Технологическая карта урока литературы «Оставаться человеком» по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Беда и радость ходят рядом
Вечно –
Людей спасает только человечность
Пимен Панченко, народный поэт Белоруссии
Действительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, совсем еще дети, нищие дети, «дети подземелья».
Особое внимание в тексте уделено детям – представителям двух миров: миру нищих и миру обеспеченных, богатых. Но кто же будет главным героем нашего урока, обездоленные дети Тыбурция или сын судьи?
Почему?
Писатель показал, что в жизни человека бывает не только горе, страдание, но и радость, которую приносят сочувствие, сострадание, дружеская привязанность – все прекрасные и благородные чувства, способные осветить самые темные углы подземелья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_v.g.korolenko.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Учитель русского языка и литературы: Короткова Надежда Романовна
МБОУ «Мигнинская СОШ» имени Полного Кавалера ордена Славы Юферова Григория Прокопьевича
.Тема урока: «Оставаться человеком» по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цели:
- совершенствование навыков анализа художественного произведения;
- развитие монологической речи учащихся;
- воспитание чувства понимания, сострадания, любви к ближнему.
Задачи:
образовательные:
- осознать и осмыслить идейное содержание повести;
развивающие:
- развитие устной речи, эмоционально-образного и аналитического мышления учащихся;
воспитательные:
- формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- владение элементами анализа текста
Метапредметные:
регулятивные
- целеполагание, планирование работы;
- организация самоконтроля, самооценки.
коммуникативные
- организация сотрудничества между обучающимися и учителем, между обучающимися;
- формирование устной речи.
познавательные
- поиск и выделение необходимой информации
- содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
- организация самоконтроля, самооценки
- моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)
личностные
- мотивация
- способность к самооценке
Средства обучения: компьютер, портрет В.Г. Короленко, запись песни “Я начал жить в трущобах городских...”, иллюстрации к произведению, рисунки учащихся.
Межпредметные связи: литература и музыка, изобразительное искусство
Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы и методы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1. Организа- | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Фронтальный. Словесный, метод мотивации учебной деятельности | Включает детей в учебную деятельность, обсуждает учебную ситуацию Прочитайте эпиграф. Какое слово самое главное? Как оно соотносится с темой урока? Беда и радость ходят рядом | Личностные (мотивация). Коммуни- | Отвечают на вопросы учителя, настраивают ся на урок | Устные ответы |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Обеспечить мотивацию учения детьми. Принятия ими целей урока | ИндивидуальнаяОпределяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок | Организует обсуждение целей урока | Регулятивные (целеполагание). Коммуникативные (устная речь). | Формулируют цели урока | Участие в формулировке цели урока и запись в тетрадь |
3. Слово учителя. Этап актуализации | Актуализировать опорные знания и способы действия | Парная. Проблемный метод | Действительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, совсем еще дети, нищие дети, «дети подземелья». Особое внимание в тексте уделено детям – представителям двух миров: миру нищих и миру обеспеченных, богатых. Но кто же будет главным героем нашего урока, обездоленные дети Тыбурция или сын судьи? Почему? Писатель показал, что в жизни человека бывает не только горе, страдание, но и радость, которую приносят сочувствие, сострадание, дружеская привязанность – все прекрасные и благородные чувства, способные осветить самые темные углы подземелья. Создает проблемную ситуацию, задает проблемные вопросы Слушание записи песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров” “Я начал жить в трущобах городских...”. Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “В дурном обществе” предваряет такая песня? О каких героях вы вспомнили, слушая её? | Познавательные (постановка проблемы). Коммуни- | В парах отвечают на вопросы, выделяют проблему | Слушают запись песни, обсуждают в парах проблемный вопрос. Дают полный развёрнутый ответ с примерами.. |
4. Обобщение и систематизация знаний | Включить в целенаправленную деятельность | Групповая. Наглядный, частично- | Консультирует, отвечает на вопросы учеников О чём вас заставляет задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему? Работа с произведениями изобразительного искусства. Презентация. В чём созвучие полотен русских художников повести Короленко? Работа с текстом повести. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Где обитают эти “тёмные личности”? Почему? Найдите описание старого замка и часовни. Соответствуют ли иллюстрации художников Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище “дурного общества”? С чьей точки зрения оно “дурное”? Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? | Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) Личностные (формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания) | Ребята в группах (1 группа работает с произведениями изобразительного искусства, 2 группа работает с текстом), обе группы дают развёрнутые ответы на вопросы учителя | Развёрнутые ответы по результатам работы в группах. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Обеспечение восприятия. Осмысления и запоминания изучаемой темы | Индивидуальная.Выступление перед аудиторией Наглядный, частично-поисковый | Консультирует а) драма в семье судьи б) дружба с Валеком и Марусей Есть ли что-то общее, сближающее их? в) история с куклой г) синквейн (в тетрадях) | Коммуникативные (сотрудничество). Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) | Составляют интеллект-карту, проговаривают полученную информацию | Составление синквейна |
6. Динамическая пауза |
| Физминутка (видео) | Личностные (работа в команде одноклассников под руководством) учителя). Коммуникативные (согласованность действий с партнерами | Выполняют несколько упражнений под музыку | ||
7. Этап самостоятельной работы | Выявление качества и уровня усвоения знаний | Индивидуальная работа | Организует самостоятельную работу Ответы на вопросы на “3”, “4”, “5” по выбору | Познавательные (логические – анализ, сравнение) | Выполняют задания (письменно отвечают на вопросы) | Разноуровневая самостоятельная письменная работа |
8. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный | Я предлагаю вам побыть в роли писателя: измените финал повести. Напишите сочинение на тему: “Я хочу, чтобы Маруся осталась жива”или сочинение-миниатюру «Спешите делать добрые слова» | Коммуникативные (развитие устной речи). | Обсуждают домашнее задание, задают вопросы | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Анализ и содержание итогов работы, выводы по изученному материалу. | Метод контроля, познавательно- | Оценивает, корректирует деятельность учащихся | Коммуникативные (развитие устной речи). Личностные (рефлексия). Регулятивные (самооценка). | Анализируют свою деятельность, оценивают себя, ставят себе отметку, обсуждают отметку с учителем | Оценочные листы |
Рефлексия
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
- СИНКВЕЙН – «пятистишие»
Название темы или объекта
(1 слово, сущ.)
Описание темы или объекта
(2 слова, прил.)
Описание действия в рамках темы
(3-4 слова, гл.)
Отношение к теме
(Связная фраза, не менее 4 слов)
Повторение сути темы или объекта
(Синоним верхней строки)
Доброта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока: «...
Технологическая карта урока литературы «Встать! Суд идет!» или «Права Маруси» (Короленко В. Г. "Дети подземелья") Парламентский урок
Интегрированный урок литературы и обществознания «Встать! Суд идет! Или «Права Маруси» представляет собой комбинированный вид урока. Это урок-суд, суд над взрослыми, которые в силу о...
Технологическая карта урока литературы в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-комплект 8-9)
Тема урока: Мастерство Ги де Мопассана в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в новелле «Исповедь».Тип урока: Урок внеклассного чтения...
Технологическая карта урока литературы по В.Г.Короленко " В дурном обществе".
Урок проведен в 5 классе, Тип урока: урок открытия нового знания...
Презентация и технологическая карта урока литературы «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Технологическая карта урокаКласс: 5 Предмет: ЛитератураТема урока: «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....