романовна

МБОУ «Мигнинская СОШ» имени Полного Кавалера ордена Славы Юферова Григория Прокопьевича

.Тема урока: «Оставаться человеком» по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цели:

  • совершенствование навыков анализа художественного произведения;
  • развитие монологической речи учащихся;
  • воспитание чувства понимания, сострадания, любви к ближнему.

Задачи:

образовательные:

  • осознать и осмыслить идейное содержание повести;

развивающие:

  • развитие устной речи, эмоционально-образного и аналитического мышления учащихся;

воспитательные:

  • формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • владение элементами анализа текста

Метапредметные:

регулятивные

  • целеполагание, планирование работы;
  • организация самоконтроля, самооценки.

коммуникативные

  • организация сотрудничества между обучающимися и учителем, между обучающимися;
  • формирование устной речи.

познавательные

  • поиск и выделение необходимой информации
  • содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • организация самоконтроля, самооценки
  • моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)

личностные

  • мотивация
  • способность к самооценке

Средства обучения: компьютер, портрет В.Г. Короленко, запись песни “Я начал жить в трущобах городских...”, иллюстрации к произведению, рисунки учащихся.

Межпредметные связи: литература и музыка, изобразительное искусство

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы и методы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1. Организа-
ционный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Фронтальный. Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Включает детей в учебную деятельность, обсуждает учебную ситуацию

Прочитайте эпиграф.

Какое слово самое главное? Как оно соотносится с темой урока?

Беда и радость ходят рядом
Вечно –
Людей спасает только человечность
Пимен Панченко, народный поэт Белоруссии

Личностные (мотивация).

Коммуни-
кативные (формирование устной речи).

Отвечают на вопросы учителя, настраивают

ся на урок

Устные ответы

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Обеспечить мотивацию учения детьми. Принятия ими целей урока

ИндивидуальнаяОпределяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Организует обсуждение целей урока

Регулятивные (целеполагание).

Коммуникативные (устная речь).

Формулируют цели урока

Участие в формулировке цели урока и запись в тетрадь

3. Слово учителя. Этап актуализации

Актуализировать опорные знания и способы действия

Парная. Проблемный метод

Действительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, совсем еще дети, нищие дети, «дети подземелья».

Особое внимание в тексте уделено детям – представителям двух миров: миру нищих и миру обеспеченных, богатых. Но кто же будет главным героем нашего урока, обездоленные дети Тыбурция или сын судьи?

Почему?

Писатель показал, что в жизни человека бывает не только горе, страдание, но и радость, которую приносят сочувствие, сострадание, дружеская привязанность – все прекрасные и благородные чувства, способные осветить самые темные углы подземелья.

Создает проблемную ситуацию, задает проблемные вопросы

Слушание записи песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров” “Я начал жить в трущобах городских...”.

Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “В дурном обществе” предваряет такая песня? О каких героях вы вспомнили, слушая её?

Познавательные (постановка проблемы). Коммуни-
кативные (ответы на вопросы).

В парах отвечают на вопросы, выделяют проблему

Слушают запись песни, обсуждают в парах проблемный вопрос. Дают полный развёрнутый ответ с примерами..

4. Обобщение и систематизация знаний

Включить в целенаправленную деятельность

Групповая.

Наглядный, частично-
поисковый

Консультирует, отвечает на вопросы учеников

О чём вас заставляет задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

Работа с произведениями изобразительного искусства. Презентация.

В чём созвучие полотен русских художников повести Короленко?

Работа с текстом повести. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему?

Где обитают эти “тёмные личности”? Почему?

Найдите описание старого замка и часовни.

Соответствуют ли иллюстрации художников Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище “дурного общества”?

С чьей точки зрения оно “дурное”? Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется?

Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение)

Личностные (формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания)

Ребята в группах (1 группа работает с произведениями изобразительного искусства, 2 группа работает с текстом), обе группы дают развёрнутые ответы на вопросы учителя

Развёрнутые ответы по результатам работы в группах.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечение восприятия. Осмысления и запоминания изучаемой темы

Индивидуальная.Выступление перед аудиторией

Наглядный, частично-поисковый

Консультирует

а) драма в семье судьи

б) дружба с Валеком и Марусей

Есть ли что-то общее, сближающее их?

в) история с куклой

г) синквейн (в тетрадях)

Коммуникативные

(сотрудничество).

Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение)

Составляют интеллект-карту, проговаривают полученную информацию

Составление синквейна

6. Динамическая пауза

Физминутка (видео)

Личностные (работа в команде одноклассников под руководством) учителя).

Коммуникативные (согласованность действий с партнерами

Выполняют несколько упражнений под музыку

7. Этап самостоятельной работы

Выявление качества и уровня усвоения знаний

Индивидуальная работа

Организует самостоятельную работу

Ответы на вопросы на “3”, “4”, “5” по выбору

Познавательные (логические – анализ, сравнение)

Выполняют задания (письменно отвечают на вопросы)

Разноуровневая самостоятельная письменная работа

8. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Фронтальная. Словесный

Я предлагаю вам побыть в роли писателя: измените финал повести. Напишите сочинение на тему: “Я хочу, чтобы Маруся осталась жива”или сочинение-миниатюру «Спешите делать добрые слова»

Коммуникативные

(развитие устной речи).

Обсуждают домашнее задание, задают вопросы

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Анализ и содержание итогов работы, выводы по изученному материалу.

Метод контроля,

познавательно-
рефлексивный

Оценивает, корректирует деятельность учащихся

Коммуникативные

(развитие устной речи). Личностные

(рефлексия).

Регулятивные (самооценка).

Анализируют свою деятельность, оценивают себя, ставят себе отметку, обсуждают отметку с учителем

Оценочные листы

Рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

  • СИНКВЕЙН – «пятистишие»

Название темы или объекта

(1 слово, сущ.)

Описание темы или объекта

(2 слова, прил.)

Описание действия в рамках темы

(3-4 слова, гл.)

Отношение к теме

(Связная фраза, не менее 4 слов)

Повторение сути темы или объекта

(Синоним верхней строки)

Доброта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...

Технологическая карта урока литературы «Встать! Суд идет!» или «Права Маруси» (Короленко В. Г. "Дети подземелья") Парламентский урок

Интегрированный урок литературы и обществознания «Встать! Суд идет! Или «Права Маруси» представляет собой комбинированный вид урока. Это урок-суд, суд над взрослыми, которые в силу о...

Технологическая карта урока литературы в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-комплект 8-9)

Тема урока: Мастерство Ги де Мопассана в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в новелле «Исповедь».Тип урока:   Урок внеклассного чтения...

Технологическая карта урока литературы по В.Г.Короленко " В дурном обществе".

Урок проведен в  5 классе, Тип урока: урок открытия нового знания...

Презентация и технологическая карта урока литературы «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Технологическая карта урокаКласс:  5       Предмет: ЛитератураТема урока: «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....